Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды познания




Читайте также:
  1. В чем и как сказывается рефлексивность как сущностная черта философского познания?
  2. Возможности познания будущего в науке
  3. Воображение и интуиция как способы и формы познания и творчества
  4. Вопрос. Материалистическая диалектика как всеобщий метод познания и преобразования мира
  5. Вопрос: Основные уровни научного познания, их методы и формы
  6. Динамика научного познания
  7. КАНТОВСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ
  8. Лекция №12. “Проблема методов и форм познания в
  9. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
  10. Методы и формы научного познания. Социальное познание.
  11. Методы исторического познания. Исторический источник и проблема его достоверности.

Отождествление познания вообще с познанием научным и отбрасывание остальных видов знания, объясняется культом наукообразия современного общества. Развитие наук открыло много фактов, законов, истин и выработался тип мышления. Но смешивать знание вообще с его научной формой - заблуждение. В повседневной жизни не все проблемы человека требуют обращения к науке: книга жизни открыта всем, кто способен воспринимать вещи, чувствовать и думать. Основа знания - опыт, виды знания различают по тому, на каком опыте они основаны.

Пассивное знание читателя или студента, записывающего лекцию, отлично от знания авторского, знания творца - ученого, художника, религиозного подвижника.

Авторское знание различается по типу, характеру личной склонности. Человек, писал И.В. Гёте, рожденный для точных наук, с высоты своего рассудка-разума нелегко поймет, что может существовать и точная чувственная фантазия, без которой немыслимо искусство. Вокруг этого ведут спор последователи религии чувства и религии разума; вторые не хотят признать, что религия начинается с чувства, первые не допускают, что она должна развиться до разумности. Но для выдающихся творческих личностей характерна гармония познавательных способностей.

Житейское обыденное познаниеосновывается на наблюдении и смекалке; носит эмпирический характер; согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, а не с абстрактными научными построениями; имеет здравый смысл, обыденный язык, наивные представления; сводится к констатации фактов, их описанию. Здравый смысл порой проницательнее, чем ум ученого. Философ Фалес не умеющий смотреть себе под ноги и попавший в колодец, умаляется перед житейским знанием. По-Гегелю, в обыденной жизни мы размышляем без рефлексии и заботы об истине, в уверенности, что мысль согласуется с предметом, не отдавая себе в этом отчета. Базирующееся на здравом смысле и обыденном сознании, знание является ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Здесь его общая точка с наукой. Эта форма знания развивается по мере прогресса научного и художественного познания; она связана с культурой, которая складывается на основе теоретической работы в процессе развития.

Неявное знание в отличие от явного выражается в телесных навыках и схемах восприятия, не может передаваться опосредованно (знаках, кодах), а передается только при личном контакте. Неявное знание не является рефлективным, оно не выражается в языке, а содержится в нем имплицитно. Неявное знание называют личностным. В познании есть момент узнавания (распознавания образов), предполагающий идентификацию познаваемого объекта с предшествующим опытом, и открытие нового, ранее неизвестного. Явное и неявное знание находятся в отношениях дополнительности. Автором концепции неявного (личностного) знания, основанного на представлении об укорененности форм познавательной деятельности в обыденном практическом опыте и телесной организации человека, является английский ученый и философ Майкл Полани (1891-1986), один из основателей постпозитивизма. Его работа «Личностное знание. На пути к посткритической философии».



Научное познание предполагает объяснение фактов, осмысление их в системе понятий науки. Житейское познание констатирует поверхностно как протекает событие. Научное познание отражает глубину свойств объекта, проникает в сущность вещей, выявляет законы развития, имеет логический понятийный аппарат. Оно отвечает на вопрос почему, носит концептуальный характер, оно объяснительно и не терпит бездоказательности: утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Его достижение связано с использованием методов проверки знания. Оно носит практический характер, позволяя правильно ориентироваться в окружающем мире. Сущность научного знания в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее, и на этой основе осуществляет предвидение явлений. Предсказательность - один из главных критериев оценки научной теории. Процесс научного познания носит творческий характер. Законы, управляющие процессами природы, общества и бытия человека составляют мир, подлежащий исследованию, открытию, осмыслению. Познавательный процесс включает интуицию, догадку, вымысел, здравый смысл.

Непротиворечивость относится к логическому критерию научности.

Эвристичность относится к вероятностным критериям научности.

Научное знание охватывает относительно простое, что можно обобщить, доказать, ввести в рамки законов, причинного объяснения, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые превращаются в абстрактные формулы математики, в формализующие знаки (химические), диаграммы, схемы, кривые, графики. Но жизнь, человеческие судьбы, на много сложнее научных представлений, где все «разложено по полочкам», поэтому у человека потребность выхода за пределы доказательного знания и погружения в таинственное, чувствуемое интуитивно, схватываемое не в «обтесанных» научных понятиях, а в «размытых», но важных символических образах, тончайших ассоциациях, предчувствиях.

При всем различии житейской смекалки «профанов» и абстрактных конструкций «высокой» науки у них есть общее - идея ориентировки в мире.

Ключ в житейском и в научном познании - узнавание уже известного. Это замечание С.Л. Франка объясняет принципиальную недостаточность научного познания и открывает путь вглубь теории знания. «Все исследователи судят о неизвестном путем соразмеряющего сравнивания с чем-то уже знакомым, так что все исследуется в сравнении и через посредство пропорции» (Н. Кузанский Об ученом незнании).

Практическое познаниепримыкает к научному познанию. Их различие в целевой установке. Главная фигура научного познания - ученый, член академического сообщества, для практического познания – инженер, промышленный управляющий. Цель ученого - открытие закономерности, общего принципа, «узнавание» новой идеи. Цель инженера - создание новой вещи (прибора, компьютерной программы, промышленной технологии) на основе известных, зафиксированных принципов.

Художественное познание обладает спецификой, суть которой в целостном, а не расчлененном отображении мира и человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии: мысль воспринимается в виде зримых лиц и событий. Искусству дано ухватить явления, которые невозможно выразить и понять другими способами. Чем совершеннее художественное произведение, тем более невозможен его рациональный пересказ. Рациональное переложение картины, поэмы есть лишь их проекция. Если проекцией содержание художественного произведения исчерпывается полностью, то оно не отвечает назначению. Неуспешна книга, которая пишется с целью «воплотить» предвзятые авторские мнения и концепции; она и останется иллюстрацией этих мнений. Но плодотворен путь «художественного исследования». Там, где научному исследованию надо преодолеть перевал, художественное исследование тоннелем интуиции проходит иногда короче и вернее.

С точки зрения гносеологии интуитивизма критерий истины, основанный на самоубедительности, указывает на высокое положение художественного познания среди типов знания. Художественное познание отличает присущее творчеству требование оригинальности, обусловленной уникальностью, неповторимостью его субъекта и объекта. В этом суть противоположности художественного метода научному. В искусстве допускается художественный вымысел. Мир, творимый воображением, не повторяет действительного мира. Художественное произведение условно. Художественный вымысел допустим в отношении единичной формы выражения общего, но не самого общего: художественная правда не допускает субъективизма. Попытка выразить общее вне органического единства с особенным (типичным) и единичным приводит к схематизации и социологизации действительности, а не к созданию художественного произведения. Если художник сводит все к единичному, слепо следует за наблюдаемыми явлениями, то в результате - не художественное произведение, а «фотография» - имитаторство и натурализм.

В науке главное - устранить все единичное, индивидуальное, неповторимое и удержать общее в форме понятий. Наука и искусство лежат в разных плоскостях. Эти виды познания мира черпают свой метод в природе своего содержания. Научное знание держится на общем, анализе, сличении, сопоставлении; работает с множественными, серийными объектами и не знает, как подойти к объекту уникальному. В этом слабость научного подхода. При всех успехах научного знания в открывающихся в нем глубинах никогда не может быть снят вопрос о конечной адекватности единственной Вселенной, вечно пребывающей перед нами. Никакая астрономия никогда не снимет великой тайны «звездного неба над нами», по выражению Канта.





Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5861; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.