Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нижние и верхние границы цен




Государство иногда пытается корректировать рыночное ценообразование. С этой целью, например, устанавливается, нижняя граница цены (так называемый “ценовой пол”).

Нижняя граница цены – устанавливаемый государством минимальный уровень цены, ниже которого продавцы не имеют права ее опускать.

В случае, если нижняя граница цены вводится на уровне выше равновесной рыночной цены, то появляется избыток товаров (рис. 2.20). При этой искусственно завышенной цене (P f) предложение (Q S) превышает спрос (Q D). В этом случае покупатели готовы потратить на приобретение товара лишь сумму, равную P f aQ D 0.

Рис. 2.20. Нижняя граница цены выше цены равновесия

Если государство не желает, чтобы избыток товара залеживался у продавца, то оно может действовать несколькими путями. Во-первых, можно выкупить избыток товара за счет казны по завышенной цене и создать некий «стратегический запас». В этом случае государство потратит из собранных с налогоплательщиков средств сумму, равную прямоугольнику abQ S Q D. Фактически это будет лишь иная разновидность субсидирования поставщика.

Во-вторых, государство может ввести соответствующую квоту (предельное количество) выпуска для производителей, равную Q D. Тем самым оно не допустит образования избытка.

В-третьих, государство может постараться “подогнать” рыночную ситуацию под искусственно завышенную цену. Например, ввести импортные пошлины для зарубежных аналогов и товаров-заменителей. В этом случае равновесная цена подтянется до P f за счет сдвига влево линии предложения. При этом не понадобится расходование бюджетных средств, напротив, бюджет будет пополняться за счет обложения импортных товаров.

При введении нижней границы цены выше цены равновесия продавец всегда будет стремиться расширить рынок сбыта за счет нарушения установленных правил. По своим последствиям субсидирование через минимальные цены во многом совпадает с перечисленными выше последствиями субсидирования через прямые выплаты продавцу за каждую единицу товара. В частности, наблюдается перепроизводство товара по сравнению с рыночным равновесием (Q S > Q D) и появляются чистые потери общества (bEc).

Верхняя граница цены (так называемый «ценовой потолок») также используется государством в качестве метода регулирования рыночного ценообразования.

Верхняя граница цены – устанавливаемый государством максимальный уровень цены, выше которого продавцы не имеют права ее поднимать.

Если верхняя граница цены (P f) оказывается ниже равновесной рыночной цены (P е), то неизбежно возникает дефицит (рис. 2.21). Спрос (Q D) значительно превышает предложение (Q S). Этот разрыв и составляет устойчивый дефицит. Чистые потери общества представлены треугольником аbE.

Рис. 2.21. Верхняя граница цены ниже цены равновесия.

 

Последствиями политики «потолка цен» являются[18]:

а) Неудовлетворенный спрос покупателей (на рис. 2.21 его суммарную величину представляет прямоугольник Q S acQ D). Это денежные средства, которые не могут «найти» товар.

б) Распределение по принципу «первый пришел – первый получил», а следовательно, очереди и большие затраты времени на приобретение нужного товара. В такой ситуации выигрывают те из потребителей, у кого наиболее низкая альтернативная стоимость времени, например, часть пенсионеров.

в) Нормирование, то есть такая ситуация, когда государственные органы определяют, какое количество товара может приобретать потребитель за определенный период времени. Одна из форм нормирования – так называемая «карточная система». В России при социализме она практически всегда имела место в тех или иных формах, в тех или иных регионах страны.

г) Черный рынок, то есть торговля дефицитной продукцией по складывающейся при таких условиях равновесной цене в нарушение государственных регламентаций. Если представить, что вся предлагаемая продукция идет на черный рынок, то на нем установится равновесная цена Р b (рис. 2.21). Как видно, она значительно превышает не только установленную государством цену (P f), но и цену свободного рынка (P е), которая сложилась бы при отсутствии государственного контроля за ценами. При этом весь прямоугольник Р b bаP f есть чистая выручка продавцов на черном рынке. Они, как правило, делятся ею с теми официальными лицами, которым государство поручает контроль над соблюдением государственных цен и нормирования. Отсюда коррупция проникает во все поры государственного механизма.

д) Снижение качества и сокращение ассортимента предлагаемой продукции - естественный ответ производителя на запрет продавать ее по свободным рыночным ценам. Таким образом он стремится уложить свои затраты в искусственно заниженную государством цену. В длительном временном периоде он либо нуждается в дотациях, либо его производство разрушается в силу невозможности обновлять оборудование из-за отсутствия достаточной выручки от продаваемой продукции. К этой стороне вопроса мы вернемся в главе 5, говоря о проблемах ценового регулирования так называемых «естественных монополистов».

Большинство граждан России еще хорошо помнят все перечисленные здесь последствия государственного ограничения цен. Для тех же, кто только слышал об этом, приводим репортаж из современной Белоруссии (см. вставку 2.6). В ней же вы увидите, что и Россия не свободна от покушений властей на свободное ценообразование.


 

Вставка 2.6. Что происходит, когда государство вообразит себя рынком?   Корреспондентка журнала «Итоги» М.Гессен в статье «Реставрированный заповедник» описывает целый ряд явлений, характерных для белорусской «экономики дефицита». Приведем несколько выдержек из ее репортажа. «Горничная между тем меняет тему: «У меня муж ездил в Москву в командировку, только вернулся. Говорит, там в магазинах все есть. Что с мужика взять, даже цены не посмотрел». Она мужу явно не верит и перепроверяет у меня: «И мясо есть?» – «Да. А у вас?» - «У нас пропало. Даже в престижных магазинах, которые по ночам работают, одни свиные головы лежат. И копыта. Говорят, все мясо в Россию ушло как плата за газ. И яйца тоже пропали…» «Яйца дают на улице Карла Либкнехта, в институтском подвале с ностальгическим названием «Стол заказов». … «Женщины впрочем стоят в очереди и не обращают никакого внимания на … слесаря в синей спецовке, который проходит по коридору дымя чем-то невыносимым, и объявляет: «Не стойте. Яйца не хватит. Я посчитал: там две тысячи. На 100 человек. А вас здесь 200». Яйца дают по два десятка в одни руки. Женщины продолжают стоять. Так же стоят и другие женщины в другом магазине в квартале отсюда. В этой очереди-толпе утверждают, что сегодня привезут курей. Четыре молоденьких продавщицы в синих платьях в белый горошек и пилотках из той же ткани сидят на столе, болтая ногами. Информацию о грядущем завозе не подтверждают и не опровергают: «Что-то привезут. Что – не знаем». В ответ на чей-то вопрос, однако, уточняют: «Колбаски сегодня не будет». На прилавке перед ними под стеклом лежат «макаронные изделия», «крупа перловая», «свекла маринованная» в полуторалитровой банке и в такой же банке желтоватого оттенка «борщ». (Итоги, 1998, 17 ноября. – С.31-32). Ползучее расширение вмешательства государства в работу рынка имеет место и в России. «Государство российское ведет долгую, изнурительную борьбу с рынком лекарственных средств. Первоначально объектом атак стали так называемые посредники (фирмы, занимающиеся оптовой торговлей), которых «слишком много», которые «делают накрутки», и поэтому лекарства столь дороги. Постановления правительства, направленные на ограничение торговых наценок (то есть цен на услуги оптовых торговцев), были приняты еще в 1993-1994 годах. В частности, региональным властям были предоставлены полномочия по ограничению торговых наценок. Каков же итог? Сколь печален, столь и предсказуем. Число посредников за эти годы практически не уменьшилось, а среднее количество «переходов из рук в руки» одной партии товара даже увеличилось. Размеры коррупции, по оценке работающих на этом рынке специалистов, возросли. И что самое интересное, в тех регионах, правительства которых полностью отказались от регулирования, цены не выше, а зачастую даже ниже, чем у соседей, а ассортимент лекарств – шире». «В марте 1999 года было принято постановление правительства об обязательной регистрации цен на препараты, входящие в «Перечень жизненно необходимых лекарственных средств», включающих 394 наименования. Чтобы изменить цену на свой препарат, производитель должен предварительно получить в Минздраве государственное регистрационное свидетельство на цену (для отечественных производителей – рублях, для зарубежных – в валюте). Минздрав мотивирует необходимость регистрации тем, что производители назначают «экономически необоснованные» цены. На практике это выглядит следующим образом. Представитель предприятия приходит в Минздрав и заполняет три формы, содержащие в совокупности более двух десятков показателей для каждого препарата. Далее он несет их в Минэкономики вместе с пакетом документов, относящихся к данному лекарственному средству (включая отчетные данные об объемах продаж и рентабельности). В случае положительного решения (не более чем через 15 дней) все документы направляются в Минздрав, где и выписывается регистрационное свидетельство (в течение еще 10 дней). Поскольку производители не спешили выполнять постановление, в январе 2000 года положение о регистрации было внесено в качестве поправки в закон РФ «О лекарственных средствах». И это лишь первый шаг. Минздрав хочет регулировать цены на все лекарственные препараты» (Эксперт, 2000, № 18. – С.8). Именно тем, кто питает иллюзии относительно государства как регулятора цен во имя общего блага, адресованы слова американского экономиста П. Хейне. «Никто не бранит градусник за низкую температуру и не рассчитывает всерьез согреть дом в холодную погоду, поднося свечу к термометру. А вот высокие цены на некоторые редкие блага люди ругают часто и действуют так, будто бы редкость можно преодолеть, устанавливая контроль за ценой» (Хейне Пол. Экономический образ мышления. М.: Изд-во «Новости» при участии изд-ва «Catallaxy», 1991. – С.107).  

 


Выводы

1. Закон спроса отражает тот факт, что с ростом цены товара спрос на него падает, а при снижении цены товара он растет. Это закон объясняется действием эффектов замены и дохода.

2. Соотношение между ценой товара и спросом на него может быть представлено как в табличной форме, так и графически, в виде кривой спроса. Колебания в цене товара приводят к изменениям величины спроса, выражающимся в движении по кривой спроса.

3. Функция спроса показывает влияние на него как реальной цены данного товара, так и так называемых «неценовых факторов» (цен товаров-заменителей и дополняющих товаров, доходов потребителей, их вкусов и ожиданий изменения цены товара). Влияние «неценовых факторов» приводит к изменениям в спросе, выражающимся в сдвигах кривой спроса.

4. С ростом цены товара его предложение, как правило, увеличивается, а при снижении цены – сокращается. Это обусловлено тем, что рост цены позволяет покрывать растущие издержки производства дополнительных количеств товара и у производителя появляется интерес изменить структуру производства в пользу товара с растущей ценой за счет сокращения производства других, менее выгодных товаров.

5. Соотношение между ценой товара и его предложением может быть представлено как в табличной форме, так и графически, в виде кривой предложения. Колебания в цене товара приводят к изменениям величины предложения, выражающимся в движении по кривой предложения.

6. Функция предложения показывает влияние на него как реальной цены данного товара, так и «неценовых факторов» (издержек производства товара, выгодности товаров-заменителей и дополняющих товаров, непредсказуемых событий и ожидаемой цены данного товара). Влияние «неценовых факторов» приводит к изменениям в предложении, выражающимся в сдвигах кривой предложения.

7. При превышении объёма спроса над величиной предложения на рынке возникает дефицит, который при свободном движении цен ведет к росту цены товара. При превышении объёма предложения над объёмом спроса на рынке возникает избыток, который при свободном движении цен ведет к снижению цены товара. В итоге цена уравновешивает спрос и предложение.

8. Равновесная цена ведет к так называемому «расчищению рынка» – ситуации, когда спрос равен предложению, нет ни дефицита, ни избытка.

9. Сдвиг кривой спроса или предложения ведет либо к дефициту или избытку. Однако тогда цена либо растет, либо падает до тех пор, пока она не определит новую равновесную ситуацию на рынке.

10. Эластичность есть мера реакции спроса или предложения на изменения одной из их детерминант. Она определяется как соотношение процентного изменения спроса или предложения, с одной стороны, к процентному изменению соответствующей детерминанты, - с другой.

11. Ценовая эластичность спроса измеряет реакцию спроса на изменение цены. Поскольку кривые спроса имеют отрицательный наклон, ценовая эластичность спроса отрицательная. Если эластичность спроса больше единицы (по абсолютной величине), то спрос называется эластичным, если меньше – неэластичным.

12. Спрос на товар будет тем более эластичным, чем больше у него товаров-заменителей, чем большая доля дохода тратится на данный товар и чем больше времени проходит после изменения в цене.

13. Обычно кривая спроса имеет различную эластичность в различных своих точках. Эластичность может быть измерена как между двумя точками на кривой, так и в точке на кривой. В первом случае речь идет о дуговой эластичности, во втором – о точечной.

14. Когда спрос эластичный, тогда рост цены ведет к снижению расходов покупателя на данное благо, когда неэластичный, тогда рост цены ведет к увеличению расходов покупателя на данное благо. В том же направлении меняется и выручка продавца.

15. Ценовая эластичность предложения измеряет реакцию предложения на изменение в цене. Поскольку кривые предложения имеют, как правило, положительный наклон, то ее значения – положительны. Предложение тем более эластично, чем меньше прирост издержек на дополнительную единицу продукции и чем длиннее временной период.

16. Эластичность спроса по доходу измеряет реакцию спроса на изменение в доходе. Для нормальных благ она принимает положительные значения, для низших – отрицательные. Эластичность спроса по доходу тем выше, чем ближе благо к предметам роскоши и чем медленнее насыщается спрос по мере наращивания потребления.

17. Перекрестная эластичность спроса измеряет реакцию спроса на один товар при изменении цены другого товара. Для товаров заменителей коэффициент перекрестной эластичности принимает положительные значения, для дополняющих товаров – отрицательные. Перекрестная эластичность тем выше, чем в большей степени товары являются взаимозаменяющими или взаимодополняющими.

18. Государство влияет на работу рынка через налоги, субсидии, регулирование цен. Налоги бывают прямыми и косвенными. Одной из разновидностей косвенных налогов являются потоварные налоги, в частности, акцизы.

19. Если государство вводит потоварный налог, то это ведет к сокращению предложения, повышению цены покупки для потребителей и снижению продажной цены для поставщиков. Распределение налогового бремени между поставщиками и потребителями зависит от ценовой эластичности спроса и предложения налогооблагаемого товара.

20. Налоговое бремя для потребителей будет тем выше, а для поставщиков тем ниже, чем ниже эластичность спроса и выше эластичность предложения налогооблагаемого товара. Суммарные налоговые поступления государства будут тем выше, чем менее эластичны спрос и предложение.

21. Потоварные субсидии имеют обратный эффект по сравнению с потоварными налогами. Предложение расширяется, цена поставщика возрастает, а цена для покупателя падает.

22. Равенство потоварной субсидии потоварной налоговой ставки не обеспечивает равенства сумм налоговых поступлений и субсидий. Последняя оказывается выше. Казне требуется изыскать дополнительные средства для выплаты субсидии.

23. Субсидии оказывают дестимулирующее воздействие на производителей, порождают дорогостоящее соревнование за их получение, подрывают конкуренцию. В то же время субсидии на товары первой необходимости могут смягчить неравенство.

24. Государство может устанавливать минимальные или максимальные цены. Если минимальная цена устанавливается на уровне выше равновесного, то в результате появляется избыток товара. Если максимальная цена устанавливается на уровне ниже равновесного, то в результате появляется нехватка товара.

25. Максимальные цены часто порождают очереди, нормирование отпуска товаров, черный рынок, содействуют распространению коррупции.

Основные понятия:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.