КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовое регулирование туристской деятельности в России
Правовые вопросы, связанные с выездом советских граждан за рубеж, порядок заключения договоров с иностранными партнерами, вопросы страхования туристов, требования к персоналу, обслуживающему иностранных туристов, и другие вопросы решались Госкоминтуристом, а ВАО «Спутник» занималось молодежным иностранным туризмом. Распад СССР привел к краху отлаженной нормативно-правовой системы международного и внутреннего туризма. В 1992 г. Госкоминтурист был упразднен, его правопреемником в марте 1993 г. объявлен Комитет по туризму РФ, права и функции которого были сформулированы довольно расплывчато. ЦСТЭ ВЦСПС был реорганизован в ОАО «ЦСТЭ-Интур — Центральный совет по туризму и экскурсиям». Ситуация складывалась не в пользу цивилизованного развития туризма в стране. Туристское пространство временно оставалось без контроля. Начавшийся в стране процесс демократизации и бурное развитие выездного туризма поставили много проблем как перед самими турфирмами, так и перед их многочисленными клиентами. Значительно возрос поток жалоб на некачественное обслуживание туристов. Такое положение не устраивало не только потребителей, но и исполнителей туристских услуг. С 1 января 1995 г. был введен в действие Гражданский кодекс РФ, часть 1, а с 1 марта 1996 г. – часть 2 ГК РФ. Существенный прорыв в законотворческом процессе в сфере туризма был сделан в 1996 г. с образованием в Государственной Думе Российской Федерации Комитета по туризму и спорту. В феврале1996 г. Комитет по туризму и спорту сформировал рабочую группу по разработке проекта федерального закона о туризме и в июне 1996 г. представил его на обсуждение в первом чтении. 24 ноября 1996 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», разработанный в рамках Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации». Закон призван регулировать отношения между туристом и туристской организацией, определять права, обязанности и ответственность сторон. Принятие Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» было продиктовано бурным развитием массового туризма в России и, следовательно, возникновением необходимости государственного регулирования туристской отрасли, а также образованием различных туристских объединений, ассоциаций, специализированных туристских изданий как для профессионалов в сфере туризма, так и для туристов. С принятием этого Закона, а также Закона РФ «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г.), российский турист получил возможность требовать соблюдения своих прав как потребитель туристских услуг. В настоящее время правовую основу туристской деятельности, защиты прав и интересов туристов составляют: – Гражданский кодекс РФ. – Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». – Закон РФ «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г.). – Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности». – Закон РФ от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг» (в ред. Федерального закона от 27 декабря 1995 г.). – Положение о лицензировании туроператорской деятельности. Утверждено постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. – Положение о лицензировании турагентской деятельности. Утверждено постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. – Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Утвержден постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. – Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. – Правила оказания услуг общественного питания. Утверждены постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. – Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации. Утверждены постановлением Госстандарта России от 5 августа 1997 г. – Государственные стандарты группы «Туристско-экскурсионное обслуживание». Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» указывает, что государственное регулирование туристской деятельности осуществляется в целях защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности. Закон определяет отношения между производителем и потребителем туристского продукта, перечисляет основные права и обязанности продавца и покупателя, предусмотренные договором. Закон регламентирует ответственность продавца за достоверность информации о турпродукте и качество входящих в него услуг. Таким образом, если раньше из Закона РФ «О защите прав потребителей» приходилось брать норму, касающуюся продажи товаров или оказания услуг, и адаптировать ее применительно к специфической отрасли туризма, то с принятием Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» большинство коллизионных моментов стало регулируемым. Закон РФ «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г.) уже имеет определенный стаж в качестве нормативного документа, регулирующего отношения между туристом и турфирмой: накопилась большая судебная практика применения этого Закона, имеется специальное постановление Пленума Верховного суда РФ, регламентирующее применение Закона судами при рассмотрении конкретных дел с участием туристов. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулировал отношения между органами исполнительной власти, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. Невыполнение турфирмой правил и условий, предусмотренных этим Законом, а также положениями о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности, рассматривался как нарушение и мог привести к ликвидации лицензии турфирмы. Согласно ФЗ N 156-ФЗ от 27 июля 2006 года «Закон об отмене лицензирования» «С 1 января 2007 года прекращается лицензирование следующих указанных в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона видов деятельности: абзац утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2006 N 252-ФЗ; туроператорская деятельность; турагентская деятельность;»
Отмена с 01.01.2007 года лицензирования деятельности профессиональных участников рынка туристических услуг внесла некоторую нестабильность в данной сфере. На самом деле, в отличие от других сфер лицензирования, ситуация была и есть достаточно понятна и адекватна. Если Ваша деятельность лежит в области по продвижению и реализации туристского продукта – Вы турагент и Ваша деятельность не подлежит контролю со стороны регулятора (Федеральная служба). Если же речь идет о деятельности по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, т.е. является туроператорской, то для Вас обязательно внесение в единый федеральный реестр туроператоров. На первый взгляд может показаться странным, что деятельность в одной сфере так по разному регламентируется. Это не совсем так. В принципе, все участники данных правоотношений заинтересованы в построении цивилизованного рынка оказания туристических услуг. Требования к турагентам снизились, это очевидно. Но с другой стороны увеличились требования к туроператорам. Но в том и заключается позиция государства, чтоб в результате форс-мажора, либо недобросовестности оператора, интересы потребителя, как наименее защищенного участника отношений, не были нарушены. Отсюда следует, что при любом нарушении интересов Клиента, ответственность несет оператор, который в свою очередь волен работать и привлекать агентов по своему усмотрению. Это закреплено законодательно в ст. 10.1 Закона «…Договор о реализации туристского продукта, заключаемый между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом должен также включать: информацию о том, что лицом (исполнителем), оказывающим туристу и (или) иному заказчику услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор; информацию о возможности туриста ……. обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение.» Таким образом, достигается одна из задач поставленных законодателем: дисциплинировать основных участников данного сегмента бизнеса. Недобросовестному либо некомпетентному агенту экономически невыгодно выходить на рынок услуг. Новое регламентирование призвано, также, защитить интересы оператора, т.к. во всем мире уже давно практикуется схема финансового обеспечения в виде страхования ответственности. Если Вы не первый день в этом бизнесе, вам наверняка знакомы издержки, которое вынуждена нести организация в разных конфликтных ситуациях. По действующему законодательству у оператора есть выбор между двумя видами финансового обеспечения: банковская гарантия или договор страхования. В любом случае, финансовое обеспечение должно обеспечивать надлежащее исполнение туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами. На данный момент размер финансового обеспечения не может быть менее: 1) пяти миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма; 2) 500 тысяч рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма; 3) пяти миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и международного туризма. С 01 июня 2008 года размер финансового обеспечения увеличится до: не менее:
1) 10 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма; 2) 500 тысяч рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма; 3) 10 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и международного туризма.
Сертификация, как и лицензирование, является одним из способов государственного контроля над качеством и безопасностью предоставляемых потребителю туристских услуг. Сертификат подтверждает, что туристское предприятие гарантирует клиенту безопасность поездки, здоровье, сохранение имущества, качественное обслуживание. Важно и то, что сертификация защищает как клиента, так и турфирму: клиента – понуждая турфирму четко и в полном объеме выполнять все установленные законами и другими нормативными актами правила и нормы оказания услуг с тем, чтобы клиент за свои средства получал качественное обслуживание; турфирму – путем применения тех же законов и нормативных актов, не дающих туристу возможность найти недостатки в обслуживании и выдвинуть против турфирмы обоснованные претензии. Несмотря на то что правовую защиту туристов в России обеспечивает достаточное количество законов и постановлений, многие из них несовершенны, порождают споры, разногласия и требуют дальнейшей доработки и согласования. Поэтому российское законодательство в области защиты прав и интересов туристов продолжает развиваться, в частности, путем детального урегулирования отношений между туристом, желающим совершить путешествие, и турфирмой, предоставляющей ему эту возможность.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |