КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 1. Понятие «форма организации обучения». Общие формы организации работы учащихсяФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ Лекция 7. Вопросы: 1. Понятие «форма организации обучения». Общие формы организации работы учащихся. 2. Дидактическая характеристика основных и вспомогательных форм организации обучения в начальных классах. 3. Системы организации обучения, их развитие в дидактике.
Основная литература: Дидактика / Авт.-сост.: В.В. Буткевич, С.А. Павлюченко, О.В. Толкачёва. Минск, 2004. Гл. 6 (с. 32 ― 41). Капранова В.А., Тихонова И.Г. Основы школьной дидактики. Минск, 2002. Гл. 7. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. М., 2002. Гл. 14 (§ 1, 2). Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2006. Гл. 11, 12 (§ 12.1, 12.3, 12.5). Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2001. Гл. 9 (с. 225 ― 227). Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006. Т. 1. Гл. III. Харламов И.Ф. Педагогика. Минск, 2000. Гл. 12, 14.
Дополнительная литература: Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982. Гл. VI (§ 1 ― 5, 7). Семенович А.Г., Фёдоров И.В. Настольная книга учителя начальных классов. Минск, 2010 (с. 11 ― 14). Хуторской А.В. Современная дидактика. М., 2007. Гл. 4 (§ 1).
Нормативно-правовые и методические документы: Кодекс Республики Беларусь об образовании. Ст. 158.
Форма ― это упорядоченный способ существования содержания.
Форма организации обучения даёт ответ на следующие дидактические вопросы: ● продолжительность обучения; ● место обучения; ● количество и состав обучающихся; ● порядок и режим обучения. Формы организации обучения подразделяются на общие и конкретные. Общие формы организации обучения: 1. Фронтальная (общеклассная). Данная форма организации обучения заключается в том, что учитель управляет учебно-познавательной и практической деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Недостатком фронтальная работа не учитывает индивидуальные различия учащихся. Она ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие ― опережают и вынужденно бездействуют. 2. Индивидуальная. Данная форма организации обучения не предполагает непосредственного контакта между учащимися. По сути это самостоятельное учащимися заданий, которые могут быть различными (индивидуально подобранными для каждого ученика), так и одинаковыми для всего класса. Индивидуальное обучение также имеет место в случае надомного обучения, репетиторства. Эффективность индивидуального обучения, как правило, высока. Однако ему присущ серьёзный недостаток: нет сотрудничества с ровесниками, не вырабатывается умение работать в коллективе, что препятствует успешной социализации и всестороннему развитию учащегося. На необходимость общеклассной и групповой работы учащихся указывал Л.С. Выготский: «Учение ― коллективная деятельность, предполагающая не только общение с учителем, но и сотрудничество с другими учениками-товарищами. Именно в этом общении создаются новые психические формы, новые умения… В сотрудничестве ребенок оказывается сильнее и умнее, чем в самостоятельной работе»1. 3. Групповая. При групповой форме организации обучения класс разбивается на малые группы (их называют также командами, звеньями, бригадами), и учитель управляет учебно-познавательной деятельностью и практической деятельностью этих групп. Важно, чтобы в группу входили как сильные, так и слабые ученики. Работой группы руководит старший, функции которого учащиеся выполняют поочередно с целью научиться и руководить, и подчиняться. Работа учеников в группах из нескольких человек над определенными проблемами практического или теоретического характера приводит к росту ____________ 1 Выготский Л.С. Избр. психол. исследования. М., 1965. С. 274. интереса к учебе, приучает к коллективному преодолению трудностей, создает условия для обмена мнениями, вырабатывает критичность мышления, учит рациональным методам планирования и организации работы. Разновидностью групповой является также парная форма организации обучения. Иногда говорят о коллективной форме организации обучения как о синониме фронтальной или групповой работы. Однако ни фронтальная, ни групповая формы обучения не являются на самом деле коллективными. Так, при фронтальной работе почти исключается сотрудничество и товарищеская взаимопомощь, распределение обязанностей и функций. Но и не всякая групповая работа является коллективной. По утверждению эстонского педагога X.Й. Лийметса, коллективная работа ― это высший уровень групповой работы, имеющий следующие признаки: 1) класс (группа) осознает коллективную ответственность за выполняемое задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку; 2) организация выполнения задания осуществляется самим классом (группой) под руководством учителя; 3) действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности; 4) есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом (группой). Рассмотренные общие формы организации обучения должны применяться в комплексе, чередуясь в рамках учебного занятия.
Вопрос 2. Дидактическая характеристика основных и вспомогательных форм организации обучения в начальных классах. К основным (обязательным) формам организации обучения в начальных классах относятся: урок, учебная экскурсия, домашняя учебная работа учащихся, самоподготовка. К вспомогательным формам организации обучения относятся: факультативные, стимулирующие и поддерживающие занятия, консультации, олимпиады по учебным предметам, конференции учащихся, предметные недели (декады), занятия в кружках, секциях и клубах по интересам и т.п.
Урок остаётся основной формой организации обучения в современной школе. Причина «живучести» урока заключается в том, что эта форма организации обучения весьма выгодна экономически, так как при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную чёткость и непрерывность процесса обучения.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |