КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Поэзия русского литературного зарубежьяВажная составляющая поэзии 70 – 90-х годов представлена в литературном зарубежье "третьей волны" рядом талантливых имен. Среди них – И.Бродский, Ю.Кублановский, Н.Коржавин, Д.Бобышев, А.Цветков, И.Ратушинская. Н. Горбаневская и др. Поэтическая судьба каждого из них складывалась по-своему. Их творчество разнопланово. Но все они достаточно ярко передали ощущение драматизма и трагедийности бытия, тревогу о судьбе родины. Поэзия зарубежья развивалась в том же русле, что и поэзия "метрополии". В центре ее – "вечные" вопросы бытия, духовная жизнь человека XX ст.. попытка осмыслить историю и современность. Для поэзии русского зарубежья характерен широкий проблемно-тематический, жанровый и стилевой диапазон. Один из важных аспектов поэтического зарубежья состоит в том, что впервые увидело свет многое из того, что написано или задумано было гораздо раньше на родине. Большинство поэтов-эмигрантов – среди них – И.Бродский, Н.Коржавин, А.Галич – были уже сложившимися творческими индивидуальностями, имели за плечами определенный литературный багаж и опыт творчества. Наум Коржавин (лит. псевдоним Н. Манделя, р. 1925) – поэт, эссеист. В 1947 г. был арестован, сослан в Сибирь. Вернувшись в Москву в 1959г., закончил Литературный институт, стал публиковать стихи в отдельных журналах. В 1963 г. вышла первая книга Коржавина "Годы". Многочисленные стихи его печатались в самиздате. Поэт активно включился в диссидентское движение, поддерживал других "инакомыслящих" литераторов – А.Солженицына. А.Синявского. Ю.Даниэля. В 1974 г. Н. Коржавин вынужден был эмигрировать. В США вышли его книги "Времена" (1976), "Сплетения" (1981), "Избранные стихотворения" (1983). В 90-е годы в России были опубликованы книги: "Письмо в Москву" (1991), "Время дано" (1992). В 1992 г. поэт вернулся в Москву, сохранив американское гражданство. Для поэзии Н. Коржавина характерно органичное соединение лирико-философских мотивов и публицистики, личностного и гражданского начал. В стихотворениях и поэмах, написанных вдали от родины, особенно остро звучит тема России, ее социальной неустроенности, ее истории и духовного бытия, свободы и несвободы. Несмотря на эмиграцию, поэт чувствует неразрывную связь с родиной, образ се становится сквозным в его стихотворениях. Главные ощущения лирического героя – ностальгия, отрыв от родной стихии, драматизм положения чужестранца – выражены в стихотворениях "То свет, то тень...", "В американском доме творчества", "Довольно!.. Хватит!.. ", "Письмо в Москву", "Песня отдельной лейб-казачьей сотни неизвестного эскадрона". Наиболее явно, четко и лаконично эти мысли сформулированы в строках из поэмы "Сплетения" (1980): И здесь, в этой призрачной жизни, Я б, верно, не выжил ни дня Без дальней жестокой отчизны, наполнившей смыслом меня. Будничное, каждодневное, социальное в поэзии Н. Коржавина неразрывно связано с философским взглядом на мир, попыткой осмыслить жизнь человека, ход истории, вечные проблемы жизни и смерти, кратковременности человеческого пребывания на земле ("Давно б я убрался с земли...", "На жизнь гневись не очень...", "Прощание с Яддо", "Ах ты, жизнь моя..."). Нескрываемый пессимизм сквозит в оценке своего времени, своего века, путей и перспектив дальнейшего развития человечества, что сближает позицию поэта со взглядами И.Бродского, Юрия Кублановского и др. представителей литературного зарубежья: Правда века есть бездна – недаром все тонет во мгле, И не будет мне места до смерти на этой земле. Все уперлось в "сегодня ", а даль беспощадно пуста, И почти безысходна простая моя правота. Напряженные размышления о духовном бытии современников приводят Н. Коржавина к пониманию неизбежности возврата к вере, к высшим ценностям. Процесс этот происходит в сознании людей, и поэт откровенно рассказывает о своих собственных духовных поисках. Он обращается к Богу с молитвой ("Я плоть. Господь..."), просьбой дать покой и укрепить дух человека, измученного на чужбине мыслями о катящейся в пропасть родине. В стихотворении "Давно б я убрался с земли..." автор касается опасной философской темы – перехода за черту, за грань познаваемого, и в связи с этим разворачивает традиционную тему загробного мира, отпущения земных грехов. Н.Коржавин обращается к жанру короткой лирической поэмы ("Сплетения"). Здесь воедино соединяются раздумья о собственной судьбе и о судьбе поколения эмигрантов, о трагических коллизиях и поворотах истории. К концу поэмы тема перерастает в страстный лирический монолого России, в котором возникает аллюзия гоголевского вопроса "Рурь, куда ж несешься ты, дай ответ?": Россия! Да минет нас это! Опомнись! Вернись в колею! — Кричу я... Но нет мне ответа. Да что там! Весь мир — на краю. Ощущение глобальности катастрофы конкретизируется в "Поэме причастности" (1981 –1982), посвященной афганской теме. "Поэма причастности" – яркий образец сплава лирики и публицистики, проникновенного, страстного звучания антивоенной гражданской темы. Написана от лица юноши, воина-афганца, который не по своей воле и вине стал завоевателем, мишенью для ненависти, отчаянной злобы со стороны коренного населения. Он послан на смерть "кремлевскими старцами", но не только они в ответе за это. Постепенно монолог воина-афганца перерастает в монолог автора, который говорит о причастности всех и каждого, о своей собственной причастности к трагедии в Афганистане, страшной судьбе детей, меньше всего виновных в случившемся: Как приходится сыну, /Если предки такие. / Как за все наши вины / Отвечает Россия. Не случайно первым эпиграфом к поэме предпосланы строки М. Ю.Лермонтова: "Насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом". Поэзия Н. Коржавина отличается четкостью, ясностью стиля, преобладанием классических размеров, точных рифм, прозрачных метафор, лаконизмом и емкостью изобразительных средств. Она развивает традиции русского реализма, ориентирована на опыт поэзии — Пушкина, Некрасова, Ахматовой, Твардовского. Коржавин намеренно выступает против формализма как самоцели в поэзии, отстаивает неисчерпаемые возможности реалистического метода. Творчество Иосифа Бродского (1940–1996) – наиболее яркая страница современной русской поэзии. Несмотря на долгие годы официального замалчивания, гонений и эмиграции, стихи его всегда находили дорогу к читателю и пользовались огромной популярностью. И.Бродский начал активно писать и выступать перед преимущественно молодежной, студенческой аудиторией с 1957 года. Известность его быстро росла, стихи расходились в списках, поражая нестандартностью мышления, внутренней свободой поэта. В 1964 г. он был арестован, судим за "тунеядство", за то, что официально не состоял ни на какой службе, не был прикреплен ни к какой организации, работал самостоятельно как поэт и переводчик. По приговору суда поэт был сослан в деревню Норинское Коношского района Архангельской области на 5 лет с предписанием обязательного физического труда. Об этом месте, окруженном болотистыми лесами, где к нему отнеслись по-человечески простые крестьяне, впоследствии с грустным лиризмом и теплотой вспоминал Бродский в стихотворениях "Осень в Норенской", "Ты забыла деревню, затерянную в болотах...", "В деревне Бог живет не по углам". В Норинском Бродский прожил полтора года, затем под давлением общественности, интеллигенции, знавшей и поддержавшей поэта, приговор был смягчен, и поэт возвратился в Петербург в 1965 г. Здесь он попытался активно включиться в литературную жизнь, однако условия для творчества были совершенно невозможными, поэту не удавалось ничего опубликовать, за исключением отдельных переводов. На Западе начали издаваться его сборники "Стихотворения и поэмы" (1965), "Остановка в пустыне" (1970). В 70-е годы Бродский активно публиковался в самиздате. После серии очередных гонений, судов над писателями и диссидентами его практически вынудили покинуть СССР. В 1972 г. поэт эмигрировал в США, поселился в Нью-Йорке. Живя и работая в Соединенных Штатах, И. Бродский выпустил ряд поэтических сборников, куда вошли и ранее написанные стихотворения: "Конец прекрасной эпохи" (1977), "Часть речи" (1977), "Римские элегии" (1982), "Новые стансы к Августе" (1983), "Урания" (1987), выходят также целый ряд его статей и эссе "Меньше, чем единица" (1976,), "На стороне Кавафиса" (1977), "Поэт и проза" (1979), "Путешествие в Стамбул" (1985) и др., пьесы "Мрамор" (1984), "Демократия!"(1990). В 1987 г. поэт был удостоен Нобелевской премии. С 1990 года выходят поэтические сборники, собрания сочинений Бродского в Таллинне, Москве, Санкт-Петербурге. Поэзия Бродского представляет яркий образец интеллектуальной лирики XX века. Стихотворения его с трудом поддаются тематической и жанровой классификации. Он часто пишет обо всем сразу — об отдельных вещах и предметах и космической беспредельности, о живописи и истории, о душе и политике. Музыка, география, сновидения, мимолетное ощущение, переживание, странная ассоциация, философская медитация — все у него существует одновременно, параллельно, в одной плоскости. "Это очень сложное видение человека, который наблюдает действительность одновременно в самых разных ракурсах, учитывает или старается учитывать ассоциации словесные, культурные, фольклорно-блатные, исторические — всякие... Редко кто добивался такого эффекта в стихах. Это обычно считалось достоянием прозы", – отмечает М.Липовецкий. Ранний период творчества – конец 50-х – начало 60-х годов заметно отличается влиянием романтизма. И.Бродский увлекается переводами польского поэта Константы Ильдефонса Галчинского ("Заговоренные дрожки", "Песня о знамени"). Романтические мотивы звучат и в собственных стихотворениях Бродского — мотивы одиночества, раздвоенности духа – "Ты поскачешь во мраке по бескрайним холодным холмам"(1962), "Рождественский романс" (1962), "Зофья" (1962). Ранний Бродский своеобразно использует и переосмысливает романтический жанр баллады ("Холмы", "Баллада лжеца", "Баллада Короля"). Однако уже в ранней лирике обнаруживается своеобразие мировидения и усиленное звучание философской проблематики в стихах поэта. Это ярко проявляется в цикле "Новые стансы к Августе", стихотворении "Большая элегия Джону Донну", ставшем началом его поэтической славы (творчеством английского поэта-метафизика Джона Донна особенно увлекался И. Бродский). В поэтических текстах Бродского оживает оригинальная философская модель мира. Это — бесконечное пространство космоса, которое простирается настолько далеко, что "Господь оттуда – только свет в окне туманной ночью в самом дальнем доме". Поэт творит свой собственный миф о земле, которая "не кругла. Она просто длинна", архаична и вместе с тем наделена узнаваемыми приметами времени, ее бесконечность связана скорее с ирреальным пространством человеческого сна, беспредельного полета мысли, фантазии – как в цикле "Колыбельная Трескового Мыса" (1975). У поэта часто сходятся воедино Бытие и Небытие, совмещаются различные традиции философских представлений о мире: идеализм Платона и неоплатонизм, кантианство, геометрия Флоренского, теория "Третьего мира" Карла Поппера, религиозно-философские идеи ("Развивая Платона", "Полдень н комнате", "Конец прекрасной эпохи", "К Урании", "Посвящается стулу", "Келомякки", "Бабочка" и др.). Для И. Бродского очень важными образами выступают категории: пространство, время, вещь. Они наполняются реальным и символическим смыслом и выступают в качестве сквозных образов, вступают в своеобразные "конфликтные" взаимоотношения ("Осенний вечер в скромном городке", "Колыбельная Трескового Мыса". "К Урании"). О своем восприятии этих философских категорий поэт пишет в своих эссе "Отлет из Византии". '''Путешествие в Стамбул". Поэзия И. Бродского 70—80-х годов усложняется, становится еще более многомерной, афористичной, авторская позиция более определенной. Изменяется и ее форма. Для Бродского важна не столько ритмическая, сколько интонационная организация речи. Поэт в интервью Джону Глэду отмечал, что если в раннем творчестве он использовал более точные размеры — пятистопный ямб, к примеру, то в последующих его стихотворениях больше места дольнику, интонационному стиху, благодаря которым речь становится более нейтральной, не сковывается границами метра. Усиливаются философские мотивы быстротечности жизни, преходящести земного существования. Бродский – поэт, который постоянно об этом помнит и пишет, относясь как к неизбежной данности ("Пчелы не улетели, всадник не ускакал. В кофейне...", "Примечания папоротника"). В отдельных стихотворениях появляется тема изгнанничества, заокеанского пристанища и тема утраченной родины, к которой поэт обращается и с сожалением, и с осуждением той официальной несвободы, которая царит в ней (Цикл "Часть речи", 1975-1976, "Пятая годовщина", 1977). Поэт видит всю разноликость современного мира его сложность, мозаичность он пытается воспроизвести в слове. Иногда его называют наследником традиции акмеизма. •• благословленном Анной Ахматовой. Однако, в отличие от акмеистов, он, скорее, стремился словесно отразить в своей лирике хаос мира, его враждебность человеку. Как часть мирового хаоса поэтом воспринимается и несовершенство человеческих взаимоотношений, разрушительное действие истории, несущей социальные катаклизмы, войны, обратная сторона современной цивилизации. Лирический герой Бродского, как никто другой, чутко улавливает опустошающую пошлость, цинизм, социальную несвободу, царящие в человеческом обществе, независимо от положения во времени (тема Римской империи) и пространстве – будь то утраченная родина или заокеанское пристанище. Может быть, поэтому в большинстве случаев антиромантизируется, подастся в сниженном плане и сам облик лирического героя – "Я, певец дребедени, лишних мыслей, ломаных линий" ("Римские элегии"), "Я – один из глухих, облысевших угрюмых послов второсортной державы" ("Конец прекрасной эпохи"). Вместе с тем хаосу мира, разрушительному действию социальных катаклизмов поэт противопоставляет самоценность личности, ее внутреннюю устойчивость, уникальность единичного человеческого сознания. Это ярко демонстрируют такие произведения, как "Колыбельная Трескового Мыса", "Назидание". Хаосу мира противопоставляет Бродский и мир культуры, искусства, поэзии– нетленного, прекрасного, созданного высшим устремлением и взлетом человеческого духа. Поэт рассчитывает на интеллектуально подготовленного читателя, смело вводит его в мир ассоциаций с культурой, историей, мифологией Древней Греции, Рима ("Одиссей Телемаку", "Дидона и Эней").. Ему близка античная философия и сознание античного человека, в которых он находит ощущение гармонии, напрочь утраченное человеком современным ("Письма римскому другу", "К Ликомеду, на Скирос", "Развивая Платона", "Римские элегии"). В ряде стихотворений поэта переосмысливаются библейские темы, сюжеты, мотивы и образы (" Сретенье", "Рождественская звезда", "Исаак и Авраам", "24 декабря 1971 года"). И.Бродский знакомит читателя с западноевропейской живописью ("На выставке Карла Вейлинка"), постоянно апеллирует к мировому опыту поэтического творчества (к поэзии Джона Донна, Т.Элиота, Т.Венцлова, А.Пушкина, А.Ахматовой, М. Цветаевой). Наивысшим авторитетом, почти сакральным смыслом обладает для Бродского слово. В своей критической статье "О Марине Цветаевой" он отметил, что "поэзия – это высшая форма существования языка..,,это устремление языка вверх – или в сторону – к тому началу, в котором было Слово". Язык видится поэту как первоэлемент мира, он дарован поэту свыше. В Нобелевской лекции И. Бродский подчеркнул: "Поэт есть средство существования языка. Поэт впадает в зависимость от языка. Зависимость эта — абсолютная, деспотическая, но она же и раскрепощает". Тема поэтического творчества, вдохновения, идея богоизбранности поэта – одна из центральных – оригинально переосмысливается в стихотворениях "На столетие Анны Ахматовой", "Литовский ноктюрн: Томасу Венцлова", "На смерть Т. С. Элиота", в цикле "Часть речи". Поэзия И. Бродского – образец многообразия форм, интонаций, усложненного синтаксиса. Здесь часто используются труднопредставляемые ассоциативные метафорические построения: "луна поправляет лучом прилив, как сползающее одеяло" ("Около океана, при свете свечи; вокруг..."), "горизонт себя выворачивает, как пальто с помощью рыхлых волн" ("Прилив"), "подковы волн, пока их куют, обрастают гривой" ("Прилив") и т. д. Он любит причудливую игру света и тени, меняющих знакомые очертания предметов, видит их необычные ракурсы: "Тело, застыв, продлевает стул. Выглядит, как кентавр" ("Полдень в комнате"), "коричневая длина улицы" ("Всегда остается возможность выйти из дому..."), "ветер гремит перевернутыми колоколами ведер" ("Осень в Норенской"). Как и было предсказано И. Бродским, он не дожил до конца века. Оставленное им поэтическое наследие в полной мере запечатлело содержание, тревоги, боли, достижения и утраты, противоречия и духовные взлеты его времени. Творчество И. Бродского – одна из наиболее ярких страниц современной культуры. Один из оригинальных, самобытных поэтов, представляющих русскую эмиграцию "третьей волны,"– Юрий Кублановский (р. 1947). По образованию – искусствовед. Работал экскурсоводом в Кирилло-Белозерском заповеднике, был сотрудником музея им. Тютчева в Муранове. В 1976 г. Кублановский написал открытое письмо протеста против изгнания Солженицына, с этого момента попал в опалу, пополнил ряды диссидентов, утратил возможность работать по специальности. Он был вынужден служить сторожем, истопником, дворником в подмосковных и московских храмах. В 1979 г. участвовал в альманахе "Метрополь". В России Кублановский практически не печатался. Его первая книга "Избранное" была составлена И.Бродским и опубликована в США в 1981 г. Вынужденный отъезд поэта произошел в 1982 г. сначала в Париж, где он работал корреспондентом "Радио Свобода", а позже– в Мюнхен. На Западе вышло три книги его стихов: " С последним солнцем" (1983), "Оттиск" (1985), "Затмение" (1989). В стихотворениях, написанных еще в доэмигрантский период, центральной становится тема России, неприкаянной, бесприютной, которая увидена с точки зрения лирического героя – отшельника, бродяги, странника. Показательны в этом смысле стихотворения " Встреча", "Лесник", "Потемневшая пижма, осенними сроками...". Такая позиция лирического героя неизбежно порождает философское зрение, восприятие жизни, настоянное на религиозном чувстве: Тогда среди сияний выспренних еще не открывалось нам, что много званых, мало избранных' и приуроченных к мирам, И растекаясь вместе с реками, и забираясь на холмы, Да разве думали, кумекали, что всех недолговечней мы? В стихотворениях "Мы будем с тобой перед Богом чисты...", "То реквиемом, то Осанной", "Покров в Печорах " прослеживается христианское мироощущение поэта, немало деталей, связанных с культом православного вероисповедания, церковного обряда. Не случайно И. Бродский, характеризуя поэзию Ю. Кублановского в предисловии к одному из сборников, назвал его религиозным постом. Стилистика Ю. Кублановского – поэтический орнаментализм, словесная вязь приближается к традиции поэтического слова В. Хлебникова, Н. Клюева. Поэт "умеет вызвать к жизни слова редкие, ушедшие из нашего повседневного языка, а то и из памяти... Он умеет не только припомнить слово, а сделать его уместным, вновь привить современной речи, соотнести с нашей сиюминутностью""4. В цикле стихотворений "г. Тугаев (бывш. Романов – Борисоглебск) на Волге" оживает русская старина, ее поэтический облик связывается с заснеженными просторами, распахнутыми дверями храмов, в которых просматривается лик Богородицы. На этом фоне прослеживается кровавая история России, упоминаются события тридцать пятого года, губительного, разорительного для крестьян. Символический образ распятия, креста в цикле ассоциируется с крестным путем России, се распятой судьбой. Стих Ю. Кублановского демонстрирует густую метафорику, яркие образы, непривычные ассоциации: "солнце смотрит вмороженным глазом в голубиную мглу", "Бесшумное небо до дна освещая, индевеет луна", "в рубиновой чашечке, ранен и зыбок, у икон огонек". Пейзаж у Кублановского — это, как правило, русский север, Беломорье, Белозерье, с его снегами, морозами, инеем, которые проглядывают в лирике, написанной уже в эмиграции, наряду с парижскими каштанами, зелеными лужайками, средневековыми замками Европы. Здесь появляются мотивы ностальгии, тоски, обреченности. Они звучат в лирических стихотворениях "Сын, мужавший за семью замками...", "Моя стезя, не столь жестокая...", "Две открытки", "Письма с родины – страшное дело!". Осмысливая свою личную судьбу, поэт не отделяет ее от судьбы родины, от ее проблем духовных, социальных, нравственных ("Судьба стиха – миродержавная..."). В поэзии Ю. Кублановского находит отражение антитоталитарная тема ("Купина палимая", "Памяти алапаевских узников"), боль и плач по "обнищавшей" России ("Старый форт ежевикой..."). Не случайно в одном из ранних стихотворений, предчувствуя свою разлуку с родиной, поэт сравнивает ее с заходящим солнцем. Ирина Ратушинская (р.1954) представляет младшее поколение писателей "третьей волны" эмиграции. В 1982 г. она была арестована, отправлена в лагерь политзаключенных в Мордовию за правозащитную деятельность, письма, обращения к советскому правительству с протестом против преследований Д. А. Сахарова и других инакомыслящих, а также за стихи, которые были объявлены антисоветскими клеветническими документами. Затем последовало лишение советского гражданства и эмиграция в 1986 г. Здесь были изданы ее книги "Вне лимита" (1986), "Я доживу. Стихи" (1986), "Серый – цвет надежды" (1989). Поэзия Ратушинской отразила в полной мере ее жизненные испытания, опыт тюремно-лагерного заключения. В стихотворениях, имеющих точную датировку, с дневниковой достоверностью рассказано о пребывании в неволе с первых дней ареста до освобождения ("Бутырские воробьи", "Из незнакомого окна", "13. 83, на суде", "Дай мне кличку, тюрьма..."). Наряду с личностным, проникновенным рассказом о чудовищной несправедливости, цинизме, антигуманности тоталитарной системы в поэзии Ратушинской прослеживается общефилософский смысл, попытка выразить трагическое содержание своего времени. Ее мироощущению родствен эсхатологизм мировосприятия, какой испытывали поэты начала века — А.Блок, М.Цветаева, О.Мандельштам, с традицией творчества которых явно и скрыто связана.поэзия Ратушинской: Время складками ложится / И стекает по плечам./Слышно: площадь веселится — Ожидают палача. /Пьяны люди, сыты кони — То ли хохот, /по ли пляс... В каждом доме на иконе Беспощадно смотрит Спас./ Кто там а сумерках кружится.. / Погоди, еще светло! Время петлями ложится. / Глядь – под горло подошло. В традиционном ключе, свойственном лучшим образцам русской гражданской лирики, понимает Ратушинская и назначение поэта, его высокую миссию: Я напишу о всех печальных. Оставшихся на берегу, Об осужденных на молчанье — Я напишу. Особый смысл в ее поэзии обретает тема родины, решенная как тема "странной любви", любви- ненависти к отчизне. Одно из таких ранних стихотворений "Ненавистная моя родина!" послужило материалом для дополнительных обвинений поэта в очернительстве социалистической родины и антипатриотизме. Впервые в лирике Ратушинской остро была поставлена проблема ответственности родины за судьбу своих детей, ее вины перед своими сыновьями: Плачешь, родина отсутствующая моя? Раскидала детей, И куда уж теперь собрать? Да и где сама, на каких небесах края... Убиенная, что же ты плачешь опять? Жесткость, нелицеприятность позиции автора обусловлена и новым временем, и теми испытаниями, которые выпали на долю поэта. Как отметил критик Е. Добренко. "может быть, это и есть тот новый уровень, на который поднимается поэзия Ратушинской в 80-е годы?... Что и говорить, мотив нетрадиционный. Родина-жертва – с этим охотно мирится "патриотическое" сознание, но родина-палач – никогда... Здесь все зависит от внутренней установки: что выше – патриотическое сознание или гражданское? К такой альтернативе нас неизбежно ведет логика творчества И. Ратушинской, а творчество и судьба здесь — едины». Очень важны для поэтессы в раскрытии духовной жизни современников мотивы и образы, связанные с христианством. Религиозное прозрение и раскрепощение – единственный выход в нечеловеческих условиях лагеря, карцера, тоталитарной действительности. Уже в ретроспективных, написанных в эмиграции, но обращенных к годам заключения стихах прослеживается суть новозаветного учения – проповедь любви, сострадания, прошение врагам своим. По словам Ю. Кублановского, "Ратушинская приняла поэзию не как "игру", не как наинежнейшую область изящной словесности, но – как служение, как исповедь, проповедь, самое бытие". Вместе с тем поэтессой в высшей степени осознано значение культуры, творчества: Манделыитамовской ласточкой Падает к сердцу разлука, Пастернак посылает дожди, А Цветаева — ветер. Чтоб вершилось вращенье вселенной Без ложного звука, Нужно слово — и только поэты За это в ответе. Среди поэтов "третьей волны" русской эмиграции особое место занимает творчество Алексея Цветкова (р. 1947). Он эмигрировал в 1975 г., за рубежом издал поэтические сборники " Сборник пьес для жизни соло" (1978), "Состояние сна" (1981), "Эдем" (1985). Творчество А. Цветкова отличается поиском форм, открытой установкой на эксперимент, в его поэзии прослеживается игровое начало. Многие поэтические тексты отмечены влиянием постмодернизма. Характеризуя последние стихи А.Цветкова. Джон Глэд отмечал их затрудненный смысл, тенденцию к сложным ассоциациям, гротеску"" в соединении с традиционными классическими размерами. В сборнике "Эдем" поэт обращается к форме верлибра. Тематический, проблемный диапазон поэзии А. Цветкова – искусство, творчество и его соотношение с обыденностью, тревога о судьбе культуры, исследование собственной души и размышление о месте человека в мире, истории. Серьезная, нравственно-философская проблематика соседствует с иронией, нередко пародийным переосмыслением известных литературных текстов. Таким образом, при всем разнообразии тем, стилистических манер, творческих индивидуальностей и голосов поэтов русского зарубежья "третьей волны" объединяет укорененность в родном языке, русской культуре, традициях национальной литературы, продолжателями которой они выступают. Вдали от родины они тем не менее несут важную миссию сохранения русского поэтического слова, родной речи, культуры.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |