Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельности бюджетной организации




Тема 17. Особенности экономического анализа

Бюджетные организации - важный субъект производственных и финансово-экономических отношений при любой системе хо­зяйствования и в любой модели государственного устройства. Они призваны обеспечивать удовлетворение общественно значимых потребностей, таких как образование, здравоохранение, научные исследования, социальная защита, культура, государствен­ное управление и др. Деятельность бюджетных организаций носит объективный характер и развивается по определенным законам, нуждаясь в управлении со стороны государства (рис. 1).

Экономический анализ деятельности бюджетных организаций на основе плановой и фактической информации предостав­ляет количественную и качественную оценку изменений, происходя­щих в бюджетной организации относительно заданной программы. Перерабатывая массивы плановой и учетной информации при по­мощи специальных приемов и методов, анализ формирует данные, при помощи которых вырабатываются варианты управленческих решений, направленных на устранение причин отрицательных от­клонений от запланированных показателей развития бюджетной организации. Посредством аналитической функции выявляются неиспользованные внутренние резервы ускорения развития и роста эффективности деятельности организации.

Хозяйственную деятельность в целом и бюджетных организаций в частности можно рассматривать как определенную совокупность производственных отношений, сложный динамичный комплекс мно­гообразных причинно-следственных связей и процессов, обеспечивающих создание различных потребительных стоимостей (продук­тов, работ, услуг). Составляющие хозяйст­венную деятельность многообразные отношения, связи и процессы можно сгруппировать следующим образом: натурально-вещественные процессы; процессы, связанные с созданием стоимости; социальные процессы; экологические процессы.

Рисунок 1 Система управления бюджетной организацией

 

К натурально-вещественным процессам деятельности бюджетных организаций относятся те, в результате которых создаются потребительные стоимости (здоровье, знания, образованность, просве­щение, воспитание, культурный и духовный уровень членов общества, безопасность, социальная защищенность ит.п.), способные удов­летворять определенные человеческие потребности. Содержание этих процессов соответствует характеру конкретного труда работ­ников бюджетных учреждений. Натурально-вещественные процес­сы включают в себя конструкторско-технологическую деятельность бюджетных организаций, обеспечение их нормального функциони­рования необходимыми трудовыми и материальными ресурсами, специфическую технологию, характерную для учреждений образова­ния, здравоохранения, культуры, органов административного управ­ления и др.

Процессы, связанные с созданием стоимости (затратами живого и овеществленного труда в денежной форме для создания потреби­тельных стоимостей бюджетной сферы), относятся к экономиче­ским. Они отражают количество абстрактного труда, затраченного на тот или иной вид деятельности бюджетной организации. К данным процессам можно отнести формирование стоимости и себестоимо­сти услуг здравоохранения, образования, воспитания, культурного развития, просвещения и др.

Социальные процессы связаны с улучшением труда, быта и отдыха работников бюджетной сферы, формированием отношения к труду, созданием благоприятного психологического климата в трудовых коллективах.

Экологические процессы отражают взаимоотношение бюджетных учреждений с природной средой.

Хозяйственная деятельность бюджетных организаций может изу­чаться и анализироваться как в целом, так и в разрезе отдельных составляющих ее процессов. В силу различия функций, выполняемых бюджетными учрежде­ниями, особенностей состава оказываемых услуг появляется необхо­димость проведения анализа хозяйственной деятельности учреждений в разрезе отраслей непроизводственной сферы: детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних специальных и выс­ших учебных заведений в образовании, больниц и поликлиник в здравоохранении, научно-исследовательских институтов в науке и др. Хозяйственная деятельность каждого из них выступает основ­ным объектом анализа.

Организационно-техническая и экономическая специфика дея­тельности бюджетных учреждений находит свое отражение в харак­терных объектах управления, анализа и соответствующих системах показателей.

Основными показателями деятельности детских дошколь­ных учреждений являются численность детей, количество детских групп, количество дней посещения детьми дошкольного учрежде­ния (дето-дни), наполняемость детских групп, укомплектованность детских мест.

Общеобразовательных школ - количество учащихся, учеб­ных классов, наполняемость классов, количество часов учебной на­грузки преподавателей.

Средних специальных и высших учебных заведений - при­ем и отсев студентов, выпуск специалистов, количество студентов на начало и конец учебного года, их среднегодовая численность, объем учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава по видам работ (лекции, практические и лабораторные занятия, консультации, зачеты, экзамены, руководство курсовыми и ди­пломными работами, учебной и производственной практикой студентов и др.), число студентов в расчете на одного преподавателя, размер учебной площади в расчете на одного студента, затраты на подготовку специалиста.

Больниц - количество коек и койко-дней, среднегодовое количество дней функционирования койки, уровень обеспеченно­сти населения коечным фондом, количество больных, прошедших лечение, средняя продолжительность пребывания больного в ста­ционаре. Поликлиник - количество врачебных посещений в смену, количество врачебных должностей, среднегодовая нагрузка на одну врачебную должность.

Научно-исследовательских институтов - общий объем на­учных работ, выполненных в отчетном периоде, количество тем ис­следований и их сметная стоимость, объем реализованной науч­но-технической продукции, работ и услуг, количество структурных подразделений, среднесписочная численность работников и др.

Нормальное функционирование любого бюджетного учрежде­ния тесно связано с системой финансирования (государ­ственный бюджет, внебюджетные средства). Основным источником информации анализа финансового состояния бюджетных организаций является смета доходов и расходов и бюджетная отчетность.

В соответствии с «Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2008г. №128н) в состав бюджетной отчетности включаются следующие формы отчетов:

1. Для главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета: баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130); справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125); справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110); отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127); отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф. 0503137); отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121); пояснительная записка (ф. 0503160); разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503230);

2. Для финансового органа: баланс по поступлениям и выбытиям бюджетных средств (ф. 0503140); баланс исполнения бюджета (ф. 0503120); справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125); справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110); отчет о кассовом поступлении и выбытии бюджетных средств (ф. 0503124); отчет о кассовом поступлении и выбытии средств от приносящей доход деятельности (ф. 0503134); отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117); отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности (ф. 0503114); отчет о движении денежных средств (ф. 0503123); отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121); пояснительная записка (ф. 0503160);

3. Для финансового органа, уполномоченного на формирование бюджетной отчетности об исполнении соответствующего консолидированного бюджета Российской Федерации: баланс исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503320); справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125); отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503317); консолидированный отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности субъекта Российской Федерации и муниципальных образований (ф. 0503314); консолидированный отчет о движении денежных средств (ф. 0503323); консолидированный отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503321); справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110); пояснительная записка к отчету об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503360).

4. Для органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета: баланс по операциям кассового обслуживания исполнения бюджета (ф. 0503150); справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125); справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110); отчет по поступлениям и выбытиям (ф. 0503151); консолидированный отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503152); отчет об операциях по поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, учитываемым органами Федерального казначейства (ф. 0503153); пояснительная записка (ф. 0503160).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.