КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные технико-экономические показатели строительных машин
А б в Рис. 19. Схемы цилиндрического образца на различных стадиях растяжения: а — образец до испытания (/0 и d0 — начальные расчетные длина и диаметр); б — образец, растянутый до максимальной нагрузки (/р и dр — расчетные длина и диаметр образца в области равномерной деформации); в — образец после разрыва (lК — конечная расчетная длина; dk — минимальный диаметр в месте разрыва) нагрузкой Р и абсолютным упругим удлинением образца rl пропорциональна и известна под названием закона Гука: P = k rl где k — коэффициент, зависящий от геометрии образца (площади поперечного сечения F0 и длины /0) и свойств материала.
Рис. 20. Схема испытательной машины: 1 — собственно машина; 2 — винт грузовой; 3 — нижний захват (активный); 4 — образец; 5 — верхний захват (пассивный); 6 — силоизмерительный датчик; 7 — пульт управления с электроприводной аппаратурой; 8 — индикатор нагрузок; 9 — рукоятки управления; 10 — диаграммный механизм; 11 — кабель
Рис.21. Схема машинных (первичных) диаграмм растяжения пластичных материалов Прочность при статических нагрузках оценивается временным сопротивлением s в и пределом текучести s т; s в - это условное напряжение, соответствующее наибольшей нагрузке, предшествующей разрушению образца (предел прочности на растяжение); s т - напряжение, при котором начинается пластическое течение металла. Прочность при динамических нагрузках определяют по данным испытаний: а) на ударную вязкость (разрушение ударом стандартного образца на копре) Основным динамическим испытанием является метод испытания на ударный изгиб (ГОСТ 9454-78) с определением ударной вязкости металла. Метод основан на разрушении образца с надрезом одним ударом маятникового копра (рис. 22). Образец устанавливают на опорах копра и наносят удар по стороне образца, противоположной надрезу. Ударная вязкость Дж/ м2: КС = AIF, где А - работа, затраченная на разрушение образца, Дж; F - площадь образца в месте надреза, м2. Рис.22. Схема испытаний ударной вязкости б) на усталостную прочность (определение способности материала выдерживать, не разрушаясь, большое число повторно-переменных нагрузок), Большинство разрушений деталей и конструкций при эксплуатации происходит в результате циклического нагружения. Металл, подверженный такому нагружению, может разрушаться при более низких напряжениях, чем при однократном плавном нагружении. Процесс постепенного накопления повреждений в материале при действии циклических нагрузок, приводящий к образованию трещин и разрушению, называют усталостью. Свойство материалов противостоять усталости называют выносливостью. в) на ползучесть (определение способности нагретого материала медленно и непрерывно деформироваться при постоянных нагрузках). 2) Пластичность - это способность материала получать остаточное изменение формы и размера без разрушения. Пластичность характеризуется относительным удлинением d при разрыве, %: d = (/к - /0) 100% / /к, где /к - длина образца после разрыва, мм; /0 - первоначальная длина образца, мм (рис.19). 3)Твердость - это способность материала сопротивляться внедрению в него другого, не получающего остаточных деформаций тела. Рис. 23. Методы определения твердости: а — по Бринеллю; б — по Виккерсу; в —по Роквеллу; Значение твердости и ее размерность для одного и того же материала зависят от применяемого метода измерения. Значения твердости, определенные различными методами, пересчитывают по таблицам и эмпирическим формулам. Например, твердость по Бринеллю (НВ, МПа) (ГОСТ 9012-59) определяют из отношения нагрузки Р, приложенной к шарику, к площади поверхности полученного отпечатка шарика Fотп (рис. 23, а) HB=PI Fотп По методу Роквелла (рис. 23,в) (ГОСТ 9013-59)в испытуемую поверхность вдавливают алмазный конус с углом при вершине 120° или стальной шарик малого диаметра. Число твердости HR обратно пропорционально глубине внедрения алмазного конуса. В зависимости от шкалы прибора введены следующие обозначения чисел твердости: HRA, HRB и HRC. При нагрузках на алмазный конус по шкале С и шкале А проводят измерения просто твердых или очень твердых и тонких материалов. Шкала В предназначена для испытания мягких материалов. Метод Виккерса (рис. 23, б) (ГОСТ 2999-75) позволяет измерять твердость как мягких, так и очень твердых материалов и сплавов. Твердость HV определяется по диагонали отпечатка d1 от вдавливаемой алмазной пирамиды. К физическим с войствам металлов и сплавов относятся температура плавления, плотность, температурные коэффициенты линейного и объемного расширения, электросопротивление и электропроводимость. Физические свойства сплавов обусловлены их составом и структурой. К химическим свойствам относятся способность к химическому взаимодействию с агрессивными средами, а также антикоррозионные свойства. Способность материала подвергаться различным методам горячей и холодной обработки определяют по его технологическим свойствам. К технологическим свойствам металлов и сплавов относятся литейные свойства, деформируемость (ковкость), свариваемость и обрабатываемость режущим инструментом. Эти свойства позволяют производить формоизменяющую обработку и получать заготовки и детали машин. Литейные свойства определяются способностью расплавленного металла или сплава к заполнению литейной формы, степенью химической неоднородности по сечению полученной отливки, а также величиной усадки - сокращением размеров при кристаллизации и дальнейшем охлаждении. Деформируемость - это способность принимать необходимую форму под влиянием внешней нагрузки без разрушения и при наименьшем сопротивлении нагрузке. Свариваемость - это способность металлов и сплавов образовывать неразъемные соединения требуемого качества. Обрабатываемостью называют свойства металла поддаваться обработке резанием. Критериями обрабатываемости являются режимы резания и качество поверхностного слоя. Технологические свойства часто определяют выбор материала для конструкции. Разрабатываемые материалы могут быть внедрены в производство только в том случае, если их технологические свойства удовлетворяют необходимым требованиям. К эксплуатационным свойствам в зависимости от условия работы машины или конструкции относят износостойкость, коррозионную стойкость, хладостойкость, жаропрочность, жаростойкость, антифрикционность материала и др. Износостойкость - способность материала сопротивляться поверхностному разрушению под действием внешнего трения. Коррозионная стойкость - сопротивление сплава действию агрессивных кислотных и щелочных сред. Хладостойкость - способность сплава сохранять пластические свойства при температурах ниже О °С. Жаропрочность - способность сплава сохранять механические свойства при высоких температурах. Жаростойкость - способность сплава сопротивляться окислению в газовой среде при высоких температурах. Антифрикционность - способность сплава прирабатываться к другому сплаву. Эти свойства определяются в зависимости от условия работы машин или конструкций специальными испытаниями. При выборе материала для создания технологической конструкции необходимо комплексно учитывать его прочностные, технологические и эксплуатационные характеристики. СХЕМА ПРЕВРАЩЕНИЙ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В ИЗДЕЛИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ
Технико-экономические показатели строительных машин определяются их конструктивно-эксплуатационными характеристиками, зависящими от основных параметров машин и от условий их эксплуатации, которые могут быть случайными. Наиболее важными из них являются: · производительность, · маневренность, · проходимость, · устойчивость, · надежность, Производительность машин измеряется количеством строительной продукции, вырабатываемой в единицу времени. Принято различать три вида производительности строительных машин: теоретическую, техническую и эксплуатационную. Теоретическая производительность определяется в условиях непрерывного режима работы при расчетных скоростях рабочих движений и нагрузках: · для машин циклического действия - По=Q/tц где Q — количество продукции за цикл; tц — время цикла; · для машин непрерывного действия - По=vF где v — скорость перемещения рабочего органа (или машины); F — расчетное количество материала, перемещаемого единицей длины его потока. Техническая производительность машины определяется максимальным количеством продукции, получаемой в данных конкретных условиях при непрерывной работе. При ее определении учитываются лишь минимальные перерывы (для заправки горючим, технического обслуживания, передвижения в забое и т. п.). Эту характеристику применяют в основном для комплектования комплексов машин и для оценки максимальных их возможностей. Эксплуатационная производительность машины определяется объемом продукции в час, смену, год, получаемым реально при правильной эксплуатации машины работниками средней квалификации. При этом учитываются перерывы в работе. По эксплуатационной производительности определяют годовые директивные нормы выработки на машину и определяют плановые задания для строительных организаций. Показатели маневренности и проходимости, имеют самостоятельное значение для строительных машин, и часто влияют на производительность непосредственно. Устойчивость машины является важным показателем социальной приспособленности машин и основных характеристик, влияющих на ее производительность и материалоемкость. Значительное влияние на эксплуатационную производительность машин оказывают показатели надежности, которые характеризуются безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью и транспортабельностью. Чем лучше показатели надежности, тем меньше времени затрачивается в процессе эксплуатации на внеплановые ремонты, связанные с устранением внезапных отказов и отказов, связанных с недостаточной долговечностью узлов и деталей. Чем выше показатели ремонтопригодности у машины, тем меньше времени затрачивается на ее ремонт и техобслуживание. Высокие показатели по сохраняемости машины способствуют уменьшению затрат времени на их подготовку к работе после значительных перерывов и перебазировок, а следовательно, увеличивают время их полезной работы. Приспособленность машин к транспортированию между объектами работы характеризуется показателем транспортабельности, который также способствует снижению непроизводительного времени машины и повышению ее эксплуатационной производительности. Показатели надежности зависят не только от основных свойств машины, заложенных в нее при создании, но и в значительной мере от условий ее эксплуатации. Качественная эксплуатация строительных машин способствует получению высоких показателей их надежности и существенному росту эксплуатационной производительности (до 30...40%). При оценке технического уровня и качества строительных машин используют также такой показатель, как экономическая эффективность использования машин. Оценка экономической эффективности производится по обобщенному показателю суммарных приведенных затрат. Приведенные затраты: 3=С+ЕнК, где С — текущие затраты (себестоимость годового объема продукции машины); К — единовременные капитальные вложения на создание машины; Ен —нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, устанавливаемый соответствующими методиками. Для сравнения вариантов машин, используемых на одних и тех же работах, обычно пользуются не суммарной годовой величиной приведенных затрат, а их удельной величиной, принимаемой как отношение приведенных затрат к годовой эксплуатационной производительности. Эффективная работа машины будет соответствовать минимуму приведенных затрат. Для обеспечения этого положения необходимо добиваться, чтобы производительность машины была максимальной, затраты времени и других ресурсов на перемещение машины между объектами должны быть минимальными, расход энергии, эксплуатационных материалов, а также затраты времени и других ресурсов на ремонты, техническое обслуживание и управление — минимальными. Эффективность новой машины оценивается также по сроку ее окупаемости tок = К/Эн, где К — капиталовложения, необходимые для создания новой машины и пуска ее в производство; Эн — годовая экономия от внедрения новой машины. Важным показателем является выработка продукции на одного рабочего Вуд = Пэ/n, где Пэ — эксплуатационная производительность машины; п — количество рабочих, обслуживающих машину.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |