Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика массовых социально-психологических явлений




 

Психология больших социальных групп формируется и прояв­ляется в ходе социальных отношений и массового общения. Именно в процессе взаимодействия возникают и реализуются интересы, общественное мнение, слухи, традиции, социальные стереоти­пы, установки, ценности и другие массовые социально-психоло­гические явления.

Интересы социальных групп — это такое социально-психоло­гическое явление, которое играет решающую роль в институционализации общества.

К массовым социально-психологическим явлениям относится общественное мнение. Оно представляет собой публично выражен­ное и распространенное суждение, которое несет в себе оценку и отношение к какому-либо событию, представляющему интерес для общности.

В настоящее время в западной социальной психологии активно разрабатывается концепция социальных представлений (С. Мос­ковией, Р.Харре). Под социальными представлениями понимает­ся специфическая форма познания, знания здравого смысла, со­держание, функции и воспроизводство которых социально обус­ловлены.

В структуре социальных представлений принято выде­лять три важнейших измерения: информация, поле представле­ния и установка. Под информацией понимается сумма знаний. «Поле представления» — это образные и смысловые свойства представлений. Установка определяется как отношение субъекта к объекту представления (А. В.Овруцкий).

Однако в отечественной социальной психологии по-прежнему чаще всего используется понятие «общественное мнение».

Общественное мнение носит преимущественно оценоч­ный характер. «Обязательный элемент общественного мнения — это наличие положительной или отрицательной оценки данного явления».

Посредством общественного мнения реализуется одна из его функций — аксиологическая, которая детерминирует оценку си­туации и определяет выбор линии поведения людей. Поэтому и в общественном мнении оценка окружающей действительности от­ражает позицию групп и слоев общества. Общественное мнение — это прежде всего групповое оценочное отражение действительно­сти. «Вместе с тем здесь нет автоматизма. Практика показывает, что на формирование и выражение мнений, помимо коренных, групповых интересов, оказывают существенное влияние многие другие факторы, в том числе степень осознания отдельными чле­нами общества названных интересов, уровень информированно­сти людей, деятельность органов управления по изучению и ис­пользованию общественного мнения и т.д.

Раскрытие природы и сущности общественного мнения откры­вает путь к познанию его структуры, которая включает в себя ряд различных, зачастую противоречивых элементов, имеющих рацио­нальный, эмоциональный и волевой характер. Стержнем, вокруг которого группируются все эти элементы, является социальная оценка.

В условиях демократического общества характерным является непрерывное повышение информированности населения. Это на­ходит отражение в такой важной характеристике общественного мнения, как его компетентность.

Социально-психологическая компетентность населения — это прежде всего способность общественного мнения адекватно оце­нивать различные явления, процессы.

Кроме элементов рационального знания, в структуру обще­ственного мнения входят представления — обобщенный образ мно­гих чувственных впечатлений и наглядно-образное знание, воз­никающее зачастую в результате работы воображения. Однако фрагментарность представлений может и дезориентировать обще­ственное мнение.

Спекулируя на особенностях процесса познания, средства мас­совой информации могут манипулировать общественным мнени­ем, создавая у людей извращенные представления о социальной действительности.

Одна из важнейших особенностей общественного мнения — его направленность на практические действия; другая особен­ность — в его структуре содержится элемент, ориентирующий людей на проявления их мнения в поведенческих актах. Основной частью этого элемента является установка, которая связана с оцен­кой ситуации, а также с готовностью индивида действовать в со­ответствии с имеющимися оценкой и социальным стереотипом.

Тесная связь общественного мнения с поведением, переход от суждений к действиям практически невозможны без волевых уси­лий людей. Императивное «необходимо» способствует концентра­ции мыслей и энергии многих людей в едином направлении, оно «цементирует» и направляет общественное мнение.

В конкретных социально-психологических исследованиях обще­ственное мнение фиксируется как совокупность оценочных сужде­ний (или актов поведения, их отражающих), репрезентативная для целей исследования группы населения по проблеме, представляю­щей общественный интерес. Это операциональное определение тре­бует некоторых пояснений, ибо известно, что общественное мне­ние не есть просто сумма мнений индивидуальных.

Формирование общественного мнения обусловлено, прежде всего, наличием общественного интереса. Создание и распростра­нение информации на одном из первых этапов формирования общественного мнения связано, прежде всего, с решением таких задач, как привлечение внимания общественности к новой, об­щественно значимой проблеме, факту, явлению, новому подходу к оценке тех или иных, уже имевших место, явлений действи­тельности. На данном этапе, таким образом, решается задача об­щей информированности населения, в этом случае речь идет о постановке проблемы как таковой, раскрытии ее актуальности, злободневности.

Один из последующих этапов формирования общественного мнения — его становление — характеризуется наличием относи­тельно более определенно очерченных границ его распространен­ности. В связи с этим при информировании населения средства массовой информации сосредоточивают свое внимание на повы­шении уровня компетентности общественного мнения (соответ­ствующего объема и уровня знаний) в связи с предметом обсуж­дения. Эффективность формирования общественного мнения здесь во многом определяется и деятельностью массово-информацион­ных и пропагандистских источников по выработке социальных установок, которые теснейшим образом связаны с процессом функционирования общественного мнения.

Становление, активизация общественного интереса по пред­мету формирования общественного мнения теснейшим образом связаны с фактором личной заинтересованности человека в ре­шении поднятой проблемы. Поэтому, ставя цель привлечь внима­ние общественности к актуальным проблемам, средства массовой информации и пропаганды стремятся полнее отразить в своих материалах такие элементы содержания, как значимость решения поставленной проблемы непосредственно для индивида, его се­мьи, детей, коллег по работе и т. п. Информация такого рода яв­ляется важным катализатором процесса формирования обществен­ного мнения.

Привлечение внимания аудитории к проблеме, показ ее зна­чимости, актуальности осуществляются также посредством исполь­зования так называемой фактографической информации. Раскры­тие существа проблемы, вопроса происходит на основе подачи ярких, характерных фактов, примеров, образов, наиболее адек­ватно вводящих читателя, слушателя, зрителя в проблему.

Массово-информационные источники формируют обществен­ное мнение через свои непосредственные аудитории. Абсолютное большинство из них входит одновременно в состав аудитории не­скольких средств или источников массовой информации. Какой-либо изолированной аудитории, причастной только к одному сред­ству, не существует.

Отношения аудитории с источником информации развивают­ся, могут прерываться и возобновляться. Сохранение стабильно­сти аудитории, расширение ее состава способствуют более успеш­ной реализации процесса формирования общественного мнения. Итак, роль общественного мнения в обществе трудно пере­оценить.

Массовое настроение — это более или менее устойчивое эмоцио­нальное состояние общностей, которое окрашивает все их пере­живания. Настроения и мнения тесно взаимосвязаны. Настроени­ям присущ особый динамизм, который выражается, во-первых, в способности переходить от одного состояния к другому: от бес­сознательного к отчетливо осознанному, от глубоко скрытого к открытому, а также перерастать в антиобщественные действия; во-вторых, в подверженности колебаниям и изменениям корен­ным образом в самый незначительный срок, почти мгновенно. Мнения и настроения далеко не всегда точно отражают какую-либо социальную ситуацию. Нередко в таких случаях массовое об­щение проявляется в виде слухов.

Слухи представляют собой недостоверные или частично досто­верные сообщения, исходящие от одного лица или группы, о ка­ких-либо событиях, ничем другим не подтвержденные, устно пе­редающиеся от одного лица к другому.

За основу психологии слухов обычно берут две характеристи­ки: информационную и экспрессивную. Первая представляет со­бой объективную степень достоверности сообщения, а вторая оп­ределяет тип эмоциональной реакции, на которую рассчитан и которую вызывает слух при его восприятии.

В соответствии с информационной характеристикой слухи ус­ловно подразделяются на четыре типа: абсолютно недостоверные, недостоверные с элементами правдоподобия, правдоподобные, достоверные с элементами неправдоподобия.

С учетом экспрессивной характеристики и типов вызываемой эмоциональной реакции слухи можно подразделить на слух-жела­ние, слух-пугало и агрессивный слух.

По происхождению слухи бывают стихийными или умышлен­но сфабрикованными. Иногда слух зарождается стихийно, но, попав на определенную почву, находит заинтересованных рас­пространителей, готовых приукрасить информацию в соответствии со своими интересами.

По силе влияния слухи подразделяются на будоражащие груп­повое мнение, вызывающие одиночное и групповое антиобще­ственное мнение, разрушающие связи между лицами и группами.

Наряду с динамико-статическими явлениями в обществе наблю­даются статичные, т. е. устойчивые, неподвижные явления, которые также оказывают активное воздействие на поведение общностей.

Традиции — способ хранения, передачи и воспроизводства как положительного, так и отрицательного опыта. Нередко их называ­ют «социальным клеем». В каждом обществе существует целая си­стема традиций, направленных на укрепление его стабильности. Их классифицируют по различным основаниям. Выделяют нацио­нальные и другие традиции.

Традиции создают условия для «здорового консерватизма», ста­бильности общества. Яркий пример тому — Англия. Институт ко­ролевы — не что иное, как традиция. Приверженность англичан к своим традициям в области политики, быта глубоко оправдана, хотя и придает их образу жизни налет архаичности.

Традиции проявляются во всех сферах, начиная от гигиены и кончая национальным рынком.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.