Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика полноценного навыка чтения и основные ступени его развития

Обучение сознательному и выразительному чтению

Приемы работы над правильностью и беглостью чтения

Характеристика полноценного навыка чтения и основные ступени его развития

КАЧЕСТВА НАВЫКА ЧТЕНИЯ И ПУТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ

ЛЕКЦИЯ № 2.

 

 

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому.

Навык чтения, как навык сложный, требует длительного времени для своего формирования. Выделяются три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Аналитический этап приходится на период обучения грамоте и характеризуется слого-буквенным анализом и чтением слов по слогам.

Для синтетического этапа характерно чтение целыми словами; при этом зрительное восприятие слова и его произнесение почти совпадают с осознанием значения. На синтетическое чтение учащиеся переходят в III (IV) классе.

В последующие годы чтение все более автоматизируется. Это означает, что сам процесс чтения все менее осознается учащимися и на первый план выдвигается осознание текста: фактического содержания, композиции, идейной направленности, изобразительных средств и т.д.

В методической литературе принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность, выразительность.

Правильность чтения — это чтение без искажений: правильно передается слогобуквенный состав слова, грамматические формы слова, не допускается пропусков и перестановок слов в предложении.

Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту. Согласно действующим программам темп чтения учащихся немного различается.

По программе В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой "Литературное чтение " к концу II класса темп чтения составляет не ниже 50 слов в минуту, к концу III класса —70—75 слов, к концу IV – не менее 80—90 слов.

По программе "Чтение и литературное образование" Р.Н. и Е.В. Бунеевых: I класс – 30-40 слов в минуту, II класс – 55-60 слов (про себя – 65-70 слов), III класс – 75-80 слов (про себя – 95-100), IV класс – 90 слов (про себя – 140 слов).

По программе О.В. Кубасовой "Литературное чтение ": II класс – 60-70 слов, III класс – 80-90 слов, IV класс – 110 слов (про себя – 130 слов).

По программе "Литературное чтение. Родное слово" Г.М. Грехнёвой и К.Е. Кореповой: II класс – не ниже 50 слов, III класс – не ниже 70 слов, IV класс – до 100 слов в минуту.

Темп чтения растет постепенно и находится в определенной взаимосвязи с чтением правильным и сознательным. Быстрота чтения вне связи с пониманием читаемого не может быть оправдана.

Сознательность чтения обусловлена пониманием фактического содержания читаемого текста, идейной направленности произведения, его образов и роли художественных средств. Это зависит от наличия у школьников необходимого жизненного опыта, от понимания лексического значения слов, их сочетаемости в структуре предложения и от ряда методических условий.

Выразительность чтения как качество формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст — это значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно точно, в соответствии с замыслом автора, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. При обучении выразительному чтению ведущим является понимание текста, отношения автора к действующим лицам, а также собственное отношение учащихся к событиям, о которых рассказывается.

Выделяются пять этапов развития техники чтения:

I - начальный (0-10 слов в минуту),

II - развитие кратковременной памяти (10-50 слов в минуту),

III - совершенствование внимания и расширение «поля чтения» (50-80 слов в минуту),

IV - уверенное чтение адаптированных текстов (80-120 слов в минуту),

V - беглое чтение любых текстов (более 120 слов в минуту).

При этом практикуются следующие виды упражнений:

1) аудирование, прослушивание чтения учителя,

2) чтение за диктором,

3) чтение в паре,

4) пересказ с опорой на текст,

5) многократное чтение,

6) убыстрение темпа чтения,

7) переход на незнакомый текст,

8) чтение с отрывом взгляда от текста.

Чтение за диктором способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов.

Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся.

Пересказ с опорой на текст приучает ученика быстро ориентироваться в тексте, способствует развитию кратковременной памяти.

Чтение с отрывом взгляда от текста (так называемое учительское чтение) приучает к быстрой ориентировке в тексте за счет расширения «поля чтения».

Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти школьника зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению уже на этапе обучения грамоте. Многократность прочтения может быть организована в таком порядке:

1-й раз - медленное чтение с учителем, четкое проговаривание слогов;

2-й раз — повторное прочтение без учителя;

3-й раз — плавное слитное чтение слов;

4-й раз — чтение в темпе разговорной речи (как бы вы сказали это друг другу);

5—7-й разы — предложение перечитывается с поочередной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове;

8—10-й разы — темп чтения доводится до скороговорки.

Для каждого этапа развития техники чтения характерна своя скорость чтения и система упражнений, что представлено в таблице:

 

Этап Темп чтения (слов в мин) Порядок проведения упражнений
I. Начальный этап 0-10 1-2-3-5-4
П. Развитие кратковременной памяти 10-50 1-2-5-4
III. Совершенствование внимания и расширение «поля чтения» 50-80 1-2-3-5-4-6-7
IV. Уверенное чтение адаптированных текстов 80-120 3-5-4-6-7
V. Беглое чтение Более 120 5-6-8-7

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Историко-критический обзор методики обучения чтению | Приемы работы над правильностью и беглостью чтения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 7936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.