Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Сущность и теоретические основы развивающего обучения

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

Лекция 6.

 

Вопросы лекции:

1. Сущность и теоретические основы развивающего обучения.

2. Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова.

3. Теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович).

Основная литература:

Дидактика / Авт.-сост.: В.В. Буткевич, С.А. Павлюченко, О.В. Толкачева. Минск, 2004. Тема 8.

Капранова В.А., Тихонова И.Г. Основы школьной дидактики. Минск, 2002. Гл. 3 (§ 3).

Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. М., 2002. Гл. 12 (§ 1).

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006. Т. 1. Гл. VII (§ 7.4). Т. 2. Гл. XII (§ 12.1, 12.2).

Школьные технологии обучения и воспитания / Под ред. Л.В. Пенкрат. Минск, 2009. Гл. 3 (с. 53–59).

 

Дополнительная литература:

Занков Л.В. Обучение и развитие (экспериментально-педагогическое исследование) // Избр. пед. тр. М., 1990 (с. 83–318).

Начальная школа. 2007. № 7. (номер посвящен системе Л.В. Занкова)

http://www.zankov.ru/

Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 2004.

Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. М., 1985.

Волович М.Б. Легкий предмет ― математика: [О теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина] // Народное образование. 1989. № 9.

Волович М.Б. Все это просто: [О теории поэтапного формирования умственных действий] // Народное образование. 1989. № 10.

 

Проблема обучения и умственного развития – одна из старейших психолого-педагогических проблем.

 

Господствующие классы должны быть заинтересованы в умственном развитии широких масс населения.

 

В наши дни начальная школа ставит перед собой задачу не столько вооружить детей элементарными практическими навыками чтения, письма, счёта, решения простейших арифметических задач, сколько формировать способность к усвоению системы научных знаний.

 

Повышение теоретического содержания обучения в начальных классах.

 

Формирование у детей учебной деятельности как особой формы социальной деятельности.

 

«Обучение как основа усвоения выработанных обществом способов действий, задач и мотивов человеческой деятельности, норм отношений между людьми, всех достижений культуры и науки является всеобщей формой развития ребёнка. Вне обучения не может быть никакого развития» 1.

____________

1 Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974. С. 9.

 

Достижение детьми значительно более высоких уровней развития всех основных психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, эмоций, воли.

 

«Своеобразие детей терпимо в кругу семьи; но с момента вступления в школу начинается жизнь согласно общему порядку, по одному, для всех одинаковому правилу; здесь дух должен быть приведён к отказу от своих причуд, к знанию и хотению общего, к усвоению существующего общего образования. Это преобразование души – только и называется воспитанием. Чем образованнее человек, тем меньше выступает в его поведении нечто только ему свойственное, и именно поэтому случайное» 1.

_____________

1 Гегель. Соч. Т. III. М.: Госполитиздат, 1956. С. 82.

 

Школа – переход из семьи в гражданское общество.

 

Результатом учебной деятельности, в ходе которой происходит усвоение научных понятий, является прежде всего изменение самого ученика, его развитие, приобретение им новых способов действий (способностей).

 

«Учебная деятельность – это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщёнными способами в сфере научных понятий» 2.

____________

2 Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974. С. 46.

Мотивы учебной деятельности – это мотивы собственного роста, самосовершенствования. Позиция ученика – это не просто позиция школьника, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя, а позиция человека, совершенствующего самого себя и тем самым осуществляющего общественно значимую деятельность.

«Самое главное при формировании учебной деятельности – это перевести ученика от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий» 3.

Математическая задача есть завуалированные конкретными предметами математические отношения. Решить задачу – значит, раскрыть эти отношения и представить их в чистом виде.

Контроль: 1) результата деятельности; 2) процесса деятельности, т. е. контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий.

Структура учебной деятельности:

1) учебно-познавательные мотивы;

2) учебные задачи и составляющие их операторное содержание учебные операции (центральное звено учебной деятельности);

3) контроль;

4) оценка.

Ученик, приходящий в школу, не обладает пока учебной деятельностью. Она формируется в совместной работе с учителем.

Нельзя ограничивать содержание образования чисто эмпирическими понятиями и практическими навыками.

Основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте ― переход процессов мышления на новую ступень. Ключом является усвоение младшим школьником системы научных понятий.

Понятие – это знание о существенных отношениях между отдельными сторонами предмета или явления.

____________

3 Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974. С. 49.

 

Моделирование как средство научного мышления.

Восхождение от абстрактного к конкретному.

Основная цель обучения – развитие учащихся (прежде всего умственное).

Организованное систематическое обучение – главнейшая форма и условие целенаправленного развития ребёнка.

 

Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.

Термин «развивающее обучение» ввел в 1960-е годы В.В. Давыдов.

Развивающее обучение ― это активно-деятельностный вид обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному обучению, учитывающий законо­мерности развития ребёнка, приспосабливающийся к уровню развития и особенностям психики каждого индивида.

В психологии и педагогике существуют три основных подхода к соотношению процессов обучения и развития.

Концепция обучаемого развития Ж. Пиаже: ребёнок должен пройти в своем развитии строго определенные возрастные стадии:

1) до 2 лет ― стадия сенсомоторного мышления;

2) с 2 до 7 лет ― стадия дооператорного мышления;

3) с 7―8 до 11―12 лет ― стадия конкретных операций;

4) с 11―12 до 14―15 лет ― стадия формальных операций с предложениями или высказываниями (то есть ребенок может организовывать воспринимаемое в нечто структурно целое и сообразно этому действовать).

При этом развитие зависит от обучения в незначительной степени: развитие идет впереди обучения, а последнее надстраивается над ним, как бы «обучая» его.

Концепция Джемса и Э. Торндайка: обучение отождествляется с развитием, а развитие рассматривается как накопление человеком навыков и привычек в ходе обучения. Получается, чем больше ты знаешь ― тем больше ты развит.

Психологическая концепция Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития.

Концепция ведущей роли обучения в развитии ребенка (Л.С. Выготский). В начале 1930-х годов Л.С. Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка, во всей совокупности его личностных качеств как на основную цель. При этом знания являются не конечной целью обу­чения, а всего лишь средством развития учащихся.

Л.С. Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вче­рашний, а на завтрашний день детского развития». Он выделял два уровня в развитии ребёнка: сферу (зону) актуального развития ― уже сформировавшиеся качества и то, что ребёнок может делать самостоятельно; зону ближай­шего развития ― те виды деятельности, которые ребёнок пока еще не в состоя­нии выполнить самостоятельно, но с которыми может справиться с помощью взрослых.

Для развития нужно постоянно преодолевать грань между сферой актуального развития и зоной ближайшего развития ― областью неведомой, но потенциально доступной для познания.

Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно происходит в зоне ближайшего развития ребенка, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.

Определить внешние границы зоны ближайшего развития, отличить ее от актуальной и недоступной зоны ― задача, которая решается пока только на ин­туитивном уровне, зависящем от опыта и мастерства учителя.

 

В развивающем обучении, утверждают эти ученые, педагогические воздействия опе­режают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.

 

Позиция учителя в развивающем обучении: «к классу не с ответом, а с вопросом». Учитель ведет к известным ему целям обучения, поддерживает инициативу ре­бенка в нужном направлении.

Позиция ученика в развивающем обучении: субъект познания; за ним закрепляется роль познаю­щего мир (в специально организованных для этого условиях).

 

После исследований Л.С. Выготского об умственном развитии ребёнка в психологии установилось мнение, что в младшем школьном возрасте происходит глубокое изменение мышления – переход от его дологических к собственно логическим формам. Но остались невыясненными представления о деятельности ученика в процессе обучения и возможных изменениях организации этой деятельности.

Исследование ……………………… продолжили ученики Л.С. Выготского ― А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин и др. Концепция Л.С. Выготского была ими развита и применена на практике. ………………………………….

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Вопрос 2. Дидактическая система развивающего обучения Л. В. Занкова
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.