Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новый период, мировые школы

 

Новый, капиталистический период (XIX – середина ХХ в.) характеризуется существенным увеличением и широким распространением геологических исследований, особенно в Европе и Северной Америке. Накопленные данные привели к окончательному разочарованию геологов в представлениях крайних сторонников плутонизма и нептунизма. В мире сложилось 5 основных мировых школ в области учения о полезных ископаемых: американская, немецкая, французская, японская и российская.

Для американской школы было характерно геолого-структурное и экспериментальное направление исследований, уделяющее особое внимание морфологии залежей, строению месторождений и моделированию физико-химических условий их образования. Выдающимися представителями этой школы были Вольдемар Линдгрен (1860 – 1939), Уильям Эммонс (1876 – 1948), Алан Бейтман. Их труды и учебники о месторождениях были переведены на русский язык и первые советские геологи учились по ним. В 1906 г. В. Линдгрен на Х сессии Международного геологического конгресса предложил деление гидротермальных месторождений на 3 класса: эпитермальный (50-200оС), мезотермальный (200-300о), гипотермальный (300-500о), которое было принято во всем мире. Сторонником магматического происхождения гидротермальных растворов и месторождений был У. Эммонс, разработавший теорию зональности месторождений. Важнейшее значение для консолидации геологов вокруг американской школы имела организация в 1906 г. издания журнала "Economic Geology", получившего мировую известность. Экспериментальные минералогические исследования были сосредоточены в организованной в 1905 г. Геофизической лаборатории Института Карнеги в Вашингтоне, где работали Норман Боуэн (1887 – 1956), разработавший модель образования руд по способу кристаллизационной дифференциации, и другие ученые.

Немецкая школа берет начало с исследований Агриколы и является старейшей в мире. Для нее характерно развитие минералогического, а точнее минераграфического раздела в учении о полезных ископаемых, нашедшего свое развитие и оформление в трудах Пауля Рамдора (род. в 1899 г.) и его главной книге "Рудные минералы и их срастания" (1962). Ее выдающимися представителями являются швейцарец Пауль Ниггли (1888 – 1953), разработавший идею последовательного образования пегматитов, пневматолитов и гидротерм на основании анализа физико-химической системы вода – силикатный расплав, Ханс Шнейдерхен (1887 – 1962) – автор книги "Рудные месторождения" (1958), который поддерживал Ниггли, выделял вулканическую и плутоническую группы гидротермальных месторождений.

Основоположниками французской школы были Эли де Бомон и Л. де Лоне. Эли де Бомон (1798 – 1874) в 1847 г. обосновал гидротермальную теорию происхождения рудных месторождений, а де Лоне в 1897 г. ввел в науку термин "гидротермальные месторождения". Они обосновали магматогенное происхождение гидротерм. Современный представитель этой школы П. Рутье (1980) только части гидротермальных месторождений приписывает магматогенное происхождение. Де Лоне (1860 – 1938) явился основателем металлогенического направления в исследовании месторождений, предложившим этот термин в 1892 г.

Японская геологическая школа возникла в новейшее время. Ее представители Такео Ватанабе, Тацуо Тацуми расшифровали механизм возникновения субмаринных вулканогенных гидротермально-осадочных колчеданных руд типа куроко.

Российская школа, как отмечает В.И. Смирнов (1965), характеризуется исследованием связей процессов образования месторождения с геологической средой. Ее основы были заложены сотрудниками Геологического комитета, организованного в 1882 г. С 1885 г. комитет возглавлял А.П. Карпинский (1847 – 1936) – автор первого в России учебника по рудным месторождениям. Высокий теоретический уровень науки о месторождениях в России отражен в двухтомнике К.И. Богдановича (1864 – 1947) "Рудные месторождения", опубликованном в 1913 г. Крупным специалистом по геологии месторождений золота и платины на Урале был Н.К. Высоцкий (1864 – 1932). Признанным исследователем золоторудных месторождений Сибири и основателем металлогенического направления в России является В.А. Обручев (1863 – 1956). Крупный вклад в геологию и минерагению угольных месторождений внес П.И. Степанов (1880 – 1947), нефтяных – И.М. Губкин (1871 – 1939).

Наибольшего развития учение о полезных ископаемых в России получило в 20-х – 40-х гг., когда потребовалось в короткие сроки обеспечить минеральным сырьем развивающуюся промышленность СССР. В связи с этим произошла более глубокая дифференциация науки по видам полезных ископаемых по сравнению с зарубежной. В области геологии рудных месторождений была разработана классификация и рассмотрены проблемы генезиса магматических месторождений (А.Н. Заварицкий, 1884 – 1952), сформулированы магматическая (А.Е. Ферсман, 1883 – 1945) и метасоматическая (А.Н Заварицкий) гипотезы образования пегматитов, инфильтрационно-диффузионная гипотеза образования скарнов (Д.С. Коржинский, 1899 – 1987). Важный вклад в исследования гидротермальных месторождений внесли А.Г. Бетехтин (1897 – 1962), С.С. Смирнов (1895 – 1947), месторождений выветривания – И.И. Гинзбург (1882 – 1965), осадочных – Н.М. Страхов (1900-1978). Крупным специалистом по неметаллическим полезным ископаемым был П.М. Татаринов (1895 – 1976).

Приоритетное значение получили геохимическое и металлогеническое направления. Геохимическое направление в изучении месторождений закладывалось трудами В.И. Вернадского (1863 – 1945), А.Е. Ферсмана (1883-1945), металлогеническое – Ю.А. Билибина (1901-1952), С.С. Смирнова и В.И. Смирнова (1910-1988).

Интенсивное развитие учения о полезных ископаемых в СССР помогло решить задачу обеспечения страны собственным минеральным сырьем. Промышленность царской России полностью зависела от импорта минерального сырья. По подсчетам В.И. Вернадского русская промышленность в 1916 г. использовала только 14 химических элементов, добывавшихся из отечественных месторождений, а запасы были установлены только для 4 из них. В 80-х годах ХХ в. СССР занимал уже ведущее место в мире по запасам 18 видов полезных ископаемых: угля, нефти, природного газа, железа, хрома, марганца, свинца, никеля, кобальта, вольфрама, молибдена, сурьмы, алмазов, серы, калийных солей, апатита, асбеста. Наука о полезных ископаемых, сформировавшаяся в Советском Союзе, получила мировое признание.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Древнейший, древний и средневековый периоды. В процессе своего развития учение о полезных ископаемых дифференцировалось | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.