Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Консультационные фирмы

В условиях функционирования товарного рынка растет популяр­ность специальных консультационных (от англ. consulting - сове­тующий, консультативный) фирм (контор).

При острой рыночной конкуренции, относительно высокой стоимости предоставляемых консультационных услуг, фактической юридической и финансовой независимости консультанта от кон­сультируемого очень высоки требования, предъявляемые к качест­ву консультаций и выверенное™ всех рекомендаций. Между кли­ентом - субъектом товарного рынка, заинтересованным в услугах, и консультационной фирмой обычно заключается контракт, где перечисляются все виды консультационных услуг, оговариваются общие и специальные условия, цены, порядок оплаты.

С учетом международной практики консультационные услуги можно классифицировать по следующим группам:

• общее управление (оценка управления, стратегическое
планирование, организационная структура и развитие, определение конкурентоспособности и изучение конъюнкту­ры рынка, управление проектом, управление нововведениями, определение эффективности системы управления,
управление качеством, оценка бизнеса);

• деятельность администрации (анализ работы канцелярии,
планирование рабочих помещений и их оснащения, раз­мещение или перемещение отделов, управление офисом,
организация и методы управления и др.);

• финансовое управление (система учета, хозяйственный обо­
рот фирмы, оценка капитальных затрат, снижение себестои­мости продукции и услуг, увеличение прибыли, налогообложения, финансовые резервы, составление бизнес-планов);

• управление кадрами (профессиональное движение и со­кращение штатов, поиск кадров, отбор претендентов на
имеющиеся вакансии, обеспечение равных возможностей,
трудовые соглашения и занятость, внутренние связи и коммуникации, оценка работ, планирование рабочей силы,
мотивация, программа поощрения, психологическая оценка, повышение квалификации работников);

• маркетинг (исследование рынка, стратегия и тактика маркетинга, анализ каналов сбыта и путей товаропродвижения,
деятельности поставщиков, потребителей, конкурентов,
разработка новой товарной продукции, ценообразование,
управление сбытом, обучение сбытовой деятельности, послепродажное обслуживание потребителей, реклама, про­
грамма ФОССТИС (формирование спроса и стимулирование сбыта), корпоративный образ и отношения с общест­венностью, дизайн);

• производство (использование оборудования и его техниче­ское обслуживание, схема организации работ на предприятии, управление производством, планирование и контроль
за производством, повышение производительности труда,
закупки, контроль качества, упаковка);

• информационная технология (информационно-поисковые
системы, проектирование, разработка, выбор и установка
систем, электронная издательская деятельность, компьютеризация системы управления, применение компьютеров в
аудите и оценке коммерческо-хозяйственной деятельности);

• специальные услуги (консультирование юридическое, обучающее, информационное, инженерное, экологическое, по
материально-техническому обеспечению, телекоммуника­циям, делопроизводству, созданию психологического клима­та в коллективе, бухгалтерской и статистической отчетности,
внешнеэкономическим связям, подбор научной, инфор­мационной литературы или для служебного пользования).

Консультации, оказываемые клиентам, сопровождаются пись­менными (аудио-, видео-) докладами, в которых анализируются стороны их деятельности, содержатся рекомендации, направ­ленные на улучшение положения дел. Обычно итоговый доклад с рекомендациями составляет коммерческую тайну.

Консультационные фирмы - самостоятельные, независимые коммерческие организации, оказывающие услуги на договорной основе. В них работают высококвалифицированные специалисты в области теории и практики современного предпринимательства. Такие фирмы могут быть универсальными (консультируют по широкому спектру организационно-управленческой деятельности) и специализированными (ограничиваются отдельным профилем консультационной деятельности).

В зарубежной практике предоставление субъекту товарного рынка на договорно-платной основе консультаций по организа­ционно-управленческим вопросам, включая разработку реко­мендаций и определенную помощь в их реализации, называется консалтингом. Поэтому фирма, оказывающая консультационные услуги, называется консалтинговой (аналогичное название имеет и ряд российских фирм).

Консультирование по вопросам организации и управления коммерческо-хозяйственной деятельностью в современных услови­ях повсеместно признано важной профессиональной службой, по­могающей субъекту товарного рынка анализировать и решать стоящие перед ним задачи, а также перенимать чужой опыт.

В настоящее время организационно-управленческое консуль­тирование превратилось в престижную профессию. Все больше организаций и отдельных лиц связывают свою основную дея­тельность с этим занятием, стремятся приблизить к западным стандартам качество оказываемых консультационных услуг.

Консультанты фактически являются помощниками или пособ­никами, в услугах которых заинтересованы субъекты товарного рынка. Консультирование обеспечивает профессиональные знания и навыки, касающиеся практических проблем, связанных с орга­низацией и управлением коммерческо-хозяйственной деятельно­стью. Юридическое или физическое лицо становится профессио­налом, когда накапливает практический опыт и приобретает навы­ки, необходимые для выявления организационно-управленческих проблем и их решения, умеет находить нужную информацию, ана­лизировать и разрабатывать рекомендации, способствующие со­вершенствованию работы, эффективному планированию измене­ний, передаче методов и приемов организационно-управленческих решений.

На практике консультанты, как правило, сталкиваются с множеством меняющихся обстоятельств, при этом они способны распознать общие тенденции и причины возникающих проблем, проецировать их на конкретные ситуации, с тем, чтобы найти правильные решения.

Как отмечалось ранее, консультирование в рыночной эко­номике является независимой службой. Административная незави­симость от клиента означает, что на него не распространяются ка­кие-либо решения административного характера. Политическая независимость подразумевает, что консультант сохраняет свою от­чужденность независимо от дружеских или иных отношений, скла­дывающихся на начальной стадии и развивающихся по мере вы­полнения консультационных работ. Финансовая независимость предполагает отсутствие интереса консультанта к финансово-эко­номическим хитросплетениям, а желание дальнейшего консульти­рования данного клиента не должно влиять на объективность ана­лиза рекомендаций применительно к текущему заданию.

Консультанты, в основном, дают советы, используемые не для того, чтобы как-то осуществлять руководство деятельностью субъекта товарного рынка и принимать за определенных специа­листов организационно-управленческие решения. Они отвечают лишь за качество и законность таких советов.

Услуги консультантов востребованы, когда предприятия (ор­ганизации) не располагают высокопрофессиональными специа­листами, умеющими успешно решать проблемы организации и управления коммерческо-хозяйственной деятельностью.

Субъект товарного рынка - клиент - в зависимости от уровня проблемы приглашает консультанта с просьбой:

• исправить ситуацию, которая несколько ухудшилась (задача
по исправлению);

• значительно улучшить существующую ситуацию (задача по
усовершенствованию);

• создать совершенно новую ситуацию (задача по созданию).

Мировая практика свидетельствует, что даже крупные широко известные и преуспевающие субъекты товарного рынка считают весьма полезным регулярно обращаться к консультационным фирмам по организационно-управленческим вопросам, рассчи­тывая получить нужные рекомендации по исправлению или усо­вершенствованию сложившейся ситуации. Получив приглаше­ние на недавно образованное или неблагополучное предприятие (в организацию) для решения определенной задачи по исправ­лению, консультант, прежде всего, должен определить, действи­тельно ли необходимо исправить ухудшившуюся ситуацию или клиенту лучше поискать новые стратегические и тактические пути на товарном рынке. Таким образом, задача по исправле­нию превратится в задачу по усовершенствованию и созданию.

В мировой практике консалтинг зародился в частном бизне­се. Многие субъекты товарного рынка имеют своих постоянных консультантов или пользуются услугами нескольких консалтин­говых фирм, извлекая пользу из профессиональных действий и рекомендаций, предлагаемых разными консультантами. Важным аспектом управленческого консультирования является заметный рост объема таких услуг в государственном секторе.

Организационно-управленческие консультации все больше используются центральными и местными органами власти, спе­циализированными правительственными агентствами, государ­ственными предприятиями (организациями), учреждениями.

Причина привлечения консультационных фирм к работе го­сударственных структур состоит, например, в желании исполь­зовать опыт управления частным бизнесом в целях повышения эффективности правительственного аппарата, государственных предприятий (организаций), учреждений, а также в целях борь­бы с бюрократией, очковтирательством и другими «хроническими болезнями» государственных служб. Помимо использования опы­та независимых частных консультационных фирм правительст­венные органы создают собственные консультационные службы.

С развитием рыночных отношений спрос на организационно-управленческое консультирование возрастает во всех областях человеческой деятельности, поскольку усиливающееся социаль­ное и экономическое давление вынуждает искать новые методы и приемы для успешного ведения предпринимательства.

Консультирование предусматривает взаимосвязь технических и человеческих аспектов проблемы: техническая сторона касается характера управленческой или коммерческой проблемы, с которой сталкивается клиент, путей ее анализа и решения; человеческая сторона учитывает взаимоотношения между консультантом и кли­ентом, реакцию последнего на возможные изменения в коммерческо-хозяйственной деятельности (причем нередко существенные).

Процесс консультирования представляет собой совместную деятельность консультанта и клиента в целях успешного реше­ния поставленной задачи по совершенствованию организацион­но-управленческой деятельности. Консалтинговые услуги состоят из нескольких фаз (этапов), способствующих систематическому и методичному решению проблемы, когда, переходя от одного этапа к следующему, стороны последовательно выполняют одну операцию за другой, придерживаясь логики вещей.

В обобщенном виде этапы процесса консультирования вы­глядят следующим образом.

1. Подготовка (первый контакт с клиентом, предварительная
оценка проблем, планирование задания, предложения клиента от­носительно задания, заключение контракта на консультирование).

2. Диагностика (обнаружение фактов, их анализ и синтез,
детальное изучение проблемы).

3. Планирование проекта (разработка и планирование решений, оценка альтернативных вариантов, предложения клиенту).

4. Реализация проекта (корректировка предложения, оказания
необходимой помощи, обучение персонала).

5. Завершение (оценка, конечный отчет, расчет по обязатель­ствам, план на будущее, уход консультанта).

В настоящее время применяется немало подходов, методик, методов, проектов и стилей консультирования. Это позволяет различным клиентам, даже с необычными и завуалированными проблемами, находить консультанта. Вместе с тем данному виду услуг свойственно принципиальное и методическое единство, исходя из которого выделяют три вида консультирования: экс­пертное, процессное и обучающее.

Экспертное консультирование предусматривает самостоятель­ное проведение консультантами диагностики, разработку реше­ний, рекомендаций по их внедрению.

Процессное консультирование предполагает активное взаимодей­ствие консультантов с клиентом, побуждение последнего к вы­сказыванию идей, предложений, выявление недостатков. Анализ ситуации, разработка предложений осуществляются консультан­том с учетом конкретных пожеланий клиента.

Обучающее консультирование основано на активном сотруд­ничестве с клиентом в целях подготовки условий, почвы для возникновения идей, разработки решений. При этом читаются лекции, проводятся семинары, тесты, опросы, деловые игры, для клиента разрабатываются учебно-методические пособия.

Принято считать нецелесообразным применение какого-либо одного из вышеназванных видов консультирования, в основном их используют в сочетании.

Потребность в консалтинге постоянно растет. Если в недав­нем прошлом отечественные предприниматели пользовались консультационными услугами действующих на территории Рос­сии иностранных фирм («Эрнст энд Янг», «Купере энд Лайб-ранд», «КПМГ», «Артур Андерсен» и др.), то последние годы заявили о себе отечественные консультационные фирмы. Наи­более крупные из них - «Юникон», «Росэкспертиза», «МКД», «Группа Центр-Инвест», «Деловые консультации», «Арни», «Финэкспорт», «Экуран», «ПАКК» и др.

 

 

Тесты

4.1. Услуга - это:

а) мероприятие;

б) выгода;

в) продукция культурной и спортивной жизни;

г) предмет бытового пользования.

 

4.2. Услуги существенно влияют на:

а) взаимоотношения субъектов рынка;

б) ресурсосбережение;

в) общественно-политическую обстановку;

г) избирательную кампанию.

 

4.3. Социально-экономическая полезность делает услугу:

а) предметом торговли;

б) доступной узкому кругу субъектов рынка;

в) комплексом деяний экономического и правового характера;

г) методом воздействия на предпринимателей.

 

4.4. Каждая услуга представляет собой:

а) объект купли-продажи;

б) средство разрешения предпринимательских конфликтов;

в) товар производственного назначения;

г) средство ресурсосбережения.

 

4.5. Прокат бывает:

а) распределительный;

б) косвенный;

в) посреднический;

г) прямой.

 

4.6. Предметом проката служат:

а) приборы;

б) запасные части;

в) оборудование, требующее сложного монтажа;

г) полуфабрикаты.

 

4.7. Участник посреднического проката:

а) консигнатор;

б) мастерская по ремонту приборов, инструментов;

в) владелец механизма;

г) коммивояжер.

 

4.8. Организация по оказанию услуг - это:

а) лизинговая фирма;

б) консигнационная фирма;

в) кинообъединение;

г) кафе-бар.

 

4.9. Комиссионная торговля является видом услуги:

а) да;

б) нет.

 

4.10. Лизинг — это:

а) обмен соответствующими видами имущества с другими субъек­тами рынка;

б) приобретение оборудования на выгодных кредитных условиях;

в) приобретение имущества на три месяца;

г) форма вложение средств в основные фонды без их единовременной мобилизации.

 

4.11. Юридическое закрепление лизинговой операции входит в этап
сделки:

а) первый;

б) третий;

в) второй;

г) четвертый.

 

4.12. Объекты лизинга:

а) электродвигатели;

б) зерно из элеваторных запасов;

в) краска для дизайнового решения офиса;

г) заводские, фабричные цеха.

 

 

4.13. Причина участия субъекта рынка в лизинге:

а) оперативное занятие ниши на товарном рынке;

б) возможность расширения коммерческо-хозяйственных связей;

в) отсутствие возможностей единовременной замены физически и
морально устаревшего оборудования;.

г) укрепление материально-технической базы.

 

4.14. Предпосылки для развития инжиниринга в стране:

а) широкий ассортимент полезных ископаемых;

б) кадровый потенциал;

в) транспортный потенциал;

г) научно-технический потенциал.

 

4.15. Виды инжиниринговых фирм:

а) нефтеперерабатывающие;

б) инженерно-исследовательные;

в) инженерно-строительные;

г) инженерно-дорожные.

 

4.16. Инжиниринговые услуги:

а) межотраслевые;

б) разовые;

в) проектные;

г) послепроектные.

 

4.17. Виды консультирования:

а) экспертное;

б) коллегиальное;

в) процессное;

г) многофакторное.

4.18. Полуфабрикаты являются предметом лизинга:

а) да;

б) нет.

 

4.19. Клиент обращается в консалтинговую фирму с просьбой:

а) выдать образец товара на пробу;

б) исправить ситуацию;

в) создать совершенно новую ситуацию;

г) создать новую компьютерную программу.

 

4.20. Консультационные фирмы бывают:

а) корпоративные;

б) специализированные;

в) универсальные;

г) стационарные.

 

4.21. Соответствие между действиями субъектов рынка и организация­
ми по оказанию услуг:

 

 

Действие субъекта рынка Консал­тинг Лизинговая организация Прокатный пункт Инжи­ниринг
а б в г
1. Арендатор возвращает вла­дельцу арендуемое имущество        
2. Разработка рекомендаций по экологии        
3. Рекомендации по примене­нию компьютеров в аудите        
4. Посредничество по вовле­чению в хозяйственный обо­рот временно неиспользуемых технических средств        

4.22. Последовательность этапов консультирования:

а) диагностика;

б) планирование проекта;

в) подготовка;

г) реализация проекта.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Инжиниринговые фирмы | Двенадцатый фактор – условие внешней среды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.