Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Градостроительная композиция


 

 


Понятие «композиция» (от лат. compositio - со­чинение, составление, соединение) обычно использу­ется применительно к произведениям искусства. Рас­сматривая градостроительство как творческую дея­тельность, направленную на создание не только удоб­ной и здоровой, но и эстетически совершенной сре­ды обитания, мы правомерно используем такие поня­тия, как «градостроительное искусство», «градостро­ительный ансамбль», «художественный образ города», «градостроительная композиция».

Градостроительная композиция - упорядо­ченное в соответствии с художественными требова­ниями взаимное расположение созданных челове­ком и природных компонентов формируемой про­странственной среды. Особенность градостроитель­ной композиции заключается в том, что ее эстети­ческие достоинства нельзя рассматривать изолиро­ванно от функциональных, социальных, экономичес­ких, экологических качеств градостроительного объекта. Нельзя создавать город только по законам красоты, забывая, что он должен быть эффективным с позиций организации процессов жизнедеятельно­сти людей, функционирования социальной, производ­ственной, транспортной, инженерно-технической инфраструктур.

Город воспринимается во времени и в опреде­ленной последовательности. В отличие от компози­ции здания или группы зданий, которые могут пред­ставлять собой законченное решение, композиция города постоянно развивается и видоизменяется. Чем больше город, тем в большей степени расчленено его пространство и сложнее обеспечить целостность ху­дожественного образа города.

Градостроительная композиция рассматривает­ся в двух аспектах - как композиция плана и как про­странственная, визуально воспринимаемая компози­ция городской застройки и открытых пространств [15].

6.1. КОМПОЗИЦИЯ ПЛАНА

Композиция плана обычно не может быть вос­принята непосредственно. Лучше всего она видна и понятна на картографических моделях: именно в та­ком виде композиция плана является объектом твор­ческой деятельности архитектора-планировщика.

Геометрическая форма плана. Градостроите­ли с древних времен пытались найти идеальную фор­му плана города. Круг и квадрат в наибольшей сте­пени соответствовали таким представлениям. Фор­му круга имели города Хеттской империи, существо­вавшие за 2 тысячи лет до нашей эры. Квадратную форму плана имели древние города Китая, Индии, Римской империи. При этом город рассматривался не только как место проживания, но и как своеобраз­ная модель мироустройства.

Примером построения композиции плана горо­да как модели мироустройства может служить гра­достроительный ансамбль Императорского города в Пекине (рис. 6.1). План Пекина, ставшего в 1421 г.

 

Рис. 6.1. Центричное построение городского плана Пекина как модели мироустройства, XV век

столицей Китайской империи, имел близкую к квад­рату форму и представлял собой три изолирован­ных друг от друга района, размещавшихся один в другом. Границами районов служили высокие стены с воротами, причем оборонительное значение имели только внешние стены города протяженностью около 20 километров.

Центричное построение городского плана Пеки­на отражало устройство Серединной империи, как ее называли китайцы, располагавшейся по их представ­лению в центре мира. Центральное место в городе занимал комплекс тронных залов. Таким образом подчеркивалось центральное положение императо­ра в системе мироздания. Вокруг возвышения с трон­ными залами находился Запретный или Пурпурный (по цвету стен) город, вокруг него - Императорский город с парками, государственными храмами, скла­дами, резиденциями сановников, а вокруг него - ос­тальной Пекин [61].

Рис. 6.2. План города-крепости Слуцка в XVII веке в форме круга, построенный по правилам фортификации своего времени

В градостроительстве Беларуси города с «иде­альными» планами появились в XVI-XVII веках. Это города-крепости Быхов, Слуцк, Несвиж, являвшиеся владениями крупных феодалов. Планировка городов подчинялась правилам фортификации своего вре­мени: города имели в плане форму круга (Слуцк), полукруга (Быхов), квадрата (Несвиж) и регулярную планировку улиц; по периметру располагались обо­ронительные рвы и валы с равелинами и бастиона­ми (рис. 6.2).

Следующий период «идеальной» планировки го­родов в градостроительстве Беларуси связан с вклю­чением ее в конце XVIil века в состав Российской им­перии. Господствовавшие в тот период представле­ния о композиции городского плана были реализо­ваны в проектах планировки Городка, Мстиславля, Кли­мовичей, Дриссы и других городских поселений (рис. 6.3, 6.4). Они имели регулярную планировку улиц, чле­нение территории на однотипные кварталы жилой застройки. Наряду с главной городской площадью

 

(площадь для размещения присутственных мест) в городах размещались торговые площади, а при боль­шом количестве еврейского населения - отдельная площадь для размещения синагоги и лавок евреев (Городок, Дрисса).

Часто регулярная планировка улиц механичес­ки «накладывалась» на крутой рельеф (Чериков, Ко- пыль и другие). Мало учитывались не только при- родно-ландшафтные условия (Дрисса, Сураж), но и местоположение замчищ (Копыль), монастырей (Мстиславль) [23].

Поиски идеальной планировки ведутся на протя­жении всего периода существования городов. Ком­позиционные решения городского плана весьма раз­нообразны. Наряду с простыми геометрическими формами - круг, звезда, многоугольник, разработаны и более сложные планировочные построения. Широ­ко известна композиционная схема плана города Бразилиа, созданная Л. Коста и О. Нимейером, рису­нок которой напоминает летящую птицу (рис. 6.5). Оригинальностью решений отличаются «кристалл» У. Гриффина (рис. 6.6), система концентрических колец Э. Каталано (рис. 6.7) и другие.

Рис. 6.3. «Образцовая» планировка Городка, 1778 г.

В конце XIX - начале XX веков в связи с развитием урбанизации появились динамичные модели планировки городов. Например, «парабола» Н. Ладовского дает городу возможность территориально раз­виваться вдоль планировочной оси (рис. 6.8), «улит­ка» П. Солери (рис. 6.9) предусматривает спираль­ное развитие города. Принцип развития заложен во многих градостроительных проектах. В проекте «То­кио 60», разработанном под руководством К. Танге, развитие города предусмотрено на акватории То­кийского залива - план города напоминает дерево со «стволом» транспортных коммуникаций и «ветвя­ми» жилых комплексов, которые добавляются по мере необходимости (рис. 6.10).

Рис. 6.4. Проектный план Мстиславля, 1778 г.

Реализация «идеальных» планировочных моделей городов - скорее исключение, чем правило. В реаль­ном проектировании градостроитель имеет дело не с чистым листом бумаги, а с конкретной градострои­тельной и ландшафтной ситуацией, сложившейся пла­нировочной структурой.

Природно-ландшафтные условия оказывают су­щественное влияние на формирование композиции плана. Рисунок плана ориентируется по странам света, чтобы в холодном климате уловить побольше солнеч­ных лучей, а в жарком - защититься от них. При этом учитывается направление господствующих ветров. Водные рубежи ограничивают территориальное раз­витие поселений. Конфигурация береговой линии реки, озера часто определяет рисунок улиц, а мосто­вые переходы фокусируют трассировку уличной сети.

Учет социально-функциональных требований к композиции плана города выражается в выявлении социально и функционально значимых элементов го­родской среды - общегородского центра, центров планировочных образований, наиболее важных куль­турных, зрелищных, других общественных комплек­сов. При этом обеспечиваются их доминирующее положение в пространстве, благоприятные условия обзора, удобная доступность в пределах городской территории.

Композиционная структура плана представ­ляет собой схематизированную модель поселения, в которой выделены наиболее важные в композицион­ном отношении элементы плана - композиционные центры и оси, образующие композиционный кар­кас поселения.

Композиционные центры (узлы) - компакт­ные градостроительные комплексы и объекты, хоро­шо обозреваемые и служащие ориентирами в про­странстве. Композиционные оси - основные на­правления обзора городского пространства, ориен­тированные на композиционные узлы. Композици­онные оси могут формироваться урбанизированны­ми элементами среды (транспортная магистраль, «разрыв» в застройке) или природными (река, берег озера, «зелененный коридор»). Композиционные цен­тры и оси обычно образуют иерархически органи­зованную систему.

Композиция плана регламентирует последова­тельность и пространственные условия восприятия градостроительного объекта как совокупности зри­тельных «кадров». Начертание композиционных осей и расположение композиционных узлов часто стано­вятся репрезентативными элементами городского пространства, например, площадь Звезды в Париже, трехлучевое построение исторического центра С.­Петербурга и другие [15, 35, 81].

 

6.2. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

При формировании пространственной компози­ции градостроительных объектов выделяются визу­альные акценты - пространственные ориентиры - и фон, на котором они воспринимаются. Человек фик­сирует внимание на ярких, нестандартных архитек­турных сооружениях и обращает мало внимания на «фоновую» застройку.

Разнообразие пространств. Среда жизнедея­тельности современного человека - среда упорядо­ченная, пространственно структурированная. Она не однородна и включает пространства разной величи­ны, функционального назначения, имеющие разных владельцев и пользователей, разную культурную, ин­формационную, экологическую ценность, что оказы­вает существенное влияние на построение городс­кого пространства.

Задача архитектора при проектировании градо­строительных объектов заключается в обосновании и определении границ разных типов пространств. Границы выделяются на основании физических ха­рактеристик (планировочные параметры, плотность, этажность застройки, другие), социальной значимос­ти (парадное, камерное, другие), психологических кри­териев (сложившихся традиций, обычаев, других). Гра­ницы должны быть четко зафиксированы, чтобы не было «ничейных» участков, создающих конфликтные ситуации.

По физическим качествам в поселениях выделя­ются два основных типа пространств - застроенные (закрытые) и не застроенные (открытые). По психо­логическим качествам типология пространств значи­тельно разнообразнее. Существенно различаются пространства для уединения, соседского общения или массовых посещений, сакральные или светские.

Качество жизненной среды во многом зависит от того, в какой степени различные типы пространств соответствуют потребностям и идеалам человека. Для разных типов пространств применяются разные при­емы композиционного построения.

Учет условий зрительного восприятия. Вос­приятие градостроительной композиции существен­но меняется в зависимости от удаленности наблю­дателя от объекта, направления, высоты обзора, ско­рости движения наблюдателя и других факторов. Обширные городские пространства охватить одним взглядом крайне сложно. Поэтому в составе поселе­ний выделяются градостроительные образования с размерами, позволяющими воспринять (единовремен­но или последовательно) облик этих образований как пространственную целостность.

Формирование направленных видовых перспек­тив способствует упорядочению композиции. При этом используются приемы линейного раскрытия пространственной композиции и раскрытия с меня­ющимся направлением обзора (рис. VI.1).

Примером линейного раскрытия пространствен­ной композиции может служить организация зри­тельного восприятия исторического центра города Несвижа при подъезде со Слуцкого направления. Панорамный вид города открывается с возвышен­ности, с расстояния около 1 км. Главным про­странственным ориентиром является башня городс­кой ратуши. Последовательное раскрытие видовых перспектив включает: общий вид исторической ча­сти города, вид Слуцкой брамы, вид ратушной пло­щади (рис. VI.1, А 1-3).

Примером раскрытия пространственной компо­зиции с меняющимся направлением обзора может служить организация зрительного восприятия замка Радзивиллов в Несвиже при подъезде с того же Слуц­кого направления. Дальняя перспектива замка откры­вается при подъезде к Замковому озеру с расстоя­ния порядка 700 метров. При въезде в город вид зам­ка заслоняется городской застройкой и открывается снова от Фарного костела с расстояния около 500 метров. Далее идет линейное раскрытие простран­ственной композиции до въезда на территорию Не­свижского замка. Здесь направление обзора меня­ется и ориентируется на въездную башню, за кото­рой открывается двор с расположенным по оси па­радным фасадом замка (рис. VI.1, Б 1-4).

Композиционные доминанты. Особую роль для обеспечения ориентации в пространстве выполняют доминанты (от лат. dominantis - господствующий) - господствующие в пространстве архитектурные со­оружения, контрастно отличающиеся от окружения размерами, формой, цветом.

Доминанты создают систему знаков в простран­стве, хорошо запоминающихся и обеспечивающих ориентацию. Они должны иметь характерный, инди­видуальный облик, чтобы ассоциироваться именно с данным местом. Роль доминант могут выполнять зда­ния оригинальной формы, высотные объекты, купола, шпили, хорошо видимые с больших расстояний.

Размещение архитектурных доминант в лан­дшафте позволяет усилить или ослабить их компо­зиционную значимость. Поэтому при построении пространственной композиции градостроительного объекта важно эстетически осмысленное использо­вание природно-ландшафтных особенностей мест­ности. Широко распространенным композиционным приемом является размещение архитектурных до­минант на повышенных отметках рельефа - на вер­шинах холмов, на бровках крутых откосов. При этом увеличивается зона визуального восприятия архи­тектурного объекта и, соответственно, зона его ком­позиционного влияния. Наибольший композицион­ный эффект достигается при размещении архитек­турных доминант на возвышенностях у водных про­странств - на высоких берегах рек, озер, водохрани­лищ, хорошо просматриваемых с обширных терри­торий (рис. VI.2 - VI.4).

Композиционный анализ ландшафтных условий позволяет выявить геометрию ландшафта, его объемно-пространственные характеристики. При формиро­вании композиционного замысла учитываются мес­тоположение и особенности крупных пространствен­ных форм ландшафта - доминирующих возвышенно­стей, крутых откосов, террас, водных объектов, масси­вов зеленых насаждений. В дальнейшем при прора­ботке проектного решения используются более де­тальные данные о ландшафтных условиях.

Ранжирование архитектурных доминант по композиционной значимости заключается в выде­лении доминант первого, второго и последующих уровней (рис. VI.5).

Высотный силуэт исторических городов Бела­руси включал обычно 4 уровня: первый образовыва­ла одноэтажная жилая застройка, второй - двухэтаж­ная, третий - храмы и общественные здания, чет­вертый - башенные завершения храмов и звонни­цы. Соотношение высоты архитектурных доминант с одноэтажной рядовой застройкой в историческом центре города Слонима составляло от 4:1 (костел бернардинок) до 2,8:1 (лютеранский костел). В ком­позиции главной площади Полоцка соотношение высоты иезуитского костела и двухэтажной застрой­ки составляло 4:1 [72].

Силуэт города. По выражению И. Лангбарда «силуэт города - это первый привет для приезжаю­щего и прощальный для отправляющегося. Эти два сильно действующих на человека момента фиксиру­ются в его памяти доминантами города» [64].

В зависимости от условий восприятия мы можем видеть большую или меньшую часть города. Силуэт большого города не воспринимается целиком в виде единой картины: он доступен осмотру лишь по час­тям. Вместе с тем, город - это единое планировоч­ное и объемно-пространственное образование.

Методика построения силуэта города может быть рассмотрена на примере специально выполненной про­ектной работы «Силуэт Минска» (Минскпроект, 1975 г.). Был проведен анализ рельефа, других природно-лан­дшафтных особенностей, географической структу­ры города, условий зрительного восприятия городс­кого пространства, проанализированы проектные пред­ложения генерального плана города и проекта деталь­ной планировки центра, определены основные направ­ления видовых и панорамных раскрытий застройки. В результате были выявлены «золотые точки» - наи­более важные в композиционном отношении площад­ки, на которых предусматривалось размещение архи­тектурных доминант (рис. VI.6).

Композиционное решение силуэта Минска включало:

- формирование главного архитектурного ан­самбля города на Центральной (ныне Октябрьской) площади;

- размещение высотных доминант в центрах планировочных районов города, на пересечениях транспортных колец с главными проспектами и магис­тралями, с Лошицкой и Слепянской водно-парковыми системами;

- формирование композиционно выразительных архитектурных комплексов, включающих высотные и пластичные протяженные объемы при въезде в центр города.

- архитектурно-пространственное выделение двух главных композиционных осей города - проспекта Ф. Скорины и водно-паркового диаметра вдоль реки Свислочь;

- создание архитектурных акцентов на въездах в город со стороны основных транспортных направле­ний [64].

Большое значение в построении силуэта города имеет форма доминант, которые во многом опреде­ляют индивидуальность облика и художественный образ города (рис. VI.7-VI.8). При этом нельзя упус­кать из вида высотные промышленные и техничес­кие сооружения, форма которых зачастую портит си­луэт городов.

Обеспечение ориентации в пространстве -

важное качество градостроительной композиции. Ориентация в пространстве основана на выявле­нии в градостроительной композиции направлений движения и обзора, центра и периферии, главного и второстепенного и других пространственных ка­честв среды.

Пути сообщения выступают как трассы обзора, а места, где люди останавливаются, задерживаются, осматриваются, - как фиксированные точки обзора (смотровые площадки, выходы из зданий, дворов, под­земных переходов, изломы трасс обзора, их подъемы на высокие отметки рельефа и т.п.) [7].

Прием линейно-узлового построения простран­ственных композиций заключается в сочетании ли­нейных элементов композиции - улиц - и узловых - площадей. Улицы подготавливают к восприятию глав­ных элементов градостроительной композиции, кото­рые размещаются, как правило, на площадях.

Создание многофокусных пространствен­ных композиций повышает разнообразие форми­руемых городских пространств, акцентируя внима­ние зрителя на разных объектах в зависимости от направления обзора.

Например, в пространственном решении истори­ческой части г. Несвижа композиционными центра­ми являются архитектурные доминанты - замок Рад- зивиллов, ратуша, Фарный костел, Бернардинский мо­настырь. В зависимости от местоположения наблю­дателя и направления обзора они становятся фоку­сами разных визуальных картин.

В небольшом по территории г. Слониме в XVIII - начале XX веков насчитывалось до 8 композицион­ных акцентов, которые последовательно раскрыва­лись в процессе движения по городу. При этом ули­цы имели двухстороннее композиционное замыка­ние, что обеспечивало визуальную ориентацию при движении в обоих направлениях по улицам. Наибо­лее значимые в композиционном отношении здания - костелы, синагога, ратуша, дворец размещались на удалении друг от друга и имели свои зоны компози­ционного влияния. Такое построение архитектурно- пространственной композиции обеспечивало мно­гообразие зрительных картин, раскрывающихся при движении. В процессе перестройки города менялись композиционные акценты, но принцип - завершение перспектив улиц архитектурно значимыми объекта­ми - сохранялся [72].

6.3. СРЕДСТВА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ

КОМПОЗИЦИИ

Градостроительный ансамбль - градострои­тельное образование, облик которого отвечает вы­соким художественным требованиям. Градострои­тельный ансамбль должен представлять собой композиционно упорядоченную целостность, визу­ально согласованную с окружением. Основными ка­чествами градостроительной композиции, обеспе­чивающими ансамблевость, являются: целостность объемно-пространственной композиции; сомасштабность архитектурных сооружений между собой и по отношению к человеку; композиционное раз­нообразие (рис. VI.9) [80].

Целостность объемно-пространственной компо­зиции обеспечивается возможностью одновременно­го зрительного восприятия всего градостроительно­го ансамбля. Например, ансамбли исторических цен­тров малых городских поселений Беларуси - Мира, Ружан, Пружан и других имеют линейные размеры порядка 100x150 метров, что позволяет охватить зас­тройку взглядом целиком и обеспечить предпосылки создания целостного композиционного решения.

Большое значение при формировании градост­роительной композиции имеет градостроительный масштаб. В градостроительной композиции необ­ходимо, с одной стороны, отразить масштаб города, а с другой - соизмерить массы и пространства с мас­штабом человека. Гармония достигается при разум­ном сочетании этих двух масштабов.

Композиционное разнообразие проявляется в использовании зданий разной величины, высоты, сти­листики. Многие градостроительные ансамбли фор­мировались на протяжении длительного времени, пе­рестраивались. Как свидетельствует исторический опыт, применение разных архитектурных стилей мо­жет не только не разрушать целостность градостро­ительных комплексов, но и композиционно обогащать их разнообразием архитектурных форм. Например, в застройке исторического центра Новогрудка сосед­ствуют здания в стиле барокко, ренессанса, класси­цизма, неоготики, образуя при этом ансамбль.

Средства градостроительной композиции. В градостроительной композиции используются про­странственные, пластические, светоцветовые сред­ства. С их помощью строится геометрия пространств, пластика застройки и земли, формируются цветовые и светотеневые характеристики среды.

Пространственные средства включают спосо­бы сопоставления, чередования, иерархической сопод­чиненное™ элементов, из которых формируется гра­достроительная композиция.

В качестве примера, иллюстрирующего исполь­зование чередования пространств, можно привести прием, примененный в планировке Барселоны в кон­це XIX - начале XX веков. На пересечениях улиц у застройки «срезаны» углы, в результате чего на пе­рекрестках образуются небольшие площади - про­странство расширяется (рис. VI.10).

Средствами гармонизации пространственных взаимосвязей и соотношения элементов градостро­ительной композиции служат такие приемы, как мет­рические и ритмические чередования элементов в пространстве, симметрия и асимметрия, модульные и пропорциональные членения застройки и другие.

Метрические построения основаны на повторе­нии форм и интервалов между ними. Метрические ряды, в которых повторяется одна и та же форма, на­зываются простыми. В градостроительной практике используются как простые, так и сложные метричес­кие ряды, которые образуются при сочетании двух или более простых метрических рядов. К сложным мет­рическим рядам относятся, например, такие, в кото­рых чередуются неравные объемные элементы и не­равные интервалы между ними.

Ритмические построения создаются по законам прогрессий (возрастающих, убывающих, ускоренных, замедленных и т. д.). Признаками ритма являются: изменение величины (высоты) элементов метричес­ких рядов; изменение величины элементов и интер­валов между ними; изменение величины элементов, интервалов между ними и числа элементов метри­ческих рядов. Во всех случаях единство ряда осно­вано на соподчинении его элементов.

В простых ритмических рядах сохраняется посто­янное соотношение между величинами соседних эле­ментов или интервалов ряда. Сочетания нескольких метрических и ритмических рядов приводит к обра­зованию сложных ритмических рядов.

В зависимости от архитектурно-художественно- го замысла применяются контрастные и нюансные соотношения элементов пространственной компози­ции. Контрастные соотношения используются для выделения главного элемента композиции, нюансные -для организации постепенного перехода от одного типа застройки к другому [34, 80].

Пластические средства включают способы чле­нения застройки на визуально различимые элемен­ты, взаимное расположение этих элементов с учетом их размеров, конфигурации пространственных форм, образующих пластику застройки.

Светоцветовые средства включают соотно­шения цветов, света и тени (рис. VI.11 -V!.12). При­менение разных цветов окраски фасадов зданий по­зволяет менять восприятие пространственных от­ношений - зрительно увеличивать или сокращать расстояния [2].

Колористическое решение включает цвета не только застройки, но и малых архитектурных форм, элементов благоустройства, цветочного оформления, наружной рекламы. При разработке цветового реше­ния застройки необходимо учитывать сочетаемость цветов архитектурных объектов и зеленых насажде­ний, динамику изменения цветовой гаммы деревьев и кустарников в разные периоды года.

Вечерняя подсветка фасадов зданий позволяет по-новому раскрыть пространственную композицию, выделить композиционные акценты. Подсветка архи­тектурных доминант создает систему пространствен­ных ориентиров в вечернем городе.

Особое значение имеет праздничное светоц- ветовое оформление с использованием таких при­емов, как вывешивание днем флагов, гирлянд, на­дувных шаров; вечером - цветных ламп освещения, дополнительной подсветки элементов наружного оформления и других.

Колористическое и световое оформление градо­строительных объектов должно осуществляться на основании специально разработанных проектов.

6.4. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ОБЪЕКТА

Между понятиями «образ» и «облик» градостро­ительного объекта имеются различия: образ объекта духовен, виртуален, в то время как его облик реален. Облик - внешний вид города, его застройки, ланд­шафта; образ - художественно осмысленное отра­жение облика в психике человека [15, 35].

Индивидуальность облика градостроительно­го объекта характеризуется его оригинальностью (пробуждается первичный интерес), разнообразием (поддерживается устойчивый интерес). Оригиналь­ность облика обеспечивается его существенным от­личием от привычных представлений. Разнообразие облика обеспечивается сочетанием разных объемов и пространств, их конфигурации, размеров, цвета, фак­туры, ракурсов восприятия.

Большое значение в градостроительстве имеет «ощущение места». Дома и улицы сами по себе его не дают. Должны быть «знаки» - узнаваемые элементы, которые ассоциируются с данным местом и отлича­ют его от других мест. Иногда достаточно одного, обладающего яркой индивидуальностью архитектур­ного сооружения, чтобы облик города ассоциировал­ся с обликом такого объекта, например, произведе­ния А. Гауди в Барселоне, Ф. Хундертвассера в Вене. И все же чаще - это совокупность архитектурных, гра­достроительных и ландшафтных особенностей. Обыч­но существует система «знаков», которые помогают ориентироваться в пространстве. На роль символа места претендуют не только архитектурные, но и ин­женерные сооружения (Эйфелева башня), скульптур­ные композиции (рис. VI.13-VI.17).

Подчеркивают индивидуальность облика города архитектурно-художественные особенности застрой­ки, традиционные для данного города, региона, город­ская скульптура, элементы внешнего благоустройства.

Индивидуальность городов определяется инди­видуальностью входящих в его состав градострои­тельных образований. Причем это не только индиви­дуальность внешнего облика, но и культурные тради­ции, особенности, которые ассоциируются с конкрет­ным местом. Обычно они закрепляются в названиях, поэтому названия городских районов, улиц должны быть индивидуальны, например, «Уручье», «Комаровка» в Минске, «Болотова» в Гомеле, а не «Юго-Запад», «Восток», которые есть почти в каждом городе.

Особенности эмоционального восприятия градостроительных объектов. Человек не только использует пространство, но и эмоционально воспри­нимает и оценивает его.

Эмоциональная выразительность градострои­тельного объекта - способность вызывать у челове­ка переживания (радость, гордость, уверенность, пе­чаль и т.п.). Это хорошо понимали в древности при формировании таких устойчивых во времени про­странств, как площади и улицы. Еще в середине I века до н. э. Витрувий в «Десяти книгах об архитектуре» указывал на то, что размеры форума должны быть согласованы с количеством городских жителей. По­зднее А. Палладио отмечал, что главная площадь должна иметь такие размеры, чтобы «соответствовать достоинству граждан и их количеству».

С территориальным и высотным ростом городов кардинально изменился характер городской среды - города потеряли «человеческий» масштаб. Макси­мальные расстояния, при которых различаются осо­бенности формы, структуры и цвета застройки, состав­ляют 135...165 м, а для обеспечения целостности и масштабности восприятия открытых пространств их параметры не должны превышать 150...300 м. Одна­ко следует отметить, что приведенные пространствен­ные параметры не являются универсальными. Люди, принадлежащие к различным культурам и даже к раз­ным социальным группам, воспринимают простран­ство не одинаково [80].

Необходима дифференциация геометрических параметров и визуальных характеристик пространств, учитывающая цель и особенности пребывания людей в пространстве.

Особые требования предъявляются к формиро­ванию духовно-культурных градостроительных обра­зований - культовых комплексов, мемориалов, других памятных мест высокой духовности. Для них важно создание специфических пространств - выделение адаптационного пути и собственно сакрального про­странства. Установлено, что оптимальный эффект достигается при соблюдении определенных геомет­рических параметров этих пространств и при обес­печении их соответствующей информативностью.

Художественный образ города. Образ города формируется из впечатлений, которые остаются у людей в результате визуального восприятия городс­кой среды. При этом человек корректирует получае­мые зрительные образы с помощью логического мыш­ления, имеющихся знаний и опыта, объединяет раз­розненные впечатления в целостный образ [80].

Эстетическое представление о городе обычно иерархично: выделяются объекты общегородского значения (как правило, это крупные общественные здания или природные доминанты с выразительным, запоминающимся обликом) и локальные объекты, по которым создается представление о различных рай­онах города.

При формировании художественного образа го­рода, построении художественной концепции и худо­жественных сюжетов важно установление взаимосвя­зей между ними и имевшимися историческими, куль­турными событиями, происхождением географичес­ких названий. Это позволяет обогатить художествен­ный образ города, отразить в нем связь времен - про­шлого, настоящего и будущего.

Природа в формировании художественного образа города. Для человека, живущего в городе, особенно крупном, немалое значение имеет соотно­шение природных и антропогенных компонентов го­родской среды. В разные периоды развития цивили­зации это соотношение было различным: от почти полного отсутствия озелененных пространств в пре­делах крепостных стен средневековых городов до идеи города-сада, будоражащей умы градостроите­лей со времен социалистов-утопистов до наших дней.

Для современного периода характерна «эколо­гизация» мировоззрения архитекторов и градостро­ителей. Природные формы стали обязательным эле­ментом градостроительной композиции. Символом нового экологического мышления можно считать зда­ние с деревом на крыше архитектора Марио Ботта в г. Лугано (Швейцария) (рис. VI.18). Дерево не выпол­няет никакой функции, но символизирует присутствие природы в городе.

Тенденция введения природных элементов в го­родскую среду проявляется по-разному - от созда­ния озелененных пространств на месте снесенной застройки до имитации присутствия природы в виде нарисованных на стенах зданий облаков.

Из-за высокой стоимости земли создаваемые в городах новые озелененные пространства имеют обычно малые размеры. В то же время их значение трудно переоценить. Они выполняют скорее психо­логическую, чем экологическую или рекреационную функции, являясь оазисами природы в урбанизиро­ванной среде (рис. VI.19-VI.20).

В качестве примера имитации присутствия при­роды в градостроительной композиции можно при­вести «облака» колориста Ф. Риети, нарисованные на стенах зданий жилого района «Стержни Дефанса» в Париже (рис. VI.21)


Контрольные вопросы:

1. Что понимается под градостроительной композицией?

2. Из каких элементов формируется композиционная структура плана градостроительного объекта?

3. Какие статичные и динамичные модели планировки городов вы знаете?

4. Какие приемы используются при формировании пространственной композиции градостроительного объекта?

5. Как используются композиционные доминанты при формировании силуэта города?

6. Какие качества характеризуют градостроительный ансамбль?

7. Какие средства градостроительной композиции вы знаете и как они применяются?

8. В чем различия между понятиями «образ» и «облик» градостроительного объекта?

9. Какими композиционными средствами достигается индивидуальность облика градостроительного объекта?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Растровые данные
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 21556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.