КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Совокупность основных принципов исследования систем управления и их краткая характеристика
· области применения системных исследований; · взаимосвязь анализа и синтеза в исследовании; · общая схема системного исследования. Большинство известных методов исследования, как правило, не могут дать исчерпывающего, полного представления систем, обладающих целостными (эмерджентными, синергическими) свойствами, а представляют какой-то отдельный аспект. Наличие целостных свойств требует рассмотрения объекта с позиции системы, частью которой он является, и требует применения системного подхода и системного анализа, проведения системного исследования. Применительно к исследованию организаций и систем управления системные исследования охватывают: · изучение экономических законов, определяющих характер и основы развития и управления организацией; · определение целей развития организации и системы управления с позиций системы более высокого уровня; · структурный анализ системы управления, вскрывающий характер взаимосвязей подсистем и элементов; · исследование специфических особенностей управления и механизмов обратных связей; · определение характера и степени влияния на организацию условий ее функционирования (внешней среды) и ее взаимодействий с внешней средой; · исследование процессов принятия управленческих решений во всех блоках и элементах системы; · исследование эмерджентных свойств и их влияния на функционирование организации и другие направления. Системный анализ предназначен в первую очередь для исследования слабоструктурированных проблем и систем, т.е. таких систем, состав элементов и взаимосвязей которых установлен лишь частично. Системный анализ направлен на изучение целостных свойств сложных систем. Это осуществляется как на основе собственных методов и процедур системного анализа, так и на основе формирования методик системных исследований, которые объединяют методы и процедуры различных классов. На рис. 4.1 приведена общая схема системного исследования и решения проблемы. Выделяют две стороны системного исследования: анализ и синтез. Иначе, содержание системного исследования заключается в решении двух основных проблем: 1) проблемы анализа, которая связана с системным выделением объекта, изучением взаимосвязей его элементов, механизмов функционирования и развития; цель анализа систем — возможно более полное познание закономерностей их функционирования при существующей, заданной структуре. В основе анализа как способа познания лежит такой признак систем, как делимость. Суть анализа состоит в разделении целого на части, в представлении сложного в виде простых составляющих; 2) проблемы синтеза, возникающей при моделировании (проектировании) системы по некоторым заданным свойствам. Синтез (композиция) — это процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством анализа. Задача синтеза — спроектировать, построить такую структуру системы, при которой наилучшим образом будут реализованы заданные функции. Решение этой проблемы необходимо при создании новых или преобразовании существующих объектов. Рис. 2.1. Общая схема системного исследования и решения проблемы. Обе эти стороны диалектически взаимосвязаны. В системном исследовании важнейшее значение принадлежит целостности системы; эта целостность нарушается при анализе, при разделении системы утрачиваются не только существенные свойства самой системы («разобранный автомобиль не поедет»), но исчезают и существенные свойства ее частей, оказавшихся отделенными от нее («оторванный руль не рулит, отделенный глаз не видит»). Поэтому результатом анализа является лишь вскрытие структуры, знание о том, как система работает, но не понимание того, почему и зачем она это делает. «Синтетическое мышление требует объяснить поведение системы. Оно существенно отличается от анализа. На первом шаге анализа вещь, подлежащая объяснению, разделяется на части; в синтетическом мышлении она должна рассматриваться как часть большего целого. На втором шаге анализа объясняются содержимые части; в синтетическом мышлении объясняется содержащее нашу вещь целое. На последнем шаге анализа знание о частях агрегируется в знание о целом; в синтетическом мышлении понимание содержащего целого дезагрегируется для объяснения частей. Это достигается путем вскрытия их ролей или функций в целом. Синтетическое мышление открывает не структуру, а функцию; оно открывает, почему система работает так, а не то, как она делает это». Таким образом, не только аналитический метод невозможен без синтеза (на этом этапе части агрегируются в структуру), но и синтетический метод невозможен без анализа. Необходима дезагрегация, декомпозиция целого для объяснения функций частей. Анализ и синтез дополняют, но не заменяют друг друга. Процессы анализа и синтеза идут постоянно и циклично. Системное исследование должно совмещать оба указанных метода. Системное исследование должно начинаться с методологии исследования (рис. 4.2, блок 1), которая включает цели исследования, объект и его границы, основные принципы и подходы к исследованию, а также его концепцию, т.е. комплекс ключевых положений, определяющих общую направленность, структуру и последующие методики исследования. Рис. 4.2. Общая схема системного исследования На основе концепции формируется предварительное описание объекта исследования (блок 2), которое должно включать: характеристику основных элементов, связей объекта и его среды, системные измерения, системные аспекты. Это первоначальная (концептуальная) модель системы, которая является основой последующих этапов исследования. Чаще всего это вербальное или слабоструктуризованное описание, которое требует дальнейшей структуризации (декомпозиции) (блок 3). При этом должны быть определены принципы структуризации. Структуризация может осуществляться различным образом. В итоге процесса декомпозиции и анализа мы получаем описательную (дескриптивную) модель системы (блок 4). Полученная модель представляет собой детализированное описание системы. Целью такого описания является снижение неопределенности сложной системы, замена ее «меньшими неопределенностями» и формирование требований к системе (ее совершенствованию). Однако в итоге процесса декомпозиции уменьшается целостное представление об объекте. Поэтому анализ системы предполагает осуществления процесса синтеза. Синтез также должен предусматривать определенную концепцию и методологию (блок 5). Если основой анализа при системных исследованиях является декомпозиция, то основой синтеза — обратный процесс — обобщение, агрегирование, которое также может осуществляться различными способами (блок 6). Результатом синтеза является обобщенная модель системы (блок 7). При этом если в анализе доминирует описательный (дескриптивный) подход, то в синтезе большее значение имеет нормативный подход, позволяющий ответить на вопрос: «Какой должна быть система?». На рис. 4.2 представлена общая схема. На практике подобное представление не означает, что синтез всегда строго следует после завершения анализа. Эти процессы могут идти последовательно, например, для отдельных составляющих системы. Например, проведя анализ одной подсистемы, мы не переходим сразу к следующей, а определенным образом обобщаем полученную информацию и лишь, затем начинаем анализ следующей подсистемы.
Основные этапы теоретико-эмпирического исследования
· основные стадии и этапы планирования и организации исследования; · предварительное планирование исследования; · разработка проекта исследования; · формулировка рабочих гипотез и планов исследования; · сбор и анализ информации; · экспериментирование как метод исследования систем управления; · тестирование в ИСУ. Любое исследование представляет собой процесс, состоящий из ряда последовательных этапов. Можно выделить следующие этапы и стадии общей процедуры теоретико-эмпирического исследования, в том числе исследования проблем системы управления. I. Стадия предварительного планирования исследования (подготовительная) 1. Постановка проблемы исследования и определение потребности в его проведении. 2. Определение конкретной цели и задач исследования. 3. Определение объекта и предмета исследования. 4. Уточнение и интерпретация основных понятий. 5. Предварительный системный анализ объекта исследования. II. Стадия разработки проекта исследования (проектная) 6. Формулировка рабочих гипотез. 7. Определение подхода к исследованию, методов исследования и методов сбора 8. Формирование плана исследования. III. Стадия выполнения исследования 9. Сбор, систематизация и анализ вторичной информации. 10. Корректировка разделов плана исследования, ориентированная на получение первичной информации. 11. Сбор первичной информации. 12. Анализ результатов, формирование выводов и рекомендаций. IV. Стадия использования результатов исследования 13. Использование результатов исследования Представленная последовательность является наиболее полной. На практике могут применяться не все этапы. Например, если для получения результатов исследования достаточно вторичной информации, то будут отсутствовать разделы, связанные со сбором первичной. Кроме того, процесс исследования может осуществляться итеративно, с возвращением на предыдущие этапы по мере уточнения информации. Отметим, что подобная схема имеет универсальный характер и применяется для различных направлений исследований — исследования систем управления, маркетинговых исследований, социологических исследований. Конкретные прикладные исследования, в том числе системные исследования организации, также используют эту общую схему, но характеризуются определенной спецификой, которую мы рассмотрим позднее. Остановимся на характеристике основных этапов процесса исследования.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |