Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности политической социализации личности

Почти двадцать лет в России идет процесс трансформации политической системы. За это время сменились режим и институты власти, политическая элита и система официальных политических ценностей, среди которых центральное место заняли демократические цели. За эти годы


гражданам пришлось учиться новой политической лексике, нормам. Россияне изменили и те модели политического сознания и поведения, которые они усвоили в ходе становления личности. Этот процесс в психологии принято обозначать как процесс социализации. Однако в данном случае происходит переделка того материла, который был усвоен нами с детства, или процесс ресоциализации.

Процесс политической ресоциализации затронул буквально все социальные и возрастные, региональные и национальные группы. Очевидно, что отношение к новой демократической системе, ее институтам, лидерам и ценностям сложилось очень по-разному у мужчин и женщин, стариков и молодежи, людей образованных и малограмотных. Кто-то полностью подверг ревизии свои, прежние взгляды и легко отказался от старых советских стереотипов. В сознании других людей мучительно уживаются старые и новые представления. Третьи, оставшиеся сознательными приверженцами старой идеологии, либо в силу психической ригидности и неспособности к адаптации, держатся за привычные догмы.

В политической науке нет пока достаточно надежных данных о том, что происходит с нормами и ценностями, усвоенными с детства, когда на смену им приходят новые, усваиваемые по мере изменения общественного сознания. Существует ли связь между степенью поддержки демократических реформ и типом личности, ее базовыми ценностями, полученными в процессе первичной политической социализации? Влияет ли и как поколенческий опыт на политические убеждения и поведение людей?

Поиск ответа на эти вопросы логично начать с общей теории социализации, чтобы затем рассмотреть особенности политической социализации. В политической психологии процесс социализации (от латинского — общественный) описывается как включение индивида в об­щество через усвоение им опыта предыдущих поколений, закрепленным в культуре. Это процесс, с одной стороны, решает проблемы индивида, помогая ему стать полноправным членом своей группы, с другой стороны, обеспечивает жизнедеятельность общества и преемственность самой культурной традиции.

Что происходит с личностью в ходе социализации? Прежде всего социализация может пониматься как ее социальное созревание. Это предполагает перевод требований общества внутрь самой личности социальных норм. По мере того, как человек научается действовать в соответствии с социальными нормами, влияние внешних побудительных причин уменьшается, в то время как возрастает значение его внутренних убеждений, потребностей и интересов. Внутри личности появляется относительно независимая «общественная инспекция», не позволяющая человеку преступить усвоенные им табу. Если же он это делает, то самым


страшным наказанием ему становится не осуждение окружающих, а его со­бственные стыд и муки совести. Адаптацию и развитие личности обеспечивают такие психологические механизмы, как интериоризация опыта общества и экстериоризация опыта индивида.

Процесс социализации имеет стадии. Среди ученых нет единства в представлении о длительности каждого этапа и всего процесса в целом. Так, одни авторы считают, что социализация ограничена детским и юношеским возрастом, после чего можно говорить о ресоциализации. Другие считают, что социализация длится всю жизнь, а стадии ее соответствуют не только этапам взросления организма, но и вхождению человека в новые социальные группы. Поэтому, скажем, освоение пенсионером своей новой социальной роли также отмечает новую стадию социализации, требующую от личности получения новой информации, нового стиля отношений с людьми и новых навыков поведения в этой роли. Ресоциализация же предполагает не просто освоение новых социальных ниш, а переучивание тому, что было прочно усвоено в детстве и юности и что составляло фундамент данной личности.

В любом человеческом сообществе есть специальные институты, отвечающие за вовлечение в ту или иную группу новых членов и обучению их своим требованиям.

Под институтами социализации принято понимать те элементы социальной структуры, которые призваны передавать индивиду образцы поведения, нормы, ценности культуры. Эти институты включают как специально организованные механизмы целенаправленного воздействия на личность (школа, пропаганда и пр.), так и стихийные, не поддающиеся общественному контролю (неформальные группы сверстников). Кроме институтов можно говорить о более широком понятии — факторах со­циализации, под которыми понимаются условия, определяющие этот процесс: микро- и макросреда, образ жизни, уровень развития общественного сознания и т. п. Эти обобщенные социальные факторы действуют на нас и непосредственно. Скажем, коснувшаяея^человека безработица или война быстро меняет многие его представления-«жизнйу иногда- весьма глубинные^ Но, чаще всего, факторы выступают в виде^ неешаелей" общественного влияния, которые получили название агентов социализации. К их числу относятся родители и члены семьи, сверстники и учителя, священник, и начальник на работе, молодежный кумир и другие, значение которых не равнозначно для личности, но каждый из которых по-своему вводит ее в социум.

Политическая социализация рассматривается по аналогии с *а&цим процессом социализации, как процесс включения человека в политическую систему. С точки зрения системы, в процессе политической социализации происходит воспроизводство ее институтов, осуществляются цре-

п


емственность важнейших политических ценностей. Необходимость этого процесса для сохранения системы связана прежде всего с приходом в политику новых поколений. Человеку, для его становления в качестве гражданина, необходимо получить систему политических ценностей, идей, в которые он может верить, и ориентации в политической среде, которые позволят ему адаптироваться к ней. Политическая социализация на уровне индивида представляет собой перевод требований системы в структуру личности, интериоризацию ее ключевых политико-культурных элементов.

В современных обществах большую актуальность представляют собой две проблемы. Первая состоит в том, как происходит включение личности в политику в масштабе всей политической системы, то есть на макроуровне. Каждое поколение несет на себе отпечаток специфических исторических условий, в которых происходило их становление.

Вторая проблема связана с тем, что свои особенности политическая социализация имеет и на микроуровне — уровне малых групп и личности. Здесь нельзя не учитывать локальные условия созревания человеческой личности в конкретной семье, ближайшем окружении. Именно через них идет процесс усвоения политических ролей, образцов поведения.

Так же, как и общий процесс социализации, политическая социализация проходит поэтапно, по стадиям, что обусловлено возрастными изменениями личности. В современном обществе он начинается буквально с рождения. Речь, конечно, не идет об освоении политических понятий или ролей. Но уже в первые годы жизни ребенок знакомится с конфигурацией властных отношений в семье, что впоследствии скажется на восприятии этим человеком власти в государстве. К 3—4 годам ребенок приобретает и первые сведения собственно о политике через семью, ближайших родственников и средства массовой информации. Позже, если он идет в детский сад, происходит его знакомство с официальными политическими ценностями, транслируемыми через детскую литературу, песни, праздники и т. д.

С началом школьного обучения начинается новая стадия политической социализации. В любой политической системе (авторитарной или демократической) школа является одним из важнейших институтов политического воздействия на будущих граждан. Через учителей и учебники, детские и юношеские политические организации, через неформальные объединения и другие факторы, ребенок приобщается как к официальным, так и к оппозиционным политическим идеям.

Юношеский этап политической социализации характеризуется включением новых агентов. На этой стадии усиливается влияние неформальных групп, молодежной субкультуры в целом, с ее особым языком, символами, ценностями, которые нередко противоречат ценностям «взрослой» политики. Молодежный культурный андеграунд в нашей стране


в 60—90-е годы, как до этого в Европе и Америке, дал не только новое движение в музыке и живописи, театре и литературе, но и послужил каналом проникновения новых политических ценностей, оппозиционных — официальным. Университеты всегда служили образовательным целям, но и были территорией, на которой существует неформальная молодежная культура.

Политические психологи традиционно подчеркивают важность раннего семейного этапа для становления политического профиля личности. Ряд исследователей вслед за Э. Эриксоном дополняют эту концепцию, указывая на значение юношеского этапа как времени политического само­определения, которое происходит уже не как пассивное впитывание семейных ценностей, а как самостоятельный выбор позиции, своего рода второе рождение. Политическая социализация не завершается с получением паспорта, она продолжается всю жизнь.

Этапы и стадии дальнейшего политического развития определяются не только собственно возрастными изменениями, но освоением новых политических ролей, опытом личного участия. Базовые представления человека о политике, его политическая картина мира может меняться, корректироваться, но ее основные параметры фиксируются в структуре личности. В случаях дисфункций системы, затрудняющих передачу политических ценностей (прежде всего официальных) новым поколениям и дезориентирующих уже сложившихся граждан, у последних происходит возврат к ранним базовым представлениям, полученным на этапе первичной социализации.

Кризис политической социализации, который имеет место в России, не имеет прямых западных аналогов. Во-первых, хотя этот кризис наблюдается во всех возрастных группах, он затрагивает не столько младшие, сколько старшие возрастные категории, которые значительно хуже других адаптируются в новых политических условиях.

Во-вторых, у нас в последние годы можно говорить скорее о ресоциализации, так как происходит смена знака политических ценностей на уровне общества в целом и отдельных политических групп. Ресоциализация затруднена идеологическими причинами: новые демократические ценности, приобретя официальный статус, не получили адекватной поддержки.

В-третьих, в силу специфики поколенческого опыта у каждой возрастной группы ресоциализация происходит как многослойный процесс, в котором детский опыт нередко преломляется и даже не по одному разу. Так, среди разных возрастных групп, участвующих в политическом процессе в России сегодня, можно выделить следующие категории, чья первичная социализация определила важнейшие особенности их поведения и сознания:

1—12-летние (1982—1995 года рождения) —- «постсоветские» дети;


i42. /W (I9Ј2- - -139$) - „ noeicober&tueL лети4

13—18-летние (1977—1982)— «дети перестройки»;

18—25-летние (1969—1977) — поколение позднего застоя;

25—35-летние (1959—1969) — брежневская эпоха;

35—45-летние (1949—1959)— дети хрущевской «оттепели»;

45—55-летние (1939—1949) — послевоенное поколение;

55—65-летние (1929—1939) — дети войны, «шестидесятники»;

65—85-летние (1909—1929) — ровесники революции и гражданской войны.

Становление личности в ее гражданском статусе происходит под влиянием политической среды. При этом на личность воздействуют не только собственно политические факторы, хотя они и имеют первостепенное значение, но и неполитические условия, в которых происходит созревание человека. Так, к числу неполитических факторов, играющих заметную роль в передаче политических идей, взглядов и ценностей, относятся семья, сверстники, школа, трудовые коллективы, церковь, искусство, культура, средства массовой информации. Их значение определяется тем, что в непрямой форме они определяют базовые личностные ориентации на власть, конфликт и порядок, насилие и терпимость, свободу и дисциплину, которые в политике оформляются в ее специфическом контексте.

Попробуем посмотреть, как, например, в политической социализации участвуют такие институты как детский сад или школа. До самого последнего времени сама организация жизни детей в этих учреждениях была обусловлена тем, что они являлись государственными учреждениями. Программа воспитательной работы была единой для всех. Содержание даже игровых занятий с детьми определялось под тщательным контролем официальной идеологии. Дети учили песни и стихи с дозированным политическим наполнением. Результатом такой социализации были более или менее однородные политические представления всей массы населения, обеспечивающие политическое единство системы и ее контроль над гражданами. Можно спорить, хорошо или плохо эти социальные институты выполняли возложенные на них функции, но результатом была позитивная и непротиворечивая картина политического мира, усваиваемая ребенком с детства.

За последние годы ситуация драматически изменилась. Как свидетельствуют психологи, среди этих изменений в процессе социализации, через детские учреждения ребенок получает, во-первых, противоречивые, во-вторых, неустойчивые и разнонаправленные представления о мере в целом и о политическом мире в частности.

Оказалось, что в процессе перестройки были не только приобретения, но и потери. Эти потери, в частности, коснулись младших членов общества. Они входят в мир, лишенный не только стабильности, которая им


необходима для правильного формирования личности, но и идеалов, воплощенных в героических образах. Самопожертвование стало немодным. Нашим детям и дома, и в школе внушают, что любить надо прежде всего себя, а коллективизм должен уйти в прошлое. Природа детства оказалась «консервативной» в неполитическом смысле этого слова. Она сопротивляются изменениям. А школа, все образовательные институты испытывают растерянность, не понимая, как они могут выполнить свою воспитательную миссию. Учителя, как и большая часть нашего населения, потеряв прежнюю систему политических ценностей, не получили взамен новой. Выработать же ее в одиночку каждый из нас не в состоянии.

Отражением той же тенденции служат и новые учебники, в которых содержится невероятный разнобой мнений. Раньше мы имели не просто одинаковый для всех набор политических ценностей, транслируемых учебниками, но жестко догматизированную их систему. Она давала искаженный идеологическими клише образ мира, где все советское было великим и прекрасным, а все западное — прогнившим и реакционным.

С началом политических реформ у наших младших сограждан создавался прямо противоположный образ своей страны: все отечественное — плохое, все зарубежное — замечательное. Эти политические стереотипы транслировались, до преимуществу, через средства массовой информации и приходили в противоречие с тем, что дети читают в школьных учебниках, наспех переписанных и не дающих авторитетного видения политической реальности. Можно легко представить результат такого противоречивого воздействия: будущие граждане получили мощную прививку политического цинизма и безверия. А, следовательно, став взрослыми, они вряд ли станут активными и самостоятельно мыслящими людьми.

Политические факторы социализации организуются в систему, куда входят: характер и тип государственного устройства, режим, политические институты, партии и организации. С помощью специальных механизмов эти факторы корректируют и контролируют политическое поведение индивида. В реальной жизни политические и неполитические факторы политической социализации тесно переплетаются. Исторический характер политической социализации сказывается в том, что каждая система имеет свои культурные, особенности, свой набор важнейших целей и ценностей, которыми она снабжает своих политических приверженцев.

Итак, результатом политической социализации становится зрелый гражданин, который не подвержен колебаниям политической конъюнктуры, а способен без посторонней подсказки принять решение по важнейшим вопросам. Стержнем его личности станут выработанные в ходе первичной политической социализации базовые убеждения и принципы, позволяющие сохранить личностную устойчивость.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политический статус личности | Рекомендации. Институт прав человека в России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.