Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 10. Цены и ценообразование на продукцию отраслей АПК

10.1. Экономическая сущность цены, ценового механизма и функции цен.

10.2. Система цен на продукцию АПК.

10.3. Ценовое регулирование в отраслях АПК.

10.4. Ценообразование на продукцию отрасли и направления его совершенствования.

 

1. Экономическая сущность цены, ценового механизма и функции цен

 

1. Цена – это денежное выражение стоимости товара.

Существует три базовых подхода к определению стоимости:

- она создается общественно необходимым рабочим временем и характеризуется издержками (теория трудовой стоимости Маркс);

- стоимость регулируется предельной полезностью конечного продукта, субъективно оценивается покупателем и продавцом, причем с приростом каждой следующей единицы ее ценность снижается (теория предельной полезности);

- стоимость в равной степени определяется издержками и полезностью конечного продукта.

Следовательно, цена – это количество денег, за которые продавец согласен продать (цена продавца), а покупатель готов купить (цена покупателя) единицу товара.

Цена в условиях рынка выполняет двоякую роль:

1. Служит индикатором рынка, который отражает весь комплекс ценообразующих факторов; их зарождение, развитие и взаимодействие.

2. Является маркетинговым регулятором рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на поведение субъектов и факторы рынка.

В зависимости от характера обслуживаемого оборота различают три основных вида цен на промышленную продукцию:

1. Оптовая цена предприятия – цена, которая предусматривает возмещение текущих затрат производства и получение прибыли. На основании этой цены определяются:

- выручка от реализации продукции как произведение цены на количество;

- прибыль на единицу продукции как разница между оптовой ценой и ее себестоимостью.

Оптовая цена определяется по формуле:

Цопт = Сп (1+Rсс), где

Сп – полная плановая себестоимость единицы продукции, руб.

Rсс – уровень рентабельности.

2. Отпускная цена предприятия формируется на основе оптовой цены предприятия и дополнительного включения в цену налога на добавленную стоимость:

Ц отп. = Цопт. + (Ц опт. – МЗ) * НДС, где

МЗ – фактическая или плановая себестоимость материальных затрат на единицу продукции;

НДС (18 % при реализации по рыночным ценам).

3. Розничная цена является конечной ценой, по которой товары народного потребления и некоторые орудия и предметы труда реализуются через торговую сеть и отражает процесс нарастания общественно необходимых затрат по всем стадиям производства и реализации товаров.

Ц роз. = Ц опт. + ТЗ + ПР + НДС, где

ТЗ – текущие издержки;

ПР – прибыль торговых организаций.

Классификация по степени и способу регулирования:

- регулируемые цены – их величина регулируется государственными органами.

- фиксированные цены – твердые цены, устанавливаются также государственными органами на ограниченный круг товаров.

- договорные цены – это цены, величина которых определена документально зафиксированным контрактом между продавцом и покупателем.

- свободные цены – освобождены от ценового вмешательства государства, формируются законом спроса и предложения.

Классификация цен по степени обоснованности:

- базисные, применяемые в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия.

- прейскурантные цены – фиксируются в документальной форме.

- фактические цены – учитывающие применение различных надбавок, скидок к базисной цене.

 

Экономические функции цены являются внешним проявлением ее внутреннего содержания. Выделяют пять функций цен:

1. Функция учета и измерения затрат общественного труда. Цены учитывают в размере затрат труда и средств производства на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд, какую прибыль он приносит предприятию.

2. Функция балансирования спроса и предложения. Связь между производством и потреблением, спроса и предложения осуществляется через цены. Равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства или посредством изменения цены.

3. Стимулирующая функция. Цена стимулирует производителя той ее частью, которая выражает прибыль, если доля прибыли в цене высокая, то у товаропроизводителя появляется стимул больше производить и больше продавать товаров и услуг.

4. Распределительная функция связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. В сфере производства и обращения распределение и перераспределение осуществляется через регулируемые цены.

5. Функция цены как критерия рационального размещения производства проявляется в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капитала из одного сектора экономики в другой в нутрии отдельных секторов труда, где норма прибыли более высокая.

Огромным фактором ценообразования являются налоги. На сегодня существенным преимуществом наших соседей Казахстана оказались налоги. Например, НДС там 14% (у нас 18%) и есть сведения, что в ближайшее время возможно снижение НДС до 11%, подоходный — 10% (13%), налог на прибыль — 15% (20%), наконец, социальный налог — 11% (34%). Потому неудивительно, что когда в России заговорили об очередном пересмотре ставок социальных налогов (теперь — страховых взносов), то предприниматели стали не только знакомиться с опытом Казахстана, но и решили на практике испытать себя в казахстанских условиях.

 

2. Система цен на продукцию АПК

 

Все действующие в экономическом поле цены на товары, в том числе и в АПК, имеют взаимосвязь и образуют систему, характерную по временным, территориальным, климатическим, социальным, демократическим и многим другим признакам. В соответствии с признаками цены и квалифицируются.

В зависимости от обслуживаемых отраслей и сфер экономики:

· Оптовые цены – цены, по которым закупают и реализуют продукцию предприятия любых видов собственности. Оптовые цены бывают оптовые цены предприятия – или цены изготовителей, по которым они реализуют продукцию потребителям. Как разновидность оптовой цены встречается понятие – трансфертные – это цены на полуфабрикаты и сырье, продаваемые внутри предприятия или группы предприятий связанных в процессе производства. Занижением цен на сырье в дочерних предприятиях можно регулировать экономику продукта, налоговые, таможенные отчисления. Оптовые – отпускные цены промышленности – цены, по которым организации потребители оплачивают продукцию сбытовым (оптовым) организациям. Если оптовые цены предприятия больше касаются производства, то оптовые цены промышленности это чисто оптовая торговля. Разновидность оптовой - цена биржевых сделок.

· Закупочные цены – это оптовые цены применяющиеся на закуп сельскохозяйственной продукции. На практике они формируются в средние цены фактической реализации, где учитывается и качество и объем.

· Цены на строительную продукцию – устанавливаются в трех видах – сметная стоимость рассчитанная из предельных затрат на строительство объекта, - прейскурантная цена – усредненная сметная стоимость единицы продукции 1 куб. метра покраски, кладки, застекления, жилой площади, подсобки и т. д., - договорная цена – устанавливаемая по договоренности.

· Тарифы грузового и пассажирского транспорта

· Розничные цены – применяются для торговли с населением, разновидности розничных – коммерческая – свободная рыночная цена, аукционная – цена товара проданного на аукционе, может значительно отличаться от розничных цен.

· Договорные цены – когда при покупке 2 единиц третья дается бесплатно, при это кажется покупателю, что купил дешево, на деле выигрывает продавец, за счет роста оборота.

· Цены внешнеторгового оборота основаны на мировых ценах, при это к цене экспорта могут добавляться таможенная очистка, экспортная надбавка. Мировые цены играют большое значение в установлении внутренних цен в промышленности, зерне, газе, нефти, полимерах, и даже в гостиничном бизнесе.

· Цены, используемые в учете и статистике – индексы цен, текущие, средние, сопоставимые, базисные, учетные и лимитные (предельно допустимые).

· В зависимости от территории бывают – единые или поясные – устанавливаются на базовые виды продукции (квартплата, газ, энергоносители) и – Региональные – устанавливаемые предприятиями и региональными органами власти.

· Контрактные цены – связанные, прежде всего с доставкой, погрузкой, хранением, сертификацией. Международной Торговой Палатой при ООН систематизированы такие цены в издание «Инкотермс», в ряде государств считаются общепринятыми.

· Свободные цены – сформулированы рынком без участия государства

· Регулируемые цены – складываются на рыночных условиях, но регулируются государством

· Фиксируемые цены – устанавливаются, как правило государством.

· В зависимости он новизны товаров – «Снятие сливок». Широко использована при введении сотовой связи, первоначально доступной только очень обеспеченным, пример командировки в Атырау.

· Цена проникновения на рынок – одна из стратегий конкурентного ценообразования применяется на рынках с высокой конкурентной средой.

· Цена следования за лидером в отрасли или на рынке – цена на рынке устанавливается из цены предлагаемой главным конкурентом отрасли.

· Престижная цена – устанавливается на продукцию мировых фирм с известным качеством Панасоник, Мерседес, Тайота, Кристиан Диор и т.д.

· На товары, реализуемые длительный срок устанавливаются – Скользящие цены – чем больше объем производства, тем больше возможностей регулировать цену. – Долговременные цены – устанавливаются на товары массового спроса

· Цены потребительского сегмента рынка устанавливаются на аналогичные виды товаров реализуемые различным социальным группам людей.

· Гибкая цена – используется для быстрого реагирования на цену органами государственного управления.

· Преимущественная цена – определяемая предприятиями занимающими 70-80% рынка данного вида товаров

· Цены на изделия выпуск которых прекращен – это не распродажа а ориентир на строго ограниченный рынок владельцев такой техники и машин.

 

3. Ценовое регулирование в отраслях АПК

 

Ценовое регулирование в АПК проводится половиной имеющегося в стране государственного аппарата, от этого зависит сама возможность существование власти. Этим делом заняты департаменты АПК, антимонопольный, налоговый, торговый, таможенный, миграционный, депутатский корпус и прочая, прочая, прочая….

Так, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики Тюменской области (далее Тюменьоблстата): Ежегодный отчет о работе всех служб по стабилизации продовольственного рынка, более 100 листов. Говорится, выборочно.

В рамках информационно-аналитического наблюдения за состоянием потребительского рынка региона департамент тарифной и ценовой политики области обеспечивает обобщение результатов проводимых мониторингов розничных, отпускных и оптовых цен на социально значимые продукты питания. Результаты мониторинга рассматриваются на заседании межведомственной комиссии, предоставляются на областной антикризисный штаб, в аппарат полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе, размещаются в информационной системе «Официальный портал органов государственной власти Тюменской области».

С этой целью в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 13.07.2009 №198-п осуществляется декларирование отпускных и оптовых цен на отдельные социально значимые продовольственные товары (хлеб 1 сорта и «Дарницкий», молоко, масло растительное, сахар, соль, яйцо, куры и ряд других видов продовольствия, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 № 530).

В работе по декларированию задействованы департамент тарифной и ценовой политики области, департамент агропромышленного косплекса области, управление лицензирования и регулирования потребительского рынка области, управление по потребительскому рынку администрации Тюмени и администрации других муниципальных образований.

Таким образом, система декларирования цен представляет собой механизм расширенного мониторинга и анализа ценообразования на рынке продовольственных товаров и дает возможность отследить процесс формирования добавленной стоимости продовольственных товаров по цепочке «производство – опт – розница», выявить причины и условия роста цен.

1.2. В 2010 году цены на основные социально значимые продовольственные товары в Тюменской области (без автономных округов) формировались на уровне, экономически приемлемом для предприятий-производителей сельскохозяйственной продукции и продуктов питания.

Во многом ценовая ситуация на продовольственном рынке зависит от государственной поддержки агропромышленного комплекса региона. В бюджете Тюменской области на 2011-2013 годы сельское хозяйство будет приоритетным направлением. В 2011 году на поддержку АПК планируется направить 14,5 млрд рублей. Средства пойдут на оказание государственной поддержки животноводству, растениеводству и на субсидирование процентных ставок по банковским кредитам.

Такая политика направлена на обеспечение продовольственной безопасности региона и соблюдение экономических интересов населения. Социально значимые продовольственные товары первой необходимости во всех торговых точках имеются в продаже ежедневно, в достаточном товарном ассортименте. Ажиотажного спроса на продукты питания не наблюдается.

Помимо финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей с целью насыщения рынка товарами (услугами) и исходя из принципа сбалансированного ценообразования (имеется в виду баланс интересов как производителей и поставщиков, так и предпринимателей и населения) основным направлением деятельности Правительства области являются мероприятия по развитию конкуренции.

Вот так делается ценовое регулирование в области.

 

4. Ценообразование на продукцию отрасли и направления его совершенствования

 

Ценообразование – это процесс формирования цен, характеризуемый, прежде всего методами, способами установления цен в целом – на все товары и услуги.

Методы ценообразования объединены в три группы:

- затратные;

- рыночные;

- эконометрические.

Затратные методы. В практике рыночных отношений предприятие, как правило, пытается установить цену, по которой оно могло бы продать свой товар на рынке исходя из характера спроса, конкуренции, качества товара т других факторов.

1. Метод полных издержек – суть состоит в том, что суммируются переменные, постоянные издержки и прибыль, которую предприятие рассчитывает получить.

Преимущество: простота и удобство.

Недостатки:

- не принимается во внимание спрос на товар, конкуренция на рынке;

- не позволяет выявить резервы снижения затрат и учесть в полной мере все факторы, воздействующие на цену.

2. Метод прямых издержек – способ формирования цен на основе прямых затрат, исходя из конъюктуры рынка и ожидаемых цен продажи. Экономическая сущность метода заключается в установлении нижнего предела первоначальной цены на продукт.

Преимущества: заключается в возможности выявления наиболее выгодных видов продукции.

3. Метод стандартных издержек – позволяет формировать цены на основе расчета издержек по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных.

Преимущество: заключается в возможности управления затратами по отклонениям от норм, а не по их общей величине. Метод обеспечивает непрерывное сопоставление затрат и финансовых результатов.

4. Расчет цены на основе обеспечения безубыточности. Ставится задача достижения безубыточности производства и обеспечения целевой прибыли в течение определенного периода.

Рыночные методы определения цен. Основным фактором при использование этих методов является покупательское восприятие, позволяющее потребителю из всего многообразия товаров выбрать наиболее оптимальный с точки зрения цены и качества товара.

1. Определение цены по ценовой эластичности. Дифференциация товаров дает производителю некоторую свободу в отношении цен, причем, чем больше ассортимент товаров, тем больше эластичность применяемых для покупателя цен.

Чувствительность потребителей к цене характеризуется эластичностью (Е): Е = П% / Ц%, где

П% - процент изменения объема продаж;

Ц% - процент изменения цены.

Эластичность характеризует реакцию предложения и спроса на изменение цен.

2. Метод текущей цены. Текущая цена – это цена, получаемая за товар на рынке. Этот метод используется в первую очередь на рынке однородных товаров, так как предприятие продающий однородный товар (консервы, сапоги, удобрения), имеет ограниченные возможности влияния на цены. Главная задача предприятия – вести контроль за издержками.

3. Метод «запечатанного конверта» используется в тех отраслях, где несколько крупных предприятий ведут конкуренцию за получение определенного контракта. При определение тендера исходят прежде всего из цен, которые могут назначить конкуренты. Для выигрыша тендера цена устанавливается на более низком уровне, по сравнению с основными соперниками.

4. Метод равновесия между издержками и состоянием рынка. Алгоритм метода определение цен, ориентированных на нахождение равновесия между издержками производства и состоянием рынка.

Эконометрические методы определения цены. Эконометрика – это часть экономической науки, которая занимается разработкой и применением математических и, прежде всего, экономико – статистических методов анализа и обработки экономической информации.

1. Метод удельных показателей основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара.

Сначала рассчитывается удельная цена:

Цуд. = Цб / Вб, где

Цб – цена базисного изделия;

Вб – величина параметра базисного изделия.

Затем определяется цена нового изделия:

Цн = Цуд. * Вн, где

Вн – значение основного параметра нового изделия в соответствующих единицах измерения.

Метод удельных показателей используется лишь для ориентировочных оценок, так как настоящую цену новому товару определит рынок.

2. Балловый метод определения цены на основе экспертных оценок каждому установленному параметру присваивается определенное число баллов.

Цена на новый товар (Цн) балловым методом рассчитывается по формуле: Ц = Цб / (Ббi * Vi), где

Ц – цена одного балла, руб;

Цб – цена базового изделия – эталона;

Ббi – балловая оценка I –го параметра базового изделия;

Vi – весомость параметра.

Рассчитаем цену нового изделия:

Цн = (Бнi * Vi) Ц, где

Бнi – балловая оценка цены нового изделия.

3. Ценовой метод регрессивного анализа суть состоит в определении регрессивных уравнений зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. При этом цена выступает как функция от параметров:

Ц = f (x1,x2,x3 ……, xn)., где

x1,2n – параметры изделия.

Этот метод позволяет моделировать изменения цен в зависимости от совокупности их параметров, а также использовать уравнение регрессии для определения цен товаров.

 

Методика формирования цен на продовольственном рынке изобилует различными формами, однако, как и всегда практические меры регулирования носят характер административного вмешательства. То есть регулирования от принятия решений различными государственными структурами.

В зависимости от конкретной рыночной ситуации могут применяться решения по использованию различных методов установления продажных цен:

1. дифференцированных цен (единых и гибких, стандартных и меняющихся). Дифференциация может быть: пространственной, цена устанавливается в от места нахождения покупателей по территориям. Временной, цена устанавливается в зависимости от времени суток, дней недели или времени года. Персонифицированной цена устанавливается в зависимости от контингента, молодежи, пенсионеров и т.д. Количественная – цена устанавливается от объема продаж.

2. дискриминационных (по критериям пространства, времени, персонификации). Дискриминация заключается в том, что одинаковые товары на различных рынках продаются по разным ценам. Основывается на особенностях потребителя, времени и месте покупок, специфике товаров.

3. конкурентных цен (войны, снятия сливок, цен проникновения). «Ценовые войны» используются на рынках монополизированной конкуренции, когда для привлечения покупателей используются низкие темы. «Снятие сливок» используется на новых товарах. Задача в том, чтобы опередить конкурентов, и получить прибыль. Цены «проникновения» это более низкие цены по сравнению с конкурентов, для захвата рынка. Эти цены создают барьеры для конкурентов для создания подобной продукции. И в конечном счете, обеспечивают дальнейшее долгосрочное получение доходов.

4. Ассортиментных цен, основанных на учете «психологического восприятия» цен потребителями (пороговые цены, цены с приманкой, неокругленные цены). Такое ценообразование насчитывает большой арсенал подходов, многие из которых рассчитаны на психологическое восприятие. Ценовые линии представляют собой диапазон цен в рамках одного товарного ассортимента (продуктовой линии), когда каждый вид товара отражает определенный вид качества. Пример компании Герболайф или «Рибок» когда имеются сразу 4 вида обуви, по качеству начиная от 60 и заканчивая 133 доллара и при определении ценовой ступеньки учитывается себестоимость и качественные особенности модели, такая политика стремиться заполучить покупателя. Цена выше номинала – это когда базовая модель (раздетая) стоит значительно дешевле и при покупке ее стараются начинять стоимостью дополнительного оборудования. Цена с «приманкой» когда продается по доступной цене кукла а к ней набор мебели, костюмов, домиков братьев и т. д. Цена на сопутствующие товары когда продается дешево например ксерокс, но цены на бумагу в Тюмени в 10 раз дороже, чем в Петропавловске. Цены за «комплект» когда интересующая покупателю вещь продается только в комплекте, а порой только с установкой и наладкой. Установление более низких цен за счет продажи побочной продукции, например при нефтепереработке стоимость битума и мазута вполне окупают стоимость переработки, что, к сожалению, не ведет к снижению цен на светлые нефтепродукты. «Неокругленные» цены создают иллюзию низких цен. Нечетные числа больше стимулируют покупку, чем четные, число 7 более приятно, чем число 3. Географическое ценообразование учитывает доставку, товара и расходы по доставке.

5. стимулирующие цены (различного рода скидки и зачеты). Скидка магическое слово, на которое покупатель реагирует больше даже, чем на цену. Бонусные скидки – предоставляются постоянным покупателям при приобретении определенного объема товара. Скидки за платеж наличными предоставляют определенные компании. Скидки за приобретение большой партии товара. Сезонные скидки – предоставляются покупателям впрок. Функциональные скидки – за услуги, хранение, охрану, рэкет и т.д. Зачеты – сдача старых вещей в зачет приобретения новых. Демпинговые цены – это искусственно заниженные цены для создания недобросовестной конкуренции, в ряде стран запрещены.

Между товарами может существовать взаимозаменяемость, которая ведет к каннибализму товаров и взаимозависимость, которая способствует расширению рынка и ассортимента. Например, торговля мебелью стимулирует торговлю ковров, сантехники, строительных материалов, и все это завязано на потребительский рынок.

Маркетинговое ценообразование проведение политики, как понижения, так и повышения цен. Понижение цен возможно в условиях расширяющегося спроса. В других случаях конкуренты будут обязаны принять такое же решение и на рынке ничего не изменится. Понижение цены при не расширяющемся спросе возможно, если издержки конкурентов слишком велики или воспринимаемая ценность товаров выше, чем у конкурентов. Расчет по необходимому увеличению продаж делают по формуле:

Необходимый рост продаж % = Снижение цены % / Маржинальная прибыль – снижение цены %.

Например, необходимость увеличения продаж при снижении цены на 5%, при маржинальной прибыли 12% будет равна; 5% ÷ (12 – 5) = 71%

Повышение цены возможно в условиях роста спроса и высокой загруженности производственных мощностей. Однако предприятие, идущее на повышение цен, должно быть уверено, что и конкуренты сделают то же самое, иначе спрос на продукцию упадет и все. Существуют различные методы избегающие непосредственный рост цен: уменьшение размеров и массы изделия и его упаковки, замена дорогих материалов и ингредиентов недорогшими, снижение уровня качественных характеристик. Расчеты по допустимому снижению продаж от повышения цен и сохранения уровня маржинальной прибыли производят следующим образом:

Допустимое сокращение продаж % = Повышение цены % / Маржинальная прибыль + Повышение цены %

Допустимое сокращение продаж при повышении цены на 5%, при прибыли 12% будет равно: 5% ÷ (12% + 5%) = 29,4%

Сложившаяся практика способов установления цен с ориентацией на затраты, спрос и конкурентов указывает на необходимость комплексного использования всех перечисленных подходов. Это дает возможность определить границы в рамках которых принимаются ценовые решения. Так издержки определяют нижний предел цен, спрос определяет верхний предел ценовой политики. Анализ конкуренции дает возможность выбрать наиболее удачную, позволяющую иметь доход и не иметь конфронтации с конкурентами.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Единая система материально-технического снабжения и сбыта продукции продовольственных отраслей республик СССР в процессе рыночных реформ была ликвидирована, а стихийно возникшие в регионах рынки продовольствия имеют ряд серьезных недостатков. К числу последних относятся дезинтеграция всех звеньев АПК, резкое сокращение инвестиций, рост издержек производства и обращения, сокращение платежеспособного спроса предприятий перерабатывающей промышленности и населения на отечественное сельскохозяйственное сырье и продовольствие, нерегулируемый импорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, диспаритет цен и т.п. Разумеется, все это вызвало снижение уровня и качества потребления населением продуктов питания, сокращение потребления отечественных и увеличение импортных товаров. В результате дороговизны продуктов средняя семья тратит более половины своих доходов на питание.

 

Так, по уровню питания на душу населения Россия опустилась с 7 на 71 место в мире. Несмотря на высокие среднедушевые доходы, Тюменская область по потреблению мяса, молока и других важнейших продуктов питания отстает от средних показателей по России. Занимая второе место по уровню доходов на душу населения в стране, область занимает среди регионов 68-е место по потреблению мяса и мясопродуктов (37 кг), 65-е - молока и молочных продуктов (158 кг), 67-е - овощей и бахчевых культур (62 кг), 64-е - сахара (29 кг), 53-е - растительного масла (8,6 кг), 49 -е - картофеля (114 кг), 33-е - хлебных продуктов (123 кг), 43-е - по потреблению яиц (212 штук). Причем по отмеченным продуктам душевое потребление в Тюменской области значительно ниже, чем в целом по России, в 2 с лишним раза ниже дореформенного уровня и намного меньше рациональных норм потребления. При этом производство основных видов продовольственной продукции на душу населения юга области приблизилось к физиологическим нормам потребления:

- молоко - 405 кг/чел. в год (при норме 392);

- мясо - 69 кг/чел. в год (при норме 81);

- яйцо - 926 шт./чел. в год (при норме 306).

Сельскохозяйственное производство, включая производство в личных подсобных хозяйствах, обеспечивает в полной мере потребности населения по картофелю и другим овощам, выращиваемым в нашей климатической зоне. То есть производство налажено, отсутствует система торговли.

Доля импорта продовольствия в России приближается к 50%, в мегаполисах и крупных городах еще выше - 60-80%. Несколько озадачивает очень быстрое вступление в ВТО. По результатам проверки Госторгинспекции в 2000 году было забраковано 53,5% импортного мяса, 81% - молочных консервов, 60% - колбас и копченостей, 56% - рыбных консервов. Заметим, при низких закупочных ценах на сельскохозяйственную продукцию розничные цены на продукты питания на многих рынках очень высоки, что обусловлено монополией посреднических структур, многозвенностью и непрозрачностью каналов товародвижения. Для решения проблемы устойчивого обеспечения населения качественными продуктами питания, включая Тюменскую область, во многих регионах России создаются системы оптовых продовольственных рынков (ОПР), в состав которых входят государственные, общественные и коммерческие структуры и инфраструктуры (предприятия, организации, ассоциации), осуществляющие и обеспечивающие цивилизованную рыночную оптовую торговлю сельскохозяйственной продукцией и продовольствием.

 

Стратегия развития ОПР. Как известно, в Основных направлениях агропродовольственной политики Российской Федерации до 2010 года предусмотрено: разблокирование рыночных барьеров, обеспечение прозрачности движения товаров; внешнеторговое регулирование, ориентированное на эффективную интеграцию в мировой продовольственный рынок; разработка механизмов, обеспечивающих формирование организованных рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия; совершенствование контроля качества; расширение государственной системы рыночной информации и консультирования.

 

Для Тюменской области решение этих задач является чрезвычайно актуальным в силу создавшегося разрыва между доходами населения на душу населения (второе место после г. Москвы) и низким реальным потреблением на душу населения основных продуктов питания. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что к формированию системы ОПР в нашем регионе приступили с большим опозданием. Лишь в 2002 году по заказу администрации нашей области выполнен проект "Стратегия развития продовольственного рынка Тюменской области" и разработана областная целевая программа "Возрождение и развитие региональной Никольской ярмарки в г. Ишиме". Проектом предусматривается создание оптово-распределительной сети холдинговой компании "Сибинтел", снижение цен в ее региональных распределительных центрах в гг. Сургуте, Ноябрьске, Новом Уренгое, Нижневартовске за счет исключения посреднических наценок на 20%. В программе намечается расширение оптовой торговли продовольственными и промышленными товарами за счет укрепления связей севера Тюменской области с югом и соседними областями Казахстана.

 

Цена и политика ценообразования ключевые понятия рынка и конкуренции.

Между тем восприятие понятия цена отличаются на общеэкономическом, корпоративном и маркетинговом уровне. Так на общеэкономическом уровне цена – это регулятор обмена, механизм согласования спроса и предложения, меновая стоимость в денежном выражении. На корпоративном уровне цена – это важнейший фактор обеспечения долговременной рентабельности, возможность покрытия затрат, средство конкуренции. На маркетинговом уровне цена – как инструмент воспринимаемой ценности товара, позиционирования, информации потребителям, индикатор маркетинговых усилий.

Цена представляет собой основной фактор получения долговременной устойчивой рентабельности. Но управление ценой зависит от многих факторов:

- затрат производства

- состояния спроса

- уровень конкуренции

- стадии жизненного цикла товара

- политики поставщиков и посредников

- мер государственного регулирования цен.

Затраты производства определяют себестоимость продукции, которая имеет тенденцию к росту.

Уровень цен во многом зависит от спроса покупателей и наоборот спрос зависит от цены, для того чтобы поднять спрос и обойти конкурентов надо снизить цену, тогда можешь разориться, если поднимешь цену можешь потерять покупателя.

На корпоративном уровне основные решения по ценам связаны с выбором проведения ценовой или не ценовой конкуренции. Ценовая конкуренция – установление цены ниже рыночного уровня, цель завоевание позиций ценового лидера. Неценовая конкуренция допускает установление на уровне или даже выше рыночных и ориентирована на политику дифференциации или концентрации.

На стадии роста и зрелости жизненного цикла товаров, диапазон цен может быть довольно широк, однако период спада характеризуется формированием такого уровня цен который характеризуется как доступный.

Посредники и поставщики могут активнейшим образом влиять на цену, особенно на рынке сельскохозяйственной и сезонной продукции.

Правительственные меры направлены на фиксацию, ограничение цен, регулирование.

Цена связана со спросом, доходами и инвестициями. Так цена и спрос имеют взаимообразную зависимость измеряемую эластичностью, поэтому компании заинтересованы в снижении эластичности спроса на их продукцию за счет повышения ценности и нужды в ней. При повышении цен доходы сначала вырастают, затем объем продаж и доходы снижаются. Зависимость между ценой и издержками носит линейных характер; чем ниже цена, тем больше объем реализации, тем больше издержки. Цеем ниже цена на рынке тем, как правило, требуется больше инвестиций в производство товаров, пример инвестиции в сельскохозяйственную продукцию.

Анализ получения прибыли говорит, что максимализация прибыли, за счет цен возможна только кратковременно. Обычно цена максимализирующая стоимость компании оказывается ниже цены, обеспечивающей краткосрочную прибыль, это помогает обеспечить регулярность денежного потока, снижению эластичности спроса, не так бросается в глаза конкурентам, и позволяет завоевать большую долю рынка.

При ориентации на текущую прибыль, отпускная цена определяется путем стандартной надбавки к издержкам или по целевой норме возврата инвестиций.

Маркетинговое ценообразование ориентировано на рост стоимости компании и предлагает в расчет принимать объем услуг, предлагаемых компанией или объем товарооборота и ценообразование зависит от стратегических целей компании.

Можно выделить три положения цены относительно роста продаж для получения прибыли:

  • Прибыль от максимальной цены;
  • Прибыль от максимального оборота
  • Прибыль от стабилизации цен.

Развитие продаж и получение на этой основе прибыли от максимальной цены возможно когда предприятие выходит на рынок с товарами высокого качества и значительно опережает конкурентов, кроме того имеет своих потребителей этого товара.

Получение прибыли от максимизации объемов продаж и увеличения доли рынка связано с использованием цен «проникновения». Это возможно при сокращении затрат, экономии на масштабах производства и при наличии большого потенциального рынка. Такой же подход требуется от компании в период «выживания»

Развитие продаж и получение прибыли от стабилизации цен направлено на сохранение компанией своего положения на рынке.

 

Методика формирования цен на потребительские товары

 

Отличительной особенностью сферы обращения является то, что в ней не создается новый продукт, а лишь увеличивается стоимость продукции, созданная раннее в сфере материального производства (промышленности, сельском хозяйстве и т. д.).

Функции:

1. транспортировка

2. расфасовка

3. доработка

4. хранение

5. упаковка

6. отпуск товара потребителю

Из сферы обращения лишь в общественном питании может создаваться новый продукт. Основная отрасль-сфера торговли.

Виды товарооборота:

1. оптовый

2. розничный

оптовый - продажа товара предприятиям, физическим лицам для последующей продажи населению, для последующего выпуска товара, продажа товаров вне рыночным потребителям.

Розничный – продажа товаров населению.

Товарооборот в рыночной экономике учитывается по нескольким каналам реализации:

1. организованная сеть (через юридических лиц).

2. неформальный рынок (торговля осуществляется физическими лицами в виде продажи товаров на вещевых и продовольственных рынках).

Товарооборот может выступать в следующих социально экономических формах:

1. государственная продажа

2. кооперативная продажа

3. рыночная продажа

4. биржевая продажа

5. комиссионная продажа

6. коммерческая продажа

7. натуральный обмен

Дополнительная стоимость в сфере торговли должна покрывать расходы торговли и обеспечивать ее прибыль - торговая наценка.

Торговая наценка -это продажная цена, предназначенная для возмещения торговли (транспортные расходы, расходы по аренде, заработная плата, реклама) и обеспечение прибыли торговых предприятий.

Торговая наценка складывается под влиянием рыночных факторов. В настоящее время цену товара определяет предприятие и население.

Схема формирования розничной цены.

Розничная цена включает: Себестоимость продукции + прибыль предприятия + сбытовые издержки + прибыль сбытовых предприятий + акцизы + НДС.

Оптовая цена включает: Себестоимость продукции + прибыль предприятия + сбытовые издержки + прибыль сбытовых предприятий.

В себестоимость продукции входит оптовая цена продукции, которая проходит переработку в отрасли. В результате получается, что например, в стоимости хлеба стоимость муки занимает только 8% и т. д.

Наличие соотношения и число структурных элементов конкретной цены зависит от конъюнктуры рынка, вида товаров, числа торговых посредников. Потребность торговых посредников возникает при реализации продуктов производства, которых локализовано в определенном пункте, а сфера потребления обширна. В этом случае структуру цены включается ни одна торговая надбавка. В зависимости от числа посредников один и тот же товар проходит несколько этапов реализации и увеличивает стоимость.

Показатель числа перепродаж товара (коэффициент звенности) рассчитывается: валовой товарооборот/чистый товарооборот.

Объем продаж, как основного вида торговой деятельности характеризует такой показатель как товарооборот, который имеет несколько характеристик.

Валовой товарооборот - это сумма всех продаж товара на пути движения от производителя к потребителю.

Чистый товарооборот - это товарооборот, освобожденный от повторного счета равный конечной продаже товаров.

Конечная продажа - данная партия товара больше продаваться не будет, это означает в масштабах всей торговли, что товар вышел за пределы сфера товарообращения, а в пределах отдельного региона означает, что товар продан за их пределы и в данном регионе больше продаваться не будет.

Розничный товарооборот, характеризующий продажу конечным потребителям, и их переход в сферу личного потребления всегда относится к категории чистого товарооборота.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 10. Системы защиты информации от несанкционированного доступа | I. Группа выветривания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1943; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.142 сек.