Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процедуры набора на публичную службу

Одним из определяющих факторов эффективного функционирования публичной администрации в любой стране является высокий уровень профессионализма ее чиновников. Ведь известно, что хорошее политическое решение останется доброй декларацией в случае выполнения его некомпетентными служащими.

Наиболее распространенной процедурой набора на публичную службу в зарубежных странах без сомнения является конкурс. В большинстве случаев на каждую должность претендует несколько кандидатов, что делает возможным выбрать наилучшего. Сама же процедура конкурса отличается довольно существенным образом в зависимости от страны, а так же от вида службы и уровня замещаемой должности.

Прежде всего, остановимся на субъектах, уполномоченных проводить конкурс в разных государствах. Зарубежные исследователи отмечают, что о конкурсе можно говорить лишь тогда, когда комиссия, которая его проводит, является независимой одновременно от кандидатов, политической власти и начальников службы, на которую предлагаются вакантные должности для замещения. Отмеченная независимость не означает, что такая комиссия должна функционировать вне системы органов публичной администрации. Влияние парламента или главы государства в вопросах подбора персонала обоснованно ограничивается политическими и патронатными должностями. А вот для набора административных служащих создаются специальные структуры в пределах исполнительной власти.

Процедура проведения конкурсов, без сомнения, имеет существенные отличия в зависимости от страны и характера службы. Тем не менее, можно выделить два основных направления, которые, в конце концов, часто объединяются. Первым является конкурс по формальным показателям:

- уровнем оценок в аттестатах или дипломах полученных претендентами;

- наличия диплома высшей степени, например, магистра относительно претендентов с дипломами бакалавра или доктора относительно всех других;

- положительные характеристики с предыдущих мест службы;

- успешное прохождение подготовительной практики или стажировки.

Это направление назовем формальным, так как он учитывает большей частью предыдущие достижения претендентов и не всегда объективно отображает различие в уровне профессиональных способностей претендентов на время проведения конкурса. Поэтому в большинстве зарубежных стран указанные критерии или учитываются в комплексе с непосредственной сдачей экзамена кандидатом или отходят на второй план. Проведение же экзаменов, которые мы рассматриваем как второе и важнейшее направление в процедурах проведения конкурсов, также осуществляется разными способами: письменно, устно или путем объединения письменного тестирования с собеседованием. Попробуем рассмотреть способы проведения конкурсов детальнее в отдельных государствах.

В Германии набор на публичную службу выглядит чрезвычайно формализованным. Для того, чтобы занять постоянную должность в аппарате, кандидаты, прежде всего, должны сдать два государственных экзамена перед независимым жюри в составе публичных служащих и преподавателей университета. Из этого правила есть исключения, тем не менее, даже успех на этих двух этапах не ведет автоматически к публичной службе, а лишь дает право на занятие должности в государственном аппарате. В случае объявления вакансии кадровой службой конкретной административной структуры, как правило, проводятся собеседования с претендентами и только тогда принимается решение о назначении на должность.

В других странах конкурсная процедура приобретает больший вес при непосредственном наборе на конкретные должности. Например, в Австрии эту процедуру можно условно поделить на три этапа. Во-первых, публично объявляются вакансии с указанием требований, относящихся к кандидатам, и заинтересованные лица подают заявления о допуске к участию в конкурсе. Во-вторых, они сдают письменный экзамен, результаты которого не является обязательным критерием, но они берутся во внимание при наборе. И, в-третьих, группу участников, которые признаны, соответствующими предлагаемой вакансии, приглашают на собеседование.

В Великобритании для набора гражданских служащих так же проводятся конкурсные письменные экзамены и собеседования. Причем устному экзамену (собеседованию) отводится определяющая роль. Британцы обоснованно считают, что именно собеседование разрешает определить действительный уровень претендентов. Экзамены и собеседования для многих категорий служащих проводит независимая Комиссия гражданской службы.

Во Франции письменные экзамены проводят по заведомо известной программе, удачная сдача которых дает право на допуск к устным экзаменам. Во время письменного экзамена строго придерживаются принципа анонимности, что является дополнительной гарантией беспристрастности конкурсного жюри. Формы этих экзаменов могут быть разнообразнейшими: задание может состоять в редактировании текста, подготовке определенного досье и т.п. На устном экзамене оценивают уровень общей культуры кандидатов, их специальные знания, а также способность логически излагать свои мысли.

Указанные примеры проведения конкурса в ведущих европейских демократиях позволяют сделать определенные выводы. Основной целью правового регулирования и организационного обеспечения конкурсных процедур является минимизация влияния субъективного фактора на выбор наиболее достойных и потенциально эффективных кандидатов на занятие государственных должностей. Поэтому, например, проведение конкурсов в два этапа - письменный и устный - позволяет уменьшить влияние отдельных лиц на объективный отбор кандидатов, равно как и выявить способности претендентов к будущей эффективной службе. Понятно, что отбрасывать субъективный фактор невозможно, ведь и промежуточные и конечные решения относительно набора на публичную службу принимают конкретные люди, тем не менее, административно-правовое регулирование процедур проведения конкурсов без сомнения играет положительную роль.

В конце следует заметить, что проведение конкурса является преобладающей, но не исключительной процедурой вступления на публичную службу. Вторым способом вступления является назначение на усмотрение уполномоченного органа или должностного лица без проведения конкурса. Назначение может применяться при наборе на должности:

- патронатных служащих;

- вспомогательного персонала (хотя здесь конкурсы не исключены);

- отдельных руководителей органов или структурных подразделений (например, в Испании министрам или государственным секретарям предоставляют право свободного отбора кандидатов на должности заместителей генерального директора, территориального или провинциального представителя, а также уполномоченных департамента министерства).

Указанные исключения из конкурсной процедуры не касаются преобладающего большинства административных служащих, для которых успешное прохождение конкурса является обязательной предпосылкой для вступления на публичную службу.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Условия вступления на публичную службу | Продвижение по службе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.