КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие метода. Системы экономического анализа
Тема 3. Методы и приемы проведения экономического анализа Экономический анализ предприятия включает в себя большое количество различных видов оценок результатов их деятельности и, следовательно, требует и допускает применение разнообразных методов. Вид и метод экономического анализа предопределяются поставленной целью, временем проведения анализа (период функционирования или ликвидность) и ожидаемым результатом. Метод (в пер. с греч. «путь к чему-либо»)– это способ подхода к изучению реальной действительности, способ исследования природы и общества. Метод экономического анализа – эта система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и регулятивных принципов исследования процессов функционирования экономических субъектов. Экономический анализ реализуется через систему конкретных приемов и способов, моделирующих состояние объекта. В зависимости от используемых методов различают следующие основные системы анализа, проводимого на предприятии: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, сравнительный анализ, анализ коэффициентов, интегральный анализ. 1. Горизонтальный (трендовый) анализ базируется на изучении динамики отдельных показателей деятельности предприятия во времени. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных показателей финансовой отчетности за ряд периодов и определяются общие тенденции их изменения. Наибольшее распространение получили следующие виды горизонтального анализа: 1) сопоставление показателей отчетного периода с показателями предшествующего периода (напр., с показателями предшествующего месяца, квартала, года). 2) сопоставление показателей отчетного периода с показателями аналогичного периода прошлого года (напр., показателей второго квартала отчетного периода с аналогичными показателями второго квартала предшествующего года). Этот вид горизонтального анализа применяется на предприятиях с ярко выраженными сезонными особенностями хоз. деятельности. 3) сопоставление показателей за ряд предшествующих периодов. Целью этого вида анализа - выявление тенденции изменения отдельных показателей, характеризующих результаты ФХД предприятия. Все виды горизонтального анализа дополняются обычно исследованием влияния отдельных факторов на изменение соответствующих результативных показателей. Результаты такого аналитического исследования позволяют построить соответствующие динамические факторные модели, которые используются затем в процессе планирования отдельных показателей ФХД. 2. Вертикальный (или структурный) анализ базируется на структурном разложении отдельных показателей деятельности предприятия. В процессе осуществления этого анализа рассчитывается удельный вес отдельных структурных составляющих агрегированных показателей экономической деятельности. Наибольшее распространение получили следующие виды вертикального анализа: 1) структурный анализ активов. В процессе этого анализа определяются удельный вес оборотных и внеоборотных активов; элементный состав оборотных активов; элементный состав внеоборотных активов; состав активов предприятия по уровню ликвидности; состав инвестиционного портфеля и др. Результаты этого анализа используются в процессе оптимизации состава активов предприятия. 2) структурный анализ капитала. В процессе этого анализа определяются удельный вес используемого предприятием собственного и заемного капитала; состав используемого заемного капитала по периодам его предоставления (кратко- и долгосрочный); состав используемого заемного капитала по его видам (банковский кредит, финансовый кредит других форм, товарный или коммерческий кредит и пр.). Результаты этого анализа используются в процессе оценки эффекта финансового левериджа, определения средневзвешенной стоимости капитала и в др. случаях. 3) структурный анализ денежных потоков. В процессе этого анализа в составе общего денежного потока выделяют денежные потоки по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В составе каждого из этих видов денежного потока более глубоко структурируется поступление и расходование денежных средств, состав остатка денежных активов по отдельным его элементам. 3. Сравнительный анализ базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей. Наибольшее распространение получили следующие виды сравнительного анализа: 1) сравнительный анализ показателей предприятия данного предприятия и среднеотраслевых показателей с целью оценки своей конкурентной позиции и выявления резервов дальнейшего повышения эффективности ФХД предприятия. 2) сравнительный анализ показателей данного предприятия и предприятий-конкурентов. В процессе этого анализа выявляются слабые стороны деятельности предприятия с целью разработки мероприятий по повышению его конкурентной позиции на конкретном региональном рынке. 3) сравнительный анализ показателей отдельных структурных единиц и подразделений данного предприятия. Такой анализ проводится с целью сравнительной оценки и поиска резервов повышения эффективности деятельности внутренних подразделений предприятия. 4) сравнительный анализ фактических данных отчетного года с фактическими данными предыдущих лет для оценки их динамики; 5) сравнительный анализ отчетных и плановых (нормативных) показателей ФХД предприятия за один год для оценки выполнения плана; 6) сравнительный анализ показателей отчетного года с фактическими за прошлый год для обоснования плановых заданий на новый год. Такой анализ составляет основу организуемого на предприятии мониторинга текущей деятельности. В процессе этого анализа выявляется степень отклонения отчетных показателей от плановых (нормативных), определяются причины этих отклонений и вносятся рекомендации по корректировке отдельных направлений экономической деятельности предприятия. Сравниваемые показатели должны быть сопоставимы: а) по уровню цен; б) по расчетному периоду (должны быть взяты за один и тот же период); в) по методики расчета показателей; г) по единицам измерения. 4. Анализ финансовых коэффициентов (R-анализ) базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей экономической деятельности предприятия между собой. В финансовом менеджменте наибольшее распространение получили следующие группы аналитических финансовых коэффициентов: коэффициенты оценки финансовой устойчивости предприятия; коэффициенты оценки финансовой устойчивости предприятия; коэффициенты оценки платежеспособности (ликвидности) предприятия; коэффициенты оценки оборачиваемости активов; коэффициенты оценки оборачиваемости капитала; коэффициенты оценки рентабельности и др. 5. Интегральный анализ позволяет получить наиболее углубленную (многофакторную) оценку условий формирования отдельных агрегированных показателей экономической деятельности. Наибольшее распространение в финансовом менеджменте получили следующие системы интегрального финансового анализа: 1) дюпоновская система интегрального анализа эффективности использования активов предприятия; 2) объектно-ориентированная система интегрального анализа формирования прибыли предприятия (разработана фирмой «Модернсофт» (США) базируется на использовании компьютерных технологий и специального пакета прикладных программ. Основой этой концепции является представление модели формирования прибыли предприятия в виде совокупности взаимодействующих первичных финансовых блоков, моделирующих «классы» элементов, непосредственно формирующих сумму прибыли). 3) интегральная система портфельного анализа. В соответствии с этой теорией можно за счет формирования «эффективного портфеля» (соответствующего подбора конкретных ценных бумаг) снизить уровень портфельного риска и соответственного повысить соотношение уровня прибыльности и риска.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |