Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Урок 25-26 Общая характеристика конфликта

Виды конфликтов в семейных отношениях

Кризисы семьи

Мотивы на развод, распад

Урок 23-24 Добрачные факторы, влияющие на отношения.

1. Место и ситуация знакомства молодых людей.

«+» - в той среде где работают – 60%

«-» - случайные знакомства

2. Первое впечатление друг о друге

«+» - понравились

«-» - нравится или нет, или типа надо

3. Социально демократические характеристики вступающие в брак:

Социальный статус человека, традиция, культура, регион.

4. Продолжительность периода ухаживания

«+» - ухаживать от 1 до 1,5 лет

«-» - до 6 месяцев или более 3 лет

5. Инициатор брачного предложения:

Она беременна инициатор – женщина

6. Время обдумывания брачного предложения

«+» - не более 2 –х недель

7. Ситуация оформления брака

8. Возраст будущей пары

4 -6 лет жена старше мужа

 

  1. Мотив бегства от родителей
  2. Мотив одиночества
  3. Мотив мести
  4. Мотив любовь

 

Кризисы – это трудный сложный период жизнедеятельности семейных отношений которые имеют свою определенную закономерность и которые направлены на разрешение противоречий между новыми задачами стающие перед семьей и прежним характером взаимодействия и общения между членами семьи.

Кризисные периоды бывают: Нормативные, ненормативные

Нормативные:

1. 3-7 лет

2. 17-25 лет

Ненормативные: сверхсильные, хронические

Сверхсильные:

1. Смерть одного из супруга

2. Супружеская измена

3. Резкое кардинальное изменение социального развития семьи

4. Тяжелое хроническое заболевание

Хроническое:

1. Материальное неблагополучие

2. Алкоголизм

 

 

Супружеские конфликты – это столкновение противоборства двух людей, люди которые не идут на компромиссы, разные взгляды.

 

Цысенко В.А.

1. Конфликт возникающий на основе неудовлетворенных потребностей в целостности и значимости своего Я. Нарушения чувства достоинства со стороны другого партнера и его пренебрежительное и уважительное отношение

2. Конфликты которые происходят на базе неудовлетворенности сексуальных потребностей одного или двух супругов.

3. Психические напряжения, ссоры. Конфликт неудовлетворенности потребностей одного или обоих супругов в положительных эмоциях: ласка, забота, внимание.

4. Конфликты связаны с пристрастием к алкоголю, играм

5. Финансовое разногласие возникающие на основе преувеличение потребностей одного из супругов.

6. Из – за неудовлетворенности потребностей супругов в устройстве быта: питание, одежда, домашнего очага.

7. Во взаимоотношении и взаимоподдержки. По вопросам разделения труда в семье

8. На почве разных потребностей и интересов проведения отдыхов и досугов

 

Конфликт — это такое взаимодействие между людьми, которое характеризуется возникновением и столкновением противоречий в их отношениях.

Он присутствует только тогда, когда имеет место взаимное противодействие участвующих в нем сторон, сопровождаемое высшей степенью выражения внутри- и межличностной напря­женности их переживаний. В иных случаях происходит либо разрешение конфликтной ситуации, либо уход от конфликта, Он, кроме того, связан с ухудшением взаимоотношений, поте­рей взаимопонимания и доверия между людьми, понижением социально-психологического климата в группе (коллективе) и в обществе в целом. Конфликты глубоко затрагивают интересы ею участников, вызывают у людей сильное чувство неудовлетворенности (обиды) и эмоциональный стресс.

 

Причины конфликтов:

во- первых, неадекватная самооценка и неадекватные представления людей.

Если какая-либо информация не соответствует его «я-образу», то человек может игнорировать эту информацию, даже если она объек­тивна, и наоборот, соглашаться с ошибочными или ложными данными, если они соответствуют «я-образу».

При объективной оценке себя и своих возможностей ре­акция на справедливую критику обычно бывает правильной, а при завышенной самооценке воспринимается как оскорбле­ние или замечание, что приводит к конфликту. При заниженной самооценке критика также чревата конфликтами (отказ от работы или задания, поручения), к чему еще добавляются глу­бокие внутриличностные переживания самого субъекта.

Неадекватное представление о себе создает психологические барьеры (общения, игнорирования информации, чужого мнения) и порождает конфликтное по­ведение.

Значительное количество конфликтов происходит и из-за неправильно полученной или понятой информации индиви­дом о самом себе или из-за неспособности эту информацию получить

Во-вторых, причиной конфликтов выступает несоответствие социальных ролей,

−перераспределение ролей в обществе − несовместимость ролей

− различные представления двух или более индивидов о содержании одной и той же роли, выполняемой одним из них

В-третьих, причиной конфликта может стать так называе­мая групповая дискриминация − деление на «своих» и «чу­жих», которое приводит к пренебрежительному отношению к «чужим» и к оправданным поэтому нападкам на них.

В-четвертых, важной причиной конфликта обозначена ограниченность ресурсов, подлежащих распределению (Ресурс - объект конфликта).

 

Функции конфликта. Конфликты могут выполнять позитив­ные и негативные функции.

К позитивным функциям конфликтов относятся: • разрядка напряженности между конфликтующими сторо­нами (конфликт способствует установлению лучшего взаимо­понимания между людьми, но это возможно только при соци­альном контроле за ходом конфликта); • информационная и связующая функции (люди могут проверить и лучше узнать друг друга);

• сплочение и структурирование организаций (противобор­ство с внешним врагом, преодоление общих трудностей поддер­живает организованность совместных действий людей в группе); • стимулирование к изменениям и развитию (конфликты могут заставить людей искать новые пути и аргументы в отста­ивании своих позиций, достижении лучших результатов во взаимодействии); • снятие синдрома покорности (при развитии конфликта люди начинают высказывать идеи, которые ранее скрывали, что позволяет глубже понять ситуацию, проработать вариан­ты решения проблем); • диагностическая функция (при активизации действий каждая сторона сплачивается вокруг общих интересов, выявля­ются противники, и конфликт может быть быстрее разрешен).

К негативным функциям конфликта относятся:

• большие эмоциональные и материальные затраты на раз­решение конфликта;

• исключение из коллектива, группы, увольнение сотрудников, снижение производительности труда или обучения, ухудше­ние социально-психологического климата в коллективе, группе; • уменьшение степени сотрудничества между сторонами в будущем или полное прекращение такового;

• неадекватное (завышенное) восприятие своей группы, коллектива по отношению к другим группам, представление о других группах как о врагах; • утверждение духа конфронтации в организации, группе или обществе в целом, придание большего значения борьбе и победе в конфликте, чем решению реальных проблем.

 

Классификация конфликтов. Конфликты можно классифи­цировать по разным основаниям.

I. В зависимости от способа разрешения конфликты бывают:

а) антагонистическими (предполагают способы их разреше­ния в виде разрушения структур всех конфликтующих сторон, кроме одной, или полного отказа всех конфликтующих сторон, кроме одной, от стремления достичь своих целей);

б) компромиссными (допускают несколько вариантов раз­решения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, выбора способов решения, изменения сроков реализации поставленных задач, изменения условий взаимодей­ствия и т.д.).

II. В зависимости от природы возникновения конфликты делятся:

а) на социальные (высшая стадия развития противоречий в системе отношения людей, социальных групп, социальных ин­ститутов, характеризующихся усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов), которые делятся на: межгосударственные, национальные, эт­нические, межнациональные;

б) организационные (протекающие в рамках предприятий, организаций и их подразделений и являющиеся следствием организационного регламентирования деятельности личности: функционального закрепления за работниками прав и обязан­ностей, внедрения формальных структур управления, распре­делительных отношений в организациях и т.д.);

в) эмоциональные или личностные (эти конфликты вызыва­ются чувством зависти, антипатии, обусловлены быстрой ре­акцией индивида на ущемление его интересов).

III. В зависимости от направления воздействия конфлик­ты делятся:

а) на вертикальные (предполагают взаимодействие субъек­тов вертикального подчинения: руководитель—подчиненный, предприятие—вышестоящая организация);

б) горизонтальные (предполагают взаимодействие равных по иерархической власти субъектов).

IV. В зависимости от преобладания последствий для участ­ников конфликты бывают:

а) конструктивными (в качестве своих последствий имеют преимущественно позитивные функции для группы, личнос­ти: сплочение коллектива, выработки новых решений сложных задач и т.д.);

б) деструктивными (ведут преимущественно к разрушению организаций, в которых они происходят).

V. В зависимости от степени выраженности делятся:

а) на открытые (характеризуются открытым столкновени­ем оппонентов);

б) скрытые (при таких конфликтах отсутствуют агрессив­ные действия между конфликтующими сторонами, но исполь­зуются косвенные способы воздействия); в) потенциальные (предполагают наличие конфликтной си­туации, но открытого столкновения не происходит, существует скрытое противодействие). VI. В зависимости от количества участников конфликты бывают: а) внутриличностные (столкновение внутри личности рав­ных по силе, но противоположно направленных мотивов, по­требностей, интересов); б) межличностные (предполагают столкновение индивидов между собой); в) между личностью и группой (возникают при несоответ­ствии поведения личности нормам группы, ее ожиданиям); г) межгрупповые (при которых конфликтующими сторо­нами выступают социальные группы, преследующие несов­местимые цели и препятствующие осуществлению своих намерений).

 

 

Урок 27-28 Структура и содержание конфликта

 

Структура конфликта. Структуру конфликта можно выра­зить формулой

Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент.

Конфликтная ситуация характеризуется наличием противо­речия в интересах и потребностях сторон, которое, однако, мо­жет долго не осознаваться. Она отражает всю совокупность при­чин и условий, предшествующих конфликту и вызывающих его.

На конфликтную ситуацию обычно влияют: объект конф­ликта, его субъекты (стороны), позиции (мотивировка) сто­рон, образ ситуации, представленной в сознании каждой из сторон.

Объектом конфликта является реальный или идеальный предмет, который служит причиной конфликта.

Субъекты (стороны) конфликта — это непосредственные его участники.

Позиции субъектов — внутренние и внешние. Первые пред­ставляют собой открыто предъявляемые требования к оппо­ненту. Вторые содержат истинные мотивы вступления в кон­фликт. Внутренняя позиция может не совпадать с внешней.

Образ ситуации оппонента, его видение сложившихся условий. Часто образы ситуаций обеих сторон бывают прямо противо­положны, а для разрешения конфликта важно уметь посмот­реть на проблему глазами оппонента.

Ранги оппонентов. Оппонент первого ранга — это индивид, который выступает в конфликте от своего имени и отстаивает собственные интере­сы и цели. Оппонент второго ранга — индивид (или группа), который выступает от имени группы и преследует ее цели. Оп­понентом третьего ранга является индивид (или структура), выступающий от имени структуры, которая состоит из взаи­модействующих простых групп. Оппонента нулевого ранга - это чело­век, который находится в споре с самим собой и только выра­батывает свою позицию, свое решение. В моноэтнической группе, как показало проведенное исследование, ценности группы (общенациональные) всегда выходят на первое место и существенно влияют на содержание и развитие конфликта.

Динамика конфликта. Началом конфликта выступает инцидент, т.е. действия оппозиционных сторон, направленные на достижение их целей. Инцидент характеризуется осознани­ем конфликтной ситуации и переходом к непосредственной активности.

Таким образом, конфликт представляет собой следствие на­кладывания инцидента на конфликтную ситуацию.

Развиваясь по определенным закономерностям, конфликт имеет свою динамику, в которой выделяют четыре основных стадии.

1. Возникновение объективной конфликтной ситуации. Эта ситуация — так называемая стадия потенциального кон­фликта — не сразу воспринимается людьми адекватно.

2. Осознание объективной конфликтной ситуации или осознание конфликта (все участники конфликта воспринима­ют ситуацию как трудноразрешимую). В это время происходит осознание противоречий. Причем последние могут быть не только объективными, реально существующими, но и субъективными, т.е. мнимыми, реально не.присутствующими. Поэто­му конфликт может быть понят по-разному:

• адекватно понятый конфликт, когда стороны правильно понимают существующую объективную конфликтную ситуа­цию;

• неадекватно понятый конфликт, когда стороны воспри­нимают существующую объективную конфликтную ситуацию как таковую, но с какими-либо отклонениями;

• не понятый конфликт, т.е. объективная конфликтная си­туация существует, но не воспринимается как таковая;

• ложный конфликт (здесь объективная конфликтная си­туация отсутствует, но стороны воспринимают свои отноше­ния как конфликтные).

3. Конфликтные действия или переход к конфликтному поведению. На этом этапе конфликтное поведение направле­но на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений. При этом деструктивный конфликт характеризуется стремлением участников унизить друг друга, конструктивный же — конфликтными действиями, не выходящими за рамки делового контакта, а также поиском возможных путей выхода из конфликта.

4. Разрешение конфликта. Оно возможно за счет измене­ния объективной конфликтной ситуации или за счет транс­формации образов этой конфликтной ситуации, имеющихся у оппонентов. Разрешение конфликта может быть частичным (исключение конфликтных действий, однако побуждение к конфликту все же остается) и полным (конфликт устраняет­ся на уровне внешнего поведения и на уровне внутренних по­буждений).

Поведение в условиях конфликта. Любой конфликт вызыва­ет и сопровождается определенным поведением его участни­ков. Оно представляет собой взаимодействие человека с окру­жающей средой в виде внешней (двигательной, выразитель­ной) и внутренней (психической) активности.

Общую формулу поведения предложил в свое время К. Ле­вин: В =/(Р,Е), где В — поведение, Р — личность, Е— среда. Смысл уравнения достаточно прост — поведение является функцией взаимодействия особенностей личности и обстанов­ки. Термин «поведение» в то же время высвечивает внутрен­ние взаимосвязи взаимодействия людей, а также их отноше­ние друг к другу и к различным группам в обществе.

К поведению относятся: деятельность во всех ее видах — познание, общение и потребление (потребительское поведе­ние, досуг). Важный признак поведения — его наблюдаемость, т.е. те формы активности, которые могут наблюдаться извне или регистрироваться соответствующими приборами и кото­рые имеют определенные внешние последствия.

Социально-психологическим содержанием поведения яв­ляется изменение (подкрепление или прекращение) активно­сти взаимодействующих сторон. Механизмами же, с помощью которых реализуется взаимное поведение последних, являют­ся подражание и компенсация действий партнеров. На саму же специфику поведения особо влияет проявление таких психо­логических феноменов, как восприятие, мышление, память, мотивация, общественное мнение, межличностные коммуни­кации, многообразные индивидуальные и групповые особен­ности взаимодействия людей.

Существует много видов поведения, которые классифициру­ются по разным критериям. По психологическим механизмам его разделяют на: а) формальное б) неформальное в) антиформальное г) внеформальное.

Внутренним содержанием конфликтного поведения выступа­ют: цель, порождающая образ его результата и обеспечивающая основу для управления им; ряд продуманных и правиль­но организованных мыслительных действий, направленных на активизацию в памяти прошлого опыта, связанного с подоб­ными ситуациями и их оценкой; выбор типового плана дости­жения цели; волевое управление, обеспечивающее пуск и пре­кращение поведения; обратная связь, реализующаяся в конт­роле за исполнением плана и достижением намеченной цели.

Внешним проявлением конфликтного поведения являются его стратегии, состоящие в выборе и воплощении в жизнь кон­кретных тактик межличностного взаимодействия. К ним, по мнению американского психолога К. Томаса, следует относить:

• соперничество (противодействие), т.е. стремление добить­ся удовлетворения своих интересов в ущерб другим людям;

• сотрудничество, когда участники конфликта приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон;

• избегание, для которого характерно как отсутствие стрем­ления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достиже­нию собственных целей;

• приспособление, означающее уступчивость в противовес сотрудничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

• компромисс, реализующийся в частном достижении це­лей партнеров ради условного равенства.

Сотрудничество. Преимущества сотрудничества в том, что оно позволяет до конца разрешить проблему, разобраться со всеми потребностями всех участников конфликта и выбрать наилучшее решение, полностью устраивающее все стороны. Недостатками данного способа являются большие временные затраты и невозможность в некоторых случаях найти решение, до конца удовлетворяющее все стороны конфликта. Соперничество Достоинством этой стратегии является выявление наиболее динамичного участни­ка.. К недостаткам соперничества относятся проигрыш одной или нескольких, а иногда и всех сторон кон­фликта, высокий уровень напряжения и возможный разрыв всяких взаимоотношений сторон конфликта. Избегание полезно в тех случаях, когда нет времени или возможности разрешить конфликт немедленно. К негативной стороне этой стратегии можно отнести то, что конфликт при применении данной стратегии не разрешается. Достоинством приспособления считается сохранение отно­шений с оппонентом. К недостаткам — отказ от удовлетворе­ния своих интересов и потребностей. Компромисс требует гораздо меньше времени и меньше усилий на решение вопроса, в целом устраивающего стороны конфликта. В этом состоят преимущества компромисса. К не­достаткам его относится остаточная неудовлетворенность сто­рон, пожертвовавших какими-либо своими интересами.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика различных видов толпы | Завершение конфликта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.