Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития психологии

Читайте также:
  1. I. История развития концепции гражданского общества. Структура гражданского общества.
  2. VI. История народов Южной и Юго-Восточной Азии в Средние века.
  3. XXI век знаменуется новым подходом к пониманию истории – история как наука, которая может показать пути решения многих проблем современной цивилизации.
  4. Актуальные проблемы развития логопедии на современном этапе. Организация логопедической помощи в России.
  5. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка
  6. АЛЬМОР» (сокращённо от – «Альтернативные модели развития»).
  7. Анализ внешних и внутренних факторов кризисного развития организации (предприятия).
  8. Аномалии развития брюшины и ее производных
  9. Аномалии развития глотки
  10. Аномалии развития желчного пузыря
  11. Аномалии развития печени
  12. Аномалии развития толстой кишки



В развитии психологии можно выделить две основные стадии: донаучную и научную.

Первые представления о природе человека характеризуют ритуалы. Например, ритуал погребения, в котором учитывалось то, что после смерти человека его душе необходимы определенные "удобства". В Древнем Китае обнаружены черепа людей с отверстием в затылочной части, необходимым "для освобождения духа".

Древние люди объясняли свою судьбу и происходящие с ними события вмешательством богов, что выражалось в языческой культуре.

В античной философии, кроме "постороннего" воздействия (божества), предполагалось существование внутренней субстанции — души, влияющей на поведение человека.

Древнегреческий философ Платон полагал, что душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество и вожделения. Гармоничное единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения являются основой целостности душевной жизни человека.

По Аристотелю, душа бестелесна, она является формой живого тела, причиной и целью всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является чувство удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является разум, привносимый извне в виде божественного разума.

В эпоху Средневековья под влиянием гнета со стороны церкви господствовало представление о душе как о божественном, сверхъестественном начале. Душевная жизнь изучалась исключительно с точки зрения богословия, таинства души рассматривались в мистическом аспекте. Человек мог судить лишь о той стороне души, которая обращена к материальному миру.

Таким образом, на первом этапе развития психология определялась как наука о душе. Такое понимание психологии дано было более двух тысяч лет назад. Именно наличием души философы древности пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

В XVII в. от философии начинают отделяться различные естественные науки, что позволило перейти к изучению осознаваемой деятельности, которая является действительным показателем психики, а не предположительным. Выдвигаемые теории стали подвергаться эксперименту. В 1879 г. в Германии (Лейпцигский университет) произошло событие, послужившее началом развития психологии как науки. В. Вундт создал первую психологическую лабораторию. В ней исследователи пытались изучить структуру сознания, выяснить простейшие его составляющие (ощущения, образы, чувства). Основным методом изучения была интроспекция (самонаблюдение).



Итак, второй этап развития психологии начинается в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Предметом изучения психологии стало сознание, под которым в этот период понималась способность думать, чувствовать, желать.

Начало XX в. явилось для психологии новым, третьим этапом её развития. Предметом исследования психологии в этот период становится поведение, а основной задачей — экспериментальное наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека. Такой подход к изучению человека был назван бихевиоризмом (поведенческим). Основной недостаток этого научного направления заключался в том, что не учитывались мотивы (побуждения), вызывающие поступки и поведение человека в целом.

Во второй половине XX в. психология вышла на новый виток своего развития. Начался четвертый, современный, этап развития психологической науки. Психология стала наукой, изучающей все объективные закономерности, проявления и механизмы психики (и сознание, и поведение, и мотивы, и бессознательную среду и т. д.). В настоящее время психология представляет собой развитую как в научном, так и практическом плане область исследований. Более фундаментальными (основными) являются такие отрасли, как общая, социальная, возрастная психологии.

К специальным психологическим областям относятся: психология управления, педагогическая, медицинская, юридическая, спортивная, инженерная и др. Все психологические отрасли как основные, так и специальные взаимосвязаны между собой.

 





Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 69; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. I. История развития концепции гражданского общества. Структура гражданского общества.
  2. VI. История народов Южной и Юго-Восточной Азии в Средние века.
  3. XXI век знаменуется новым подходом к пониманию истории – история как наука, которая может показать пути решения многих проблем современной цивилизации.
  4. Актуальные проблемы развития логопедии на современном этапе. Организация логопедической помощи в России.
  5. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка
  6. АЛЬМОР» (сокращённо от – «Альтернативные модели развития»).
  7. Анализ внешних и внутренних факторов кризисного развития организации (предприятия).
  8. Аномалии развития брюшины и ее производных
  9. Аномалии развития глотки
  10. Аномалии развития желчного пузыря
  11. Аномалии развития печени
  12. Аномалии развития толстой кишки




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.224.102.26
Генерация страницы за: 0.008 сек.