Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представления о сущности процесса познания в истории философии

Демокрит объяснял процесс чувственного восприятия как «истечения» в органы чувств потоков атомов - «копий», отделяющихся от воспринимаемого тела; по- Демокриту, чувственный опыт – исходная ступень познания, дающая неполное «темное» знание, тогда как истинная природа вещей постигается лишь мышлением.

Сократ видел цель философии в разрешении человеческих проблем, а процесс познания отождествлял с нравственным совершенствованием, т.к. добродетель тож-дественна знанию, и человек, знающий, что такое добро не станет поступать дурно; метод нахождения истины - диалог, основанный на взаимном понимании людей.

Платон писал о познании как о анамнесисе – припоминании бессмертной душой вечных идей, противопоставляя подлинное, умопостигаемое знание и мнение, основанное на чувственном представлении; по-Платону в душе живут «врожденные», но не познанные идеи, к которым разум приближается, проходя в диалектическом «восхождении» 4 ступени: имя, определение, изображение, знание как таковое.

Плотин (основатель неоплатонизма в позднем эллинизме) сформулировал учение о Едином как первоначале, находящемся «за пределами сущности» и его эманации – истечении в природно-материальный мир; Мировой Ум и Мировая душа, по-Плотину, есть результат эманирования (отделения), а процесс познания (постижение умом первообразов) является попыткой возвращения, слияния души с Единым.

Для идеалистов познание не связано с реальным объективным миром. У Лейбница познание - воздействие божественной силы на врожденные понятия человека. У Канта – нахождение всеобщих и необходимых оснований познания и гуманистических ценностей. У Гегеля процесс познания - самопознание Абсолютной идеи. У субъективных идеалистов Маха, Авенариуса (кон. 19 - нач. 20 в.) процесс познания - реализация связи ощущений. В материализме познание - отражение мира в сознании человека. В диалектическом материализме (Маркс) познание – не пассивное созерцание мира субъектом, а сложный социокультурно обусловленный процесс активного творческого отражения действительности в социально-исторической практике.

Современная гносеология ориентирована на научное (естественнонаучное) познание, и в методах, материале сливается с методологией науки. Методология отделена от теории познания. Методология изучает не знание и истину, а приемы их получения. Не умозрительное, а предметное изучение научных знаний позволяет понять их природу, структуру, функционирование. Философы владеют фактическим материалом по истории науки. Без обобщения достижений наук, гуманитарного, художественного знания, религиозного опыта, без осмысления методологии науки, теория познания выродится в схоластику, систему искусственных конструкций, т.к. современная философия прикладная, и методология науки дает пример приложений, будучи нормативным учением. Она стимулирует прогресс научного знания, делая общим достижением эвристику. При соединении с методологией науки задача гносеологии - осмыслить, что есть знание и каким образом оно достигается.

Процесс получения знания предполагает использование достижений истории наук, данных когнитивной психологии, учет личностного фактора в познавательной деятельности. Гносеология использует данные наук (включает в качестве предпосылок выводы других теорий); обосновывает естественнонаучное, философское знание.

Особенность познавательного процесса нач. 21 в. – изменение характера объекта и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Познание и практика. Субъект и объект познания | Познание, практика, опыт
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.