Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Косвенные налоги и распределение налогового бремени

Государство использует налоги для финансирования поставок тех благ, которые рынок либо не в состоянии обеспечить, либо обеспечивает их не в оптимальном объеме, а также для поддержки тех, кто по независящим от них причинам не может выжить за счет продаж товаров или факторов производства.[15]

В составе налогов выделяют прямые налоги и косвенные налоги.

Прямые налоги – это такие налоги, которые уплачиваются непосредственно из доходов граждан.

Косвенные налоги – это такие налоги, которыми облагаются расходы на товары.

Одной из разновидностей косвенных налогов являются потоварные налоги.

Потоварные налоги – это такие налоги, которые устанавливаются в фиксированном абсолютном размере на единицу продукции.

К потоварным налогам относятся, например, налоги с продаж, которые до недавнего времени активно вводились на уровне субъектов Российской Федерации. К особой категории потоварных налогов относятся, например, акцизные налоги.

Акцизные налоги – это такие налоги, которые государство вводит на товары с низкой ценовой эластичностью.

В эту категорию практически всегда попадают вино-водочные и табачные изделия. В России их роль в налоговой системе существенно выросла по сравнению с началом 90-х годов. Особо это стало заметно после налоговой реформы 2000 г. (см. вставку 2.4).

Посмотрим далее воздействие налогов на товарный рынок на примере потоварных налогов. Введение потоварного налога сдвигает влево кривую предложения из положения S в положение S t (см. рис. 2.17).

Рис. 2.17. Влияние потоварного налога на равновесие.

 
 

Вставка 2.4 Акцизы – в жизнь!

Хорошее представление о возрастании роли акцизов дает сравнение расчетов налоговых доходов федерального бюджета 2000 года без учета и с учетом налоговой реформы (разумеется, расчет с учетом реформы чисто гипотетический, так как новые налоговые ставки вводятся с 2001 г.).

 

Налоговые доходы федерального бюджета 2000 в двух вариантах

 

  Без учета реформы С учетом реформы
  Млрд. руб. Проценты к итогу Млрд. руб. Проценты к итогу
НДС Таможенные пошлины Акцизы Налог на прибыль Подоходный налог Прочие налоговые доходы 433,72 166,37 139,75 122,62 31,73 83,12 44,5 17,0 14,3 12,5 3,2 8,5 481,67 166,37 238,48 125,06 27,18 39,47 44,7 15,4 22,1 11,6 2,5 3,7
Налоговые доходы, всего 977,31 100,0 1078,23 100,0

Источник: Коммерсантъ-ВЛАСТЬ, 2000, № 30. – С.24-25.

 

Как видно из таблицы, доля акцизов в налоговых поступлениях федерального бюджета возрастает с 14,3 до 22,1%.

 

 


Вертикальное расстояние между S и S t составляет как раз величину потоварного налога с единицы товара или, что то же самое, налоговой ставки (t). В результате его введения цена равновесия повышается с P е до , а предложение сокращается с Q e до Q (см. вставку 2.5). Заметим однако, что цена товара вырастает не на величину потоварной налоговой ставки (t), а на меньшую величину. Это обусловлено тем, что кривая спроса имеет отрицательный наклон.

 

 
 
Вставка 2.5 Повышаем акцизы – повышаем цены Летом 2000 г. в период обсуждения главы Налогового кодекса РФ об акцизах часто встречались прогнозы относительно будущего роста цен вследствие повышения акцизов. Вот, например, что писал по этому поводу журнал «Коммерсантъ-ВЛАСТЬ»: «Правительство намерено в шесть раз повысить акцизы на бензин. По расчетам правительства, рост цен на топливо при этом составит не более 30%, а остальные товары подорожают всего на 2-3%. Но это прогноз оптимистический. По словам министра топлива и энергетики А. Гаврина, цены на бензин вырастут как минимум на 50%.» (Коммерсантъ ВЛАСТЬ, 2000, №22. – С.6). А вот фраза из интервью одного из разработчиков налоговой реформы, руководителя экспертной группы Минфина А.Дворковича: «…Акциз на бензин можно будет поднять не в шесть раз, а в три с половиной раза. Тогда цена на бензин повысится не на 25-27%, а на 15-20%» (Там же. – С.7). Обратим внимание на то, что при всей противоречивости количественных оценок, все они указывают на предстоящее повышение цен.

 

 


Введение потоварного налога порождает налоговое бремя (обозначим его, в отличие от налоговой ставки, большой латинской буквой T).

Налоговое бремя есть общая величина уплачиваемого налога.

На рис. 2.17 оно представлено прямоугольником Еtb . Интерес для экономистов и политиков представляет распределение налогового бремени.

Распределение налогового бремени есть его разделение между покупателем и продавцом.

Если взять потоварную налоговую ставку, то покупатель выплачивает ту ее часть, которая равна разнице между равновесной ценой с учетом потоварного налога и равновесной ценой без такового (- P е). Продавец же выплачивает ту ее часть, на которую она превышает указанную разницу, то есть t – (- P е). На рис. 2.17 доля продавца в потоварной налоговой ставке представлена расстоянием между P е и . есть цена, по которой продавец реализует товар после введения потоварной налоговой ставки. Как видно из рис. 2.17, она ниже цены равновесия до введения потоварного налога (< P е).

В той же пропорции, что и потоварная налоговая ставка, между покупателем и продавцом распределяется и все налоговое бремя. На рис. 2.17 уплачиваемая покупателем часть налогового бремени представлена прямоугольником EtсP е, а часть, уплачиваемая продавцом – прямоугольником P е сb . Cумма этих прямоугольников равна общему налоговому бремени ( EtсP е + P е сb = T).

Обратим внимание теперь на треугольник EtEb. Это – так называемое «избыточное налоговое бремя».

Избыточное налоговое бремя – это чистые потери общества (потери благосостояния) от введения налога.

Экономическая природа этих потерь станет ясна нам позднее, когда мы определим такие понятия как излишек потребителя и излишек производителя (продавца). Пока же можно ограничиться сравнением из другой области. Если общую сумму взимаемого налога (T) рассматривать как полезный результат (что-то вроде полезной работы двигателя), то площадь этого треугольника можно интерпретировать как потери от трения, нагревания и т.п. В таком случае отношение площади фигуры EtЕb к площади чистых потерь от потоварного налога (треугольника EtEb) есть некий коэффициент полезного действия налоговой системы.

На рис. 2.17 линии спроса и предложения изображены таким образом, что налоговое бремя делится между продавцом и покупателем в равной пропорции ( EtсP е = P е сb ). Однако так бывает далеко не всегда. Это – частный случай. От чего же зависит распределение налогового бремени между покупателем и продавцом?

Это распределение определяется эластичностью спроса и предложения. Возможные его варианты иллюстрируются четырьмя случаями (а, б,в, г), представленными на рис. 2.18.

Рис. 2.18. Налоговое бремя, его распределение и эластичности спроса и предложения.

а) Неэластичный спрос; б) Эластичный спрос; в) Неэластичное предложение; г) Эластичное предложение

 

На каждом из графиков налоговая ставка одна и та же, - кривая предложения сдвигается на одно и то же расстояние. В каждом случае равновесная цена вырастает до, а равновесное количество снижается до Q , но эти прирост и сокращение различны в различных случаях. Из сравнения графиков можно сделать следующие выводы:

1. Снижение равновесного количества будет меньше, а общее налоговое бремя будет тем больше, чем менее эластичны спрос и предложение (графики A и В).

2. Цена вырастет на большую величину, а налоговое бремя покупателя будет тем больше (заполненный точками прямоугольник), чем менее эластичен спрос и чем более эластично предложение (графики A и Г).

3. Цена вырастет на меньшую величину, а налоговое бремя продавца (заштрихованный волнистыми линиями прямоугольник) будет тем больше, чем более эластичен спрос и чем менее эластично предложение (графики Б и В).

Именно поэтому акцизные налоги вводятся, прежде всего, на виноводочные и табачные изделия. Спрос на них весьма неэластичен, следовательно, налог не намного сократит его. Отсюда налоговые поступления в казну могут быть велики.[16]

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Детерминанты ценовой эластичности предложения | Субсидии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.