Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, М. Б. Волович)

Теория поэтапного формирования умственных действий (Петр Яковлевич Гальперин, Нина Федоровна Талызина, Марк Бенционович Волович) – концепция управляем, в которой умственное развитие ребенка выступает как управляемый извне процесс образования представлений и понятий об объектах на основе внешних действий.

 

П.Я. Гальперин и его сотрудники исходили из того, что в традиционном обучении деятельность ученика в процессе овладения новым заданием происходит без достаточного руководства, контролируется главным образом по конечному результату и приходит к нему ощупью. Была поставлена задача: выяснить условия, при наличии которых ученик будет действовать так, «как надо», и неизбежно придёт к заранее намеченным результатам.

В результате была разработана система обучения, которую сам П.Я. Гальперин называл планомерно-поэтапным формированием умственных действий и понятий.

Эта система включает четыре большие группы условий:

1) формирование адекватной мотивации действий ученика;

2) обеспечение правильного выполнения нового действия;

3) формирование желаемых свойств этого действия;

4) превращение этого действия в его наиболее желаемую форму ― в умственное действие.

Для обеспечения правильного выполнения нового действия (которое ученик выполнять не умеет) была разработана схема полной ориентировочной основы действия. Эта схема представляет собой как бы алгоритмическое предписание, посредством которого перед ребёнком раскрывается объективная структура материала и действия, в материале выделяются ориентиры, а в действии – последовательность его отдельных звеньев, чтобы вместе они позволили ребёнку с первого до последнего шага правильно выполнить всё задание.

В самом начале такой записи помещается разъяснение того, для чего нужен конечный продукт действия. Затем следует указание на отдельные части этого продукта (в порядке их выполнения) и отдельные действия, с помощью которых они производятся. В материале выделяются ориентиры, и всё действие выполняется замедленно и настолько развёрнуто, чтобы для ребёнка ясно выступили связи между отдельными действиями и теми изменениями материала, которые ими производятся. Всё это должно быть представлено в чёткой форме записи на ориентировочной карточке.

При таком обучении в каждом целенаправленном действии выделяются ориентировочная и исполнительная части: сначала (с помощью ориентировочной карточки) ребёнок ориентируется в задании, а затем выполняет действие. В ходе обучения разделяющая их последовательность всё более уменьшается, и обе части, ориентировочная и исполнительная, всё более как бы сливаются.

Ориентировочная часть отвечает за ход обучения и качество его результатов.

Для уверенного формирования действия его материал и отдельные его звенья должны выполняться на оригинальных предметах или на моделях, схемах, чертежах, изображениях, словом, – материально или материализованно. А затем все действия (в перцептивных, физических и речевых действиях – только их исполнительную часть) «переносятся» в умственный план. Этот внутренний план может быть сформирован только на основе речи, через промежуточные этапы «громкой, социализированной речи» и «внешней речи про себя».

Свойства действия: разумность, обобщённость, сознательность, мера овладения.

Отработка действия бывает более или менее длительной – в зависимости от характера прошлого опыта, его содержания, объёма и качества. В предельном случае, когда таким опытом можно пренебречь, отработка производится на четырёх этапах: материального, или материализованного действия, в громкой социализированной речи, на первом внутреннем этапе – «внешней речи про себя» и, наконец, на заключительном этапе – «действия в скрытой речи». Этот процесс, называемый «интериоризацией» (т. е. переносом действия извне во внутренний план) представляет собой как бы воссоздание действия заново.

Обучение новому действию на основе схемы полной ориентировочной основы, представленной на ориентировочной карте, чрезвычайно облегчает задачу ребёнка. Действие включается в систему его интересов (самый первый этап составляет «формирование мотивационной основы действия»). На ориентировочной карте в легко обозримой и легко читаемой записи открывается общая перспектива предстоящего действия, содержание каждого из его звеньев, их последовательность и связь между ними; ребёнок видит, с чего начинать, к чему вести и как делать на каждом отрезке пути. И ничего не нужно предварительно заучивать, чтобы потом выполнять по памяти! Задача усвоения переносится на непроизвольную память, которая управляется по тому показателю, насколько ребёнок может обходиться без опоры: сначала на ориентировочной карте, потом – без её проговаривания вслух и, наконец, без проговаривания «про себя».

Благодаря такой организации процесса, новое действие (а на его основе – понятия о его объектах) формируются гораздо легче и скорей, чем в традиционных формах обучения, а также становятся доступны в более раннем возрасте.

 

В контексте данной теории описаны четыре группы условий, требующихся для овладения новым умственным действием: наличие мотивации, выполнение действия во внешней форме без ошибок, приобретение действием свойств обобщенности, разумности, перевод действия в умственный план.

Действие, формируемое у учащегося, приобретает умственную форму не сразу, а постепенно, последовательно проходя 5 этапов, ни один из которых не должен выпасть:

Первый – выяснение ориентировочной основы действия. Учащегося предварительно знакомят с целью действия, создают необходимую мотивацию и далее создают ориентировочную основу действия. Ориентировочной основой действия (ООД) называют систему ориентиров и указаний, пользуясь которой человек выполняет данное действие. Эта система указаний и ориентиров может быть разного характера и в различном виде дана ученику или составлена им самим, но это пока лишь представление о предстоящем действии, о способе его выполнения, но еще не само действие.

Второй – этап выполнения действия в материальном или материализованном виде. На этом этапе усваиваемое действие выполняется как внешнее, практическое действие с реальными предметами (тогда оно называется материальным) или с помощью каких-либо моделей: схем, чертежей и т.д. (тогда оно называется материализованным).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2. Дидактическая система развивающего обучения Л. В. Занкова | Пятый – во внутренней речи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5969; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.