![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деятельности бюджетной организации
Тема 17. Особенности экономического анализа Бюджетные организации - важный субъект производственных и финансово-экономических отношений при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. Они призваны обеспечивать удовлетворение общественно значимых потребностей, таких как образование, здравоохранение, научные исследования, социальная защита, культура, государственное управление и др. Деятельность бюджетных организаций носит объективный характер и развивается по определенным законам, нуждаясь в управлении со стороны государства (рис. 1). Экономический анализ деятельности бюджетных организаций на основе плановой и фактической информации предоставляет количественную и качественную оценку изменений, происходящих в бюджетной организации относительно заданной программы. Перерабатывая массивы плановой и учетной информации при помощи специальных приемов и методов, анализ формирует данные, при помощи которых вырабатываются варианты управленческих решений, направленных на устранение причин отрицательных отклонений от запланированных показателей развития бюджетной организации. Посредством аналитической функции выявляются неиспользованные внутренние резервы ускорения развития и роста эффективности деятельности организации. Хозяйственную деятельность в целом и бюджетных организаций в частности можно рассматривать как определенную совокупность производственных отношений, сложный динамичный комплекс многообразных причинно-следственных связей и процессов, обеспечивающих создание различных потребительных стоимостей (продуктов, работ, услуг). Составляющие хозяйственную деятельность многообразные отношения, связи и процессы можно сгруппировать следующим образом: натурально-вещественные процессы; процессы, связанные с созданием стоимости; социальные процессы; экологические процессы. Рисунок 1 Система управления бюджетной организацией
К натурально-вещественным процессам деятельности бюджетных организаций относятся те, в результате которых создаются потребительные стоимости (здоровье, знания, образованность, просвещение, воспитание, культурный и духовный уровень членов общества, безопасность, социальная защищенность ит.п.), способные удовлетворять определенные человеческие потребности. Содержание этих процессов соответствует характеру конкретного труда работников бюджетных учреждений. Натурально-вещественные процессы включают в себя конструкторско-технологическую деятельность бюджетных организаций, обеспечение их нормального функционирования необходимыми трудовыми и материальными ресурсами, специфическую технологию, характерную для учреждений образования, здравоохранения, культуры, органов административного управления и др. Процессы, связанные с созданием стоимости (затратами живого и овеществленного труда в денежной форме для создания потребительных стоимостей бюджетной сферы), относятся к экономическим. Они отражают количество абстрактного труда, затраченного на тот или иной вид деятельности бюджетной организации. К данным процессам можно отнести формирование стоимости и себестоимости услуг здравоохранения, образования, воспитания, культурного развития, просвещения и др. Социальные процессы связаны с улучшением труда, быта и отдыха работников бюджетной сферы, формированием отношения к труду, созданием благоприятного психологического климата в трудовых коллективах. Экологические процессы отражают взаимоотношение бюджетных учреждений с природной средой. Хозяйственная деятельность бюджетных организаций может изучаться и анализироваться как в целом, так и в разрезе отдельных составляющих ее процессов. В силу различия функций, выполняемых бюджетными учреждениями, особенностей состава оказываемых услуг появляется необходимость проведения анализа хозяйственной деятельности учреждений в разрезе отраслей непроизводственной сферы: детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений в образовании, больниц и поликлиник в здравоохранении, научно-исследовательских институтов в науке и др. Хозяйственная деятельность каждого из них выступает основным объектом анализа. Организационно-техническая и экономическая специфика деятельности бюджетных учреждений находит свое отражение в характерных объектах управления, анализа и соответствующих системах показателей. Основными показателями деятельности детских дошкольных учреждений являются численность детей, количество детских групп, количество дней посещения детьми дошкольного учреждения (дето-дни), наполняемость детских групп, укомплектованность детских мест. Общеобразовательных школ - количество учащихся, учебных классов, наполняемость классов, количество часов учебной нагрузки преподавателей. Средних специальных и высших учебных заведений - прием и отсев студентов, выпуск специалистов, количество студентов на начало и конец учебного года, их среднегодовая численность, объем учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава по видам работ (лекции, практические и лабораторные занятия, консультации, зачеты, экзамены, руководство курсовыми и дипломными работами, учебной и производственной практикой студентов и др.), число студентов в расчете на одного преподавателя, размер учебной площади в расчете на одного студента, затраты на подготовку специалиста. Больниц - количество коек и койко-дней, среднегодовое количество дней функционирования койки, уровень обеспеченности населения коечным фондом, количество больных, прошедших лечение, средняя продолжительность пребывания больного в стационаре. Поликлиник - количество врачебных посещений в смену, количество врачебных должностей, среднегодовая нагрузка на одну врачебную должность. Научно-исследовательских институтов - общий объем научных работ, выполненных в отчетном периоде, количество тем исследований и их сметная стоимость, объем реализованной научно-технической продукции, работ и услуг, количество структурных подразделений, среднесписочная численность работников и др. Нормальное функционирование любого бюджетного учреждения тесно связано с системой финансирования (государственный бюджет, внебюджетные средства). Основным источником информации анализа финансового состояния бюджетных организаций является смета доходов и расходов и бюджетная отчетность. В соответствии с «Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2008г. №128н) в состав бюджетной отчетности включаются следующие формы отчетов: 1. Для главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета: баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130); справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125); справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110); отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127); отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф. 0503137); отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121); пояснительная записка (ф. 0503160); разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503230); 2. Для финансового органа: баланс по поступлениям и выбытиям бюджетных средств (ф. 0503140); баланс исполнения бюджета (ф. 0503120); справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125); справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110); отчет о кассовом поступлении и выбытии бюджетных средств (ф. 0503124); отчет о кассовом поступлении и выбытии средств от приносящей доход деятельности (ф. 0503134); отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117); отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности (ф. 0503114); отчет о движении денежных средств (ф. 0503123); отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121); пояснительная записка (ф. 0503160); 3. Для финансового органа, уполномоченного на формирование бюджетной отчетности об исполнении соответствующего консолидированного бюджета Российской Федерации: баланс исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503320); справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125); отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503317); консолидированный отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности субъекта Российской Федерации и муниципальных образований (ф. 0503314); консолидированный отчет о движении денежных средств (ф. 0503323); консолидированный отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503321); справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110); пояснительная записка к отчету об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503360). 4. Для органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета: баланс по операциям кассового обслуживания исполнения бюджета (ф. 0503150); справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125); справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110); отчет по поступлениям и выбытиям (ф. 0503151); консолидированный отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503152); отчет об операциях по поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, учитываемым органами Федерального казначейства (ф. 0503153); пояснительная записка (ф. 0503160).
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |