КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ценообразование на факторы производства 1. Особенности ценообразования на рынках ресурсов
Ценообразование на факторы производства Вопросы: 1. Особенности ценообразования на рынках ресурсов. 2. Рынок труда и особенности его функционирования в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Заработная плата, ее формы и системы. 3. Рынок капитала и особенности его функционирования. Проблемы инвестиционной деятельности. 4. Рынок ценных бумаг. 5. Рынок природных ресурсов. Рентные отношения. Цена земли. Для производства товаров фирме необходимо приобрести ресурсы, и она выступает в качестве покупателя. Объектами купли-продажи являются факторы производства — труд, земля, капитал, а рынки, на которых они реализуются, есть основание называть рынками ресур сов (факторов производства). На этих рынках действуют те же законы, что и на потреби- те льском рынке, но со своей спецификой: некоторые виды ресурсов продают и покупают сами предприниматели (нефть, лес, станки и т.д.). Земля, труд и денежный капитал продаются домашними хозяйствами. Следовательно. цены на ресурсы выступают решающим фактором формирования доходов домохозяйств в форме заработной платы, ссудного процента, ренты и расходов фирм на ресурсы труда, денежного капитала, земли; распределение ресурсов между отраслями и фирмами осуществляется в соответствии с ценам и. Ресурсные цены распределяют расходы между ними в соответствии с их финансовыми возможностями; минимизация затрат на единицу продукта или максимизация его объема при тех же затратах осуществляется на основе оптимального сочетания различных ресурсов с учетом уровня их цен; ценообразование на ресурсы выступает одним из факторов государственной экономической политики, затрагивая проблему распределения доходов с учетом собственности на факторы производства и соответственно вопросы благосостояния и имущественного положения граждан, меры государственного вмешательства в экономику; спрос на ресурсы является производным от спроса на товары и услуги потребительского сектора, поскольку фирмы покупают ресурсы не для собственного потребления, а для использования их в производстве товаров и услуг с целью реализации последних на потребительском рынке. Спрос на ресурсы со стороны фирм на рынке ресурсов встречается с предложением их владельцев. Основными параметрами конкурентного рынка ресурсов являются: значительная масса конкурирующих продавцов и покупателей; никто из покупателей не оказывает решающего воздействия на рыночный спрос и цены; отдельные продавцы не в состоянии существенно повлиять на условия или цены предложения; обеспечение продавцам и покупателям ресурсов свободы входа и выхода на любом рынке ресурсов; обеспечение свободного перемещения ресурсов по различным направлениям использования. В результате для каждого отдельного покупателя или продавца ресурсов их рыночная цена является заданной величиной, т.е. на конкурентном рынке масштабы закупок ресурсов на уровень их цен не влияют. Спрос на любой ресурс в этом случае будет зависеть от: производительности ресурса, используемого для создания товара; цены товара, созданного при посредстве данного ресурса. На спрос на ресурс влияют производительность ресурса и цена продукта (табл. 1). Таблица!. Максимизация прибыли фирмы
В нашем примере фирма приобретает один переменный ресурс, допустим, труд рабочих. Согласно действию закона убывающей доходности ресурса, начиная со второй единицы используемого ресурса, происходит уменьшение предельного продукта. Имея данные цены единицы продукта (товара) и объема предельного продукта, полученного за счет приращения каждой единицы ресурса, можно легко вычислить доход от предельного продукта ресурса: MRP = МР * Р. Он равен произведению объема предельного продукта и соответствующей цены, по которой реализуется дополнительный продукт. Доход от предельного продукта, или предельный продукт в денежном выражении, есть прирост общего дохода в результате применения каждой дополнительной единицы вовлекаемого фактора производства. Для максимизации прибыли фирма должна использовать дополнительные единицы ресурса до тех пор, пока их каждое последующее приращение будет ее увеличивать. Для этого ей необходимо сравнивать доход от предельного продукта ресурса MRP с предельными издержками ресурса MRC. Предельные издержки ресурса есть дополнительные издержки, на величину которых каждая дополнительная единица ресурса увеличивает общие издержки фирмы. Для фирмы б}'дет прибыльным вовлекать дополнительные единицы ресурса до тех пор, пока доход от предельного продукта ресурса не станет равным его предельным издержкам: MRP = MRC. В нашем примере это пятая единица ресурса или пятый рабочий. Наем шестого рабочего будет уменьшать прибыль фирмы и поэтому ей не выгоден. На конкурентном рынке цена ресурса есть величина постоянная. Отдельная фирма не может повлиять на цену ресурса (ренту, ставку зарплаты и т.д.), так как она использует его незначительную долю. Поэтому кривая предложения ресурса имеет вид горизонтальной: 5" = MRC, т.е. предельные затраты на ресурс постоянные и в нашем примере равны ставке заработной платы W в четыре денежные единицы (рис. 1): MRP = MRC = W. MRP = D; MRC = W=S. Кривая MRP на рисунке отражает спрос фирмы на труд, поскольку каждая точка на данной кривой показывает число рабочих L, которых бы фирма наняла при каждой возможной ставке заработной платы. Так, если для 1-й единицы данного ресурса MRP равен 12, то для 6-й единицы — лишь 2 денежным единицам. Рис. 1. Определение равновесного объема ресурса в условиях свободной конкуренции Поэтому если рыночная цена за единицу будет р ^ равна 8, то фирма ограничится приобретением MRP=*MRC=W лишь трех единиц ресурса. При сложившейся
на рынке цене ресурса в 4 денежные единицы точке пересечения кривых спроса и предложе- ния будет соответствовать значение 5 единиц
\ ресурса. Приобретение еще одной единицы ре- 4 MRP=D cypca для фирмы будет убыточным.. v В условиях свободной конкуренции цена то- 4 вара постоянна. Поэтому нисходящий характер ч кривой спроса на ресурс (кривой MRP) объяс- \ няется только одним фактором: уменьшением >> предельного продукта вследствие действия за- \ * кона убывающей предельной производительно- MRC=W=S _ \ ста. "" В условиях несовершенной конкуренции
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |