Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Организационная система и подсистема в менеджменте




Организации.

д) Это различные, но взаимодополняющие виды деятельности. В практике

существует мера их сочетания и разделения.

9. Что такое концепция менеджмента в современном практическом

управлении?

а) Системность принципов деятельности менеджера.

б) Комплекс проблем, которые видит и решает менеджер.

в) Программа обучения менеджменту.

г) Сложившаяся структура знаний современного менеджера.

д) Стиль управления.

10. Какую черту Вы назвали бы наиболее типичной для российского варианта менеджмента?

а) Склонность к творчеству и самостоятельности.

б) Энергичность и предприимчивость.

в) Коммуникабельность и корпоративность.

г) Протекционизм и поручительство.

д) Организованность и дисциплинированность.

11. Каким образом наука об управлении влияет на его эффективность

(выделить главное)?

а) Наука разрабатывает и «вооружает» управление новыми методиками решения проблем.

б) Наука позволяет увидеть и распознать проблему.

в) Наука управления является основой формирования профессионального

сознания.

г) Наука не влияет напрямую на практику управления. Ее влияние опосредовано образованием.

д) Восприятие науки практикой определяется отношением к ней практических работников (менеджеров)

12. Что характеризует концепцию менеджмента?

а) Системность принципов деятельности менеджера.

б) Комплекс проблем, которые видит и решает менеджер.

в) Программа обучения менеджменту.

г) Сложившаяся структура знаний современного менеджера.

д) Стиль управления.

Понятие организации. Модель 7-S (Том Питерс, Роберт Уотерман, Джульен Филипс). Модель шести ячеек Марвина Вайсборда. Закономерности управления различными системами. Управление социально-экономическими системами.

Внешняя организационная среда: общая (генеральная) среда, среда задач (функциональная среда), внутренняя среда. Общая среда: международное измерение, технологическое измерение, социокультурное измерение, экономическое измерение, законодательное (политическое) измерение. Среда задач: потребители, конкуренты, поставщики, рынок труда. Взаимоотношения организация - внешняя среда: неопределенность среды, адаптация к условиям среды.

Внутренняя организационная среда.

Органиационная система и подсистема.

Построение организационной структуры, распределение властных полномочий. Линейные и вспомогательные властные полномочия. Ответственность. Делегирование. Централизация и децентрализация полномочий. Норма управляемости. Преимущества и недостатки централизации и децентрализации полномочий. Вертикальные и плоские организационные структуры управления. Специализация труда. Традиционные типы организационных структур: линейная, функциональная, дивизиональная, матричная. Современные типы организационных структур: командный и сетевой подходы к организационной структуре. Достоинства и недостатки организационных структур различных типов. Взаимосвязь функции организации с другими функциями менеджмента.

Миссия, цели, задачи организации

"Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей существование менеджмента". [М.Х. Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури. Основы менеджмента.]

Прежде всего, следует определиться с понятием "организация". Оно употребляется в нескольких значениях:

* Как социальный институт с известным статусом, стационарный объект. В таком значении слово "организация" относится, например, к предприятию, органу власти, добровольному союзу и т.д.

* Как процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и, значит с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых.

* Как свойство, атрибут объекта. Именно это понимание мы имеем в виду, когда речь идет об организованных и неорганизованных системах, политической организации общества, эффективной и неэффективной организации дела и т.п. (А. Пригожин).

Существует множество определений организации, из которых обычно выделяется концепция организации как рациональной системы, или системы, направленной на достижение цели Можно выделить четыре направления в определении организации:

* в соответствии с теорией Ч. Барнарда организация - это такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью. Ч. Барнард и его последователи уделяли внимание, в основном, совместным действиям людей, их кооперации, а уже потом необходимости достижения целей;

* другое направление лучше всего характеризует точка зрения Д.Марча и Г.Саймона, согласно которой организация - это сообщество взаимодействующих человеческих существ, являющееся самым распространенным в обществе и содержащим центральную координационную систему. Высокая специфичность структуры и координации внутри организации отличают ее от диффузных и неупорядоченных связей между неорганизованными индивидами. Все это делает организацию похожей на отдельный сложный биологический организм. С точки зрения менеджмента, организация - это система принятия и реализации управленческих решений, где люди - механизмы принятия решений.

* П. Блау и У. Скотт представляют третье направление в определении организации. В этом направлении указывается основная, по их мнению, характеристика сложившейся организации - то, что она для достижения специфических целей должна быть формализована, обладать формальной структурой;

* по мнению А. Этциони, организация - это социальные объединения (или человеческие группы), сознательно конструируемые и реконструируемые для специфических целей. Основной упор здесь делается на сознательное членство в организации и сознательное действие ее членов.

Можно выделить основные значимые черты организации:

* наличие двух или более людей, считающих себя членами одной группы;

* наличие общей, совместной деятельности этих людей;

* наличие определенных механизмов или системы координации деятельности; и, наконец,

* наличие по крайней мере одной общей цели, разделяемой и принимаемой абсолютным большинством (в группе).

Соединив эти характеристики можно получить практическое определение организации:

ОРГАНИЗАЦИЯ - ЭТО ГРУППА ЛЮДЕЙ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРЫХ СОЗНАТЕЛЬНО КООРДИНИРУЕТСЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ ИЛИ ЦЕЛЕЙ.

Социальная сущность организации проявляется в реализации своих целей через достижение личностных. Без этого союза между целым и элементами нет организации как системы. Люди будут объединяться и работать в организации только тогда, когда будут получать то, что нужно каждому из них, т.е. доход, общение, реализацию своих способностей, а также профессиональное продвижение.

Организации, имеющие не одну цель, а набор взаимосвязанных целей принято называть сложными. Все сложные организации обладают рядом общих характеристик:

* наличие, привлечение и использование ресурсов;

* зависимость от внешней среды;

* горизонтальное и вертикальное разделение труда;

* наличие подразделений;

* необходимость управления.

В литературе существует множество подходов к построению типологий организаций.

В первом, традиционном, выделяют три вида:

* предприятия и фирмы (производственные, торговые, обслуживающие);

* учреждения (финансовые, культурные, научные, управленческие, образовательные, медицинские);

* общественные организации (религиозные, профсоюзные, добровольные).

Второй подход - это деление организаций на основе общественных отношений: экономические, социальные, культурные и управленческие (государственные, политические и общественные). В каждом из этих типов есть существенное сходство, определяющее близость целей и функций организаций.

Американский социолог А. Этциони подразделяет все организации на три основные группы:

* добровольные, члены которых объединяются на добровольной основе (политические партии, профсоюзные союзы, клубы, религиозные объединения и др.);

* принудительные, членами которых становятся принудительным путем (армия, тюрьма, психиатрические лечебницы и др.);

* утилитарные, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (предприятия, фирмы финансовые структуры и др.)

Современные российские социологи (например, А.И. Пригожин [9, 10]) выделяют преимущественно следующие виды социальных организаций:

* деловые, членство в которых обеспечивают работников средствами к существованию (предприятия, фирмы, банки и др.);

* общественные, представляющие собой массовые объединения, членство в которых позволяет удовлетворять политические, экономические, социальные, культурные и другие потребности (политические партии, общественные движение и т.п.);

* промежуточные, сочетающие признаки деловых и общественных организаций (кооперативы, товарищества и т.п.);

* ассоциативные, возникающие на основе взаимной реализации интересов (клубы по интересам, не формальные группы и т.д.).

В отечественной литературе широкое распространение получила типология организаций по отраслевому признаку: промышленно-хозяйственные, финансовые, административно-управленческие, научно-исследовательские, образовательные, лечебные, социокультурные и др.

Кроме того, представляется возможным типологизировать организации по масштабам деятельности: крупные, средние и малые; по юридическому статусу: общество с ограниченной ответственностью (ООО), открытые и закрытые акционерные общества (ОАО и ЗАО), муниципальные и федеральные унитарные предприятия (МУП и ФГУП) и т.д.; по признаку собственности: государственные, частные, общественные и организации со смешанной собственностью; по источникам финансирования: бюджетные, внебюджетные и организации со смешанным финансированием.

Наконец, в зависимости от характера внутренних связей можно разделить все организации на формальные и неформальные.

Формальная организация строится на основе извне установленных связей, иерархии позиций, нормативной регуляции поведения, распределения функциональных обязанностей. Такие организации формируют отношение власти, сферы ответственности за принятое решение и его выполнение. Они определяют порядок прохождения информационных потоков для прямых и обратных связей управления. Формальные организации как правило зарегистрированы (чаще всего это - юридические лица), для них характерно наличие официального руководителя (начальника). Такие организации являются результатом запланированных действий и усилий.

Неформальная организация представляет собой спонтанно сложившуюся систему связей, являющихся результатом межличностного взаимодействия. Неформальная организация зачастую функционирует внутри формальной, поддерживает и усиливает ее. В ней открываются более продуктивные каналы коммуникаций, чем это возможно в официальной иерархии. Многие члены организации находят в ней таких людей, с кем они чувствуют себя более свободно, ощущают защиту. В данном случае такие организации называют неформальными. Во главе такой группы чаще всего стоит общепризнанный лидер. Неформальные организации чаще всего не зарегистрированы и как правило возникают стихийно.

Безусловно, можно выделить ряд общих черт формальной и неформальной организаций. Среди наиболее значимых важно отметить следующие:

* и то и другое есть группа людей с общими целями (или целевыми установками);

* и те и другие разрабатывают внутренние нормы, стандарты и правила, регулирующие различные аспекты поведения людей.

Немецкий философ и социолог Макс Вебер [1864-1920] описал идеальную модель формальной организации - бюрократии (от франц. bureau - канцелярия и греч. kratos - власть, господство, сила) - это организация публичной власти, состоящая из ряда официальных лиц, занимающих должности и посты и образующих определенную иерархию. Согласно М. Веберу (подробнее см.: [1, 3, 5]), бюрократия, возникшая в начале XIX века, способствовала четкости в принятии решений в организациях и требовала от чиновников высокого профессионального мастерства. Можно выделить следующие отличительные признаки бюрократии:

* индивиды, входящие в органы управления организации, лично свободны и действуют только в рамках "безличных" обязанностей, существующих в данной организации;

* ярко выраженная иерархия должностей и обязанностей;

* индивиды нанимаются и продолжают работу на основе контракта;

* людям, занимающим должности в организациях, выплачивают заработную плату, размер которой зависит от занимаемого ими уровня в иерархии;

* бюрократия представляет собой карьерную структуру, в которой продвижение производится по заслугам или по старшинству, независимо от суждений начальника;

* должность, занимаемая индивидом в организации, рассматривается им как единственное или, по крайней мере, главное занятие;

* деятельность представителей бюрократии основывается на строгой служебной дисциплине и подлежит контролю.

Эффективная (идеальная) бюрократия имеет следующие характеристики:

* Вся деятельность организации расчленяется на простейшие операции, выполнение которых поручается специалистам, полностью отвечающим за выполнение своих обязанностей и формально закрепляется за отдельными ее звеньями

* Каждый руководитель наделяется формально закрепленной властью и авторитетом, которые действуют только внутри организации. В построении организации должен четко проявляться принцип иерархии.

* Деятельность организации регулируется "последовательной системой абстрактных правил" и состоит в применении этих правил к частным случаям.

* Любой руководитель организации должен сохранять необходимую "социальную дистанцию", должен быть беспристрастным по отношению к своим клиентам и подчиненным, что способствует одинаково справедливому отношению ко всем лицам.

* Служба в бюрократической организации основывается на соответствии квалификации занимаемой должности. Члены организации должны быть ограждены от возможности произвольного увольнения. Система продвижения кадров может быть построена по принципу старшинства, успешности деятельности или с учетом обоих факторов.

М. Вебер, таким образом, разработал идеальный тип управления организацией. Бюрократия в таком идеальном виде представляет собой наиболее эффективную машину управления, основанную на строгой рационализации.

Американский социолог Р. Мертон определил негативные по отношению к обществу последствия деятельности бюрократических организаций.

* Во-первых, узкая специализация внутри бюрократической организации может тормозить процесс их прогрессивных изменений, отчего может страдать и общество в целом.

* Во-вторых, бюрократический стиль мышления, порожденный рутинизацией и формализацией, формирует особый тип личности, консервативной по складу ума и психологии.

* В-третьих, реальное выполнение задач и целей, призванных обществом в качестве позитивных ценностей, может подменяться внутренними целями безупречного формального стиля исполнения должностных инструкций, а служебная карьера для членов бюрократической организации выдвигается на первое место.

* В-четвертых, как результат, идеология и интересы бюрократии становятся выше интересов тех людей, которых они призваны обслуживать. Интересы бюрократии становятся выше общественных интересов, и бюрократия превращается в тормоз общественного развития.

Существует несколько подходов к анализу организации как объекта управления.

В рамках механистического (рационального) подхода выделяются и изолированно исследуются отдельные части организации в отдельно взятый момент времени. Организация мыслится как "инструмент" рационального средства достижения четко поставленных целей; как совокупность отдельных самостоятельных частей, способных изменяться и заменять друг друга, не нарушая при этом целостности структуры организации. Сторонники этого подхода, в том числе Макс Вебер, не придают важную роль неформальным отношениям между членами организации. Модель "организации - машины" была разработана французским инженером и исследователем, идеологом классической (административной) школы управления Анри Файолем (1841-1925). Она сыграла важную роль в развитии современной социологии организаций и теории менеджмента. В этой концепции (подробнее см.: [12]) организация рассматривается как безличный механизм, в котором преобладают формально-рациональные отношения между работниками и иерархическая система управления. При этом задача администрации заключается в том, чтобы осуществлять контроль, координацию и планирование работы различных звеньев организации А. Файоль считал, что эффективность работы организации целиком определяется единством командования и четким разделением труда. Таким образом, организация понимается как безликий механизм, инструмент для решения общественно-значимых проблем, а человек - формальный исполнитель, элементарная клеточка в общей системе управления.

А. Файоль создал первую классификацию операций, имеющих место в организациях, выделив шесть основных типов:

* Технические операции (производство, обработка, ремонт);

* Коммерческие операции (покупка, продажа, обмен);

* Финансовые операции (привлечение и распределение денежных средств);

* Защитная деятельность (защита собственности и личности);

* Учетные операции (бухгалтерский учет, калькулирование себестоимости, статистический анализ и т.п.);

* Административные операции (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

В своей работе "Общее и промышленное управление" А. Файоль писал: "Управлять, значит - предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать;

o предвидеть, то есть учитывать грядущее и вырабатывать программу действия;

o организовывать, то есть - строить двойной - материальный и социальный организм предприятия;

o распоряжаться, то есть - заставлять персонал надлежаще работать;

o координировать, то есть - связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;

o контролировать, то есть - заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям".

Исходя из своей концепции менеджмента А. Файоль сформулировал четырнадцать принципов управления. Эти принципы не утратили своей актуальности и сегодня, хотя безусловно их применение требует опыта, вдумчивости и осторожности:

* Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

* Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия - там возникает ответственность.

* Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание в уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

* Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

* Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

* Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников недолжны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.

* Вознаграждение персонала. Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.

* Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.

* Скалярная цепь. Скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, - вниз, до руководителя низового звена. Выло бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

* Порядок. Место - для всего и все на своем месте.

* Справедливость. Справедливость-это сочетание доброты и правосудия.

* Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

* Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

* Корпоративный дух. Союз - это сила. А она является результатом гармонии персонала.

Согласно "интеракционистской модели" (Ч. Барнард, Ф. Селзник, Г. Саймон и др.), социальное взаимодействие и коммуникация рассматриваются в качестве фундаментального процесса любой организации. Положительной стороной этой модели явилось то, что ее представители считали невозможным строго рациональное и формальное построение организации, поскольку в ней работают живые человеческие личности со своими интересами, потребностями, ценностями, которые не могут не влиять на выполнение ими функций. Общий вывод, сделанный представителями этой концепции - необходимо принять ограниченность рациональной модели организации и невозможность полной формализации поведения в ней людей.

В противоположность механистическому, органический (естественный, поведенческий) подход представляет организацию как некий организм, которому присущ органический рост, стремление к продолжению своего существования и сохранению равновесия системы. Согласно данному под ходу организация может продолжать существование даже после успешного достижения поставленных целей перед ней. Для представителей этого направления главной задачей является поддержка равновесия организации и уделяется большое внимание неформальным отношениям внутри коллектива организации.

Этот подход тесно связан со Школой человеческих отношений, основоположниками и ведущими идеологами которой считаются Мэри Паркер Фоллетт [1869-1933] и Элтон Мэйо [1880-1949] (подробнее см.: [17]). Они заметили и экспериментально подтвердили, что человек далеко не всегда ведет себя рациональным образом, неоднозначно реагирует на экономические стимулы и требует индивидуального, а не стандартизированного подхода. Знаменитые эксперименты на заводе "Уэстерн Электрик" в Хоторне, позволили выявить следующие закономерности:

* четко разработанные операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда;

* силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя;

* давление со стороны коллег по группе часто оказывалось более действенным, чем желания руководства и материальные стимулы.

С точки зрения Школы человеческих отношений можно выделить следующие факторы эффективного руководства:

* Хорошее знание формальной и социальной структуры организации.

* Разработка общего для структуры языка общения.

* Такое развитие системы коммуникаций, при котором улавливались бы и взаимно учитывались мнения сторон.

* Разработка мер по предотвращению сопротивления нововведениям.

* Учет зависимого положения рабочего и его стремления к упрочению своего статуса.

* Учет эмоциональной стороны человеческой натуры.

Западные социологи М. Крозье, Э. Гоулднер, Д. Марч, Г. Саймон, Ф. Селзник и др. предприняли попытку объединить два предыдущих подхода: от механистической модели они взяли рациональность, а от естественной - неформальные отношения. Главную задачу они видят в определении условий, которые влияют на степень эффективности достижения основных целей организации, поэтому для них характерна разработка частных вопросов управления организацией.

Одним из старейших является структурный подход - управление организациями на общем уровне её структур и подразделений. Этот подход сформировался из практики военной науки - стратегического и тактического управления подразделениями армии с целью одержать победу. В рамках структурного подхода организационная иерархия является основным объектом и инструментом управления: путем структурных (позиционных, должностных) перестановок можно управлять деятельностью сотрудников и организации в целом.

Управление организацией часто рассматривается в терминах ресурсного подхода. Согласно этому взгляду основной задачей менеджера является привлечение, распределение и контроль над ресурсами организации. Традиционно выделяют пять типов основных ресурсов (концепция 5М, см. рис. 2.1):

* люди (manpower);

* деньги (money);

* сырьё и материалы (materials);

* оборудование и прочие средства производства (mechanisms);

* информация и технологии (methods).

Сегодня в качестве особого ресурса всё чаще выделяют время. Высокий уровень турбулентности (изменчивости и непредсказуемости) среды бизнеса приводит к тому, что зачастую скорость принятия управленческих решений становится важнее их качества - лучше совершить, пускай даже и минимально прогнозируемое, действие, чем простаивать и бездействовать.

Наибольшее развитие ресурсный подход получил в работах сторонников Количественной школы или Школы науки управления. Возникшая в начале 50-х годов, количественная школа была ориентирована на оптимальное использование ограниченных ресурсов на основе применения методов математического моделирования, формальной оптимизации и вычислительной техники. Выдающихся успехов сторонникам ресурсного подхода удалось добиться в создании управленческих информационных систем. Первой системой такого класса стала IC (Inventory Control) - "управление запасами", позволяющая учитывать текущее состояние запасов (склад) и прогнозировать его возможное изменение (приход и расход), а также рассчитывать оптимальный размер заказа партии сырья и время осуществления заказа. Более совершенной системой, позволяющей планировать потребности предприятия в материалах стала MRP (Materials Requirement Planning), учитывающая колебания потребительского спроса, неравномерность производства, возможные срывы поставок и т.п. Однако эта система все еще не учитывала различных аспектов финансовой деятельности организации и рассматривала производство изолированно от вспомогательных процессов и подразделений. Эти функции были реализованы в системе следующего поколения MRP II (Manufacture Resource Planning) - планирование производственных ресурсов. Вершиной развития количественных информационных систем стала ERP (Enterprise Resource Planning) - планирование ресурсов предприятия, дополнительно включившую в себя систему учета работы с клиентами (CRM), логистических и аналитических (в т.ч. учетных) операций, функции управления проектами (в частности, бюджетирование, планирование и контроль за ходом проекта), а также учет операций послепродажного сервиса. В результате усилий соединить количественные и качественные аналитические данные возникла система BSC (Balanced Scorecard) - система сбалансированных показателей, предполагающая аналитику степени реализации поставленной цели по качественным составляющим с количественными показателями по каждой из них, с присвоением качественного рейтинга каждому числу (красный - зона тревоги, жёлтый - зона внимания, зеленый - зона успеха). В системе BSC анализ проводится по четырем основным блокам: Клиенты, Финансы, Внутренние бизнес-процессы (см. ниже "бизнес-процессы") и Обучение и развитие. Кроме того, рассматривается степень соответствия отдельных элементов общекорпоративной стратегии и видению.

Однако управление представляет собой не дискретные действия и решения, а, скорее, непрерывный многоаспектный процесс. Эта особенность менеджмента (организаций) учитывается в процессном подходе. С позиций этого направления в организациях можно выделить четыре различных вида протекающих процессов:

* основные процессы, непосредственно направленные на производство основного продукта организации - товара или услуги;

* вспомогательные (обслуживающие) процессы - непосредственно не связанные с производством, однако направленные на обеспечение успешного протекания прочих процессов (например, учетные и аналитические операции, управленческие процессы);

* венчурные процессы - непосредственно направленные на производство не основного продукта организации;

* связующие процессы - объединяющие первые три типа процессов в единое целое, пронизывающие всю организацию. К связующим процессам принято относить коммуникации и принятие управленческих решений.

В рамках процессного подхода принято рассматривать цепочки ценностей - понятие, которое Майкл Портер ввёл для обозначения механизма создания добавленной потребительской стоимости, т.е. себестоимости с позиции организации производителя и ценности с позиции потребителя: по мере того как продукт продвигается к потребителю, в каждом звене цепочки соответствующий участник канала добавляет определенную стоимость (ценность) (подробнее см.: [6, 11]).

В понимании участия компании в создании добавленной стоимости важными являются понятия об интеграции. Компания может работать в любом звене цепочки формирования стоимости. Компанию, которая работает на участках цепочки формирования стоимости, далеко удаленных от её начала, принято называть прямо интегрированной, и наоборот, если предприятие работает на участках, которые находятся ближе к исходным материалам, то его относят к обратно интегрированным. Вертикально интегрированными считаются организации, участвующие в создании добавленной стоимости на нескольких этапах (уровнях). Расширение спектра деятельности (например, увеличение ассортимента), не выходящее за пределы существующих уровней формирования добавленной стоимости называется горизонтальной интеграцией.

Важнейшей категорией процессного подхода является бизнес процесс (БП). Бизнес-процесс - это совокупность видов деятельности, потребляющих определенные ресурсы на входе и дающая продукт, ценный для потребителя на выходе. Выделяют три типа моделирования (инжиниринга) БП:

* прямой инжиниринг - проектирование новых БП "с нуля";

* обратный инжиниринг - описание уже существующих БП;

* реинжиниринг - перепроектирование существующих БП с целью их оптимизации или качественной перестройки.

Авторами концепции бизнес-реинжинирига (1993) организаций как методики проведения организационных изменений являются Майкл Хаммер и Джеймс Чампи. Однако сами авторы отмечают некоторую ограниченность данного инструмента, поскольку реинжиниринг оперирует только рациональными компонентами формальной организации и не учитывает социосистемной и поведенческой специфики. "Мы существенно недооценили человеческий фактор", - говорит Майкл Хаммер. Тем не менее, инжиниринг БП имеет ряд положительных аспектов - в частности он позволяет сделать существенные релевантные выводы о механизмах протекания процессов в организации, нормативах выполнения рабочих операций, о поэтапном формировании себестоимости, потребительской ценности и т.п.

Общепризнанным мировым стандартом инжиниринга БП является IDEF0 (в нашей стране - это ГОСТ Р 50.1.028-2001) (пример описания БП по этому стандарту см. на рис. 2.2). Широко распространена методология ICOM - описание БП через четыре вида потоков (материальных и информационных):

* вход (Input) - потребляемые ресурсы;

* управление (Control) - легитимное основание для протекания процесса;

* выход (Output) - результат, продукт процесса;

* механизм (Mechanism) - люди и оборудование, осуществляющие процесс.

Инжиниринг БП в первую очередь позволяет получить наглядное описание деятельности организации, упорядочить и систематизировать внутреннюю информацию, а также существенно облегчить управленческую аналитику, открывая менеджерам новые горизонты.

Одним из наиболее сложных и детально проработанных способов анализа организаций и систем управления стал системный подход. В рамках этого подхода организация рассматривается как система, т.е. некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит вклад в характеристики целого. Возникновение этого общенаучного подхода связано с именем австрийского биолога Л. фон Берталанфи, эмигрировавшего в США в 1930-х годах. В теории систем принято выделять две основные категории:

* закрытые системы - имеют жесткие фиксированные границы, являются самообеспечивающимися, самодостаточными, не (относительно) зависят от среды, окружающей систему;

* открытые системы - не имеют жестких границ, находятся в постоянном взаимодействии со внешней средой, как правило имеют механизмы адаптации к изменениям в окружении.

В наиболее общем плане модель организации как открытой системы состоит из трёх элементов:

* входы - все, что организация потребляет из внешней среды: материальные, финансовые, трудовые и информационные ресурсы;

* преобразования - комплекс переработки входов, который непосредственно зависит от эффективности управления;

* выходы - результат переработки входов, который может выражаться в конечной продукции (услугах), прибыли, социальном взаимодействии, доле рынка, капитализации, росте и развитии компании, удовлетворенности сотрудников и т.п. Модель «7 S» описывает ключевые элементы, определяющие лицо организации. Она была предложена в 1980 г. двумя исследователями и группой консультантов из компании McKinsey и представляет собой перечень принципов, позволяющих проанализировать сущность компании. Модель рекомендует обратить внимание на семь основных областей, названия которых начинаются с буквы S: стратегия (strategy), структура (structure), системы (systems), стиль (style), сумма навыков (skills), сотрудники (staff) и совместные ценности (shared values).

Летом 1978 г. консультант McKinsey Роберт Уотерман обратился за помощью к двум ученым, Ричарду Паскалю из Стэнфорда и Энтони Этосу из Гарварда. Уотерман и его коллега из McKinsey Том Питере попытались проанализировать результаты проведенного ими исследования отличительных черт успешных компаний. Их выводы впоследствии легли в основу бестселлера «In Search of Excellence» («В поисках совершенства»). Идея создания доступной модели была не нова. Питере и Уотерман позднее признали, что взяли за основу модель «бриллианта» Гарольда Ливитта, которая сводила факты управленческой жизни к задачам, структуре, людям, информации, контролю и окружающей среде. Модель Ливитта очень похожа на модель «7 S». Этос и Паскаль убедили Питерса и Уотермана воспользоваться аллитерацией, утверждая, что ее преимущества компенсируют недостаток изощренности. Питере предложил добавить в модель «умения». Таким образом, вооружившись шестью словами, начинающимися с буквы S, Питере и Уотерман представили свою схему заинтересованным сторонам в McKinsey.

Модель представляет собой структуру, позволяющую рассматривать компанию как единое целое, диагностировать организационные проблемы и разрабатывать программы действий. В идеальной организации каждый из S-факторов дополняет другие и систематично приближает организацию к поставленной цели. Питерс и его коллеги рассматривают семь основных компонентов (см. рис. 2.10):

* Структура - оформленное базовое функциональное и ролевое распределение сотрудников организации, лежащее в основе систем взаимоотношений, бизнес-процессов и прочих аспектов организации.

* Системы и процедуры - формальные и неформальные процедуры реализации процессов внутреннего и внешнего организационного взаимодействия.

Стратегия - наиболее общие принципы функционирования и развития организации.

* Сумма навыков - накопленные знания и технологии, оформленные в виде инструментария организации; способность организации принимать решения и действовать

* Состав персонала - люди, сотрудники организации как личности.

* Стиль управления - культура организации, т.е. совокупность вариантов поведения, мыслей, убеждений, символов, реакций и отношений, принятых в организации и разделяемых большинством её членов.

* Совместно разделяемые ценности - основополагающие ценности организации, определяющие смысл её существования; фундаментальные идеи, на которых строится бизнес.

Практическую концептуальную схему организационной диагностики создал Марвин Р. Вайсборд. Его "модель шести ячеек" одинаково легко укладывается в рамки управленческой, административной, научной или консультационной деятельности (см. рис. 2.11).

Основные компоненты модели:

* Границы организации - то, что отделяет организацию от внешней среды и формально выполняет роль организационной идентификации. Крайне важно четко определить границы организации, деятельности, бизнеса, чтобы в дальнейшем более четко определять спектр задач и формулировать стратегические инициативы.

* Внешняя среда - локальное и глобальное окружение организации, контекст её деятельности.

* Цели - смысл существования организации, её социальная, экономическая и историческая значимость.

* Структуры - механизмы разделения труда, распределения работы между сотрудниками и подразделениями.

* Взаимоотношения - культура организации, сложная система отношений между сотрудниками, механизмы разрешения противоречий (конфликтов).

* Вознаграждения - система мотивации персонала, привлекательность выполнения заданий для сотрудников.

* Вспомогательные механизмы - методы координации деятельности сотрудников и подразделений, а также адаптации к изменениям во внешней среде; системы и процедуры управления.

* Лидерство - то, что позволяет удерживать все ячейки в равновесии. В этом блоке рассматриваются такие аспекты управления, как власть и полномочия, принятие решений, стили руководства и т.п.

Модель Вайсборда в равной мере применима как к формальным системам организации (то, что надо сделать), так и к неформальным (то, что происходит на самом деле).

На наш взгляд модель "шести ячеек" наиболее точно соответствует концепции общего менеджмента как системной дисциплины, поэтому мы опираемся на нее в структуре нашего курса.

Солидную теоретическую конструкцию (1969) в рамках системного подхода разработали Эрик Трист и Фред Эмери. Согласно их теории организация представляет собой открытую социотехническую систему, т.е. включает в себя как технические (механические), так и социальные подсистемы, и функционирует в контексте своего окружения (внешней среды). Как и любая система, организация характеризуется определенной степенью энтропии. Выживание и развитие организации неразрывно связано со скоростью обновления её отдельных элементов и подсистем.

Подсистемами называются крупные составляющие сложных организаций, выполняющие определенную функцию. Интересную системную модель организации (подробнее см.: [11], рис. 2.3) разработал профессор Дарденской школы бизнеса профессор Джеймс Клоусон. Исследователь выделяет шесть основных подсистем, необходимых для выживания и развития открытой системы:

* подсистема управления является органом, формулирующим цели, планы и средства контроля. Она отражает роль руководителей исполнительного уровня.

* подсистема адаптации отслеживает экономическую обстановку. Эта подсистема обеспечивает также соответствие продуктов и услуг фирмы меняющейся ситуации на рынке, а следовательно, выживание. Информация, поступающая от маркетологов, агентов по обслуживанию потребителей и торговых агентов, делает компанию способной к адаптации.

* подсистема контроля поступлений в организацию контролирует приток ресурсов - того, чем "питается" организация. К функциям этой подсистемы относятся подбор кадров, закупка исходных материалов и мобилизация денежных средств.

* подсистема производства преобразует то, что поступает в организацию, в товары и услуги. В производственной компании эту функцию выполняют производственные мощности.

* подсистема контроля оттоков из организации связана с распределением средств, продуктов и отходов. Маркетинговая группа помогает компании в выпуске продуктов и услуг. Кадровая служба занимается освобождением организации от работников, которые не отвечают стандартам компании. Наконец, отдел общественных связей старается приладить "хорошее лицо" ко всем действиям компании.

* подсистема поддержки старается обеспечить эффективную совместную работу других подсистем: она поддерживает равновесие в организации, координируя все осуществляемые действия. К средствам, используемым подсистемой поддержки, относятся стимулирование работников и информационные бюллетени компании и т.п.

ПОДСИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПОСТУПЛЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИЮ

Управляет входящими потоками ресурсов: материалов, людей, денег.

ПОДСИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВА

Перерабатывает ресурсы и производит конечный продукт.

ПОДСИСТЕМА КОНТРОЛЯ ОТТОКОВ ИЗ ОРГАНИЗАЦИИ

Распределяет во внешней среде оттоки организации: продукты, людей, деньги.

ПОДСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Формулирует цели, планы, средства контроля.

ПОДСИСТЕМА АДАПТАЦИИ

Отслеживает изменения во внешней среде.

ПОДСИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ

Поддерживает равновесие всей системы

Альтернативную модель шести подсистем (1999) предлагают консультанты по организационным изменениям Синди Адамс и Билл Адамс (см. рис. 2.4). Они выделяют следующие подсистемы:

* система коммуникаций - обеспечивает организацию открытым свободным обменом информацией;

* система лидерства (стратегического управления) - создает и поддерживает условия процветания организации;

* система норм - позволяет организации оценивать собственные достижения;

* система производства - регулирует средства и методы производства товаров и услуг, востребованных потребителями;

* система ответственности - формирует такую среду, в которой люди чувствуют себя ответственными за эффективность деятельности организации;

* система производительности труда - отбирает, поддерживает и развивает сотрудников, соответствующих целям организации.

Следует однако помнить, что теория систем, будучи описательной моделью, лишь раскрывает взаимосвязи в организации, но не дает никаких конкретных рекомендаций руководителям. Сущность системного подхода заключается в формировании системного мышления (взамен более привычного линейно-событийного), основные принципы которого:

* видеть взаимосвязи, а не линейные цепочки причинно-следственных связей;

* видеть процессы изменений, а не статичные состояния.

По словам ведущего теоретика и практика "пятой дисциплины" - т.е. системного мышления Питера Сенге, оно "позволяет через изолированные события разглядеть более глубокие паттерны и взаимосвязи; тогда как событийное мышление является линейным, системное мышление полагается на постоянную обратную связь".

Важно помнить, что эффективность всей системы определяется максимальной эффективностью самой слабой подсистемы: "караван идет со скоростью самого медленного верблюда".

В 1948 году профессор университета штата Огайо Ральф Стогдилл провел детальное исследование характерных качеств лидеров и их профессиональных умений. Он пришел к выводу, что по большей части наличие тех или иных черт и навыков, присущих лидерам было обусловлено конкретной ситуацией управления: внешним и внутренним контекстом работы топ-менеджера.

Эти исследования, подкрепленные фундаментальными социально-психологическими теориями Курта Левина, легли в основу ситуационного подхода в управлении организациями. В рамках этого подхода предпринята попытка увязать конкретные практические приемы и научные концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективным способом.

Сторонники ситуационного подхода пытаются осуществить синтез двух идей: идеи уникальности - "Каждая ситуация в своем роде неповторима" - и идеи универсальности - "Существует одно наилучшее решение". Таким образом, ситуационные воззрения базируются на следующих предположениях:

* Организационные феномены укладываются в логические структуры.

* В близких по характеру ситуациях менеджеры разрабатывают и осуществляют схожие действия.

Эти идеи заложены в основу четырехшаговой методологии ситуационного подхода:

* Руководитель должен знать средства профессионального управления, которые доказали свою эффективность.

* Каждая из управленческих методик имеет свои сильные и слабые стороны. Руководитель должен уметь просчитать последствия.

* Руководитель должен верно определять какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

* Руководитель должен увязать применение конкретных приемов, которые вызвали бы минимальный отрицательный эффект, с конкретными ситуациями.

В качестве ситуационных переменных принято рассматривать две группы:

* внешние - конкуренты, источники получения техники и технологии, социальные факторы, государственное регулирование и т.п.

* внутренние - люди, цели, технология, задачи, структура и т.п.

Безусловно, описать все переменные влияющие на организацию невозможно. На практике каждый менеджер сам определяет критерии отбора значимых переменных, сознательно отказываясь от второстепенных. Задача общего менеджмента - дать наиболее универсальные, но в то же время действенные модели организации, систем управления и контекста (ситуации).

Оптимальное управление системой или подсистемой заключается в определении:

 величины конечного результата {Yi opt, max};

 оптимального значения {X i opt для Yi opt,,max};

 при известных внешних факторах воздействия {Si}.

Задача управления социально-экономическим объектом сводится к достижению оп-тимального значения использования имеющихся ресурсов на входе системы:

X i = Æ -1 {Yi opt, max}. (2)

Решение этой задачи базируется на теории принятия решений. Система (подсистема) работает оптимально, если поставленные цели на вхо¬де совпали с полученным результатом на выходе. В случае, когда конечный результат ниже ожидаемого, то необходимы управляющие воздействия на систему (подсистему) или отдельные их элементы (компоненты), в виде управленческих решений.

Управление осуществляется либо по отклонениям, которые произошли по каким-либо причинам, либо по целевым установкам, направленным на достижение заданного конечного результата. В случае, когда имеется отклонение по причинам сбоя, то здесь необходим анализ, и выявление причин сбоя и выработка вариантов решений, которые могут привести всю систему в заданное устойчивое состояние.

Все предприятия функционируют в определенной среде, которая обусловливает их действия, и выживание их в долгосрочном периоде зависит от способности адаптироваться к ожиданиям и требованиям среды. Различают внутреннюю и внешнюю среду организации. Внутренняя среда включает основные элементы и подсистемы внутри организации, обеспечивающие осуществление протекающих в ней процессов. Внешняя среда – это совокупность факторов, субъектов и условий, находящихся за пределами организации и способных влиять на ее поведение.

Элементы внешней среды подразделяются на две группы: факторы прямого и косвенного воздействия на организацию. Среда прямого воздействия (деловая среда, микроокружение) включает такие элементы, которые непосредственно влияют на хозяйственный процесс и испытывают на себе такое же влияние функционирования организации. Эта среда специфична для каждой отдельной организации и, как правило, контролируется ею.

Среда косвенного воздействия (макроокружение) включает элементы, которые влияют на процессы, протекающие в организации не прямо, а косвенно, опосредованно. Эта среда в основном не имеет специфического характера по отношению к отдельно взятой организации и, как правило, находится вне ее контроля.

Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации.

Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, - это цели, структура, задачи, технология и люди.

Характеристики внешней среды

1.Взаимосвязанность факторов: сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы

2.Сложность: число и разнообразие факторов, значимым образом влияющих на организацию

3.Подвижность: относительная скорость изменения среды

4.Неопределенность: относительное количество информации о среде и уверенность в ее релевантности

Взаимосвязанность факторов внешней среды - это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие. Так же как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других.

Пол сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора.

Подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи указывают, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью.

Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной.

Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации.

Поставщики. Организация - это механизм преобразования входов в выходы. Основные разновидности входов - это материалы, оборудование, капитал, рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, - один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на операции и успешность деятельности организации.

Потребители. Само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Значение потребителей для бизнеса очевидно. Не случайно говорят: "Потребитель - король на рынке".

Конкуренты - это внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву.

Законы и государственные органы. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией и т.д., и именно это определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить. Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, а иногда даже и неопределенностью.

Организации обязаны соблюдать не только федеральные и штатные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона.

Среда косвенного воздействия - это факторы, не оказывающие прямого воздействия на операции организации, но все же сказываются на них опосредственно. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия.

Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать; на скорость устаревания продукта; на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию; на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.

Состояние экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги; может сильно повлиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд.

Социокультурные факторы. Любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию.

Политические факторы. Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них - настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Другой элемент политической обстановки - это группы особых интересов и лоббисты.

Международное окружение

Развитие управления международным бизнесом. Управление международным бизнесом распространяется на сферы деятельности, которые связаны с перемещением ресурсов, товаров, услуг и рабочей силы через национальные границы. К перемещаемым ресурсам относятся сырье, капитал, люди и технология. Если говорить о товарах, то это могут быть готовые компоненты, продукты, полуфабрикаты. В разряд перемещаемых услуг попадают бухгалтерский учет, юридическая и банковская деятельность. Перемещаются и специалисты - в первую очередь технические и менеджеры.

Организационная система - это конечное множество элементов, входящих в неё, которые обеспечивают решение проблемы и достижение цели заданной на входе системы.

Организационная система создается для решения проблем, которые возникают в ходе деятельности организации, предприятия, фирмы. Процесс управления организационной системой в целом или отдельными ее элементами, (которые в свою очередь могут выступать в виде отдельных систем или подсистем) заключается в создании нормативной модели. Нормативное проектирование начинается с построения модели организационной системы.

Организационная система в свою очередь состоит из отдельных подсистем, которые могут быть объединены в единую организационную систему (на рисунке представлена модель управления организационной системой или подсистемой, и там же описан процесс управления такими объектами).

Подсистема это часть организационной системы реализующей какую-либо отдельную функцию или ее часть (н апример: у правление кадрами, управление бухгалтерским учетом, управление финансами т. д.). В таб. 1. приведены основные системы и подсистемы, которые используются в крупных предприятиях и организациях.

Процесс управления системой или подсистемой заключается в воздействии на элемент, систему, подсистему, субъект, объект или любой другой компонент, включенный в эту систему (подсистему) управления

Такое воздействие осуществляется с помощью решений принятых в органах управления. Принятое управленческое решение вводится в действие менеджерами – руководителями. Они отвечают за эффективность и правильность принимаемых решений.

Это воздействие направлено, на какой либо элемент организационной системы (подсистемы) или на систему в целом, на ее перестройку, либо на коррекцию системы или отдельных ее элементов.

Таблица 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.224 сек.