Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производственный Управленческий




Специфика человеческих ресурсов. Классификация персонала по категориям

 

Термин «персонал» объединяет составные части трудового коллектива предприятия. К персоналу относятся все работники, выполняющие производственные или управленческие операции и занятые переработкой предметов труда с использованием средств труда. Понятия «кадры» и «персонал» идентичны.

Для практики российского управления базовой является классификация по категориям работников, разработанная Госкомтрудом СССР в 80-е гг. Эта классификация предусматривает выделение двух основных групп персонала по участию в процессе производства: рабочих и служащих. В настоящее время эти группы обозначаются как производственный персонал и управленческий персонал (см. рис. 2).

Производственный персонал можно разделить на две составные части:

- основной персонал – рабочие, преимущественно занятые в производственных и сборочных цехах предприятия;

- вспомогательный персонал – рабочие, преимущественно занятые в заготовительных и обслуживающих цехах предприятия.

Результатом труда производственного персонала является продукция в вещественной форме или услуга (здания, автомобили, телевизоры, мебель, продукты питания и т. д.).

 

 
 


ПЕРСОНАЛ

       
   


персонал персонал

                       
   
       
 
   
 
 
 

 


Основные Вспомогательные Руководители Менеджеры Специалисты

 

Рис. 2. Классификация персонала

Служащие, или управленческий персонал осуществляют трудовую деятельность в процессе управления производством с преобладающей долей умственного труда. Они заняты переработкой информации с использованием технических средств управления. Основным результатом их трудовой деятельности является изучение проблем управления, создание новой информации, изменение его содержания или формы, подготовка управленческих решений, реализация и контроль исполнения решений. Управленческий персонал делится на две основные группы: руководители и специалисты. Руководители распоряжаются ресурсами организации и принимают решения об их использовании, т.е. у них есть юридическое право принимать решения. Руководители это - Генеральный директор предприятия, заведующий кафедрой, заведующий складом. Специалисты не обладают административной властью, но являются экспертами в определенной области и оказывают помощь руководителям в процессе принятия решений. Специалистами являются главный конструктор, специалист по исследованию рынков, врач-консультант, научный сотрудник учебной кафедры. Менеджеры отличаются от этих групп персонала как спецификой своего труда (личная ответственность за достижение организационных целей, специфических предмет труда, базовые операции), так и тем, у них может не быть подчиненных.

 

По своим свойствам люди существенно отличаются от любых других используемых организациями ресурсов, а следовательно, требуют особых методов управления. Специфика человеческих ресурсов состоит в следующем.

Во-первых, в отличие от машин и сырья, люди наделены интеллектом и, соответственно, их реакция на внешнее воздействие (управление) - эмоционально-осмысленная, а не механическая, а значит, процесс взаимодействия между организацией и сотрудником является двусторонним.

Во - вторых, вследствие обладания интеллектом люди способны к постоянному совершенствованию и развитию.

В-третьих, трудовая жизнь человека продолжается в современном обществе 30-50 лет, соответственно отношения человека и организации могут носить долговременный характер.

В-четвертых, в отличие от материальных и природных ресурсов, люди приходят (в большинстве случаев) в организацию осознано, с определенными целями и ожидают от организации помощи (предоставления возможности) для реализации этих целей. Удовлетворенность сотрудника взаимодействием с организацией является таким же необходимым условием продолжения этого взаимодействия, как и удовлетворенность организации.

Последняя особенность человеческих ресурсов состоит в уникальности каждого отдельного человека.

В силу описанной выше специфики управление человеческими ресурсами представляет собой особый вид управленческой деятельности, требует выполнения специальных функций и наличия особых качеств у тех людей, которые занимаются этой деятельностью. Управление людьми требует творческого (а не механического) подхода, индивидуализации и учета долгосрочной перспективы при принятии всех решений.

 

1.3. Предмет деятельности современного менеджера

 

Организация - это определенный вид социальной системы, характеризующийся сложным многоуровневым строением, способностью развиваться, открытостью (то есть связанностью с более широкими структурами общества), причем деятельность этой системы сознательно координируется и направляется на цель, общую для всех членов системы.

Здесь управление является условием существования и системообразующим признаком.

Управление - функция систем различной природы, обеспечивающая сохранение определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию целей и программы деятельности.

Очень часто здесь происходит путаница и подмена понятий. Руководители считают, что продукт их деятельности - управленческие решения, или коллективы, или персонал и т.д., несмотря на то, что субъектами деятельности являются люди, но элементами систем организации являются не они, а их деятельности. Самое важное - это качество и целенаправленность деятельности. Сама организация задает определенные требования к деятельности, институирует ее содержание, то есть задает нам роль, которую мы должны играть в организации.

Предметом труда управленца можно считать информацию. Менеджер получает информацию как относительно системы в целом, так и в отношении отдельных процессов и подсистем. Затем он преобразует ее, придает информации качественно иной характер. Преобразование информации ориентировано на последующие моменты времени, на перспективу, то есть на систему моделей (статических - в идеале или динамических - в реальности). Исходящая от менеджера информация имеет побудительную функцию. Благодаря этому решение реализуется через деятельность исполнителей. Результатом всего этого цикла должно явиться изменение состояния управляемой системы.

Таким образом, продукт труда менеджера -не количествопродукции как таковой, а оптимизация функционирования системы (см. рис. 3).

           
 
   
   
 
 


Исполнитель 1 Исполнитель 2 Исполнитель 3





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.