КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика массовых социально-психологических явлений
Психология больших социальных групп формируется и проявляется в ходе социальных отношений и массового общения. Именно в процессе взаимодействия возникают и реализуются интересы, общественное мнение, слухи, традиции, социальные стереотипы, установки, ценности и другие массовые социально-психологические явления. Интересы социальных групп — это такое социально-психологическое явление, которое играет решающую роль в институционализации общества. К массовым социально-психологическим явлениям относится общественное мнение. Оно представляет собой публично выраженное и распространенное суждение, которое несет в себе оценку и отношение к какому-либо событию, представляющему интерес для общности. В настоящее время в западной социальной психологии активно разрабатывается концепция социальных представлений (С. Московией, Р.Харре). Под социальными представлениями понимается специфическая форма познания, знания здравого смысла, содержание, функции и воспроизводство которых социально обусловлены. В структуре социальных представлений принято выделять три важнейших измерения: информация, поле представления и установка. Под информацией понимается сумма знаний. «Поле представления» — это образные и смысловые свойства представлений. Установка определяется как отношение субъекта к объекту представления (А. В.Овруцкий). Однако в отечественной социальной психологии по-прежнему чаще всего используется понятие «общественное мнение». Общественное мнение носит преимущественно оценочный характер. «Обязательный элемент общественного мнения — это наличие положительной или отрицательной оценки данного явления». Посредством общественного мнения реализуется одна из его функций — аксиологическая, которая детерминирует оценку ситуации и определяет выбор линии поведения людей. Поэтому и в общественном мнении оценка окружающей действительности отражает позицию групп и слоев общества. Общественное мнение — это прежде всего групповое оценочное отражение действительности. «Вместе с тем здесь нет автоматизма. Практика показывает, что на формирование и выражение мнений, помимо коренных, групповых интересов, оказывают существенное влияние многие другие факторы, в том числе степень осознания отдельными членами общества названных интересов, уровень информированности людей, деятельность органов управления по изучению и использованию общественного мнения и т.д. Раскрытие природы и сущности общественного мнения открывает путь к познанию его структуры, которая включает в себя ряд различных, зачастую противоречивых элементов, имеющих рациональный, эмоциональный и волевой характер. Стержнем, вокруг которого группируются все эти элементы, является социальная оценка. В условиях демократического общества характерным является непрерывное повышение информированности населения. Это находит отражение в такой важной характеристике общественного мнения, как его компетентность. Социально-психологическая компетентность населения — это прежде всего способность общественного мнения адекватно оценивать различные явления, процессы. Кроме элементов рационального знания, в структуру общественного мнения входят представления — обобщенный образ многих чувственных впечатлений и наглядно-образное знание, возникающее зачастую в результате работы воображения. Однако фрагментарность представлений может и дезориентировать общественное мнение. Спекулируя на особенностях процесса познания, средства массовой информации могут манипулировать общественным мнением, создавая у людей извращенные представления о социальной действительности. Одна из важнейших особенностей общественного мнения — его направленность на практические действия; другая особенность — в его структуре содержится элемент, ориентирующий людей на проявления их мнения в поведенческих актах. Основной частью этого элемента является установка, которая связана с оценкой ситуации, а также с готовностью индивида действовать в соответствии с имеющимися оценкой и социальным стереотипом. Тесная связь общественного мнения с поведением, переход от суждений к действиям практически невозможны без волевых усилий людей. Императивное «необходимо» способствует концентрации мыслей и энергии многих людей в едином направлении, оно «цементирует» и направляет общественное мнение. В конкретных социально-психологических исследованиях общественное мнение фиксируется как совокупность оценочных суждений (или актов поведения, их отражающих), репрезентативная для целей исследования группы населения по проблеме, представляющей общественный интерес. Это операциональное определение требует некоторых пояснений, ибо известно, что общественное мнение не есть просто сумма мнений индивидуальных. Формирование общественного мнения обусловлено, прежде всего, наличием общественного интереса. Создание и распространение информации на одном из первых этапов формирования общественного мнения связано, прежде всего, с решением таких задач, как привлечение внимания общественности к новой, общественно значимой проблеме, факту, явлению, новому подходу к оценке тех или иных, уже имевших место, явлений действительности. На данном этапе, таким образом, решается задача общей информированности населения, в этом случае речь идет о постановке проблемы как таковой, раскрытии ее актуальности, злободневности. Один из последующих этапов формирования общественного мнения — его становление — характеризуется наличием относительно более определенно очерченных границ его распространенности. В связи с этим при информировании населения средства массовой информации сосредоточивают свое внимание на повышении уровня компетентности общественного мнения (соответствующего объема и уровня знаний) в связи с предметом обсуждения. Эффективность формирования общественного мнения здесь во многом определяется и деятельностью массово-информационных и пропагандистских источников по выработке социальных установок, которые теснейшим образом связаны с процессом функционирования общественного мнения. Становление, активизация общественного интереса по предмету формирования общественного мнения теснейшим образом связаны с фактором личной заинтересованности человека в решении поднятой проблемы. Поэтому, ставя цель привлечь внимание общественности к актуальным проблемам, средства массовой информации и пропаганды стремятся полнее отразить в своих материалах такие элементы содержания, как значимость решения поставленной проблемы непосредственно для индивида, его семьи, детей, коллег по работе и т. п. Информация такого рода является важным катализатором процесса формирования общественного мнения. Привлечение внимания аудитории к проблеме, показ ее значимости, актуальности осуществляются также посредством использования так называемой фактографической информации. Раскрытие существа проблемы, вопроса происходит на основе подачи ярких, характерных фактов, примеров, образов, наиболее адекватно вводящих читателя, слушателя, зрителя в проблему. Массово-информационные источники формируют общественное мнение через свои непосредственные аудитории. Абсолютное большинство из них входит одновременно в состав аудитории нескольких средств или источников массовой информации. Какой-либо изолированной аудитории, причастной только к одному средству, не существует. Отношения аудитории с источником информации развиваются, могут прерываться и возобновляться. Сохранение стабильности аудитории, расширение ее состава способствуют более успешной реализации процесса формирования общественного мнения. Итак, роль общественного мнения в обществе трудно переоценить. Массовое настроение — это более или менее устойчивое эмоциональное состояние общностей, которое окрашивает все их переживания. Настроения и мнения тесно взаимосвязаны. Настроениям присущ особый динамизм, который выражается, во-первых, в способности переходить от одного состояния к другому: от бессознательного к отчетливо осознанному, от глубоко скрытого к открытому, а также перерастать в антиобщественные действия; во-вторых, в подверженности колебаниям и изменениям коренным образом в самый незначительный срок, почти мгновенно. Мнения и настроения далеко не всегда точно отражают какую-либо социальную ситуацию. Нередко в таких случаях массовое общение проявляется в виде слухов. Слухи представляют собой недостоверные или частично достоверные сообщения, исходящие от одного лица или группы, о каких-либо событиях, ничем другим не подтвержденные, устно передающиеся от одного лица к другому. За основу психологии слухов обычно берут две характеристики: информационную и экспрессивную. Первая представляет собой объективную степень достоверности сообщения, а вторая определяет тип эмоциональной реакции, на которую рассчитан и которую вызывает слух при его восприятии. В соответствии с информационной характеристикой слухи условно подразделяются на четыре типа: абсолютно недостоверные, недостоверные с элементами правдоподобия, правдоподобные, достоверные с элементами неправдоподобия. С учетом экспрессивной характеристики и типов вызываемой эмоциональной реакции слухи можно подразделить на слух-желание, слух-пугало и агрессивный слух. По происхождению слухи бывают стихийными или умышленно сфабрикованными. Иногда слух зарождается стихийно, но, попав на определенную почву, находит заинтересованных распространителей, готовых приукрасить информацию в соответствии со своими интересами. По силе влияния слухи подразделяются на будоражащие групповое мнение, вызывающие одиночное и групповое антиобщественное мнение, разрушающие связи между лицами и группами. Наряду с динамико-статическими явлениями в обществе наблюдаются статичные, т. е. устойчивые, неподвижные явления, которые также оказывают активное воздействие на поведение общностей. Традиции — способ хранения, передачи и воспроизводства как положительного, так и отрицательного опыта. Нередко их называют «социальным клеем». В каждом обществе существует целая система традиций, направленных на укрепление его стабильности. Их классифицируют по различным основаниям. Выделяют национальные и другие традиции. Традиции создают условия для «здорового консерватизма», стабильности общества. Яркий пример тому — Англия. Институт королевы — не что иное, как традиция. Приверженность англичан к своим традициям в области политики, быта глубоко оправдана, хотя и придает их образу жизни налет архаичности. Традиции проявляются во всех сферах, начиная от гигиены и кончая национальным рынком.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |