КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контрактная теория фирмыФирма в неоклассической теории. Природа фирмы Четыре современные парадигмы в теории фирмы
С. Уинтер использует термин «ортодоксия рабочих материалов» для обозначения новейших исследований, проведенных теоретиками, работающими в рамках модели оптимизирующего поведения и занимающихся в основном структурой взаимоотношений между действующими лицами, вовлеченными в фирму. 8.2. Теория фирмы: альтернативные подходы В настоящее время различают 3 альтернативных подхода (концепции) в изучении поведения фирм: 1) неоклассический, или маржиналистский; 2) неоинституциональный; 3) бихевиористский (см. схему 1 и лекцию по «Экономической теории» на тему «Фирмы и рынки»).
Институциональный подход показал, что образование фирмы позволяет достичь экономии на общих издержках путем трансформации трансакционных издержек независимых агентов на открытом рынке в организационные внутренние издержки фирмы. Поэтому для анализа природы фирмы следует расширить содержание понятия контракта, что, в свою очередь, позволит трактовать природу фирмы как проблему выбора оптимальной формы контракта. Исторически зафиксировано три школы неоклассиков: австрийская, лозаннская и англо-американская. Представители австрийской школы - Карл Менгер, Фридрих Визер разработали маржиналистскую теорию, рассмотрели полезность одного блага в сравнении с другим, определили цену спроса и предложения. Согласно их теории в основе стоимости благ лежат субъективные оценки предельной полезности и редкости, которые формируются участниками рынка. Считается, что поведение участников рынка всегда рационально. Таким образом, австрийские представители абстрагировались от трудовой теории стоимости и свели стоимостное определение вещей к их полезности. Они доказали, что полезность одной и той же вещи может быть различной, в зависимости от того, насколько насыщен рынок тем или иным товаром. Решающим значением для хозяйственной оценки выступает предельная полезность, т.е. полезность последней единицы блага. Если предельная полезность равна нулю или отрицательной величине, то данная вещь или благо перестает быть экономичным. Наиболее яркими представителями лозаннской школы являются Леон Вальрас и Вильфредо Парето. Вальрас построил модель общего рыночного равновесия, Парето ввел функцию предпочтения и предложил математическую интерпретацию полезности, используя для этого кривые безразличия. Именно представители данной школы широко использовали дифференциальное и интегральное исчисление для иллюстрации различных рыночных ситуаций. Эту школу еще называли математической. Англо-американская школа, ее представители Пол Самуэльсон, Альфред Маршал, Уильям Джевонс, Колин Кларк, развили математическую интерпритацию экономических процессов. С именем Джевонса связан постепенный разрыв математической школы с традициями маржинализма. Джевонс оперирует математическим понятием предельной полезности. Им выведено уравнение равновесия для различных сфер воспроизводства. Маршал в своих работах уделял внимание выявлению количественных взаимосвязей между различными элементами экономической системы. Применил к экономическому анализу математическое значение функций, является сторонником эволюционной теории развития экономики. В качестве основного объекта анализа использовал цену, которая складывается под воздействием спроса и предложения. В целом, все школы неоклассиков отличаются поиском путей оптимизации использования ограниченных ресурсов. В настоящее время неоклассическая теория является господствующей теорией, т.е. все современные экономические исследования опираются на теоретическую базу неоклассики. В исследовании фирмы все неоклассики акцентируют внимание на то, что фирма представляет собой организационно–экономическую систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг, а также рассматривают фирму как производную функцию. Классическая «модель» поведения фирмы в условиях рыночного ценообразования на факторы производства строится на экономических расчетах предельной эффективности затрат и выпуска продукции, т.е. каждая фирма осуществляет экономические расчеты объемов выпуска и количества необходимых для этого ресурсов. В общем виде - это и есть расчет фирмой собственной производственной функции. Производственную функцию любой фирмы можно представить в следующем виде: Q = f (L, K), где Q – объём выпуска продукции, L – количество используемого труда, K – объём капитала. Для каждой фирмы вычисление собственной производственной функции означает нахождение оптимального соотношения факторов производства для определённого объема выпуска. Для минимизации издержек фирма выпускает такое количество продукции, при котором предельные издержки равны рыночной цене. При соблюдении этого условия прибыль максимизируется. Кроме того, неоклассиками рассматривается горизонтальный и вертикальный размер фирм. Горизонтальный размер определяется положительным эффектом от масштаба, т.е. производство нескольких товаров в рамках одного предприятия предполагает меньшие затраты, чем производство тех же самых товаров и в том же объеме на нескольких других предприятиях. Вертикальный размер определяется выбором фирмы между покупкой сырья на рынке и производством его внутри фирмы. Фирма будет вертикально-интегрированной, если издержки совокупного производства товаров меньше, чем при их покупке. Необходимо также отметить, что неоклассический подход не рассматривал организационные проблемы фирмы, а также проблемы, связанные с принятием фирмой решений, договорные отношения и контроль за выполнением обязательств.
Первыми, кто попытался объяснить роль фирмы в децентрализованной экономике необходимостью наличия института, обеспечивающего распределение риска, были Ф. Найт и Р. Коуз. Так, фирма представляет собой совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками, которые закреплены контрактами. Контракты не обязательно заключаются в формальной форме (т. е. фиксируются на бумаге), они могут принимать вид и неформальных соглашений. Согласно институциональной теории фирма, представляя собой совокупность внутренних и внешних контрактов, сталкивается с двумя типами затрат на обеспечение их выполнения: трансакциопными издержками и издержками контроля (организационными издержками). Трансакционные издержки — это явные и неявные затраты на обеспечение выполнения внешних контрактов. Издержки контроля — это издержки, связанные с выполнением внутренних контрактов. Издержки контроля включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в результате недолжного выполнения контрактов. Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой альтернативные способы заключения контрактов. Рынок может трактоваться как сеть внешних контрактов, а фирма — как сеть внутренних контрактов. Рост трансакционных издержек из-за неэффективности внешних контрактов ограничивает сферу деятельности рынка. Это, в свою очередь, обусловливает существование относительно крупных фирм, перед которыми проблема внешнего соглашения и возможности оппортунистического поведения во многих случаях снимаются развитием внутренних контрактов. В свою очередь, при росте фирмы растет численность занятых и расчлененность производственного процесса, так что совокупный результат деятельности фирмы оказывается делом не одного или нескольких работников, как в доиндустриальную эпоху, а многих подразделений и множества работников. В результате теряется непосредственная связь между трудом и его результатом, характерная для мелкого производства. И сразу же появляется проблема безбилетника: сокращение интенсивности труда одного из работников никак не сказывается прямым образом на совокупном продукте фирмы и может остаться незамеченным, а следовательно, искушает работников трудиться не в полную силу. Самоконтроль интенсивности труда перестает служить способом повышения эффективности производства, на его место вынужденно встает контролирующая инстанция. Появляются и растут издержки контроля за степенью интенсивности труда (деятельности) каждого производственного звена. Чем крупнее становится фирма, тем выше оказываются эти издержки контроля. Фирма как обособленный субъект экономической деятельности существует между двумя видами издержек — трансакционными издержками, которые определяют нижнюю границу фирмы, ее минимальный размер, и издержками контроля, которые задают верхнюю границу, ее максимальный размер (см. схему 2).
Схема 2. Оптимальный размер фирмы в условиях контрактного подхода.
Контрактный подход к фирме позволяет выделить две принципиальные организационные формы фирмы: U-форму и М-форму. U - форма (unitary) отличается небольшими издержками контроля и большими трансакционными издержками. U - форма (унитарная форма) характеризует организацию, которая ориентируется на изготовление одного товара или оказание одной услуги и в которой право принимать решения по поводу долгосрочной стратегии и текущих операций принадлежит относительно узкой группе. Эта структура выгодна своей простотой и малым числом промежуточных звеньев. Для нее характерны значительная экономия от масштаба и низкие организационные издержки. М-форма (multiproduct) — характеризует фирму со многими подразделениями, выпускающую большую номенклатуру продукции, включая производство промежуточных (полуфабрикатов) продуктов внутри фирмы. Такая форма организации характеризуется разъединением краткосрочных решений, которые принимаются на уровне отдела. Стратегические решения принимаются центральной дирекцией, они становятся ее главной функцией, и для ее выполнения дирекция опирается на небольшую группу экспертов. Возникновение такой формы организации ведет к созданию многопродуктовых фирм большого размера, что требует диверсифицированных инвестиций, выверенной тонкой стратегии, поскольку целями фирмы становятся не только сохранение и расширение рынка уже существующих товаров, но и проникновение на новые рынки. Такая форма организации характеризуется большими организационными издержками.
8.3.3. Теория фирмы в модели «принципала—агента» В 1933 г. в своей работе «Современная корпорация и частная собственность» Адольф Берль (1895-1971) и Гардинер Минз (1896-1988) показали, что причины укрупнения производства связаны с финансированием, осуществляемым множеством собственников. В рамках этого подхода одна из наиболее ранних попыток детального институционального объяснения природы фирмы и ее внутренней организации была предложена А. Алчианом и Г. Демсецем, которые уделили основное внимание постконтрактной стадии сделок и проблемам, возникающим в связи с контролем исполнения контрактов. Возникновение фирмы они объяснили выгодами от работы командой. Работа командой — это производство, в котором: · используется несколько типов ресурсов; · продукт работы команды — это нечто большее, чем сумма результатов каждого включенного в команду ресурса; · ресурсы, используемые в производстве, не принадлежат одному лицу. При работе командой возникает синергия — больший эффект целого, чем сумма эффектов частей. Общий выпуск команды может быть больше, чем сумма индивидуальных вкладов, произведенных по отдельности. Основная проблема, которая стоит при работе командой, — это проблема измерения вклада отдельных ее членов и предотвращения их оппортунистического поведения, решение которой возлагается на специального центрального агента — управляющего (менеджера). Однако отделение собственности от текущего контроля на крупных корпорациях порождает конфликт интересов также между собственниками и управляющими-менеджерами. Дело в том, что цель собственника — максимизация прибыли, в то время как цели управляющих-менеджеров — спокойное существование; престиж, роскошь и траты на личные интересы; профессиональный интерес. Отделение собственности от контроля и возникновение проблемы означает, что в действительности происходит разделение собственности на несколько компонентов: между владением, реализуемым посредством купли-продажи акций и получением дивидендов, и распоряжением, которое проявляется в текущем функционировании компании. Причем за собственником компании остается функция владения, а за управляющими-менеджерами (особенно верхнего уровня — топ-менджерами) — функция распоряжения. Конфликт между интересами собственников и менеджерами углубляется благодаря асимметрии информации. Поскольку управляющие находятся ближе к производству, они располагают большей информацией относительно положения дел фирмы. Проблема оппортунистического (с точки зрения собственников) по- иедения менеджеров решается путем контроля за их деятельностью. Существует несколько проверенных практикой способов контроля и стимулирования такого поведения менеджеров, которое бы удовлетворяло интересы собственников. Однако ни один из способов не дает стопроцентных гарантий. Существуют следующие способы контроля за деятельностью управляющих. 1. Деятельность совета директоров. 2. Решения общего собрания акционеров. 3. Угроза банкротства фирмы. 4. Угроза слияния или поглощения. 5. Конкуренция на рабочем месте. 6. Денежные поощрения управляющих. 7. Репутация менеджера. Таким образом, институциональная экономика рассматривает фирму как сложное экономическое образование с большим разнообразием целей, вызванных усложнением субъектов собственности, которые могут порождать в ней внутренние конфликты. Каждая из моделей фирмы и каждый подход к определению сущности фирмы помогают понять значимые стороны функционирования современной фирмы, те ее стороны, которые не в состоянии объяснить традиционная микроэкономическая теория.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |