Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рок-поэзия как одно из направлений русской поэзии последних десятилетий ХХ века




Рок-поэзия близка авторской песне и активно развивается, начиная с 80-х годов. В отличие от бардов большинство исполнителей рок-музыки – профессиональные певцы и музыканты, участники музыкальных групп. Волна рок-музыки прока­тилась по стране в период перестройки и в постперест­роечные годы, принеся огромную популярность группам "Машина времени", "Кино", "Аквариум", "Наутилус Помпилиус", "ДДТ", "Звуки Му". Среди наиболее известных рок-исполнителей — А.Макаревич, Б. Гребеншиков, Ю.Шев­чук, А. Башлачев, М.Науменко и др. Рок-поэзия во многом носила эпатажный характер, стремилась при помощи необычных громких способов самовыражения противостоять официальной политике в эстрадном искусстве. Поначалу многие группы ("Машина времени", "Кино") выступали нелегально в клубах, на импровизированных сценах, шокировали публику необычной манерой исполнения, ритмами гремящей музыки, световыми эффектами. В конце 80-х — начале 90-х годов, когда рок-музыка была полностью легализована, стали выходить диски и альбомы рок-групп, тексты песен стали публиковаться в поэтических альманахах, сборниках и отдельных изданиях: "14": Полный сборник текстов песен "Аквариума" и БГ (1993), Башлачев А. "Посо­шок" (1990), Цой В. "Стихи. Документы. Воспоминания" (1991) и др.

Поэтические тексты рок-исполнителей так же, как и бардов, воспринимаются в единстве словесного и музыкаль­ного выражения. Но здесь, кроме исполнительского мас­терства, существенными оказываются еще ряд факторов — аранжировка, подбор инструментов, освещение сиены, костюмы. Исполнение песен рок-музыкантами превращается в своеобразное сценическое действо, обретает еще более синтетичный характер по сравнению с выступлениями бардов.

Вместе с тем рок-поэзия отлична от эстрадной песни именно своим акцентом на содержании, первостепенным значением поэтического текста. Авторы стихов отражают взгляды нового поколения, выросшего в эпоху "застоя" и разложения советского режима, крушения советской идеоло гии и государственности. Содержанием их песен стали самые разнообразные стороны бытия: болевые точки современ­ности и размышления-исповеди о собственной душе, одиночество человека в жестоком мире, бездуховность и механизированный рационализм которого прекрасно переданы через ритмы и саму форму рок-музыки. Зачастую в песнях присутствует остраненный взгляд на действитель­ность, из "иной реальности" и системы координат.

Наиболее талантливыми поэтами этого направления по праву признаны Борис Гребенщиков и Александр Башлачев. Их тексты отличаются философским взглядом на мир, оригинальностью поэтической образности и словесного выражения.

В песнях и музыкальных композициях Б. Гребенщикова (р. 1953) реальный мир зачастую отражен в шаржированном виде, в системе кривых зеркал ("Электрический пес"). Социальная сатира, направленная против "советского образа жизни", нищенский быт современного служителя муз, втянутого, к тому же, в богемную жизнь и пьянство ("Ива­нов"), сочетаются в его творчестве с поисками высшего, идеального миропорядка, грустью, исповедальностью ("Ког­да пройдет боль", "Выстрелы с той стороны", "Комната, лишенная зеркал" и др.).

Особое место в его творчестве занимают "фантастичес­кие" ("загадочные") песни – типа "Кад Годдо", полные неведомых существ, загадочных персонажей, знаков, отме­ченные влиянием символистской образности, мотивов христианской и восточной мифологии. В целом же, боль­шинство текстов написаны в рамках постмодернистской поэтики и отмечаются широкой цитатностью – от стихотво­рений Ломоносова, Блока, Аполлинера до стихотворений рок-поэтов.

Александр Башлачев ( 1960–1988) актуализирует в рок-поэзии мотивы жизни и смерти, одиночества и душевного тупика, творческой несвободы в советскую эпоху и поисков выхода из нее. Оригинальность его поэзии — в тесном сое­динении культуры "рока" с русским фольклором: "рок-н-ролл — славное язычество" — одна из формул, прозвучавших в его песнях. Формы и мотивы плачей, частушек, заговоров нашли отражение во многих его текстах. Один из ярких приемов поэтики Башлачева – обращенность к словотвор­честву, основанному на фольклорных образах, постоянных эпитетах, метафорических средствах: "Когда злая стужа / снедужила душу / И люта метель отметелила тело", "шаг из межи... Вкривь да вкось/ обретается верная стежка-дорожка / Сено в стогу. / Вольный ветер на красных углях ворожит /Рождество".

Поэты-исполнители рок-музыки во многом унаследовали и творчески развили традиции авангарда начала XX века – эстетику футуризма, творчество обэриутов. Рваные строки, напряженная звукопись, обилие повторов, возгласов, экспе­рименты с рифмой – все это свидетельствует об ориентации прежде всего на слуховое восприятие. Представители этого направления вносят в поэзию живую разговорную стихию, жаргон и молодежный сленг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.