КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эмиттерный повторитель
Типовая схема однокаскадного усилителя на биполярном транзисторе, включенного по схеме с ОЭ Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Среди первых психологов, начавших экспериментальные исследования мнемических процессов, был немецкий ученый Г. Эббингауз, который, исследуя процесс запоминания разных словосочетаний, вывел целый ряд законов запоминания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим – это основа психической деятельности. К процессам памяти относятся следующие: 1) запоминание – такой процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее; запоминание всегда избирательно – в памяти сохраняется не все, что воздействует на наши органы чувств, а только то, что имеет значение для человека или вызвало его интерес и наибольшие эмоции; 2) сохранение – процесс переработки и удержания информации; 3) воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала; 4) забывание – процесс избавления от давно полученной, редко используемой информации. Одной из важнейших характеристик является качество памяти, которое обусловлено: ♦ скоростью запоминания (количество повторений, необходимых для удержания информации в памяти); ♦ скоростью забывания (время, в течение которого запомнившаяся информация хранится в памяти). Для классификации видов памяти (рис. 13) существует несколько оснований: по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, по характеру целей деятельности, по продолжительности закрепления и сохранения информации и др. Рис. 13. Классификация видов памяти Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законам. Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем легче последнее закрепляется в памяти. Закон интереса: интересное запоминается быстрее, потому что на это затрачивается меньше усилий. Закон установки: запоминание происходит легче, если человек ставит перед собой задачу восприятия содержания и его запоминания. Закон первого впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее и быстрее его запоминание. Закон контекста: информация легче запоминается, если ее соотнести с другими одновременными впечатлениями. Закон объема знаний: чем обширнее знания по определенной теме, тем легче запоминается новая информация из данной области знаний. Закон объема запоминаемой информации: чем больше объем информации для одновременного запоминания, тем хуже она запоминается. Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Закон края: лучше запоминается то, что сказано (прочитано) в начале и конце ряда информации, хуже запоминается середина ряда. Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию. В психологии в связи с изучением памяти можно встретить два термина, очень похожих друг на друга, – «мнемический» и «мнемонический», значения которых различны. Мнемический означает «имеющий отношение к памяти», а мнемонический – «имеющий отношение к искусству запоминания», т. е. мнемоника – это приемы запоминания. История мнемоники уходит корнями в Древнюю Грецию. В древнегреческой мифологии говорится о Мнемозине, матери девяти муз, богине памяти, воспоминаний. Особенное развитие мнемоника получила в XIX в. в связи с получившими теоретическое обоснование законами ассоциаций. Для лучшего запоминания были предложены разнообразные приемы мнемоники. Приведем примеры. Метод ассоциаций: чем больше возникает разнообразных ассоциаций при запоминании информации, тем легче информация запоминается. Метод связок: объединение информации в единую, целостную структуру с помощью опорных слов, понятий и т. д. Метод мест основан на зрительных ассоциациях; ясно представив предмет запоминания, нужно мысленно объединить его с образом места, который легко извлекается из памяти; например, для того чтобы запомнить информацию в определенной последовательности, необходимо разбить ее на части и каждую часть соотнести с определенным местом в хорошо известной последовательности, например маршрутом на работу, расположением мебели в комнате, расположением фотографий на стене и т. д. Общеизвестен способ запоминания цветов радуги, где начальная буква каждого слова ключевой фразы является первой буквой слова, обозначающего цвет: каждый – красный охотник – оранжевый желает – желтый знать – зеленый где – голубой сидит– синий фазан – фиолетовый Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Пожалуй, лишь понятие "интерес" употребляется так же часто, как и понятие "внимание". Нередко они понимаются как синонимы, что психологически вполне объяснимо. В чем причина такого отношения психологов к проблеме внимания и к самому понятию "внимание"? Анализ трудностей проблемы внимания привел психологов к заключению, что "в основе самых разных взглядов на природу внимания лежат два кардинальных факта: 1. Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И для себя, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности. 2. Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Природа и сущность внимания вызывают разногласия в психологической науке, среди психологов в отношении его сущности нет единого мнения. Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обнаруживается в «чистом» виде, оно всегда «внимание к чему-либо». Одни ученые считают, что внимание не является независимым процессом, а является лишь частью любого другого психологического процесса. Другие полагают, что это самостоятельный процесс, имеющий свои особенности. Действительно, с одной стороны, внимание включено во все психологические процессы, с другой стороны, у внимания есть наблюдаемые и измеримые характеристики (объем, концентрация, переключаемость и др.), которые непосредственно к остальным познавательным процессам не относятся. За вниманием всегда стоят потребности, мотивы, цели, установки субъекта. В желаниях, эмоциях и чувствах проявляется определенное отношение человека к миру, к другому человеку. Это отношение находит свое выражение во внимании. Предметы и явления действительности, отвечающие потребностям и интересам субъекта, вызывают его внимание. Изменение отношения субъекта к объекту вызывает изменение внимания, выражается в изменении ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточено сознание субъекта. Следовательно, внимание выражает взаимоотношения субъекта и объекта (человека и мира). Внимание является необходимым условием овладения любыми видами деятельности. Оно зависит от индивидуально-типологических, возрастных и других характеристик человека. В зависимости от активности личности выделяют три вида внимания (рис. 14).
Непроизвольное внимание – наиболее простой вид внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Непроизвольное внимание вызывают динамические особенности - мерцающий свет, прерывистые звуки и т.п. Сильным побудителем непроизвольного внимания является необычность, новизна предметов и явлений. Пока не исчерпан элемент новизны, внимание можно удерживать достаточно долго. Однако самое необычное, оригинальное, новое становится со временем обыденным и привычным. Произвольное внимание управляется сознательной целью, связано с волей человека. Его еще называют волевым, активным или преднамеренным. Произвольное внимание связано с сознательно поставленными целями, с волевыми усилиями. Мы заставляем себя направить наше внимание на то, что нам надо, на то, что мы должны выполнить. Произвольное внимание есть акт нашей воли; оно предполагает сознание цели и планирование наших действий. Произвольное внимание есть результат сознательной активности субъекта. Оно вызывается и определяется особенностями потребностей, интересов, желаний и чувств субъекта. Иерархия мотивов и целей во многом объясняет и особенности произвольного внимания. Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем сама деятельность становится настолько интересной, что практически не требует от человека волевых усилий для поддержания внимания. Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие: концентрированность – это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним; концентрированность внимания предполагает образование временного центра (фокуса) всей психологической активности человека; интенсивность – характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом; устойчивость – способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания; определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека; Устойчивость внимания зависит от особенностей материала, степени его трудности, понятности, отношения к нему субъекта. Важным условием поддержания устойчивости внимания являются чередования напряжения и расслабления, а также возможность снятия чрезмерного напряжения. объем – количественный показатель объектов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека – от 4 до 6, у ребенка – не более 1–3); объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида, имеют также значение характеристики воспринимаемых объектов и профессиональные навыки самого субъекта; распределение – способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно; при этом формируется несколько фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания; переключение – способность к более или менее легкому и достаточно быстрому переходу от одного вида деятельности к другому и сосредоточению на последнем. Быстрая или медленная переключаемость зависит от целого ряда условий. Она зависит от содержания предшествующей и последующей деятельности: если последняя более интересна, то переключение осуществляется легко. Огромную роль здесь играет темперамент индивида: существуют различия в динамике переключения у представителей различных темпераментов. У утомленного человека переключение внимания замедлено.
На принципиальной схеме усилителя на биполярном транзисторе VТ, включенного по схеме с общим эмиттером (рис. 3.5), обозначено: ♦ Рис. 3.5 Ес, Rс и Еп, Rвт - источники входного сигнала и питания транзистора с соответствующими внутренними сопротивлениями; Uвх - напряжение входного сигнала; RБ1, RБ2 - резисторы делителя напряжения питания Uп (обычно напряжение Uп = 10÷30 В), предназначенные для установки тока базы ІБ; транзистора (по постоянному току), т. е. рабочей точки (точки покоя) на линии нагрузки; RЭ - резистор обратной отрицательной связи транзистора VТ по постоянному току, подбором сопротивления которого обеспечивается температурная стабилизация его режима усиления. Так, при увеличении температуры возрастают постоянные составляющие токов коллектора ІК и эмиттера ІЭ и происходит падение напряжения RЭІЭ. В результате напряжение UБЭ уменьшается, что вызывает уменьшение Сэ - конденсатор большой ёмкости (десятки микрофарад), шунтирующий сопротивление резистора RЭ по переменному току, что исключает ослабление усиливаемого сигнала по переменному току цепью обратной связи; RК - нагрузочный резистор, сопротивление которого ограничивает ток коллектора ІК транзистора VТ; С1 и С2 - разделительные конденсаторы входной и выходной цепей, обеспечивающие гальваническую развязку усилителя по постоянному току (предотвращающие прохождение постоянной составляющей тока от источника сигнала к усилителю и от усилителя к нагрузке). Для удобства анализа работы усилителя отдельно рассматривают его схемы замещения по постоянному (рис. 3.6) и переменному току (рис. 3.8). В режиме работы усилителя по постоянному току для получения наименьших нелинейных искажений усиливаемого сигнала рабочую точку а (рис. 3.7) выбирают посередине рабочего участка bc линии нагрузки по постоянному току, описываемой уравнением: где
Линию нагрузки строят следующим образом. Из приведенного уравнения следует, что при ІКп = 0, Uкп = Uп, а при Uкп = 0, ІКмах = Uп / RК. Через две найденные точки проводят прямую (нагрузочную) линию. Задав ток базы в режиме покоя ІБп, находят на пересечении линии нагрузки по постоянному току с выходной характеристикой транзистора при ІБ = ІБп точку покоя а (Uкп, ІКп). Сопротивление резистора рассчитывают по формуле Приближенно токи покоя коллектора и эмиттера в рабочей точке а рассчитывают по формулам: Напряжение покоя эмиттера . Сопротивления а ёмкость где fc -частота входного напряжения Uвх В режиме работы усилителя по переменному току принимают пренебрегают также внутренним сопротивлением Rвт и ёмкостью Сп, источника питания, т. е. источник питания в схеме замещения замыкают накоротко (рис. 3.8,а). Таким образом, в схеме усилителя с ОЭ усиливается ток и напряжение входного сигнала. Пользуясь графиками, изображенными на рис. 3.7, нетрудно определить входное сопротивление и коэффициенты усиления каскада: Следует обратить внимание, что положительному полупериоду входного напряжения Uвх соответствует отрицательный полупериод выходного напряжения UК ~ Uвых. Иначе говоря, между входным и выходным напряжениями существует сдвиг фаз, равный 180°, т. е. схема усилителя с ОЭ является инвертирующим устройством, усиливающим и изменяющим фазу входного напряжения на 180°. Обычно рассмотренный тип усилительного каскада работает в режиме усиления слабых сигналов (постоянные составляющие тока базы и коллектора существенно превосходят аналогичные переменные составляющие). Эти особенности позволяют использовать аналитические методы расчета параметров усилительного каскада на низких частотах по известным h-параметрам транзистора (рис. 3.8, 6), полагая, что транзистор работает в линейном режиме. При этом сигнал, поданный на вход усилителя, практически не искажается на его выходе. Наличие в усилителе междуэлектродных ёмкостей транзистора и монтажных ёмкостей приводит к возникновению частотных искажений усиливаемых сигналов в области высоких частот. При подаче на вход усилителя синусоидального сигнала большой амплитуды возникают искажения выходного сигнала, основной причиной которых является нелинейность входных и выходных характеристик транзистора. Как отмечалось, при расчёте усилительного каскада в области верхних частот учитывают ёмкость СК -коллекторного р-п -перехода, условно включаемую между коллектором и базой. Входное сопротивление определяют по формуле Входное сопротивление усилительного каскада на биполярном транзисторе с ОЭ обычно имеет значение порядка нескольких сотен ом. Выходное сопротивление обычно на порядок больше входного. Это обстоятельство необходимо учитывать при подключении к усилителю высокоомного источника сигнала (Rс >>Rвх) и низкоомной нагрузки (Rн ≤ RК ) В этом случае при расчете основных параметров усилительного каскада учитывают сопротивления Rс и Rн: Реальный коэффициент усиления по напряжению Ки всегда меньше коэффициента усиления, не нагруженного усилителя (Rн» RК). Эта разница тем заметнее, чем больше выходное сопротивление и меньше сопротивление нагрузки Rн. На практике реальный коэффициент усиления каскада Ки может достигать нескольких сотен, а коэффициент усиления по мощности Кр=КиКі в схеме с ОЭ - нескольких тысяч. Усилительные каскады на полевых транзисторах работают аналогично усилителям, собранным на биполярных транзисторах, если учесть, что управляющим сигналом усилителя на полевом транзисторе является напряжение затвора U3, а коэффициент усиления по напряжению усилителя с общим истоком (с ОИ) при Rд» Rс (Rд - дифференциальное выходное сопротивление транзистора) где - крутизна стоко-затворной характеристики транзистора; Rс и Rи - сопротивления резисторов, включенных в цепи стока и истока транзистора усилителя. Вследствие высокого входного сопротивления усилителей на полевых транзисторах можно использовать разделительный конденсатор С1 небольшой ёмкости.
В каскаде, собранном на биполярном транзисторе с общим коллектором, называемым эмиттерным повторителем, выходное напряжение Uвых (через разделительный конденсатор С2 снимается с резистора RЭ, включенного в цепь эмиттера (рис. 3.9, а).
При отсутствии сигнала Uвх на входе в цепи базы протекает ток покоя Значения сопротивлений резисторов RБ1, RБ2 выбирают такими, чтобы рабочая точка в режиме покоя находилась примерно посередине рабочего участка входной характеристики транзистора VТ. При подаче переменного входного сигнала Uвх появляется переменная составляющая эмиттерного тока ІЭ которая создает на резисторе RЭ выходное напряжение Составим систему уравнений эмиттерного повторителя (рис. 3.9.б) при Rн» RЭ. В схеме замещения резисторы базовой цепи RБ1 и RБ2 учтены резистивным элементом Согласно первому закону Кирхгофа для узла Э схемы имеем по второму закону Кирхгофа для контура, состоящего из входной и выходной цепей: Решая совместно эти два уравнения, получим выражения для входного тока и коэффициента усиления по напряжению: из которых следует, что коэффициент усиления по напряжению Ки меньше единицы, откуда название усилителя - эмиттерный повторитель. Учитывая, что коэффициент формулу можно упростить: При этом Входное сопротивление значительно больше входного сопротивления транзистора h11 и достигает нескольких десятков и сотен килоом. С учетом сопротивлений резисторов RБ1, RБ2 результирующее сопротивление повторителя Выходное сопротивление имеет значение порядка нескольких единиц или десятков ом. Таким образом, эмиттерный повторитель обладает большим входным и малым выходным сопротивлениями, что упрощает согласование высокоомного источника сигнала и низкоомной нагрузки с усилительным устройством.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |