Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие власти, источники и средства власти в организации




Понятие «власть» одно из самых древних понятий и до сих пор не имеет всеми признанного однозначного определения. Существует определение власти как возможности наказывать или вознаграждать. Есть и другие точки зрения. Так, по мнению немецкого социолога Макса Вебера, власть А над Б - это способность А добиться от Б того, что было бы невозможно без вмешательства А. Значит, руководитель вправе оказывать влияние на своего подчиненного для достижения определенных целей, но в то же время он должен располагать для этого всеми необходимыми ресурсами: финансовыми, моральными, информационными и другими. А вот французский ученый П. Берну подчеркивает, то власть А над Б - это способность А в его отношениях с Б достичь того, что предпочтительно для Б. Такое толкование власти отводит особое место удовлетворению потребностей подчиненных, требуя от руководителя умения сбалансировать индивидуальные цели и цели организации.

Американские специалисты в области менеджмента М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури определили власть как возможность оказывать влияние на поведение других людей.

Власть – право и возможность распоряжаться кем-нибудь или чем-нибудь, подчинять своей воле.

Власть — это возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению. Суть власти не зависит от её основы. Способность и возможность достигать своих целей может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т.д.

Таким образом, власть не является атрибутом должности, а формируется как система взаимоотношений между руководителем и подчиненными.

Основные виды власти:

1. Политическая власть - способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

2. Законодательная власть— власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства.

3. Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство. Основное назначение исполнительной власти — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

4. Судебная власть - В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх (наряду с законодательной и исполнительной властью) ветвей является судебная.

5. Управленческая власть - в управленческой литературе означает способность субъекта оказывать влияние на поведение людей с целью подчинения их своей воле.

6. Публичная власть— это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя. Обычно противопоставляется общественной власти. Появление публичной власти связано с возникновением первых государств.

7. Символическая власть - термин, введенный Пьером Бурдье для описания специфического типа власти в социуме. Символическая власть рассматривается как способность формировать или изменять категории восприятия и оценки социального мира, которые в свою очередь могут оказывать непосредственное влияние на его организацию.

В настоящее время теоретиками и практиками в области управления определяется много разных подходов к классификации источников власти. Сначала выделялось пять базовых источников власти. Это классификация Френча и Рейвина. В нее входят: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; экспертная власть; эталонная власть; законная власть.

Позже был добавлен шестой источник – информация, а потом и седьмой источник – связи.

1. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности или вообще может причинить какие-то другие неприятности.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.

3. Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволяют удовлетворить потребность.

4. Эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий.

5. Законная (традиционная) власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания и что его долг – подчиняться им.

6. Власть информации. Информация играет важную роль в формировании власти руководителя. Базируется на возможности доступа к нужной и важной информации и умение использовать ее для влияния на подчиненных.

7. Власть связей. Обладание индивидом различными, достаточно значимыми связями с влиятельными персонами, другими организациями, и в некоторых случаях с людьми, через установление с ними неформальных контактов. А также возможность воспользоваться данными связями в любой конкретный момент.

 

Об эффективности и успешности менеджера судят не потому, что он делает, а потому, как он побуждает к работе других. Побуждать или мотивировать людей можно только воздействуя на них определенным образом или влияя на них.

Наряду с формальной властью в организации также успешно можно применять и другие формы влияния, например, убеждения, участия или профессионального авторитета. Ключ к мотивации подчиненных следует искать таким образом, чтобы выборочно использовать тот вид воздействия, который соответствует конкретным обстоятельствам.

Руководители должны оказывать влияние таким способом, который легко предсказать и который ведет не просто к принятию данной идеи, а к действию – фактическому труду, необходимому для достижения целей организации.

Как эффективно использовать влияние?

1. Потребность, к которой апеллируют, должна быть активной и сильной.

2. Человек, на которого влияют, должен рассматривать влияние как источник удовлетворения или неудовлетворения – в той или иной степени – какой-то потребности.

3. Человек, на которого влияют, должен считать достаточно высокой вероятность того, что исполнение приведет к удовлетворению или неудовлетворению потребности.

4. Человек, на которого влияют, должен верить, что его усилие имеет хороший шанс оправдать ожидания руководителя. удовлетворения или неудовлетворения.

По мере того, как способности руководителя и подчиненного практически стали взаимодополняющими, возросла необходимость искать сотрудничества со стороны подчиненного, чтобы иметь возможность эффективно на него влиять. Две формы влияния, которые могут побудить исполнителя к активному сотрудничеству – это убеждение и участие.

Убеждать – значит побуждать людей к достижению поставленных целей. В своей основе такое побуждение осуществляется с помощью слова, слушания, организации социальной сферы. Отсюда убеждать – это значит побуждать людей словом, делом, своим примером и целенаправленной организацией социальной сферы.

Убеждение – эффективная передача своей точки зрения. Убеждение влияет тем, что доводит до сознания потенциального исполнителя, что сделав так, как хочет руководитель, он удовлетворит его собственную потребность, какой бы она не была.

Влияние на людей через убеждение укладывается в четыре вида воздействия:

1. Информирование.

2. Разъяснение.

3. Доказательство.

4. Опровержение.

Перед руководителем (влияющим) возникает задача выбрать эффективные средства создания обстановочной ситуации для беседы. Причем его деятельность упростится, если он будет: а) стараться смотреть на вещи, факты и события глазами своего собеседника (на которого влияют); б) относится сочувственно к его мыслям и желаниям; в) вызывать у собеседника положительные эмоции.

Использование метода убеждения влияет на широкий диапазон отношений и видов поведения, применяемых при личном контакте. Этот метод может производить внутреннюю мотивацию, которая не требует управления, власти или расходования ограниченных ресурсов, но требует много времени.

Влияние через участие идет даже дальше, чем убеждение. Руководитель не прилагает никаких усилий, чтобы навязать исполнителю свою волю или свое мнение. Вместо того чтобы убеждать исполнителя принять определенную цель организации, руководитель просто направляет его усилия и способствует свободному обмену информацией.

Оба будут искренне верить в способности друг друга. И влияние будет эффективным, так как люди работают усерднее всего на ту цель, которая была сформулирована с их участием.

Участие в принятии решений апеллирует к потребностям более высокого уровня – власти, компетентности, успехе или самовыражении.

Наличие эффективной обратной связи – один из наиважнейших факторов воздействующих на желание сотрудников эффективно выполнять свои поручения. Для менеджера представляется необходимым обладать желанием и умением пользоваться обратной связью. Осуществление обратной связи – неких «поглаживаний» – словесных и эмоциональных поощрений, оказывают стимулирующее влияние на поведение подчиненного. Важным является то, что обратная связь должна происходить не только на уровне выполненного задания в целом, но и на уровне конкретного задания. Тогда ценность менеджера возрастет вдвое. Обратная связь на уровне задания создает у работающего, да и менеджера тоже, чувство душевного равновесия, гармонии и справедливости.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.