КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Урок 25-26 Общая характеристика конфликта
Виды конфликтов в семейных отношениях Кризисы семьи Мотивы на развод, распад Урок 23-24 Добрачные факторы, влияющие на отношения. 1. Место и ситуация знакомства молодых людей. «+» - в той среде где работают – 60% «-» - случайные знакомства 2. Первое впечатление друг о друге «+» - понравились «-» - нравится или нет, или типа надо 3. Социально демократические характеристики вступающие в брак: Социальный статус человека, традиция, культура, регион. 4. Продолжительность периода ухаживания «+» - ухаживать от 1 до 1,5 лет «-» - до 6 месяцев или более 3 лет 5. Инициатор брачного предложения: Она беременна инициатор – женщина 6. Время обдумывания брачного предложения «+» - не более 2 –х недель 7. Ситуация оформления брака 8. Возраст будущей пары 4 -6 лет жена старше мужа
Кризисы – это трудный сложный период жизнедеятельности семейных отношений которые имеют свою определенную закономерность и которые направлены на разрешение противоречий между новыми задачами стающие перед семьей и прежним характером взаимодействия и общения между членами семьи. Кризисные периоды бывают: Нормативные, ненормативные Нормативные: 1. 3-7 лет 2. 17-25 лет Ненормативные: сверхсильные, хронические Сверхсильные: 1. Смерть одного из супруга 2. Супружеская измена 3. Резкое кардинальное изменение социального развития семьи 4. Тяжелое хроническое заболевание Хроническое: 1. Материальное неблагополучие 2. Алкоголизм
Супружеские конфликты – это столкновение противоборства двух людей, люди которые не идут на компромиссы, разные взгляды.
Цысенко В.А. 1. Конфликт возникающий на основе неудовлетворенных потребностей в целостности и значимости своего Я. Нарушения чувства достоинства со стороны другого партнера и его пренебрежительное и уважительное отношение 2. Конфликты которые происходят на базе неудовлетворенности сексуальных потребностей одного или двух супругов. 3. Психические напряжения, ссоры. Конфликт неудовлетворенности потребностей одного или обоих супругов в положительных эмоциях: ласка, забота, внимание. 4. Конфликты связаны с пристрастием к алкоголю, играм 5. Финансовое разногласие возникающие на основе преувеличение потребностей одного из супругов. 6. Из – за неудовлетворенности потребностей супругов в устройстве быта: питание, одежда, домашнего очага. 7. Во взаимоотношении и взаимоподдержки. По вопросам разделения труда в семье 8. На почве разных потребностей и интересов проведения отдыхов и досугов
Конфликт — это такое взаимодействие между людьми, которое характеризуется возникновением и столкновением противоречий в их отношениях. Он присутствует только тогда, когда имеет место взаимное противодействие участвующих в нем сторон, сопровождаемое высшей степенью выражения внутри- и межличностной напряженности их переживаний. В иных случаях происходит либо разрешение конфликтной ситуации, либо уход от конфликта, Он, кроме того, связан с ухудшением взаимоотношений, потерей взаимопонимания и доверия между людьми, понижением социально-психологического климата в группе (коллективе) и в обществе в целом. Конфликты глубоко затрагивают интересы ею участников, вызывают у людей сильное чувство неудовлетворенности (обиды) и эмоциональный стресс.
Причины конфликтов: во- первых, неадекватная самооценка и неадекватные представления людей. Если какая-либо информация не соответствует его «я-образу», то человек может игнорировать эту информацию, даже если она объективна, и наоборот, соглашаться с ошибочными или ложными данными, если они соответствуют «я-образу». При объективной оценке себя и своих возможностей реакция на справедливую критику обычно бывает правильной, а при завышенной самооценке воспринимается как оскорбление или замечание, что приводит к конфликту. При заниженной самооценке критика также чревата конфликтами (отказ от работы или задания, поручения), к чему еще добавляются глубокие внутриличностные переживания самого субъекта. Неадекватное представление о себе создает психологические барьеры (общения, игнорирования информации, чужого мнения) и порождает конфликтное поведение. Значительное количество конфликтов происходит и из-за неправильно полученной или понятой информации индивидом о самом себе или из-за неспособности эту информацию получить Во-вторых, причиной конфликтов выступает несоответствие социальных ролей, −перераспределение ролей в обществе − несовместимость ролей − различные представления двух или более индивидов о содержании одной и той же роли, выполняемой одним из них В-третьих, причиной конфликта может стать так называемая групповая дискриминация − деление на «своих» и «чужих», которое приводит к пренебрежительному отношению к «чужим» и к оправданным поэтому нападкам на них. В-четвертых, важной причиной конфликта обозначена ограниченность ресурсов, подлежащих распределению (Ресурс - объект конфликта).
Функции конфликта. Конфликты могут выполнять позитивные и негативные функции. К позитивным функциям конфликтов относятся: • разрядка напряженности между конфликтующими сторонами (конфликт способствует установлению лучшего взаимопонимания между людьми, но это возможно только при социальном контроле за ходом конфликта); • информационная и связующая функции (люди могут проверить и лучше узнать друг друга); • сплочение и структурирование организаций (противоборство с внешним врагом, преодоление общих трудностей поддерживает организованность совместных действий людей в группе); • стимулирование к изменениям и развитию (конфликты могут заставить людей искать новые пути и аргументы в отстаивании своих позиций, достижении лучших результатов во взаимодействии); • снятие синдрома покорности (при развитии конфликта люди начинают высказывать идеи, которые ранее скрывали, что позволяет глубже понять ситуацию, проработать варианты решения проблем); • диагностическая функция (при активизации действий каждая сторона сплачивается вокруг общих интересов, выявляются противники, и конфликт может быть быстрее разрешен). К негативным функциям конфликта относятся: • большие эмоциональные и материальные затраты на разрешение конфликта; • исключение из коллектива, группы, увольнение сотрудников, снижение производительности труда или обучения, ухудшение социально-психологического климата в коллективе, группе; • уменьшение степени сотрудничества между сторонами в будущем или полное прекращение такового; • неадекватное (завышенное) восприятие своей группы, коллектива по отношению к другим группам, представление о других группах как о врагах; • утверждение духа конфронтации в организации, группе или обществе в целом, придание большего значения борьбе и победе в конфликте, чем решению реальных проблем.
Классификация конфликтов. Конфликты можно классифицировать по разным основаниям. I. В зависимости от способа разрешения конфликты бывают: а) антагонистическими (предполагают способы их разрешения в виде разрушения структур всех конфликтующих сторон, кроме одной, или полного отказа всех конфликтующих сторон, кроме одной, от стремления достичь своих целей); б) компромиссными (допускают несколько вариантов разрешения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, выбора способов решения, изменения сроков реализации поставленных задач, изменения условий взаимодействия и т.д.). II. В зависимости от природы возникновения конфликты делятся: а) на социальные (высшая стадия развития противоречий в системе отношения людей, социальных групп, социальных институтов, характеризующихся усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов), которые делятся на: межгосударственные, национальные, этнические, межнациональные; б) организационные (протекающие в рамках предприятий, организаций и их подразделений и являющиеся следствием организационного регламентирования деятельности личности: функционального закрепления за работниками прав и обязанностей, внедрения формальных структур управления, распределительных отношений в организациях и т.д.); в) эмоциональные или личностные (эти конфликты вызываются чувством зависти, антипатии, обусловлены быстрой реакцией индивида на ущемление его интересов). III. В зависимости от направления воздействия конфликты делятся: а) на вертикальные (предполагают взаимодействие субъектов вертикального подчинения: руководитель—подчиненный, предприятие—вышестоящая организация); б) горизонтальные (предполагают взаимодействие равных по иерархической власти субъектов). IV. В зависимости от преобладания последствий для участников конфликты бывают: а) конструктивными (в качестве своих последствий имеют преимущественно позитивные функции для группы, личности: сплочение коллектива, выработки новых решений сложных задач и т.д.); б) деструктивными (ведут преимущественно к разрушению организаций, в которых они происходят). V. В зависимости от степени выраженности делятся: а) на открытые (характеризуются открытым столкновением оппонентов); б) скрытые (при таких конфликтах отсутствуют агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но используются косвенные способы воздействия); в) потенциальные (предполагают наличие конфликтной ситуации, но открытого столкновения не происходит, существует скрытое противодействие). VI. В зависимости от количества участников конфликты бывают: а) внутриличностные (столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов); б) межличностные (предполагают столкновение индивидов между собой); в) между личностью и группой (возникают при несоответствии поведения личности нормам группы, ее ожиданиям); г) межгрупповые (при которых конфликтующими сторонами выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и препятствующие осуществлению своих намерений).
Урок 27-28 Структура и содержание конфликта
Структура конфликта. Структуру конфликта можно выразить формулой Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент. Конфликтная ситуация характеризуется наличием противоречия в интересах и потребностях сторон, которое, однако, может долго не осознаваться. Она отражает всю совокупность причин и условий, предшествующих конфликту и вызывающих его. На конфликтную ситуацию обычно влияют: объект конфликта, его субъекты (стороны), позиции (мотивировка) сторон, образ ситуации, представленной в сознании каждой из сторон. Объектом конфликта является реальный или идеальный предмет, который служит причиной конфликта. Субъекты (стороны) конфликта — это непосредственные его участники. Позиции субъектов — внутренние и внешние. Первые представляют собой открыто предъявляемые требования к оппоненту. Вторые содержат истинные мотивы вступления в конфликт. Внутренняя позиция может не совпадать с внешней. Образ ситуации оппонента, его видение сложившихся условий. Часто образы ситуаций обеих сторон бывают прямо противоположны, а для разрешения конфликта важно уметь посмотреть на проблему глазами оппонента. Ранги оппонентов. Оппонент первого ранга — это индивид, который выступает в конфликте от своего имени и отстаивает собственные интересы и цели. Оппонент второго ранга — индивид (или группа), который выступает от имени группы и преследует ее цели. Оппонентом третьего ранга является индивид (или структура), выступающий от имени структуры, которая состоит из взаимодействующих простых групп. Оппонента нулевого ранга - это человек, который находится в споре с самим собой и только вырабатывает свою позицию, свое решение. В моноэтнической группе, как показало проведенное исследование, ценности группы (общенациональные) всегда выходят на первое место и существенно влияют на содержание и развитие конфликта. Динамика конфликта. Началом конфликта выступает инцидент, т.е. действия оппозиционных сторон, направленные на достижение их целей. Инцидент характеризуется осознанием конфликтной ситуации и переходом к непосредственной активности. Таким образом, конфликт представляет собой следствие накладывания инцидента на конфликтную ситуацию. Развиваясь по определенным закономерностям, конфликт имеет свою динамику, в которой выделяют четыре основных стадии. 1. Возникновение объективной конфликтной ситуации. Эта ситуация — так называемая стадия потенциального конфликта — не сразу воспринимается людьми адекватно. 2. Осознание объективной конфликтной ситуации или осознание конфликта (все участники конфликта воспринимают ситуацию как трудноразрешимую). В это время происходит осознание противоречий. Причем последние могут быть не только объективными, реально существующими, но и субъективными, т.е. мнимыми, реально не.присутствующими. Поэтому конфликт может быть понят по-разному: • адекватно понятый конфликт, когда стороны правильно понимают существующую объективную конфликтную ситуацию; • неадекватно понятый конфликт, когда стороны воспринимают существующую объективную конфликтную ситуацию как таковую, но с какими-либо отклонениями; • не понятый конфликт, т.е. объективная конфликтная ситуация существует, но не воспринимается как таковая; • ложный конфликт (здесь объективная конфликтная ситуация отсутствует, но стороны воспринимают свои отношения как конфликтные). 3. Конфликтные действия или переход к конфликтному поведению. На этом этапе конфликтное поведение направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений. При этом деструктивный конфликт характеризуется стремлением участников унизить друг друга, конструктивный же — конфликтными действиями, не выходящими за рамки делового контакта, а также поиском возможных путей выхода из конфликта. 4. Разрешение конфликта. Оно возможно за счет изменения объективной конфликтной ситуации или за счет трансформации образов этой конфликтной ситуации, имеющихся у оппонентов. Разрешение конфликта может быть частичным (исключение конфликтных действий, однако побуждение к конфликту все же остается) и полным (конфликт устраняется на уровне внешнего поведения и на уровне внутренних побуждений). Поведение в условиях конфликта. Любой конфликт вызывает и сопровождается определенным поведением его участников. Оно представляет собой взаимодействие человека с окружающей средой в виде внешней (двигательной, выразительной) и внутренней (психической) активности. Общую формулу поведения предложил в свое время К. Левин: В =/(Р,Е), где В — поведение, Р — личность, Е— среда. Смысл уравнения достаточно прост — поведение является функцией взаимодействия особенностей личности и обстановки. Термин «поведение» в то же время высвечивает внутренние взаимосвязи взаимодействия людей, а также их отношение друг к другу и к различным группам в обществе. К поведению относятся: деятельность во всех ее видах — познание, общение и потребление (потребительское поведение, досуг). Важный признак поведения — его наблюдаемость, т.е. те формы активности, которые могут наблюдаться извне или регистрироваться соответствующими приборами и которые имеют определенные внешние последствия. Социально-психологическим содержанием поведения является изменение (подкрепление или прекращение) активности взаимодействующих сторон. Механизмами же, с помощью которых реализуется взаимное поведение последних, являются подражание и компенсация действий партнеров. На саму же специфику поведения особо влияет проявление таких психологических феноменов, как восприятие, мышление, память, мотивация, общественное мнение, межличностные коммуникации, многообразные индивидуальные и групповые особенности взаимодействия людей. Существует много видов поведения, которые классифицируются по разным критериям. По психологическим механизмам его разделяют на: а) формальное б) неформальное в) антиформальное г) внеформальное. Внутренним содержанием конфликтного поведения выступают: цель, порождающая образ его результата и обеспечивающая основу для управления им; ряд продуманных и правильно организованных мыслительных действий, направленных на активизацию в памяти прошлого опыта, связанного с подобными ситуациями и их оценкой; выбор типового плана достижения цели; волевое управление, обеспечивающее пуск и прекращение поведения; обратная связь, реализующаяся в контроле за исполнением плана и достижением намеченной цели. Внешним проявлением конфликтного поведения являются его стратегии, состоящие в выборе и воплощении в жизнь конкретных тактик межличностного взаимодействия. К ним, по мнению американского психолога К. Томаса, следует относить: • соперничество (противодействие), т.е. стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другим людям; • сотрудничество, когда участники конфликта приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон; • избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей; • приспособление, означающее уступчивость в противовес сотрудничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого; • компромисс, реализующийся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства. Сотрудничество. Преимущества сотрудничества в том, что оно позволяет до конца разрешить проблему, разобраться со всеми потребностями всех участников конфликта и выбрать наилучшее решение, полностью устраивающее все стороны. Недостатками данного способа являются большие временные затраты и невозможность в некоторых случаях найти решение, до конца удовлетворяющее все стороны конфликта. Соперничество Достоинством этой стратегии является выявление наиболее динамичного участника.. К недостаткам соперничества относятся проигрыш одной или нескольких, а иногда и всех сторон конфликта, высокий уровень напряжения и возможный разрыв всяких взаимоотношений сторон конфликта. Избегание полезно в тех случаях, когда нет времени или возможности разрешить конфликт немедленно. К негативной стороне этой стратегии можно отнести то, что конфликт при применении данной стратегии не разрешается. Достоинством приспособления считается сохранение отношений с оппонентом. К недостаткам — отказ от удовлетворения своих интересов и потребностей. Компромисс требует гораздо меньше времени и меньше усилий на решение вопроса, в целом устраивающего стороны конфликта. В этом состоят преимущества компромисса. К недостаткам его относится остаточная неудовлетворенность сторон, пожертвовавших какими-либо своими интересами.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |