КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Градостроительная композиция
Понятие «композиция» (от лат. compositio - сочинение, составление, соединение) обычно используется применительно к произведениям искусства. Рассматривая градостроительство как творческую деятельность, направленную на создание не только удобной и здоровой, но и эстетически совершенной среды обитания, мы правомерно используем такие понятия, как «градостроительное искусство», «градостроительный ансамбль», «художественный образ города», «градостроительная композиция». Градостроительная композиция - упорядоченное в соответствии с художественными требованиями взаимное расположение созданных человеком и природных компонентов формируемой пространственной среды. Особенность градостроительной композиции заключается в том, что ее эстетические достоинства нельзя рассматривать изолированно от функциональных, социальных, экономических, экологических качеств градостроительного объекта. Нельзя создавать город только по законам красоты, забывая, что он должен быть эффективным с позиций организации процессов жизнедеятельности людей, функционирования социальной, производственной, транспортной, инженерно-технической инфраструктур. Город воспринимается во времени и в определенной последовательности. В отличие от композиции здания или группы зданий, которые могут представлять собой законченное решение, композиция города постоянно развивается и видоизменяется. Чем больше город, тем в большей степени расчленено его пространство и сложнее обеспечить целостность художественного образа города. Градостроительная композиция рассматривается в двух аспектах - как композиция плана и как пространственная, визуально воспринимаемая композиция городской застройки и открытых пространств [15]. 6.1. КОМПОЗИЦИЯ ПЛАНА Композиция плана обычно не может быть воспринята непосредственно. Лучше всего она видна и понятна на картографических моделях: именно в таком виде композиция плана является объектом творческой деятельности архитектора-планировщика. Геометрическая форма плана. Градостроители с древних времен пытались найти идеальную форму плана города. Круг и квадрат в наибольшей степени соответствовали таким представлениям. Форму круга имели города Хеттской империи, существовавшие за 2 тысячи лет до нашей эры. Квадратную форму плана имели древние города Китая, Индии, Римской империи. При этом город рассматривался не только как место проживания, но и как своеобразная модель мироустройства. Примером построения композиции плана города как модели мироустройства может служить градостроительный ансамбль Императорского города в Пекине (рис. 6.1). План Пекина, ставшего в 1421 г.
столицей Китайской империи, имел близкую к квадрату форму и представлял собой три изолированных друг от друга района, размещавшихся один в другом. Границами районов служили высокие стены с воротами, причем оборонительное значение имели только внешние стены города протяженностью около 20 километров. Центричное построение городского плана Пекина отражало устройство Серединной империи, как ее называли китайцы, располагавшейся по их представлению в центре мира. Центральное место в городе занимал комплекс тронных залов. Таким образом подчеркивалось центральное положение императора в системе мироздания. Вокруг возвышения с тронными залами находился Запретный или Пурпурный (по цвету стен) город, вокруг него - Императорский город с парками, государственными храмами, складами, резиденциями сановников, а вокруг него - остальной Пекин [61].
В градостроительстве Беларуси города с «идеальными» планами появились в XVI-XVII веках. Это города-крепости Быхов, Слуцк, Несвиж, являвшиеся владениями крупных феодалов. Планировка городов подчинялась правилам фортификации своего времени: города имели в плане форму круга (Слуцк), полукруга (Быхов), квадрата (Несвиж) и регулярную планировку улиц; по периметру располагались оборонительные рвы и валы с равелинами и бастионами (рис. 6.2). Следующий период «идеальной» планировки городов в градостроительстве Беларуси связан с включением ее в конце XVIil века в состав Российской империи. Господствовавшие в тот период представления о композиции городского плана были реализованы в проектах планировки Городка, Мстиславля, Климовичей, Дриссы и других городских поселений (рис. 6.3, 6.4). Они имели регулярную планировку улиц, членение территории на однотипные кварталы жилой застройки. Наряду с главной городской площадью
(площадь для размещения присутственных мест) в городах размещались торговые площади, а при большом количестве еврейского населения - отдельная площадь для размещения синагоги и лавок евреев (Городок, Дрисса). Часто регулярная планировка улиц механически «накладывалась» на крутой рельеф (Чериков, Ко- пыль и другие). Мало учитывались не только при- родно-ландшафтные условия (Дрисса, Сураж), но и местоположение замчищ (Копыль), монастырей (Мстиславль) [23]. Поиски идеальной планировки ведутся на протяжении всего периода существования городов. Композиционные решения городского плана весьма разнообразны. Наряду с простыми геометрическими формами - круг, звезда, многоугольник, разработаны и более сложные планировочные построения. Широко известна композиционная схема плана города Бразилиа, созданная Л. Коста и О. Нимейером, рисунок которой напоминает летящую птицу (рис. 6.5). Оригинальностью решений отличаются «кристалл» У. Гриффина (рис. 6.6), система концентрических колец Э. Каталано (рис. 6.7) и другие.
В конце XIX - начале XX веков в связи с развитием урбанизации появились динамичные модели планировки городов. Например, «парабола» Н. Ладовского дает городу возможность территориально развиваться вдоль планировочной оси (рис. 6.8), «улитка» П. Солери (рис. 6.9) предусматривает спиральное развитие города. Принцип развития заложен во многих градостроительных проектах. В проекте «Токио 60», разработанном под руководством К. Танге, развитие города предусмотрено на акватории Токийского залива - план города напоминает дерево со «стволом» транспортных коммуникаций и «ветвями» жилых комплексов, которые добавляются по мере необходимости (рис. 6.10).
Реализация «идеальных» планировочных моделей городов - скорее исключение, чем правило. В реальном проектировании градостроитель имеет дело не с чистым листом бумаги, а с конкретной градостроительной и ландшафтной ситуацией, сложившейся планировочной структурой. Природно-ландшафтные условия оказывают существенное влияние на формирование композиции плана. Рисунок плана ориентируется по странам света, чтобы в холодном климате уловить побольше солнечных лучей, а в жарком - защититься от них. При этом учитывается направление господствующих ветров. Водные рубежи ограничивают территориальное развитие поселений. Конфигурация береговой линии реки, озера часто определяет рисунок улиц, а мостовые переходы фокусируют трассировку уличной сети. Учет социально-функциональных требований к композиции плана города выражается в выявлении социально и функционально значимых элементов городской среды - общегородского центра, центров планировочных образований, наиболее важных культурных, зрелищных, других общественных комплексов. При этом обеспечиваются их доминирующее положение в пространстве, благоприятные условия обзора, удобная доступность в пределах городской территории. Композиционная структура плана представляет собой схематизированную модель поселения, в которой выделены наиболее важные в композиционном отношении элементы плана - композиционные центры и оси, образующие композиционный каркас поселения. Композиционные центры (узлы) - компактные градостроительные комплексы и объекты, хорошо обозреваемые и служащие ориентирами в пространстве. Композиционные оси - основные направления обзора городского пространства, ориентированные на композиционные узлы. Композиционные оси могут формироваться урбанизированными элементами среды (транспортная магистраль, «разрыв» в застройке) или природными (река, берег озера, «зелененный коридор»). Композиционные центры и оси обычно образуют иерархически организованную систему. Композиция плана регламентирует последовательность и пространственные условия восприятия градостроительного объекта как совокупности зрительных «кадров». Начертание композиционных осей и расположение композиционных узлов часто становятся репрезентативными элементами городского пространства, например, площадь Звезды в Париже, трехлучевое построение исторического центра С.Петербурга и другие [15, 35, 81].
6.2. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ При формировании пространственной композиции градостроительных объектов выделяются визуальные акценты - пространственные ориентиры - и фон, на котором они воспринимаются. Человек фиксирует внимание на ярких, нестандартных архитектурных сооружениях и обращает мало внимания на «фоновую» застройку. Разнообразие пространств. Среда жизнедеятельности современного человека - среда упорядоченная, пространственно структурированная. Она не однородна и включает пространства разной величины, функционального назначения, имеющие разных владельцев и пользователей, разную культурную, информационную, экологическую ценность, что оказывает существенное влияние на построение городского пространства. Задача архитектора при проектировании градостроительных объектов заключается в обосновании и определении границ разных типов пространств. Границы выделяются на основании физических характеристик (планировочные параметры, плотность, этажность застройки, другие), социальной значимости (парадное, камерное, другие), психологических критериев (сложившихся традиций, обычаев, других). Границы должны быть четко зафиксированы, чтобы не было «ничейных» участков, создающих конфликтные ситуации. По физическим качествам в поселениях выделяются два основных типа пространств - застроенные (закрытые) и не застроенные (открытые). По психологическим качествам типология пространств значительно разнообразнее. Существенно различаются пространства для уединения, соседского общения или массовых посещений, сакральные или светские. Качество жизненной среды во многом зависит от того, в какой степени различные типы пространств соответствуют потребностям и идеалам человека. Для разных типов пространств применяются разные приемы композиционного построения. Учет условий зрительного восприятия. Восприятие градостроительной композиции существенно меняется в зависимости от удаленности наблюдателя от объекта, направления, высоты обзора, скорости движения наблюдателя и других факторов. Обширные городские пространства охватить одним взглядом крайне сложно. Поэтому в составе поселений выделяются градостроительные образования с размерами, позволяющими воспринять (единовременно или последовательно) облик этих образований как пространственную целостность. Формирование направленных видовых перспектив способствует упорядочению композиции. При этом используются приемы линейного раскрытия пространственной композиции и раскрытия с меняющимся направлением обзора (рис. VI.1). Примером линейного раскрытия пространственной композиции может служить организация зрительного восприятия исторического центра города Несвижа при подъезде со Слуцкого направления. Панорамный вид города открывается с возвышенности, с расстояния около 1 км. Главным пространственным ориентиром является башня городской ратуши. Последовательное раскрытие видовых перспектив включает: общий вид исторической части города, вид Слуцкой брамы, вид ратушной площади (рис. VI.1, А 1-3). Примером раскрытия пространственной композиции с меняющимся направлением обзора может служить организация зрительного восприятия замка Радзивиллов в Несвиже при подъезде с того же Слуцкого направления. Дальняя перспектива замка открывается при подъезде к Замковому озеру с расстояния порядка 700 метров. При въезде в город вид замка заслоняется городской застройкой и открывается снова от Фарного костела с расстояния около 500 метров. Далее идет линейное раскрытие пространственной композиции до въезда на территорию Несвижского замка. Здесь направление обзора меняется и ориентируется на въездную башню, за которой открывается двор с расположенным по оси парадным фасадом замка (рис. VI.1, Б 1-4). Композиционные доминанты. Особую роль для обеспечения ориентации в пространстве выполняют доминанты (от лат. dominantis - господствующий) - господствующие в пространстве архитектурные сооружения, контрастно отличающиеся от окружения размерами, формой, цветом. Доминанты создают систему знаков в пространстве, хорошо запоминающихся и обеспечивающих ориентацию. Они должны иметь характерный, индивидуальный облик, чтобы ассоциироваться именно с данным местом. Роль доминант могут выполнять здания оригинальной формы, высотные объекты, купола, шпили, хорошо видимые с больших расстояний. Размещение архитектурных доминант в ландшафте позволяет усилить или ослабить их композиционную значимость. Поэтому при построении пространственной композиции градостроительного объекта важно эстетически осмысленное использование природно-ландшафтных особенностей местности. Широко распространенным композиционным приемом является размещение архитектурных доминант на повышенных отметках рельефа - на вершинах холмов, на бровках крутых откосов. При этом увеличивается зона визуального восприятия архитектурного объекта и, соответственно, зона его композиционного влияния. Наибольший композиционный эффект достигается при размещении архитектурных доминант на возвышенностях у водных пространств - на высоких берегах рек, озер, водохранилищ, хорошо просматриваемых с обширных территорий (рис. VI.2 - VI.4). Композиционный анализ ландшафтных условий позволяет выявить геометрию ландшафта, его объемно-пространственные характеристики. При формировании композиционного замысла учитываются местоположение и особенности крупных пространственных форм ландшафта - доминирующих возвышенностей, крутых откосов, террас, водных объектов, массивов зеленых насаждений. В дальнейшем при проработке проектного решения используются более детальные данные о ландшафтных условиях. Ранжирование архитектурных доминант по композиционной значимости заключается в выделении доминант первого, второго и последующих уровней (рис. VI.5). Высотный силуэт исторических городов Беларуси включал обычно 4 уровня: первый образовывала одноэтажная жилая застройка, второй - двухэтажная, третий - храмы и общественные здания, четвертый - башенные завершения храмов и звонницы. Соотношение высоты архитектурных доминант с одноэтажной рядовой застройкой в историческом центре города Слонима составляло от 4:1 (костел бернардинок) до 2,8:1 (лютеранский костел). В композиции главной площади Полоцка соотношение высоты иезуитского костела и двухэтажной застройки составляло 4:1 [72]. Силуэт города. По выражению И. Лангбарда «силуэт города - это первый привет для приезжающего и прощальный для отправляющегося. Эти два сильно действующих на человека момента фиксируются в его памяти доминантами города» [64]. В зависимости от условий восприятия мы можем видеть большую или меньшую часть города. Силуэт большого города не воспринимается целиком в виде единой картины: он доступен осмотру лишь по частям. Вместе с тем, город - это единое планировочное и объемно-пространственное образование. Методика построения силуэта города может быть рассмотрена на примере специально выполненной проектной работы «Силуэт Минска» (Минскпроект, 1975 г.). Был проведен анализ рельефа, других природно-ландшафтных особенностей, географической структуры города, условий зрительного восприятия городского пространства, проанализированы проектные предложения генерального плана города и проекта детальной планировки центра, определены основные направления видовых и панорамных раскрытий застройки. В результате были выявлены «золотые точки» - наиболее важные в композиционном отношении площадки, на которых предусматривалось размещение архитектурных доминант (рис. VI.6). Композиционное решение силуэта Минска включало: - формирование главного архитектурного ансамбля города на Центральной (ныне Октябрьской) площади; - размещение высотных доминант в центрах планировочных районов города, на пересечениях транспортных колец с главными проспектами и магистралями, с Лошицкой и Слепянской водно-парковыми системами; - формирование композиционно выразительных архитектурных комплексов, включающих высотные и пластичные протяженные объемы при въезде в центр города. - архитектурно-пространственное выделение двух главных композиционных осей города - проспекта Ф. Скорины и водно-паркового диаметра вдоль реки Свислочь; - создание архитектурных акцентов на въездах в город со стороны основных транспортных направлений [64]. Большое значение в построении силуэта города имеет форма доминант, которые во многом определяют индивидуальность облика и художественный образ города (рис. VI.7-VI.8). При этом нельзя упускать из вида высотные промышленные и технические сооружения, форма которых зачастую портит силуэт городов. Обеспечение ориентации в пространстве - важное качество градостроительной композиции. Ориентация в пространстве основана на выявлении в градостроительной композиции направлений движения и обзора, центра и периферии, главного и второстепенного и других пространственных качеств среды. Пути сообщения выступают как трассы обзора, а места, где люди останавливаются, задерживаются, осматриваются, - как фиксированные точки обзора (смотровые площадки, выходы из зданий, дворов, подземных переходов, изломы трасс обзора, их подъемы на высокие отметки рельефа и т.п.) [7]. Прием линейно-узлового построения пространственных композиций заключается в сочетании линейных элементов композиции - улиц - и узловых - площадей. Улицы подготавливают к восприятию главных элементов градостроительной композиции, которые размещаются, как правило, на площадях. Создание многофокусных пространственных композиций повышает разнообразие формируемых городских пространств, акцентируя внимание зрителя на разных объектах в зависимости от направления обзора. Например, в пространственном решении исторической части г. Несвижа композиционными центрами являются архитектурные доминанты - замок Рад- зивиллов, ратуша, Фарный костел, Бернардинский монастырь. В зависимости от местоположения наблюдателя и направления обзора они становятся фокусами разных визуальных картин. В небольшом по территории г. Слониме в XVIII - начале XX веков насчитывалось до 8 композиционных акцентов, которые последовательно раскрывались в процессе движения по городу. При этом улицы имели двухстороннее композиционное замыкание, что обеспечивало визуальную ориентацию при движении в обоих направлениях по улицам. Наиболее значимые в композиционном отношении здания - костелы, синагога, ратуша, дворец размещались на удалении друг от друга и имели свои зоны композиционного влияния. Такое построение архитектурно- пространственной композиции обеспечивало многообразие зрительных картин, раскрывающихся при движении. В процессе перестройки города менялись композиционные акценты, но принцип - завершение перспектив улиц архитектурно значимыми объектами - сохранялся [72]. 6.3. СРЕДСТВА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ Градостроительный ансамбль - градостроительное образование, облик которого отвечает высоким художественным требованиям. Градостроительный ансамбль должен представлять собой композиционно упорядоченную целостность, визуально согласованную с окружением. Основными качествами градостроительной композиции, обеспечивающими ансамблевость, являются: целостность объемно-пространственной композиции; сомасштабность архитектурных сооружений между собой и по отношению к человеку; композиционное разнообразие (рис. VI.9) [80]. Целостность объемно-пространственной композиции обеспечивается возможностью одновременного зрительного восприятия всего градостроительного ансамбля. Например, ансамбли исторических центров малых городских поселений Беларуси - Мира, Ружан, Пружан и других имеют линейные размеры порядка 100x150 метров, что позволяет охватить застройку взглядом целиком и обеспечить предпосылки создания целостного композиционного решения. Большое значение при формировании градостроительной композиции имеет градостроительный масштаб. В градостроительной композиции необходимо, с одной стороны, отразить масштаб города, а с другой - соизмерить массы и пространства с масштабом человека. Гармония достигается при разумном сочетании этих двух масштабов. Композиционное разнообразие проявляется в использовании зданий разной величины, высоты, стилистики. Многие градостроительные ансамбли формировались на протяжении длительного времени, перестраивались. Как свидетельствует исторический опыт, применение разных архитектурных стилей может не только не разрушать целостность градостроительных комплексов, но и композиционно обогащать их разнообразием архитектурных форм. Например, в застройке исторического центра Новогрудка соседствуют здания в стиле барокко, ренессанса, классицизма, неоготики, образуя при этом ансамбль. Средства градостроительной композиции. В градостроительной композиции используются пространственные, пластические, светоцветовые средства. С их помощью строится геометрия пространств, пластика застройки и земли, формируются цветовые и светотеневые характеристики среды. Пространственные средства включают способы сопоставления, чередования, иерархической соподчиненное™ элементов, из которых формируется градостроительная композиция. В качестве примера, иллюстрирующего использование чередования пространств, можно привести прием, примененный в планировке Барселоны в конце XIX - начале XX веков. На пересечениях улиц у застройки «срезаны» углы, в результате чего на перекрестках образуются небольшие площади - пространство расширяется (рис. VI.10). Средствами гармонизации пространственных взаимосвязей и соотношения элементов градостроительной композиции служат такие приемы, как метрические и ритмические чередования элементов в пространстве, симметрия и асимметрия, модульные и пропорциональные членения застройки и другие. Метрические построения основаны на повторении форм и интервалов между ними. Метрические ряды, в которых повторяется одна и та же форма, называются простыми. В градостроительной практике используются как простые, так и сложные метрические ряды, которые образуются при сочетании двух или более простых метрических рядов. К сложным метрическим рядам относятся, например, такие, в которых чередуются неравные объемные элементы и неравные интервалы между ними. Ритмические построения создаются по законам прогрессий (возрастающих, убывающих, ускоренных, замедленных и т. д.). Признаками ритма являются: изменение величины (высоты) элементов метрических рядов; изменение величины элементов и интервалов между ними; изменение величины элементов, интервалов между ними и числа элементов метрических рядов. Во всех случаях единство ряда основано на соподчинении его элементов. В простых ритмических рядах сохраняется постоянное соотношение между величинами соседних элементов или интервалов ряда. Сочетания нескольких метрических и ритмических рядов приводит к образованию сложных ритмических рядов. В зависимости от архитектурно-художественно- го замысла применяются контрастные и нюансные соотношения элементов пространственной композиции. Контрастные соотношения используются для выделения главного элемента композиции, нюансные -для организации постепенного перехода от одного типа застройки к другому [34, 80]. Пластические средства включают способы членения застройки на визуально различимые элементы, взаимное расположение этих элементов с учетом их размеров, конфигурации пространственных форм, образующих пластику застройки. Светоцветовые средства включают соотношения цветов, света и тени (рис. VI.11 -V!.12). Применение разных цветов окраски фасадов зданий позволяет менять восприятие пространственных отношений - зрительно увеличивать или сокращать расстояния [2]. Колористическое решение включает цвета не только застройки, но и малых архитектурных форм, элементов благоустройства, цветочного оформления, наружной рекламы. При разработке цветового решения застройки необходимо учитывать сочетаемость цветов архитектурных объектов и зеленых насаждений, динамику изменения цветовой гаммы деревьев и кустарников в разные периоды года. Вечерняя подсветка фасадов зданий позволяет по-новому раскрыть пространственную композицию, выделить композиционные акценты. Подсветка архитектурных доминант создает систему пространственных ориентиров в вечернем городе. Особое значение имеет праздничное светоц- ветовое оформление с использованием таких приемов, как вывешивание днем флагов, гирлянд, надувных шаров; вечером - цветных ламп освещения, дополнительной подсветки элементов наружного оформления и других. Колористическое и световое оформление градостроительных объектов должно осуществляться на основании специально разработанных проектов. 6.4. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ОБЪЕКТА Между понятиями «образ» и «облик» градостроительного объекта имеются различия: образ объекта духовен, виртуален, в то время как его облик реален. Облик - внешний вид города, его застройки, ландшафта; образ - художественно осмысленное отражение облика в психике человека [15, 35]. Индивидуальность облика градостроительного объекта характеризуется его оригинальностью (пробуждается первичный интерес), разнообразием (поддерживается устойчивый интерес). Оригинальность облика обеспечивается его существенным отличием от привычных представлений. Разнообразие облика обеспечивается сочетанием разных объемов и пространств, их конфигурации, размеров, цвета, фактуры, ракурсов восприятия. Большое значение в градостроительстве имеет «ощущение места». Дома и улицы сами по себе его не дают. Должны быть «знаки» - узнаваемые элементы, которые ассоциируются с данным местом и отличают его от других мест. Иногда достаточно одного, обладающего яркой индивидуальностью архитектурного сооружения, чтобы облик города ассоциировался с обликом такого объекта, например, произведения А. Гауди в Барселоне, Ф. Хундертвассера в Вене. И все же чаще - это совокупность архитектурных, градостроительных и ландшафтных особенностей. Обычно существует система «знаков», которые помогают ориентироваться в пространстве. На роль символа места претендуют не только архитектурные, но и инженерные сооружения (Эйфелева башня), скульптурные композиции (рис. VI.13-VI.17). Подчеркивают индивидуальность облика города архитектурно-художественные особенности застройки, традиционные для данного города, региона, городская скульптура, элементы внешнего благоустройства. Индивидуальность городов определяется индивидуальностью входящих в его состав градостроительных образований. Причем это не только индивидуальность внешнего облика, но и культурные традиции, особенности, которые ассоциируются с конкретным местом. Обычно они закрепляются в названиях, поэтому названия городских районов, улиц должны быть индивидуальны, например, «Уручье», «Комаровка» в Минске, «Болотова» в Гомеле, а не «Юго-Запад», «Восток», которые есть почти в каждом городе. Особенности эмоционального восприятия градостроительных объектов. Человек не только использует пространство, но и эмоционально воспринимает и оценивает его. Эмоциональная выразительность градостроительного объекта - способность вызывать у человека переживания (радость, гордость, уверенность, печаль и т.п.). Это хорошо понимали в древности при формировании таких устойчивых во времени пространств, как площади и улицы. Еще в середине I века до н. э. Витрувий в «Десяти книгах об архитектуре» указывал на то, что размеры форума должны быть согласованы с количеством городских жителей. Позднее А. Палладио отмечал, что главная площадь должна иметь такие размеры, чтобы «соответствовать достоинству граждан и их количеству». С территориальным и высотным ростом городов кардинально изменился характер городской среды - города потеряли «человеческий» масштаб. Максимальные расстояния, при которых различаются особенности формы, структуры и цвета застройки, составляют 135...165 м, а для обеспечения целостности и масштабности восприятия открытых пространств их параметры не должны превышать 150...300 м. Однако следует отметить, что приведенные пространственные параметры не являются универсальными. Люди, принадлежащие к различным культурам и даже к разным социальным группам, воспринимают пространство не одинаково [80]. Необходима дифференциация геометрических параметров и визуальных характеристик пространств, учитывающая цель и особенности пребывания людей в пространстве. Особые требования предъявляются к формированию духовно-культурных градостроительных образований - культовых комплексов, мемориалов, других памятных мест высокой духовности. Для них важно создание специфических пространств - выделение адаптационного пути и собственно сакрального пространства. Установлено, что оптимальный эффект достигается при соблюдении определенных геометрических параметров этих пространств и при обеспечении их соответствующей информативностью. Художественный образ города. Образ города формируется из впечатлений, которые остаются у людей в результате визуального восприятия городской среды. При этом человек корректирует получаемые зрительные образы с помощью логического мышления, имеющихся знаний и опыта, объединяет разрозненные впечатления в целостный образ [80]. Эстетическое представление о городе обычно иерархично: выделяются объекты общегородского значения (как правило, это крупные общественные здания или природные доминанты с выразительным, запоминающимся обликом) и локальные объекты, по которым создается представление о различных районах города. При формировании художественного образа города, построении художественной концепции и художественных сюжетов важно установление взаимосвязей между ними и имевшимися историческими, культурными событиями, происхождением географических названий. Это позволяет обогатить художественный образ города, отразить в нем связь времен - прошлого, настоящего и будущего. Природа в формировании художественного образа города. Для человека, живущего в городе, особенно крупном, немалое значение имеет соотношение природных и антропогенных компонентов городской среды. В разные периоды развития цивилизации это соотношение было различным: от почти полного отсутствия озелененных пространств в пределах крепостных стен средневековых городов до идеи города-сада, будоражащей умы градостроителей со времен социалистов-утопистов до наших дней. Для современного периода характерна «экологизация» мировоззрения архитекторов и градостроителей. Природные формы стали обязательным элементом градостроительной композиции. Символом нового экологического мышления можно считать здание с деревом на крыше архитектора Марио Ботта в г. Лугано (Швейцария) (рис. VI.18). Дерево не выполняет никакой функции, но символизирует присутствие природы в городе. Тенденция введения природных элементов в городскую среду проявляется по-разному - от создания озелененных пространств на месте снесенной застройки до имитации присутствия природы в виде нарисованных на стенах зданий облаков. Из-за высокой стоимости земли создаваемые в городах новые озелененные пространства имеют обычно малые размеры. В то же время их значение трудно переоценить. Они выполняют скорее психологическую, чем экологическую или рекреационную функции, являясь оазисами природы в урбанизированной среде (рис. VI.19-VI.20). В качестве примера имитации присутствия природы в градостроительной композиции можно привести «облака» колориста Ф. Риети, нарисованные на стенах зданий жилого района «Стержни Дефанса» в Париже (рис. VI.21) Контрольные вопросы: 1. Что понимается под градостроительной композицией? 2. Из каких элементов формируется композиционная структура плана градостроительного объекта? 3. Какие статичные и динамичные модели планировки городов вы знаете? 4. Какие приемы используются при формировании пространственной композиции градостроительного объекта? 5. Как используются композиционные доминанты при формировании силуэта города? 6. Какие качества характеризуют градостроительный ансамбль? 7. Какие средства градостроительной композиции вы знаете и как они применяются? 8. В чем различия между понятиями «образ» и «облик» градостроительного объекта? 9. Какими композиционными средствами достигается индивидуальность облика градостроительного объекта?
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 21556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |