Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Любая корректировка модели мира начинается с вопроса. Вопрос позволяет уточнить эту модель, факт – разрушить, и вопрос уже заново складывает из обломков новую модель мира

В настоящее время у граждан России и бывшего СССР производится корректировка модели мира, навязываются новые взгляды и стереотипы поведения. Частично эта задача решается с помощью сети Интернет и современных информационных технологий.

Современные информационные технологии позволили резко повысить эффективность средств воздействия на психику людей и общественное сознание, создать новые формы скрытого манипулирования индивидуальным, групповым и массовым сознанием. Не случайно, в частности, за средствами массовой информации закрепилось сегодня понятие четвертой власти.

Не случайным является также появление и развитие на стыке информационной и социальной безопасности нового междисциплинарного направления в проблеме безопасности – информационно–психологической безопасности.

К числу новых форм «скрытого» воздействия на сознание (психику) можно отнести новые технологии средств массовой информации, психотронное оружие, сетевые технологии, позволяющие получать доступ к различной негативной информации, в том числе порнографического, националистического и другого характера, современные компьютерные игры, существенно влияющие на формирование сознания детей, и т.д.

В настоящее время разработано новое научное направление – компьютерные психотехнологии, которые преимущественно развиваются в России и США. Группа московских ученых разработала и уже практикует новый метод, позволяющий так глубоко проникнуть в тайники сознания, как Фрейду и не снилось. В перспективе изобретение компьютерного психоанализа, что может стать страшнее и мощнее изобретения атомной бомбы, потому что оно способно контролировать сознание. С американцами подписано соглашение о сотрудничестве, для того чтобы эти технологии не ушли в третьи страны.

С помощью компьютерного психосоматического анализа определяется, что нарушено в психике и почему, и проводится корректировка.

Компьютерные технологии позволяют направленно воздействовать на группу людей, а с помощью психокоррекции и на массы людей.

Выше указывалось о создании «вируса № 666», с помощью которого можно физически «убирать» «неугодных», работающих с ЭВМ.

Наше общество в последние годы открыто для различных религиозных конфессий, учений, сект и т.д., что позволяет лидерам указанных сообществ манипулировать сознанием людей.

Было установлено, что все процессы в организме человека подчиняются мозгу, а ключом к мозгу человека является состояние транса.

Поэтому стало ясно, что всем, кто хочет влиять на человека, необходимо изучить искусство погружения людей в трансовое состояние.

В обычной обстановке на человека сильнее воздействуют внешняя и внутренняя среда.

Человек испытывает внушения со стороны окружающей среды (обстоятельства жизни, люди, друзья, врачи), окружающих предметов (камни, телевизор), собственных мыслей, настроения и т.д.

Рассмотрим коротко некоторые закономерности внушающего воздействия одного человека на другого.

Наиболее эффективным является мысленное силовое внушение через бессознательное. В этом случае сознание обучающего и ученика (выступающего и слушающего) переводится в особый режим работы по специальной психотехнике. Для этого организуют группы (секты) духовного роста, буддизма и т.д., в которых обучают указанным психотехникам, а затем производится внушение, наиболее яркими являются Белое братство и Аум Сенрюко. В случае, когда ученик или группа слушателей не владеют необходимой психотехникой, при помощи специальных приёмов психологического воздействия добиваются у них заторможенного, максимально суженного сознания.

Наличие суженного сознания отмечается у астеников, у некоторых глубоко религиозных и суеверных людей, у лиц, ослабленных соматическими заболеваниями и др., а также у лиц, находящихся в удобной, располагающей ко сну позе, особенно если усилить эффект вызыванием чувства глубокого внутреннего покоя и умиротворения, приятной тяжести и тепла во всем теле, спокойного дыхания, сопровождаемого мерным звуком, утомлением глаз и т.д. Способствует сужению сознания и утомление, наступающее в вечернее время, а также пасмурная или дождливая погода, слабая освещенность (полумрак или свет синей лампы).

Технической основой внушения является умело выстроенная игра на развитом воображении и чувстве веры, поэтому внушаемость выше у тех, кто живо и активно включается в предлагаемую игру и старательно разыгрывает предлагаемую роль.

Благодаря эмоциональной поддержке воображение разыгрывается настолько, что легко удается внушить установку на любой психофизиологический сдвиг в работе организма отдельного человека или целой группы людей. От развитости воображения зависят достоверность и качество внушения, особенно если оно обеспечено устойчивым вниманием, достаточно хорошо работающей памятью и необходимым некритическим уровнем восприятия.

Внушение эффективнее, когда оно имеет эмоционально–смысловую насыщенность и сопровождается соответствующей мимикой, жестами и интонацией. Причем ключевые слова внушающий произносит четче, резче, напряженнее, эмоционально насыщеннее и обязательно в повелительной форме.

Классическим примером эффективного внушения может служить манера древнерусских жрецов произносить заклинания.

Непрямое внушение с отставным эффектом сильнее прямого, если внушаемые представления или действия не встречают сопротивления или даже поддерживаются и усиливаются слушающим благодаря его опыту.

Внушаемость выше у детей в возрасте 6 – 12 лет, особенно у девочек, причем внушающее воздействие будет сильнее, если оно усилено уже имеющимися представлениями. При этом следует отметить, что внушаемость будет повышена к тем представлениям, которые приняты или желательны для данного ученика. И, кроме того, чем полезнее и более ожидаема внушаемая информация, тем авторитетнее для ученика личность обучающего.

Природа феномена внушаемости лежит в предсоциальной жизни древнего человека (архантропа), который унаследовал свою биологическую зависимость от стадного чувства и чувства автоматического подчинения более опытному вожаку в стаде предлюдей, которые жили обычно по 20 – 30 особей с жестко установленным вожаком.

Действенности внушения служит придание внушаемой информации оттенка сугубой фактичности и подлинности, для чего постоянно делают ссылки на авторитеты, печать, телевидение, приводят яркие, убедительные факты, сообщаются фамилии, адреса и т.д.

Замечено, что внушаемость повышается в состоянии эмоционального возбуждения и страстного ожидания чуда. Чем выше вера и доверие, тем сильнее внушаемость. Внушение через чувства сильнее, чем через логические умозаключения.

Внушение намного эффективнее, когда воздействие оказывают не на одного человека, а на большую массу людей. Причем, если аудитория собралась не в первый раз и эмоционально возбуждена, то внушение более действенно.

Таким образом, внушаемость в группе повышается, и чем больше группа, тем лучше, так как начинают работать взаимовнушаемость и подражание, особенно если в группу внедрены «специальные» люди. В большой массе людей происходит психологическое заражение, причем признаки внушаемых ощущений ярче, когда именно однородные ожидания достигают крайнего напряжения. При коллективном внушении внушаемость отдельного человека часто больше зависит от реакции коллектива на оказываемые воздействия, чем от его собственных психофизиологических способностей.

Общность однородных переживаний большинства людей в аудитории обладает сильным дополнительным внушающим зарядом, причем психическое заражение усиливается, если оно переплетается с подражанием, особенно когда аудитория сама становится участником опытов. Сила внушения в этом случае увеличивается за счет естественного проявления телесных различных явлений – пульсации сосудов в височных областях, сердцебиения, ощущения жжения в кистях рук, тепло магнитного поля и т.д., особенно если внушающий специально указывает на эти признаки, как подтверждающие цель внушения.

Повышает внушаемость аудитории и специально подстроенный «неумный вопрос–сомнение», и убедительный «умный ответ» с фактической демонстрацией 100 % доказательства, а также привнесение в психотехнику внушения элементов тайны или чуда.

Так, иногда сообщение о мистических, чудесных фактах биографии и родословной внушающего лица усиливает его воздействие на аудиторию.

Правильное построение информации, позволяющее лучше ее понимать и усваивать, повышает ее внушающий эффект.

Итак, внушаемость, как считал русский академик психиатр В.М. Бехтерев, есть явление, свойственное всем и каждому. Оно глубоко коренится в природе человека и основано на прямом или опосредованном влиянии слова и других внушенных психических импульсов на ход мыслительных процессов, на действия и поступки, а также на все другие многочисленные физиологические и психические функции организма.

В современной медицине под внушением понимают подачу информации, воспринимаемую без критической оценки и оказывающую императивное влияние на течение нервно–психических процессов. Путем внушения могут вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывается воздействие на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого.

Внушение – это процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. Содержанию сознания, усвоенному по механизму внушения, в дальнейшем присущ навязчивый характер, оно с трудом поддается осмыслению и коррекции, представляя собой совокупность внушенных установок.

Контрвнушение – это объективно существующие свойства личности, которые в процессе любого общения стремятся осознанно или неосознанно влиять на процесс общения с целью влияния на партнера по общению. Это естественное свойство личности в норме позволяет сохранять личность в социуме. Но у очень многих людей контрвнушаемость развита настолько, что они всегда, в любой обстановке и при любых обстоятельствах, стараются навязать и внедрить в сознание своего партнера по общению только свои мысли, идеи, аргументы и т.д., при этом совершенно игнорируя ту информацию, которую пытается навязать противник.

Оказывается, что сопротивление и контрвнушаемость (то есть желание сохранить свои убеждения и навязать их собеседнику) на 60 % зависят от эмоциональной составляющей, а именно: от того на сколько симпатичны или несимпатичны друг другу участники общения.

С древних времен люди научились использовать эту закономерность, например, участником «общения» подставляли красивую девушку без комплексов, и «противник» не мог «сопротивляться». Или, например, еще более сильный способ снижения эмоциональной устойчивости личности и автоматического появления чувства взаимной симпатии – совместный прием алкоголя.

Выпили вместе – и все «вопросы» решаются, в том числе и те, с которыми «противник» никак ранее не соглашался. И наоборот, можно загубить любые «переговоры», если «партнер» вызывает явную антипатию.

Поэтому во всем мире при общении принято улыбаться, следить за своей привлекательностью, внешностью и как–то стараться понравиться.

Но самой сильной эмоциональной «зажигательной смесью» является совместное использование обоих стресс–факторов – «девушки» и «вина»; редко кто сопротивляется такому аргументу.

История знает немало тому примеров, когда императоры, цари, полководцы, мудрецы и т.д. не устояли перед такими «аргументами» и проигрывали «вещи», о которых потом могли сильно сожалеть и которые каким–либо другим способом, включая пытки добиться от них было невозможно. Умные, сильные, опытные – а «проигрывали». Если «симпатия» перерастет в «любовь», или выпивка «выполнена» несколько раз, то с «противником» можно делать вообще все, что угодно.

Волевая контрвнушаемость действует на сознательном уровне психики и выражается в анализе внушаемой информации, сопоставлении ее со своими установками, социальным и иным опытом, убеждениями, взглядами, принципами, возрастными особенностями психики, характером, темпераментом, волевым тонусом и др.

Для того, чтобы не стать объектом внушения, необходимо знать, что повышенной внушаемости способствуют некоторые психофизиологические состояния, которые внушающий может использовать сам или вводить в них внушаемых.

Рассмотрим психофизиологические состояния, которые способствуют повышенной внушаемости:

1. Пассивное состояние сознания, отсутствие активной мыслительной деятельности.

2. Наличие различных видов нормальных или патологических изменений либо суженных психофизиологических состояний.

3. Глубокое психологическое состояние умиротворенности и внутреннего покоя.

4. Мышечная релаксация (локальная и общая).

5. Эмоциональный стресс (положительный или отрицательный).

6. Состояния эмоциональной эйфории и экстаза (религиозного, творческого, мистического и т.д.).

7. Состояния легкого эмоционального возбуждения или эмоционального утомления.

8. Комфортная, удобная поза, помогающая состоянию внутренней комфортности и гармонии.

Повышению внушаемости способствует и ряд внешних располагающих факторов:

1. Мягкая, приятная, негромкая музыка.

2. Отсутствие иной, кроме внушения, информации.

3. Мягкое полутемное фиолетовое освещение.

4. Наличие в воздухе небольшого количества трансгенных ароматов.

5. Внушительный и авторитетный вид и голос внушающего.

6. Ситуация полной неосведомленности и некомпетентности внушаемого в обсуждаемой информации.

7. Неопределенность самой ситуации.

8. Внезапное действие суггестивных факторов с дефицитом времени для принятия решений (например, паника).

9. Разнополость и привлекательность участников внушения.

10. Привлечение к совместному «обсуждению» и других легковнушаемых лиц, которые своим поведением способствовали бы успеху внушения.

11. Совместный с внушаемым прием алкоголя или пищи. Или хотя бы совместное участие в каком–либо мероприятии, эмоционально положительно окрашенном.

12. Многократное касание тела внушаемого, особенно кистей его рук, головы, плеч, талии (можно в танце).

13. Прямой взгляд в глаза внушаемого.

14. Уверенное поведение внушающего.

15. Выраженная превосходящая физическая и нервная сила внушающего.

16. Профессионализм и общая эрудиция внушающего.

17. Безвыходность положения внушаемого.

18. Удобное время суток для внушения (вечер, ночь).

19. Использование внушающим направленных магнитных полей, «расшатывающих» психику и волевые качества внушаемого.

20. Использование внушающим направленных электромагнитных излучений СВЧ 5 – 7 мм диапазона, изменяющих исходную внушаемость человека или группы людей.

21. Использование внушающим направленных электростатических полей, вызывающих ощущение непреодолимого страха, почти безумия, и делающих психику человека сверхуправляемой и податливой любым командам.

22. Использование внушающим незаметных жидких (испаряющихся), аэрозольных и воздушных направленных психотропных препаратов, вызывающих у внушаемого на заданное время (например, на время беседы) резкое сужение сознания, выключение памяти и самосознания и делающих процесс внушения на 100 % эффективным и безопасным, с незаметным для внушаемого возвращением его психики в норму через заданное внушающим время.

23. Применение по отношению к внушаемому специальных процедур, резко «ломающих» его волю и вызывающих особое сверхсуггестивное состояние сознания (длительное лишение сна, двигательная фиксация и сенсорная изоляция, уколы специальными препаратами и т.д.).

В качестве наглядного примера рассмотрим следующую ситуацию, которая произошла реально в Санкт–Петербурге.

В начале 1999 года появилось несколько организаций («фирм»), которые приглашали на презентацию избирательно и только мужа и жену вместе. Осуществлял эту акцию человек, уже состоящий в организации, как правило, сообщалось знакомым, что проводится презентация фирмы, где дают работу. Иногда сообщалось, что средний заработок 500 долларов в месяц, вербовщик говорил, что билетов мало, но вам я постараюсь достать, при этом не сообщалось, что за фирма, ссылаясь на секретность.

Когда пара прибывала на место, сообщалось, что по техническим причинам начало будет задержано минут на 10, а пока можно выпить сока и послушать музыку (сок с веществами, способствующими сужению сознания, музыка успокаивает, убаюкивает, расслабляет), создавалось сине–фиолетовое освещение.

Затем проводилась беседа, в которой предлагались способы зарабатывания денег, из зала выкрикивали, скандировали: «Нам никто не поможет, мы сами заработаем». Делался перерыв, в котором всем предлагалось подписать обязательство о неразглашении презентации и фирмы. Женщинам преподносились цветы, которые взбрызгивались ароматическими маслами для притупления чувства осторожности и создания лёгкой эйфории.

Во втором акте выступали уже работающие в фирме и предлагали сдать по 3000 долларов на организацию. Всем предлагалось подписать документ о передаче указанных денег фирме с полным правом ими распоряжаться, если кто–то не подписывал, его направляли на беседу с менеджером. Менеджер осуществлял силовое внушение или гипноз и «жертва» была готова на всё. При попытке покинуть презентацию проводилось лёгкое запугивание дюжими охранниками.

В заключение вечера в баре обмывали сделку коньяком с наркотическими веществами, после чего с вербовщиком ехали за деньгами домой или к знакомым взять в долг. Фирма за вечер имела от 30 до 60 тыс. долларов, а «жертвы» психическое расстройство и постоянные звонки ночью (производилось запугивание, чтобы не обращались в правоохранительные органы), вербовщик получал по 500 долларов за приведённого человека, с которым сделка состоялась.

Существует аксиома безопасности: «Человек, информированный о возможной опасности, уже наполовину защищён»,– если бы наша пара знала о внушении и психофизических воздействиях, то указанного случая в их жизни могло бы и не быть.

 

ВЫВОДЫ:

1. Любой человек получает из вне какую–то информацию, под ее воздействием изменяется его внутреннее сознание. Путем использования специальных методов формирования и преподнесения этой информации возможно менять его представление об окружающем мире и происходящих в нем явлениях.

2. Современные информационные технологии позволили резко повысить эффективность средств воздействия на психику людей и общественное сознание, создать новые формы скрытого манипулирования индивидуальным, групповым и массовым сознанием.

3. Для того, чтобы не стать объектом внушения, необходимо знать, что повышенной внушаемости способствуют некоторые психофизиологические состояния, которые внушающий может использовать сам или вводить в них внушаемых. Нужно помнить правило безопасности: «Человек, информированный о возможной опасности, уже наполовину защищён».

4. Государство должно обеспечить защиту своих граждан от различного рода информационно–психологических опасностей путем своевременного принятия необходимых законов и контроля за деятельностью организаций и частных лиц, оказывающих информационное и психологическое воздействие на общество.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изменить модель мира – это значит изменить множество правил, на которых она базируется | Метод Байеса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.