КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Механическая картина мира
Натурфилософская картина мира Мифологическое видение мира
Древнейшим источником формирования мировоззрения человека были традиции и мифы. Мифологическая картина мироздания представляла собой художественную фантазию реального и иллюзорного. Человек не выделялся из окружающей природы, окружающий мир одушевлялся и очеловечивался. Космос представлялся как брачное сочетание неба и земли, например, у древних индейцев. Мужской дух («ян») стал управлять землей, а женский («инь») – небом. Хаос олицетворялся с враждебными человеку силами, Космос – с упорядоченными. Родовой коллектив считался частью Космоса, спасение от Хаоса виделось в магических ритуалах. Для перехода к научному познанию требовался особый способ мышления и видения мира, особые способы деятельности человека. Такие способы деятельности не смогли утвердиться в культуре кастовых и деспотических обществ Востока.
В ранней древнегреческой натурфилософии исходными первоначалами мироздания считали либо «стихии» (воду, воздух, огонь, землю), либо мифическое первовещество - «апейрон» Анаксимандра. В V-IV вв. до н.э. Демокрит выдвигает новую натурфилософскую идею атомизма: вся Вселенная состоит из мельчайших материальных частиц – атомов и незаполненного пространства – пустоты, необходимой для перемещения атомов в пространстве. Величайший философ античности Аристотель создал учение о материи и форме: мир состоит из вещей, и каждая отдельная вещь является соединением материи и формы. Аристотель приходит к идее абстрактной «первоматерии», лишенной всякой формы, всяких свойств и качеств и не имеющей определенности, но раньше Демокрит приходит к идее неделимых частиц - атомов. Суть аристотелизма выражал принцип центральности и неподвижности Земли и принцип конечности и вечности Космоса с иерархической организацией подлунного и надлунного миров со своими законами. Космология Аристотеля – геоцентризм, позже математически обоснованный Птолемеем, заняла господствующее положение вплоть до XVI века.
В XVI в. Г. Галилеем была заложена основа первой в истории науки физической картины мира – механической. И. Ньютон, опираясь на труды Галилея, разработал строгую научную теорию механики, описывающую и движение небесных тел, и движение земных объектов одними и теми же законами. В рамках механической картины мира Ньютона материя рассматривалась как вещественная субстанция, состоящая из отдельных частиц – атомов и корпускул. Пространство, в котором находится материя было трехмерное и описывалось евклидовой геометрией. Время представлялось как величина, не зависящая ни от пространства, ни от материи. Считалось, что все физические процессы можно подчинить законам механики. Все физические явления сводились к перемещению материальных точек. Философское обоснование механическому пониманию природы дал Р. Декарт, им была предложена концепция абсолютной дуальности, т.е. независимости мышления и материи. Ньютоновская концепция пространства и времени, на основе которой строилась физическая картина мира, оказалась господствующей вплоть до конца XIX в. Образ Вселенной в связи с этим представлялся гигантским механизмом, где события и процессы являют собой цепь взаимосвязанных причин и следствий, И. Р. Пригожин оценил это как «основополагающий миф классической науки». Появление же жизни на нашей планете рассматривалось как противоестественное явление или артефакт («искусственно сделанная»), как «отклонение» в существовании Вселенной, как временное явление и с остальным космосом не связанное. Механический подход к описанию природы оказался необычно плодотворным. Физика как наука достигала огромных успехов в своем развитии и заняла лидирующее положение среди других наук.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |