КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концентрация и конкуренция на российском рынке кинодистрибьюции
Характеристики рынка кинодистрибьюции (проката) и кинопоказа ЧАСТЬ 2. Экономика кино. Основное международное право в области кино и телевидения. Лекция 4. Мировой кинорынок. Место, состояние и характеристики российского рынка кинодистрибьюции и кинопоказа (объемы, структура и динамика развития кинопроката)
4.1. На мировом кинорынке ежегодно выпускается более 6000 полнометражных игровых фильмов, из которых около 1300 производится в Голливудских материнских и дочерних кинокомпаниях. Основу мировой киноиндустрии составляют голливудские студии, так называемой «большой восьмерки»: Warner Brothers, Paramaunt и Universal Pictures, Sony Pictures, Buena Vista, 20th Century Fox и Dreamworks, их рыночная доля вместе с дочерними компаниями – 21,6% (около 10 млрд. долл. США кассовых сборов). Мировые кассовые сборы всех фильмов в 2010 году, выросли на 8% по сравнению с 2009 годом (сообщает Американская ассоциация кинокомпаний (Motion Picture Association of America – MPAA) и составили – 32,8 млрд. долл. США. Мировой кинорынок делится по географическому признаку на три региона: - Северная Америка (США и Канада); - Латинская Америка и Азиатско-Тихоокеанский регион; - Европа, включая Россию и страны СНГ, Ближний Восток и Африка
Самый высокий рост кинорынка в 2010 году зафиксирован в Латинской Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе: по 25% и 21% соответственно. Общая выручка от кассовых сборов в этих регионах достигла $10,8 млрд. Впервые кассовые сборы Европы, Ближнего Востока и Африки (в сумме $10,4 млрд) составили менее половины суммы от мировых продаж билетов. Вклад Китая в кассовый сбор Азиатско-тихоокеанского региона составил 40%. Объем продаж билетов в США и Канаде не изменился и составил порядка $10,6 млрд. Количество людей, посетивших кинотеатры в 2010 году выросло на 3% (до 223 млн. Общее количество билетов, проданных в США и Канаде, упало на 5%: до 1,34 млрд., вернувшись к показателям 2008 года. Доля России на мировом кинопрокатном рынке составила в 2010 году – 3,2 % (доля российских фильмов 0,45% (160 млн. долл. США) от мировых кассовых сборов.
Кинорынок России оценивается по конечному результату, каковым является показатель кассовых сборов от продажи кинотеатральных билетов, то есть по сегменту рынка кинодистрибьюции и услуг кинопоказа. Этот рынок демонстрирует стабильный рост. Активно реконструируются старые и строятся новые кинотеатры, открываются новые кинозалы. Постепенно идет увеличение доли современных кинотеатров в регионах. Для полноты рыночного анализа, следует рассматривать (анализировать) группу следующих основных показателей кинодистрибьюции и кинопокааза.
Количество картин, выпущенных в прокат за год. Покажем динамику выпуска картин в кинотеатральном прокате с 2002 по 2010 год (таблице 1). В 2010 году фильмов российского производства было выпущено 89, а иностранного производства 291. Таблица 1
Общий сбор от показа выпущенных в прокат фильмов на территории России составил в 2010 году - 31100 млн. руб. (1013,6 млн. долл. США), в том числе: российского производства– 4665 млн. руб. и фильмов иностранного производства 26435 млн. руб. Начиная с 2002 года, российский кинопрокат показывает стабильный рост кассовых сборов. Это представлено в таблице 2.
Таблица 2.
Важным показателем кинорынка является динамика наработки (кассовых сборов) на одну копию. Под копией понимается 35-мм фильмокопия или цифровая копия, но не в физическом смысле пакет фильма DCP на жестком диске) а как количество экранов на которых был показан фильм в цифровом формате за время проката. Эти данные предоставляются дистрибьюторами по результатам букинга. Таблица 3.
Основные факторы роста сборов в 2010: - показы 3D-фильмов - 32,5% от общих сборов (только "Аватар" Джеймса Кэмерона, собрал $113 млн.). - рост цен на билеты (в 2009 кинопрокатном году билет стоил в среднем $5,31, то в 2010-м - $6,37, основном за счет более дорогих билетов на 3D-фильмы, которые доходили до $15 за сеанс). - рост посещаемости на 14,9%. - рост количества новых цифровых кинозалов с 161 до 525 по всей России, а их доля выросла примерно с 8,2 до 23,4%. При анализе кинорынка представляет интерес распределение кассовых сборов российского проката по странам производителям фильмов: в 2010/2009 – фильмы из Европы, независимых кинокомпаний США и прочих – 19% / 15%; Голливудские компании – 66% / 62%; Россия – 15% / 23%. Также интересна для анализа структура средних кассовых сборов одного фильма по странам-производителям: Таблица. 4.
Необходимо знать общую структуру кассовых сборов фильмов по накопленной сумме разных стран производителей с учетом ранга (рейтинга) фильмов, то есть сколько процентов кассовых сборов собирают фильмы страны производителя, входящие в первую десятку, двадцацатку фильмов и т.д. Так в 2010 году первые 20 российских фильмов собрали 90,8% кассы отечественных кинопроектов, первая двадцатка Голливудских фильмов – лишь 73,2%. В 2009 году эта структура была следующая: первые 20 российских фильмов собрали 94%, а Голливудских – 66%. Это говорит о том, что доходность российских фильмов в целом более рисковая, чем голливудских.
Из таблицы 5 видно, что количество посещений зрителями кинотеатров также растёт из года в год. Таблица 5
Среднее количество кинопосещений (кинопотребление на 1 человека): составило в 2010 году в целом по России 1,1 раза в год на душу населения, в городах, имеющих современные кинозалы – 2,04 раза в год. Динамика это важного показателя показывает постоянный рост, особенно начиная с 2006 года: Таблица 6.
Активно реконструируются старые и строятся новые кинотеатры, открываются новые кинозалы. Постепенно идет увеличение доли современных кинотеатров. Динамика количества кинотеатров и кинозалов (экранов) показана в таблице 7. Таблица 7.
Средняя обеспеченность населения России современными кинозалами в 2010 году составила – 1,7 на 100 тыс. чел (в 2009 году – 1,5). Стоит также обратить внимание и на количественное размещение кинотеатров в нашей большой стране. Распределение кинотеатров и залов по федеральным округам России в 2010 году очень неравномерное, что представлено в следующей таблице 8.
Таблица 8.
Возрастная структура аудитории кинозрителей не оптимальна, в сравнении с другими странами - преобладает молодежная аудитория. Показатели на 2009 год в таблице 9. Таблица 9
Емкость рынка (потенциальный объем) кинодистрибьюции и кинопоказа в России оценивается экспертами в $1,3-1,5 млрд., который по прогнозу Маркетингового агентства «Step by Step» может быть достигнут уже в 2012 году. Количество залов в России – 2245, что не сопоставимо с количеством залов в странах с развитым кинорынком. Например, в США насчитывается почти 42000 кинозалов, в европейских странах с меньшим, чем в России, населением и меньшей территорией количество залов превышает российские показатель, а именно: во Франции - 6366 залов, в Германии - 5848 залов, в Испании - 5292 зала. По данным отраслевых агентств потенциальный объем российского кинотеатрального рынка оценивается как минимум 3 тыс. (из расчета 3 кинозала на 100 тыс. человек), нормальное количество 4 тыс., а желаемое количество – более 5 тыс. кинозалов.
Рынок кинодистрибьюции (кинопроката) и кинопоказа в России является высоко концентрированным, а по характеру конкуренции рынок относится с рынку олигополистической конкуренции. В 2010 году три крупнейшие кинопрокатчика – Централ Партнершип, WDSPR и 20-й век Фокс имели 65% кассовых сборов в России, имеют долю 65% проданных билетов, при этом количество релизов (новых фильмов объявленных к показу) у этих компаний составило 23% (см. материалы НеваФильм (отчет за 2010 г.).
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |