Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальный и рыночный спрос




  Цена, д. е. Объём спроса потребителя I,шт. Величина спроса потребителя II, шт. Объём рыночного спроса, шт.
a b c d        

 

Кривые спроса убывают слева направо (имеют отрицательный наклон). Этот факт отражает закон спроса. Часто кривые спроса отображаются на графиках в виде прямых линий, хотя по-прежнему именуются кривыми. Это связано, во-первых, с тем, что использование прямых линий вместо кривых значительно упрощает математический аппарат, во-вторых, с тем, что когда рассматривается небольшой отрезок на кривой спроса, то этот отрезок дуги можно условно считать прямой линией.

Рис. 2.1. Кривые индивидуального и рыночного спроса

 

Прочие влияющие на спрос факторы и сдвиги кривой спроса. Однако спрос определяется не только ценой того блага, на которое он предъявляется. На спрос влияют еще и следующие факторы:

1. Цены и доступное количество товаров-заменителей (их часто называют товары или блага-субституты).

Мы уже сталкивались с этим понятием, когда рассуждали об эффекте замены. Однако там эти товары характеризовались с точки зрения того, как их наличие и близость по своим способностям заменять в удовлетворении определенной потребности данное благо влияют на спрос на данное благо в случае изменения его цены. Теперь же мы подходим к ним с другой стороны. Допустим, что цена рассматриваемого нами блага не меняется, а меняется цена товара-заменителя. Как этот факт отразится на спросе, который предъявляется на рассматриваемое благо? Понятно, что рост цены пепси-колы повышает спрос на квас, хотя цена кваса не меняется, и наоборот.

Товары-заменители - блага, которые удовлетворяют одну и ту же потребность потребителя. П овышение цены на одно из них ведет к увеличению спроса на другое, и наоборот.

2. Цены и количество дополняющих товаров (эти товары иногда именуют комплементарными благами).

Примером таких товаром могут служить, например, горчица и сосиски. Ясно, что чем выше цена сосисок, тем меньше спрос на горчицу, и наоборот.

Товары являются дополняющими тогда, когда они потребляются совместно; при этом рост цены на один из них ведет к снижению спроса на другой, и наоборот.

3. Доход потребителей.

С ростом доходов спрос на большинство благ растет. Это так называемые “ нормальные блага”. В период до августа 1998 г. в России особенно быстро рос спрос на импортную бытовую технику и компьютеры со стороны тех домохозяйств, чьи доходы существенно выросли по сравнению с началом 90-х годов. В 2000 г. этот рост возобновился.

Таким образом, нормальные блага - это такие блага, спрос на которые растет с ростом доходов потребителей.

Однако многие блага не попадают в эту категорию. Это так называемые “ низшие блага ”. Так, даже если кто-то станет богаче Березовского, то от этого он больше соли в суп класть не станет. Весьма вероятно также, что он заменит утренний бутерброд с килькой на бутерброд с осетриной, следовательно, спрос на кильку сократится в результате увеличения доходов.

Низшие блага - это такие блага, спрос на которые падает по мере роста доходов потребителей. [2]

4. Вкусы потребителей.

Чем более желательными являются блага с точки зрения людей, тем выше спрос на них. Многие вкусы меняются достаточно быстро под воздействием моды, рекламы, заботы о здоровье.

5. Ожидание будущих изменений цен.

После августа 1998 г. ожидание повышения цен на большинство товаров вызвало стремление населения закупать их впрок, впервые после 1992 г. появился так называемый «ажиотажный спрос». Особенно резко возрос (правда, на очень непродолжительный период) спрос на товары длительного хранения и длительного пользования. Таким образом, ожидание повышения цен вызывает увеличение спроса, и наоборот. Например, во второй половине 1998 г. многие из тех, кто мог и хотел приобрести недвижимость, отложили свои покупки, так как ожидали дальнейшего падения долларовых цен на нее.

Теперь подведем некоторые итоги. Для нас принципиально важно отличать изменение величины спроса от изменений в спросе. Изменение величины спроса на благо имеет место тогда, когда в результате изменения цены блага происходит движение по кривой спроса.

При этом положение самой кривой спроса не меняется. Это движение в зависимости от изменения цены блага и отражено в законе спроса.

Изменение в спросе на благо имеет место тогда, когда происходит сдвиг самой кривой спроса.

Это происходит под воздействием изменений факторов, перечисленных выше в пунктах 1-5.[3] Разумеется, этот перечень не исчерпывающий, при желании его можно и продолжить (см. вставку 2.2).

Кривая спроса на благо сдвигается влево, когда все прочие изменения, кроме изменений цены данного блага, приводят к сокращению спроса на него, и, соответственно, кривая спроса сдвигается вправо, когда таковые изменения приводят к увеличению спроса на это благо. Эти сдвиги влево-вправо показаны на рис. 2.2. (из положения D 1 в положения D 3 и D 2, соответственно). Обратите особое внимание на то, что все сдвиги происходят при неизменной цене самого блага (на рис. 2.2 Р g = 4).

 
 
Вставка 2.2. «Страшилки» потребителей Журнал «Эксперт» ссылается на мнение К. Апрелева, вице-президента Российской гильдии риэлтеров, относительно резкого увеличения спроса на жилье в Москве осенью 1999 г. «…Благодарить за подъем рынка надо не общее улучшение экономической ситуации, а всего лишь податливость нашего населения на всякого рода страшилки. Ведь не был бы осенью выпущен Указ о государственном контроле соответствия расходов доходам физических лиц, не затрать налоговики и регистраторы так много минут телефонных разговоров на то, чтобы сообщить многочисленным любопытствующим журналистам: мы не знаем, как будем на практике реализовывать положения первой части Налогового кодекса в новой редакции, мы не знаем, как справимся с потоком граждан и новыми правилами регистрации прав собственности на недвижимость в Москве, - не было бы и роста спроса. Ведь незнающий чиновник для гражданина вдвойне страшнее чиновника знающего, поэтому граждане и ринулись занимать деньги и срочно покупать жилье, пока не наступило страшное 1 января. После чего покупать перестали» (Эксперт, 2000, № 7. – С. 53).

 

 


 

Рис. 2.2. Изменения в спросе

 

Функция спроса. Теперь немного самой элементарной математики. Введем понятие «функция спроса».

Функция спроса выражена уравнением, показывающим количественную зависимость между предъявляемым на благо спросом и всеми определяющими его факторами.

Функцию спроса можно записать как:

 

Q D = f (P g, P s, P c, I, T, P e)

 

Здесь Q D - спрос на благо, который есть функция от P g - реальной цены данного блага (ее изменения и порождают движение по кривой спроса), а также от P s - цены товаров-заменителей, P c - цены дополняющих товаров, I - дохода покупателей, T - вкусов покупателей, P еg - ожидаемой цены данного блага (изменения которых определяют сдвиги самой кривой спроса).

Функцию спроса можно представить в сокращенной форме, - только как зависимость от реальной цены данного блага.[4] При этом эта функция может быть записана как в виде кривой, например, правильной гиперболы (уравнение 2.1) или прямой линии (уравнение 2.2). Линейная функция спроса представлена с некими условными числовыми значениями (уравнение 2.3) и изображена на рис. 2.3.

Q D = 1/ P (2.1)

Q D = а - bP (2.2)

Q D = 60 - 4P (2.3)

 

Рис. 2.3. Линейная функция спроса для уравнения 2.3.

 

Нам осталось лишь указать на то, что экономисты значения функции (в данном случае - спроса) откладывают на оси абсцисс, а значения аргумента (в данном случае цены блага, на которое предъявляется спрос) - на оси ординат.[5] Такое графическое представление создает на первых шагах известные неудобства, но к нему можно быстро привыкнуть.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.