Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некоммерческие организации. Некоммерческие организации — это организации, которые не ставят своей целью получение прибыли




Некоммерческие организации — это организации, которые не ставят своей целью получение прибыли. Это добровольные организации, ко­торые предоставляют товары и услуги, производство которых отно­сится обычно к обязанностям государства. Это так называемые «merit goods» — блага, потребление которых считается желательным в обще­стве. Спрос на эти блага существует потому, что и частный рынок, и го­сударство производят эти блага в недостаточном количестве. Неком­мерческие организации обеспечивают питание и социальные услуги бедным, поощряют искусство, поддерживают медицинские исследования, обеспечивают образовательными услугами и т. д.

Некоммерческие организации могут зарабатывать прибыль, однако в них запрещено распределять эту прибыль. Чистая прибыль, если таковая имеется, должна быть сохранена и целиком направлена на финансирование производства тех услуг, для производства которых была создана данная некоммерческая организация. Некоммерческие организации могут принимать различные формы. Они могут существовать на пожертвования (например, Общество Красного Креста или Армия спасения) либо получать основную часть своего дохода, устанавли­вая цены на свои услуги (дома престарелых, больницы, религиозные учреждения). Некоторые организации сочетают оба способа финанси­рования (например, университеты получают благотворительную по­мощь и плату за услуги).

Некоммерческие организации различаются также способами орга­низации контроля. Одни могут контролироваться дарителями, другие свободны от формального контроля со стороны последних. Свободные от формального контроля некоммерческие организации обычно контро­лируются советом директоров.

Некоммерческие организации возникают, когда потребители не мо­гут точно оценить качество товаров, которые они хотят приобрести, или вследствие тех обстоятельств, при которых происходит приобретение товара, или из-за самой природы этих товаров. В этих случаях дисци­плинирующего воздействия рынка на производителя товара, ориенти­рованного на получение прибыли, будет недостаточно — производитель сможет назначать неоправданно высокие цены на товары худшего каче­ства, что приведет к снижению благосостояния потребителей. В подоб­ных ситуациях потребители смогут выиграть, если будут иметь дело не с ориентированными на прибыль частными предприятиями, а с неком­мерческими организациями. Не ориентированный на прибыль произво­дитель также может повышать цены и снижать качество предоставляе­мых товаров, как и производитель, который стремится к максимальной прибыли, не опасаясь при этом репрессий со стороны потребителей. Однако у производителя, не ориентированного на прибыль, будут от­сутствовать стимулы к такому поведению — ведь он не может восполь­зоваться возникающей при этом прибылью. Таким образом, преиму­щество производителя, не ориентированного на прибыль, заключается в том, что дисциплина рынка заменяется дополнительной защитой, пре­доставляемой потребителю другим, более широким «контрактом» — правовым обязательством организации посвятить всю заработанную прибыль производству услуг. Появление некоммерческих организа­ций — это разумный ответ на «фиаско рынка» особого рода, а именно его неспособность контролировать производителей с помощью обыч­ных контрактных механизмов. Профессор экономики Йельсского уни­верситета Г. Хансманн (род. 1967) назвал это «фи­аско контракта».

Итак, в некоммерческих организациях ни у кого нет права на оста­точный доход. Отсутствие права на остаточный доход в некоммерче­ских организациях позволяет избежать проблемы агентских отноше­ний между дарителем и претендентом на остаточный доход. Здесь проблема агентских отношений возникает между теми, кто предостав­ляет средства, и управляющими. Качество их управления не получа­ет оценки на фондовом рынке. Остаточный доход достается клиенту­ре этих организаций и частично присваивается оппортунистически ведущими себя управляющими. Единственное ограничение здесь — это необходимость сохранения хорошего отношения со стороны да­рителей.

Оппортунистическое поведение управляющих в некоммерческих ор­ганизациях проявляется в слишком высокой заработной плате, прекрас­но обставленных офисах, коротком рабочем дне и т. д. Здесь процвета­ет непотизм (от итал. nepote) — назначение родственников на ведущие посты в организации, невзирая на уровень их квалификации.

Поскольку в этих организациях ни у кого нет права на остаточ­ный доход, то у них отсутствует стимул к эффективной адаптации к внешней среде. Но здесь действует заменитель остаточного дохо­да, например общность интересов, общая система ценностей. Альтру­изм внутренних агентов является причиной низких издержек кон­троля в агентских отношениях, защищает дарителей и клиентуру от экспроприации и вносит свой вклад в выживание этих организаций. Но в конкуренции организационных форм за выживание все же наи­более успешными оказываются те формы некоммерческих организа­ций, в которых управление, реализация важнейших решений и их кон­троль разделены.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.