КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика полноценного навыка чтения и основные ступени его развития
Обучение сознательному и выразительному чтению Приемы работы над правильностью и беглостью чтения Характеристика полноценного навыка чтения и основные ступени его развития КАЧЕСТВА НАВЫКА ЧТЕНИЯ И ПУТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКЦИЯ № 2.
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. Навык чтения, как навык сложный, требует длительного времени для своего формирования. Выделяются три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации. Аналитический этап приходится на период обучения грамоте и характеризуется слого-буквенным анализом и чтением слов по слогам. Для синтетического этапа характерно чтение целыми словами; при этом зрительное восприятие слова и его произнесение почти совпадают с осознанием значения. На синтетическое чтение учащиеся переходят в III (IV) классе. В последующие годы чтение все более автоматизируется. Это означает, что сам процесс чтения все менее осознается учащимися и на первый план выдвигается осознание текста: фактического содержания, композиции, идейной направленности, изобразительных средств и т.д. В методической литературе принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Правильность чтения — это чтение без искажений: правильно передается слогобуквенный состав слова, грамматические формы слова, не допускается пропусков и перестановок слов в предложении. Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту. Согласно действующим программам темп чтения учащихся немного различается. По программе В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой "Литературное чтение " к концу II класса темп чтения составляет не ниже 50 слов в минуту, к концу III класса —70—75 слов, к концу IV – не менее 80—90 слов. По программе "Чтение и литературное образование" Р.Н. и Е.В. Бунеевых: I класс – 30-40 слов в минуту, II класс – 55-60 слов (про себя – 65-70 слов), III класс – 75-80 слов (про себя – 95-100), IV класс – 90 слов (про себя – 140 слов). По программе О.В. Кубасовой "Литературное чтение ": II класс – 60-70 слов, III класс – 80-90 слов, IV класс – 110 слов (про себя – 130 слов). По программе "Литературное чтение. Родное слово" Г.М. Грехнёвой и К.Е. Кореповой: II класс – не ниже 50 слов, III класс – не ниже 70 слов, IV класс – до 100 слов в минуту. Темп чтения растет постепенно и находится в определенной взаимосвязи с чтением правильным и сознательным. Быстрота чтения вне связи с пониманием читаемого не может быть оправдана. Сознательность чтения обусловлена пониманием фактического содержания читаемого текста, идейной направленности произведения, его образов и роли художественных средств. Это зависит от наличия у школьников необходимого жизненного опыта, от понимания лексического значения слов, их сочетаемости в структуре предложения и от ряда методических условий. Выразительность чтения как качество формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст — это значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно точно, в соответствии с замыслом автора, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. При обучении выразительному чтению ведущим является понимание текста, отношения автора к действующим лицам, а также собственное отношение учащихся к событиям, о которых рассказывается. Выделяются пять этапов развития техники чтения: I - начальный (0-10 слов в минуту), II - развитие кратковременной памяти (10-50 слов в минуту), III - совершенствование внимания и расширение «поля чтения» (50-80 слов в минуту), IV - уверенное чтение адаптированных текстов (80-120 слов в минуту), V - беглое чтение любых текстов (более 120 слов в минуту). При этом практикуются следующие виды упражнений: 1) аудирование, прослушивание чтения учителя, 2) чтение за диктором, 3) чтение в паре, 4) пересказ с опорой на текст, 5) многократное чтение, 6) убыстрение темпа чтения, 7) переход на незнакомый текст, 8) чтение с отрывом взгляда от текста. Чтение за диктором способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов. Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся. Пересказ с опорой на текст приучает ученика быстро ориентироваться в тексте, способствует развитию кратковременной памяти. Чтение с отрывом взгляда от текста (так называемое учительское чтение) приучает к быстрой ориентировке в тексте за счет расширения «поля чтения». Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти школьника зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению уже на этапе обучения грамоте. Многократность прочтения может быть организована в таком порядке: 1-й раз - медленное чтение с учителем, четкое проговаривание слогов; 2-й раз — повторное прочтение без учителя; 3-й раз — плавное слитное чтение слов; 4-й раз — чтение в темпе разговорной речи (как бы вы сказали это друг другу); 5—7-й разы — предложение перечитывается с поочередной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове; 8—10-й разы — темп чтения доводится до скороговорки. Для каждого этапа развития техники чтения характерна своя скорость чтения и система упражнений, что представлено в таблице:
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 8185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |