Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы психологического и морального давления на сотрудников фирмы и организация интеллектуальной самозащиты

Для дестабилизации работы фирмы недобросовестные конкуренты могут применять различные способы морально — психологического давления на руководителей и сотрудников предприятия. К числу таких способов давления можно отнести следующие:

использование СМИ для дискредитации имиджа, товарного знака и товара (работ, услуг) фирмы, ее руководителей и сотрудников, учредителей и акционеров, связанных с ними людей /охрана, родственники, друзья, знакомые и др./;

распространение ложных слухов и информации о финансовом положении фирмы и ее сотрудников, агитационная работа среди клиентов и деловых партнеров фирмы, направленная на подрыв авторитета и доверия к ней и другие формы запрещенной конкуренции с использованием субъектов интеллектуального нападения — специально обученных и подготовленных людей;

шантаж, подкуп и угрозы сотрудникам и руководителям фирмы с целью создания конфликтных ситуаций, иные провокационные действия, способные вызвать большой ущерб для фирмы;

раздувание вражды между сотрудниками фирмы на национальной, религиозной, политической или бытовой почве с тем расчетом, чтобы «развалить» фирму изнутри.

Важно не просто знать все приемы недобросовестной конкуренции, но и уметь им противостоять в рамках действующих законов и морально-психологических устоев современного общества. Для этой цели ниже рассматриваются различные варианты интеллектуальной защиты (в дальнейшем — сокращено «интелзащиты»), но не нападения, поскольку отвечать на запрещенные приемы этими же способами недостойно и противоречит деловой этике. Речь здесь идет именно о защите доброго имени фирмы и репутации ее сотрудников. Прежде всего рассмотрим варианты интелзащиты в случае использования СМИ.

1. Одним из самых распространенных видов недобросовестной конкуренции с использованием СМИ является подготовка и публикация так называемых «заказных» провокационных и ложных статей в газетах, журналах, информационных справочниках и других печатных изданиях. Распознать такого рода статьи можно по следующим основным признакам: как правило, статья появляется накануне крупного для фирмы события — презентации, открытия нового офиса, выставки, праздничного приема и т.п., поскольку именно в этот момент внимание многих людей обращено на фирму; публикация организуется на страницах известных газет и журналов, которые читают много деловых людей, политиков и других граждан страны; для придания правдоподобия факты ложного типа о фирме объединены с достоверной информацией, но без ссылок на конкретных экспертов, консультантов или сотрудников фирмы; подписывают такие статьи либо сами редакции, либо подписей вообще нет; отрицательные факты о товаре или финансовом положении фирмы не подтверждены какими — либо документами.

Расчет «заказных» ложных статей сделан конкурентами на массового потребителя товаров и услуг фирмы — обычных граждан страны, неискушенных в нечестных приемах конкуренции и привыкших верить всему, что написано в газетах. Цель таких статей — породить сомнения у потребителей продукции фирмы и тем самым подорвать рынок сбыта

3. Средством интелзащиты против нападения с использованием СМИ является эффективная, целенаправленная и постоянная работа сотрудников отдела маркетинга, отвечающих за связи с общественностью и формирование положительного имиджа фирмы на рынке. Эффективность работы специалистов в области «паблик рилейшенз»/PR/ или, коротко, пиарщиков во многом зависит от уровня их квалификации и применяемых методик работы с представителями СМИ и общественности. Руководство фирмы должно обеспечить постоянное повышение квалификации и обмен опытом пиарщиков на различных семинарах и бизнес — курсах, не жалеть денег на приобретение новых методик работы с журналистами, партиями, публикой. Пиарщики обязательно должны присутствовать и активно участвовать во всех презентациях, выставках, рекламных кампаниях и прочих публичных мероприятиях фирмы. Все затраты на эти цели полностью оправданы и необходимы.

4. Эффективная интелзащита фирмы может быть осуществлена в ходе рекламной кампании, когда все интервью, статьи, рекламные материалы хорошо составлены и продуманно оформлены. В ходе этой кампании все данные и факты о фирме и ее сотрудниках должны подаваться в наиболее выгодном свете, но не навязчиво для публики. Упор надо сделать на социальную значимость товаров и услуг фирмы, их полезность для людей. Одновременно применяются все другие виды защиты

В заключение надо отметить, что при любом повороте ситуации в ходе отражения интеллектуального нападения с использованием СМИ стремитесь сохранить, по возможности, хорошие отношения с журналистами. От успешного развития отношений с представителями «четвертой власти» очень многое будет зависеть в развитии вашего дела, поскольку без рекламы и пропаганды бизнес умирает. В то же время журналисты, которые публикую против вас «разгромный» материал, часто лично ничего не имеют против вас и вашего дела, а всего лишь выполняют хорошо оплаченный заказ конкурентов. В этом состоит особенность в работе так называемой «свободной прессы» и ее нужно учитывать предпринимателям, да и не только им.

Варианты интелзащиты в случае распространения ложных слухов и информации через субъектов интелнападения:

1. Использование субъектов интелнападения для подавления и обработки конкурента — это также распространенный путь недобросовестной конкуренции, который применяется в том случае, когда интелнападение с применением СМИ либо слишком дорого стоит, либо не может принести большого эффекта из-за прочной репутации фирмы и ее сотрудников. В таком случае на встречу с представителями компании может быть направлен субъект интелнападения — специально обученный человек для применения приемов недобросовестной конкуренции. Возможно, этих субъектов будет несколько и тогда угроза для безопасности фирмы еще более усиливается. Могут быть открытые и скрытые формы интелнападения. Рассмотрим сначала открытые формы интелнападения.

2. Распространенным приемом в открытой форме интелнападения является постановка провокационных вопросов, какие — либо ложные высказывания, реплики и т.п. вещи со стороны субъекта интелнападения на презентациях, выставках, встречах и других открытых мероприятиях, которые организует фирма с приглашением посторонним лиц. Это могут быть и консультации по поводу трудоустройства, обучения, обмена рекламной информацией и др.

Особенностью интелнападения открытого типа в данном случае является то, что оно осуществляется в присутствии других клиентов фирмы или сотрудников, стажеров, руководителей и других лиц и преследует цель воздействовать именно на них. Провокационные вопросы, реплики субъекта интелнападения ставят своей задачей породить сомнение у сотрудничающих с фирмой людей в дальнейшей эффективности и выгодности работы с фирмой. Тем самым формируется отрицательный имидж /образ/ фирмы в глазах общественности и клиентов, деловых партнеров. Практика показывает, что этот отрицательный образ может очень быстро сформироваться в сознании людей и если он закрепится там усилиями субъектов интелнападения, то фирму ожидают большие неприятности: потеря клиентов, рынков, авторитета и, возможно, банкротство.

3. С целью нейтрализации воздействия открытого нападения субьектаинтелнападения на фирму применяются различные формы интелзащиты: прежде всего, обучение персонала правилам общения с клиентами и общественностью, журналистами; затем отработка мгновенной реакции на вопросы и реплики конкурентов со стороны менеджеров, которые обязаны вести такие встречи /обычно это сотрудники отдела маркетинга или специального отдела по связям с общественностью — «паблик рилейшенз» наконец, тщательный подбор фактов и аргументов о положительной работе фирмы на рынке, о пользе ее товаров и услуг. Например, для отражения атаки субъектов интелнападения часто достаточно процитировать выдержки из рекламных проспектов фирмы и учредительных документов, показать лицензии на работу в определенных областях, проекты договоров и других документов, чтобы развеять сомнения клиентов и заинтересованных в сотрудничестве с фирмой людей.

4. Важным правилом при встрече с субъектом интелнападения является корректность и тактичность в общении, хотя этот субьект может вести себя самым нахальным образом. Недопустимо оскорблять субъекта интелнападения и, тем более, применять меры физического воздействия. Помните, что вы участвуете в интеллектуальной стычке с интеллигентным, умным и хитрым противником, который преднамеренно провоцирует вас на оскорбления и другие опасные действия. Он ждет, что вы «сорветесь» и обругаете, оскорбите или побьете его. Это и есть самый желанный эффект интелнападения, позволяющий скомпрометировать фирму.

Приемы интелзащиты: не позволяйте субъекту интелнападения вывести вас из себя, как говорят «из равновесия», не отвечайте на удар — ударом, на оскорбление — оскорблением; если вы не можете ответить на сложный и хитрый, провокационный вопрос, не пытайтесь от него уклониться, а скажите прямо, что в данный момент у вас нет ответа на этот вопрос, но вы можете дать ответ через некоторое время; не рекомендуется совсем уходить от ответов на вопросы — надо заранее продумать варианты ответов и сопроводить их необходимой документацией и информацией.

5. Более сложно вести борьбу со скрытой формой интелнападения, когда субъект интелнападения проник в фирму под видом сотрудника, стажера, ученика, консультанта или в другой форме, но явно не выступает против фирмы. Его целью на начальном этапе является сбор данных и информации о фирме и ее сотрудниках для последующей передачи конкурентам. Особенно важной информацией для конкурентов являются сведения об издержках производства и системе управления фирмой, содержание контрактов с основными поставщиками и потребителями, менеджерами фирмы. Поэтому субъект интелнападения стремится попасть на работу в отдел кадров фирмы, отдел маркетинга, сектор по связям с общественностью или в качестве секретаря — референта руководителей компании. Этих людей надо всегда подбирать с особой тщательностью и хорошими рекомендациями, проводить проверку данных об их предыдущей работе. Выявить субъекта интелнападения можно по следующим признакам: в документах из личного дела имеются неверные сведения; рекомендации не соответствуют действительности и являются поддельными; сотрудник явно интересуется коммерческими тайными фирмы; отмечены попытки изъятия интеллектуальной собственности компании и т.п.

Меры по интелзащите: в контрактах необходимо оговорить пункт об ответственности за сохранность коммерческой тайны и интеллектуальной собственности со всеми сотрудниками, включая менеджеров; официально нужно определить и узаконить в компании сведения, содержащие коммерческую тайну и составить список обьектов интеллектуальной собственности, которые не могут быть переданы посторонним лицам; установить для сотрудников допуск к тем или иным материалам в зависимости от служебных функций; обеспечить охрану документации и информации в специальных местах (сейфах, несгораемых шкафах, комнатах с кодовым замком и пр.); заключить договор с охранным агентством для предотвращения утечки информации из фирмы и выявления субъектов интелнападения.

Для защиты деловой информации и коммерческой тайны специалистами также рекомендуется устанавливать запрет на снятие упаковки с изделия, централизовать контроль над чертежами, проектами, планами, другими материалами, помечать деловые бумаги грифом «секретно» и др.3

Если удалось точно установить причастность сотрудника к краже коммерческих секретов, необходимо немедленно такого работника уволить, т.к. он исполняет функции субъекта интелнападения. Чтобы предотвратить превращение собственных сотрудников компании всубъектовинтелнападения, торгующих коммерческими секретами фирмы, есть один известный проверенный на практике способ — работникам надо платить достаточно большую зарплату. Тогда у сотрудников фирмы не будет лишнего соблазна продать секреты фирмы конкурентам. Особенно это относится к сотрудникам отделов маркетинга, планирования, финансов фирмы.

Очень распространенным методом интелнападения является использование телефонных переговоров с сотрудниками компании для их дезинформирования и деморализации, выведения из нормального рабочего состояния. В частности, применяется такой прием, как сознательная точно рассчитанная грубость сотруднику фирмы по телефону, например, в ходе рассылки приглашений на выставки, ярмарки, презентации, семинары и прочие мероприятия. В этом случае, субъекты интелнападения, ранее информированные о возможном звонке представителя фирмы, подкупают секретарей и других сотрудников деловых партнеров фирмы с тем, чтобы они в грубой форме отказывались от участия в предлагаемых мероприятиях. Это вызывает нервный стресс и большие переживания у сотрудников, т.к. они не понимают причин отказа старых партнеров по бизнесу. Кроме того, субъекты интелнападения могут дать ложную информацию о якобы отказе руководства компании от сотрудничества с фирмой.

Приемы интелзащиты в ходе «телефонного интелнападения»: прежде всего, не следует впадать в панику и сильно нервничать в случае резкого, грубого ответа по телефону при разговоре со старыми деловыми партнерами. Необходимо выяснить имя и фамилию сотрудника, который в грубой, оскорбительной форме дал отказ на участие в мероприятиях фирмы. Нельзя в этом случае действовать по принципу — «око за око», т.е. отвечать такой же грубостью и оскорблять человека, поскольку именно на это провоцируют субъекты интелнападения. Следует дать понять такому человеку, что он нарушает этику делового общения и это может иметь для него плохие последствия. После этого в одностороннем порядке следует прекратить разговор и связаться с кем — либо из руководителей или хорошо знакомых сотрудников данной компании и проинформировать их о поведении секретаря или другого сотрудника, который принимал информацию и допустил грубость. Можно направить официальный письменный протест по факсу в адрес директора фирмы с тем, чтобы проинформировать руководство о действиях сотрудников фирмы. Обычно этого бывает достаточно, чтобы нейтрализовать интелнападение.

Возможен и другой вариант интелнападения по телефону, когда субъекты интелнападения применяют прием «ложная рекламация». В этом случае инициатива телефонного звонка исходит от них самих и преследует цель вызвать панику у сотрудников путем предъявления якобы серьезных рекламаций на товары и услуги. Одновременно при этом всеми способами нечестные конкуренты распространяют эту ложную информацию о недостатках товаров по другим СМИ. Методы интелзащиты в этом случае состоят в следующем: не следует сразу же признавать свою вину, необходимо затребовать у такого «клиента» все сведения о якобы больших недостатках товаров. Чтобы сбить напор интелнападения и выиграть время для обдумывания обоснованного ответа, необходимо потребовать от «клиента» медленно продиктовать все замечания для их письменного фиксирования, одновременно выяснить имя и фамилию «клиента», его принадлежность к какой — либо организации, адрес и телефон и другие сведения. Следует задавать субъекту интелнападения как можно больше вопросов, чтобы «вытянуть» из него максимум информации. После определения надуманности рекламаций, надо «клиента» официально уведомить об этом..

Очень распространенным способом подавления конкурента является подрыв фирмы «изнутри» путем сталкивания работников друг с другом. При этом используются следующие факторы: различные слабости и вредные привычки людей; целевое формирование отрицательного общественного мнения; неустойчивость и конфликтность характера отдельных людей; разные национальные традиции, в том числе язык; религиозные верования; бытовые неурядицы и др. Как правило, субьектыинтелнападения внимательно изучают и собирают такие сведения и используют против фирмы для порождения конфликтов и раздоров, стрессов между сотрудниками. Для предотвращения распада фирмы вследствие таких действий конкурентов менеджеры компании обязаны овладеть способами разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций. Следует прежде всего выявить и удалить из фирмы субъектов интелнападения, внедренных конкурентами в фирму, а затем провести работу с психологически неустойчивыми людьми. Целесообразно для этих целей пригласить психоаналитиков, которые помогут более точно определить психологический климат в фирме, погасить источники конфликтов.

Весьма способствует дестабилизации положения в фирме политическая ситуация, если сотрудники и руководители вовлечены в политическую борьбу. Совмещение любой работы с бизнесом не рекомендуется, а особенно совмещение госдолжностей и политических должностей в партиях с работой в фирме. Практика показывает, что одностороннее политическое мышление может привести к потере ценных клиентов, если у них другие взгляды. Этопрежде всего относится к руководителям в бизнесе. Им следует также опасаться всевозможных подарков и сомнительных вечеринок, где они легко могут быть скомпрометированы конкурентами. Важным правилом нейтрализации действий конкурентов по разрушению фирмы изнутри является ответственность руководителей за выплату зарплаты своим сотрудникам. И чем рискованнее становится работать в фирме, тем больше следует платить работникам. В целях недопущения зависти и интриг не следует афишировать уровень оплаты отдельных работников, но в то же время не должно быть чрезмерно большого разрыва в оплате труда менеджеров и остальных работников, т.к. это отрицательно влияет на психологический климат в фирме.

Хотя недопустимо вмешательство руководства фирмы в личную жизнь сотрудников, тем не менее менеджеры обязаны знать состояние семейных дел своих подчиненных и их проблемы, всячески ненавязчиво содействовать разрешению таких проблем. Все это повышает доверие между сотрудниками и руководством фирмы, позволяет эффективнее организовать всю работу.

Контрольные вопросы к ТЕМЕ 3.10.

1. В чем заключается понятие «недобросовестная конкуренция»?

2. Охарактеризуйте отрицательную интелсреду.

3. Перечислите несколько возможных способов давления на руководство и сотрудников предприятия, способных «развалить» фирму изнутри

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Группы факторов экономической безопасности | Социально-правовое назначение и понятие правового положения лиц, отбывающих наказание
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.