КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы научного познания
Методология - учение о методах познания и преобразования действительности. Метод - система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности. Метод конкретизируется в методике. Методика - конкретные приемы, средства получения, обработки фактического материала, производна от методологических принципов и основана на них. Каждый метод имеет аспекты: 1) объективно-содержательный – метод обусловлен предметом познания через теорию (системный подход имеет своим основанием системную теорию); 2) операциональный – выражен в приведенном определении понятия метода, зависит от способности субъекта перевести теорию в систему правил, принципов, приемов, составляющих эту сторону метода; 3) праксеологический – эффективность, ясность, общепонятность, надежность метода. На этой основе выбирают наиболее эффективный метод исходя из исследовательских задач. Методы классифицируются по разным основаниям: методы качественные и количественные, содержательные и формальные, исторические и логические. Распространено деление методов по широте охвата действительности: 1) специальные научные методы; 2) общенаучные (системный метод, метод моделирования и пр.); 3) всеобщие, универсальные (философские и формально-логические методы). I. Специальные научные методы применяются в конкретных науках: в медицине - энцефалография, в физике химии астрономии - спектральный анализ, метод приближенных вычислений - в гуманитарных науках. II. Общенаучные методы: общелогические; эмпирические; теоретические. 1) Общелогические: анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, идеализация, обобщение, аналогия, моделирование, системный подход и др. Анализ - прием мышления в процессе познания, мысленное разложение предмета на составляющие части. Невозможно познать суть предмета, только разлагая его на элементы, из которых он состоит. В каждой области знания свой предел членения объекта, за которым мы переходим в мир иных свойств и закономерностей. Когда путем анализа частности изучены, наступает следующая стадия познания - синтез. Синтез - мысленное объединение в единое целое расчлененных анализом элементов изучаемого объекта. Анализ фиксирует специфическое, что отличает части друг от друга. Синтез вскрывает общее, что связывает части в единое целое. Анализ и синтез находятся в единстве: мышление и аналитично и синтетично. Анализ, предусматривающий синтез, имеет задачей выделение существенного. Анализ и синтез - основные приемы мышления, имеющие объективное основание в практике и логике вещей: процессы соединения и разъединения, созидания и разрушения - основа процессов мира. Мысль в каждый момент выхватывает часть действительности, все остальное в тени; в каждый момент мы осознаем что-то одно, оно имеет множество свойств, связей. Мы можем познавать это только в преемственном порядке: концентрируя внимание на одних свойствах, связях и отвлекаясь от других. Индукция – движение мысли от частного к общему, метод обобщения результатов наблюдения и эксперимента; процесс выведения общего положения из частных утверждений, из единичных фактов. Различают два вида индукции: полную и неполную. Полная индукция - вывод общего суждения о всех предметах множества на основании рассмотрения каждого элемента множества. Сфера применения такой индукции ограничена объектами, число которых конечно и практически обозримо. На практике применяют формы индукции, которые предполагают вывод о всех предметах класса на основании познания части предметов класса - выводы неполной индукции. Они тем ближе к действительности, чем более существенные связи рас-крываются. Неполная индукция, основанная на экспериментальных исследованиях и включающая в себя теоретическое мышление (дедукцию), способна давать достоверное (или приближающееся к достоверному) заключение – это научная индукция. Дедукция – процесс рассуждения от общего к частному или менее общему (решение математической задачи по известному алгоритму - деление). Абстрагирование - мысленное выделение предмета в отвлечении от его связей с другими предметами, свойства предмета в отвлечении от других его свойств, отношения предметов в отвлечении от самих предметов. Абстрагирование - условие возникновения науки и мышления. Оно имеет предел: нельзя абстрагировать пламя пожара от того, что горит. Острие абстракции, как и лезвие бритвы, можно оттачивать до тех пор, пока от нее ничего не останется. Вопрос о том, что в объективной действительности выделяется абстрагирующей работой мышления и от чего мышление отвлекается, решается в зависимости от природы объекта и исследовательских задач. Результат процесса абстрагирования - понятия о предметах, их свойствах и отношениях между ними. Идеализация - вид абстрагирования, пример научного познания мира. Абстрактные объекты не существуют и неосуществимы в действительности, но для них имеются прообразы в реальном мире. Идеализация - процесс образования понятий, реальные прототипы которых могут быть указаны приблизительно. Понятия, являющиеся результатом идеализации: точка (объект не имеющий длины, высоты, ширины); прямая, окружность, точечный электрический заряд. Введение в исследование идеализированных объектов дает возможность осуществлять построение абстрактных схем процессов для проникновения в закономерности их протекания Обобщение - задача познания, процесс мысленного перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему. При обобщении переход от единичных понятий, суждений к общим, от менее общих понятий к более общим, от менее общей теории к более общей теории, по отношению к которой менее общая теория является ее частным случаем. Мы не смогли бы справиться с обилием наплывающих впечатлений, если бы не объединяли их, не обобщали и не фиксировали средствами языка. Научное обобщение – это не просто выделение и синтезирование сходных признаков, но проникновение в суть вещи: усмотрение единого в многообразном, общего в единичном, закономерного в случайном: мысленный переход от понятия механическая форма движения материи к понятию форма движения материи. В природе понимания фактов лежит аналогия, связывающая нити неизвестного с известным. Новое может быть осмыслено, понято только через образы и понятия старого, известного. Первые самолеты были созданы по аналогии с планерами. Аналогия - правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках. Заключение окажется тем более правдоподобным, чем больше сходных признаков у сравниваемых предметов и чем признаки существеннее. Аналогии позволяют делать вероятные заключения, но они являются основой воображения и ведут к образованию гипотез, т.е. научных догадок, предположений, которые в ходе дополнительного исследования и доказательства могут превратиться в научные теории. Аналогия с известным, помогает понять неизвестное. Аналогия с простым, помогает познать сложное. Аналогию используют как метод в теории подобия при моделировании. Моделирование - практическое или теоретическое оперирование объектом, при котором изучаемый предмет замещается естественным или искусственным аналогом, через исследование которого мы проникаем в предмет познания. Модели могут быть вещественные (материальные), идеальные (математические). Модель - средство и способ выражения черт и соотношений объекта, принятого за оригинал. Модель - имитация свойств объекта с помощью иных предметов и явлений. Моделью может быть объект, воспроизводящий требуемые особенности оригинала. Если модель и оригинал одной физической природы, то это физическое моделирование, оно применяется как прием экспериментального исследования на моделях свойств строительных конструкций, зданий, судов, как способ выявления недостатков в работе систем и нахождения путей их устранения. В математическом моделировании явление описывается той же системой уравнений, что и моделируемый объект. Математическое, компьютерное моделирование позволяет рассчитывать варианты эволюции галактик. В логически-знаковом моделировании стороны моделируемого объекта представлены в виде формальной системы с помощью знаков, которая изучается с целью переноса полученных сведений на моделируемый объект. Моделирование демографических, экономических процессов. Моделирование играет эвристическую роль, являясь предпосылкой новой теории. Оно дает возможность осуществлять исследование процессов, характерных для оригинала, в его отсутствие. Это необходимо из-за неудобства исследования объекта и по соображениям: дороговизны, недоступности, необозримости его, опасности. Системный подход – совокупность общенаучных методологических принципов, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. 2) Эмпирические методы: наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент. Наблюдение – преднамеренная, целенаправленная, планомерная акция, с целью выявить свойства и отношения объекта познания. Наблюдение требует специальной подготовки, ведется с помощью приборов, должно отвечать требованиям точно-сти, достоверности. Необходимо уяснение задач наблюдения, требований, которым должно удовлетворять наблюдение, разработка плана и способов. Наблюдение фиксирует то, что предлагает природа. Но человек не может ограничиться ролью наблюдателя. Проводя эксперименты, он является деятельным испытателем. Измерение – действия, выполняемые при помощи средств измерений для нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения. Сравнение - установление различия и сходства предметов. Это не объяснение, но оно помогает уяснению. В науке сравнительный, сравнительно-исторический метод, позволяет выявить генетическое родство языков, народов, верований, художественных методов, закономерностей развития общественных формаций. В процессе познания мы сначала наблюдаем общую картину изучаемого предмета, а частности остаются в тени. Но так не познать их внутренней структуры и сущности. Для изучения частностей надо рассмотреть составляющие предмета. Эксперимент - это метод исследования объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях, отвечающих целям исследования, чтобы выделить закономерные зависимости, исследовать роль фактов. Особая форма познания - мысленный эксперимент, который совершается над воображаемой моделью. Для него характерно взаимодействие воображения и мышления. Метод эксперимента - метод изменения условий, в которых находится предмет. Он дает возможность вскрыть причинную зависимость между условиями и свойствами объекта и характер изменения этих свойств в связи с изменением условий. Метод позволяет обнаружить те новые свойства предметов, которые не проявляются в естественных условиях. Для эксперимента характерны контролируемость условий, возможность измерения параметров процессов и использование инструментов и приборов. Человек может впасть в заблуждения, прибор - нет. Благодаря микроскопу телескопу, рентгеновскому аппарату, радио, тв, телефону, сейсмографу человек расширил возможности восприятия. Успехи науки связаны с совершенствованием методов и средств экспериментирования. Использование компьютеров в процессе научного творчества. В ходе и в результате наблюдения и эксперимента осуществляются описание или протоколирование: в виде отчета с использованием принятых терминов; наглядно в виде графиков, рисунков, фото- и кинопленок; символически в виде формул. Основные научные требования к описанию - достоверность и точность воспроизведения данных наблюдений и эксперимента. Описание может быть полным и неполным, но всегда предполагает систематизацию материала, т.е. его группировку и некоторое обобщение: чистое описание остается лишь в преддверии научного творчества. Установление фактов - условие научного исследования. Факт - форма эмпирического познания; явление материального, духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием знания; фиксация явления, свойства, отношения. По-Эйнштейну, наука должна начинаться с фактов и оканчиваться ими вне зависимости от того, какие теоретические структуры строятся между началом и концом. Факты включают в науку после отбора, классификации, обобщения, объяснения. Задача научного познания - вскрыть причину возникновения факта, выяснить существенные его свойства и установить закономерную связь между фактами; открытие новых фактов. Факт содержит и случайное. Науку интересует общее, закономерное. Основой научного анализа является множество фактов, отражающих основную тенденцию. Из обилия фактов делают объективный отбор необходимых для понимания сути про-блемы. Факты приобретают научную ценность, если есть теория, их истолковывающая, метод их классификации, и они осмыслены в связи с другими фактами. Только во взаимной связи они могут служить основанием для теоретического обобщения. Взятые случайно факты ничего не могут обосновать. Из тенденциозно подобранных фактов можно построить любую теорию, но она не будет иметь научной ценности. 3) Теоретические методы: формализация, аксиоматический метод, гипотетико- дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному, классификация. Формализация - обобщение форм разных по содержанию процессов, абстрагирование форм от их содержания. Формализация - огрубление реального объекта. Неверно думать, что формализация - метод только математики, математической логики и кибернетики. Она пронизывает все формы практической и теоретической деятельности человека, отличаясь уровнями. Обычный язык выражает самый слабый уровень формализации. Крайним полюсом формализации являются математика и математическая логика, изучающая форму рассуждений, отвлекаясь от содержания. Процесс формализации рассуждений: отвлечение от качественных характеристик предметов; выявляется логическая форма суждений, в которых зафиксированы утверждения относительно этих предметов; рассуждение из плоскости рассмотрения связи предметов переводится в плоскость действий с суждениями на основе формальных отношений между ними. Символика позволяет устранить многозначность слов языка. В формализованных рассуждениях каждый символ однозначен; символы позволяют записывать кратко выражения, которые в обычных языках громоздки, труднопонимаемы. Применение символики облегчает выведение логических следствий из посылок, проверку истинности гипотез, обоснование суждений науки. Методы формализации необходимы в разработке научно-технических проблем и направлений: компьютерный перевод, проблематика теории информации, создание автоматических устройств для управления производственными процессами Формализация - не самоцель. Она нужна для выражения содержания, его уточнения и раскрытия. Формализация - один из приемов познания (не универсальный). Аксиоматический метод – способ построения научной теории, когда в ее основу кладутся аксиомы (постулаты), из которых выводятся все остальные утверждения. Гипотетико-дедуктивный метод – создание системы гипотез, из которых выводятся утверждения о эмпирических фактах. Метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез, так заключение будет иметь вероятностный характер. Восхождение от абстрактного к конкретному – метод состоит в движении научной мысли от исходной абстракции через углубление и расширение познания к результату – целостному воспроизведению в теории исследуемого объекта. Движение познания от чувственно-конкретного к абстрактному – это движение от единичного к общему, здесь преобладают логические приемы анализ и индукция. Восхождение от абстрактного к конкретному – движение от отдельных общих абстракций к их единству, конкретно-всеобщему, здесь господствуют приемы синтеза и дедукции. Это движение познания отражает диалектически противоречивое развитие предмета. III. Методы универсальные всеобщие - философские (диалектика, метафизика феноменология герменевтика), формально-логические методы (дедукция, индукция). Решение конкретных задач предполагает общие универсальные философские методы: диалектика, наблюдение, эксперимент, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция. Специальные методы - частные приемы раскрытия закономерностей объе-кта. Философские методы - приемы исследования объекта с точки зрения раскрытия в нем всеобщих законов движения и развития; они не определяют однозначно линию творческих поисков истины. Решающее слово принадлежит практике. Каждый метод дает возможность познавать отдельные стороны объекта. Необходима взаимодополнительность методов, т.к. каждый имеет пределы познавательных возможностей. Категориальные характеристики неклассической науки: аксиологичность, субъект-объектность, антифундаментализм, критицизм.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |