Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Проблема бытия в философии

1. Проблема бытия как философская проблема. Ф. отличая себя в этом аспекте от религии и науки разрабатывает особое мышление, открывающее человеку бытие. Это мышление совпадает с самой жизнью в особом бодрствующем режиме, в состоянии крайнего напряжения сил, в котором на основе собственного уникального опыта рождаются живые истины бытия. Открывая человеку бытие ф. позволяет ему прикоснуться к своим корням, преобразуя человека и дает ему новое видение мира. Антология (учение о бытии) о чистом существовании, существует не в виде готовых истин, а начинается вместе с началом размышления о бытии. Хайдеггер считает, что именно ф. формулирует особый язык говорения о бытии, который помогает человеку неравнодушному к этой проблеме в особом усилии постичь бытие сущего как целого и тем самым «найти свой дом и быть повсюду дома». Декарт считал, что человек постигает бытие и достигает бытия тогда, когда он поднимается до чистого мышления, т.е. мышления о мышлении, когда удается удерживать пропорцию между чистой и предметной мыслью, когда человек, осмысляя себя, определяет себя и тем самым находит свое место в бытии, т.е. бытийствует. При чем очевидно, что найти свое место в бытии в этом мире человек может только сам, если сумеет жить не чужой жизнью, не чужими мыслями накапливая чужое знание, а вырываясь из плена чужих мыслей через понимание, через самостоятельное мышление. Это означает что находиться в бытии – прежде всего понимать, а не знать. И эта просветленность бытием даваемая ф. проницательностью против религии и науки создает иной порядок жизни, дает другое измерение собственному опыту.

2. Проблема бытия в истории европейской ф. (бытие и сущее, Парменид, Сократ, Платон). Сущее – мир вещей, бытие – чистое существование. В истории ф. объектом ф. анализа было именно бытие как чистое существование. Оно трансценденто, не дано чувственному познанию, поэтому объект ф. Первым проблему бытия Парменид, пытаясь обосновать ф. т.е. способность человека получать объективное знание, не обращаясь к опыту (что есть бытие как чистое существование). Логика высвечивания бытия как объекта существования. Мир есть совокупность предметов явлений и процессов, обладающих бесконечным кол-вом св-в. среди них есть св-ва присущие им всем, СВ-ВО СУЩЕСТВОВАТЬ. Далее мы отвлекаемся абстрагируемся от всех свойств явлений и процессов, оставляем св-во существовать. И наконец мы отбрасываем все явления и процессы и остаемся один на один с этим св-вом – чистым существованием. И задаем вопрос, что есть чистое существование само по себе? Парменид был первый кто объектом размышления сделал бытие как чистое существование. Парменид был собственно первым ф. Семь идей Парменида:

1) Бытие есть, небытия нет.

2) Бытие и мысль о бытии одно и то же. Бытие не есть вещь, о нем можно только мыслить.

3) Бытие не возникает и не исчезает, оно существует всегда и не от чего не зависит. Изменяются конкретные вещи и явления.

4) Бытие неподвижно.

5) Оно всегда существует целиком. Его не может быть сегодня больше чем вчера, в одном месте больше чем в другом.

6) Бытие САМОДОСТАТОЧНО. Оно не нуждается в своем существовании для своего существования, ни в чем ином кроме самого себя. Оно само является конечным основанием самого себя, причиной самого себя.

7) Бытие всегда заершено, оно похоже на шар, в котором центр везде, а периферия нигде и наоборот.

Сократ исследуя понятия прекрасное, добро, храбрость и др. пришел к выводу что они ничему не соответствуют в мире, они являются самостоятельной реальностью, особой. Больше того, они оказываются основанием действий и мыслей человека. Т.е. они оказываются первичными, т.е. сократ как и парменид открывает особую трансцендентную реальность, т.е. существующую за пределами сущего и трансцендентальную реальность, т.е. основания для существования человека.

Платон принципиально не изменил эти представления. 1. Тем не менее, он понимает эту реальность, как особый слой «умозрительных видов», т.е. как особый мир бестелесных антологических сущностей, как мир идей. 2. Рассматривал эти идеи в 3-х функциях: 1. Как цель, 2 как сущность и 3 как образец реальных предметов и явлений. Нр.: человек может создать прекрасную арфу, т.к. существует идея арфы и прекрасного.3. И он заложил гносеологическое понимание идеи как отражения в сознании предметов и их сущности.

3. Хайдеггер о бытии. Ф. Х. как поиск дома бытия. Х. пытался создать такой ф. язык, который бы открывал человеку бытие. Одной из главных мыслей которые проходят через все его творчество: что бы не делал человек, он всегда находится в уже существующем мире, входит в мир непотаенного, т.е. в мир истин которые уже существуют. Чтобы видеть вещи, нужен свет, но важнее увидеть сам свет. Человек не может это сделать волевым усилием, а лишь в особые моменты озарения. Онтология и есть слово о том что всегда уже есть до того как человек осознает это. Ф. по мамару это поиск слов обеспечивающих открытие человеку бытие. Истины бытийствуют. Предметность мира не выражает его сущность, более того она отчуждает человека от бытийственного смысла мира, потому что он не улавливается предметным представлением, но тем не менее является определяющим и в человеке и в мире и в бытие. Осознание того что наука отдаляет человека от бытийственного мира, осознается как конец этого мира. В повседневной жизни нас иногда захватывает сущее в целом.нр. в радости, в любви. Или сущее как таковое захватывает человека нр. в состоянии ужаса перед смертью. Он отшатывается от бездны, поворачивается лицом к жизни и в сознании протекает вся жизнь, причем в истинном свете. Человек осознает, что имело смысл а что нет. Человеческое присутствие означает выдвинутость в ничто и отсюда трансцендирование в бытие. Это позволяет человеку выйти за пределы сущего. Когда человек начинает осознавать себя, свое присутствие, он осознает свою временность и смертность. И это дает осознание смысла своей жизни. Это выхождение к целостности сущего проявляет истинную суть человека. Но привести к пониманию бытия по Х. может только мысль, которая тождественна бытию и это не представляющая предметная мысль, а мысль сердца. Эта мысль дает бытию слово и именно в этом смысле язык дом бытия, а мыслители и поэты его хранители. Сохраняя его слово, они позволяют человеку открыть бытие, осознать бытие. Х. считает, что современная ф умирает, превращаясь в эмпирическую науку и выжить она может только если вернется к бытийственной мыслящей мысли. Наука не отвечает на вопрос в чем смысл жизни, а без него жить нельзя. Язык который пытается сформировать Х. это и вообще язык, не только выражения мысли чувства, язык по х. это исходное измерение внутри которого человек может отозваться на зов бытия и принадлежать бытию. Мир требует человека для своего явления, а человек требует мира потому что только в целом мира он себя может узнать. Поэтому язык - дом бытия. В языке мы слышим его голос. Благодаря голосу трансцендентности мы присутствуем в мире. Но современный технократизированный мир лишает человека бытийственности, а человек должен жить поэтически, сохраняя человеческий облик, человеческий образ жизни, знак которому четырехугольность: ЗЕМЛЯ, НЕБО, БОЖЕСТВЕННОЕ И СМЕРТНОЕ. Жить поэтически значит жить в простоте этого четырехугольника: в спасении земли, в восприятии неба, в ожидании божественного, в провожании смертного. Вот эта четверица и есть сам мир, а не его образ в сознании человека. В собирании этих взаимопокоящихся вещей в единое и есть сущность бытия.

4. Ясперс о бытии. Ф. по его мнению, может помочь человеку обрести свои корни. Стать самим собой через понимание бытия. Ф. выделяет три вида бытия:

1. Предметное бытие

2. Экзистенция (не объективируемая человеческая самость)

3. Трансценденция (непостижимый предел всякого бытия и мышления)

Соответственно существует три вида отношения мышления к этим видам бытия:

1. Сталкиваясь с предметным миром, человек вырабатывает способы ориентации в нем.

2. Пытаясь понять сущность человека мышление просветляет экзистенцию, т.е. начинает мыслить о своей сущности.

3. Пытаясь понять природу трансцендентности, мышление создает ф. – метафизику по Яс., которая выражает невыразимую природу бытия посредством шифров.

Человеческое бытие осуществляется в 4-х формах:

1. Эмпирическое «Я»

2. «Сознание»

3. «Дух»

4. Возможная экзистенция (чувство того, что истоки человека лежат за пределами объективного мира).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Практика правового регулирования туристской деятельности в России | Противодействие радиосистемам акустического подслушивания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.