Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия методики профессионального обучения и методическая терминология




Немаловажную роль в развитии практики методической рабо­ты педагога и ее теоретического осмысления, обоснования играет система понятий и соотносимых с ними терминов. Понятие — это форма мышления, отражающая существенные свойства и связи явлений, это единица мышления. Любое познание осуществляет­ся человеком как формирование понятий и их связей. Термин — это слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо научное понятие.

Как и в любой науке, в методике профессионального обуче­ния ее основные понятия служат фундаментом процесса обуче­ния предмету и в то же время являются показателем уровня ее развития. Основанное на опыте развития методики профессио­нального обучения, научное знание формируется в понятиях, в определении этих понятий по законам логики. Построение науч­ного знания всегда начинается с введения строгих и точных опре­делений.

При упорядочении понятийно-терминологического аппара­та методики профессионального обучения может быть предло­жено несколько оснований для классификации. Мы рассмотрим классификацию по источникам фор мир о ван и я, в со­ответствии с которой выделяются три группы понятий и терминов (рис. 2).


Дидактико-методические понятия

(1-я группа)

Источники Методико-технические понятия

формирования (2-я группа)

 

Методические понятия

(3-я группа)

Рис. 2. Классификация методических понятий

К первой группе относятся термины, пришедшие в методику из базовых наук: дидактики, теории воспитания, педагогической психологии и др. Понятия и термины, применяемые методикой в преподаваемой науке, т. е. в технических науках, а также смежных с ними — физике, математике, образуют вторую группу — мето­дико-технические понятия. К третьей группе понятий относятся собственно методические понятия и термины.

Дидактико-методические понятия. Дидактико-методические по­нятия используются в методиках преподавания разных предметов и варьируются применительно к каждому предмету, например в ди­дактике — цели обучения, развивающее обучение, в методике — цели обучения электротехнике, развитие технического мышления.

Приведем примеры дидактико-методических понятий: форми­рование технического мировоззрения учащихся; наглядность в обучении технической механики; знания учащихся по специаль­ной технологии; содержание предмета по электротехнике и т.д.

Методико-технические понятия. Вторую группу образуют мето­дико-технические, или технико-методические понятия, опираю­щиеся на техническую и технологическую терминологию. Ее со­ставляют понятия и термины преподаваемой науки — техники. Они определяют названия объектов изучения, т.е. разделов, тем или подтем уроков, либо названия технических и технологичес­ких явлений, процессов, которые входят в круг усвоения учащи­мися, и необходимы для решения научно-методических задач и развития методики профессионального обучения. Например, в дан­ную группу понятие «электрическая цепь переменного тока» вхо­дит не в качестве объекта исследования технической теории, а как методико-техническое понятие — объект познания учащими­ся, часть содержания учебного материала. Содержание этих поня­тий в методическом употреблении существенно отличается от тех­нического употребления. Термины в методическом употреблении нередко упрощаются ради повышения доступности и варьируют­ся в зависимости от уровня подготовки учащихся. При раскрытии содержания методико-технических понятий указывается на необ­ходимость отбора учебного материала и типичные методы изуче­ния данного содержания.


Методические понятия. Данные понятия подразделяются на четыре подгруппы.

1. Методические понятия и термины, являющиеся результатом
деления общих дидактико-методических понятий. Например, «урок
производственного обучения по изучению трудовых приемов и
операций», «обучение кулинарии» (дидактико-методические по­
нятия), «обучение чтению электротехнических схем», «обучение
снятию размеров» (методические понятия).

2. Названия методов, методических приемов, характерных не
для дидактики в целом, а для обучения техническим дисципли­
нам. В отличие от первой подгруппы эти термины не являются
результатом вычленения из дидактико-методических понятий и
не имеют с ними прямых преемственных связей. К ним относят­
ся, например, «технический диктант», «описание схемы соеди­
нения элементов в электрических цепях», «построение чертежей
деталей», «расчет режимов резания» и др.

Одни термины возникли в результате становления методической практики, например «устные задачи по сопротивлению материалов», «технический диктант»; другие заимствованы из производственной сферы: «инструктаж», «технический эксперимент» и т.д.

3. Названия различных средств обучения техническим предме­
там (сюда входят названия различных демонстрационных устройств
и механизмов, печатных изданий, используемых в процессе обу­
чения), например: «электромонтажная мастерская», «кабинет спе­
циальной технологии», «рабочая тетрадь по методам оптимиза­
ции» и др.

4. Понятия и термины из истории методики профессионально­
го обучения. В эту подгруппу входит сравнительно небольшое ко­
личество понятий, уже не употребляемых в повседневной прак­
тике обучения: «русская система производственного обучения»,
«ручной метод обработки материалов» и др.

В методике профессионального обучения могут быть выделены многочисленные явления, приемы, методы, понятия которых еще не сформировались и, естественно, нет соответствующих им терми­нов. Не имеют названия многие упражнения в производственном обучении, хотя они уже давно сформировались в учебно-инструк­ционных картах. Не имеют названий и не определены как понятия уровни сформированности профессиональных знаний и умений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.