Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность публичных служащих

 

Специфический правовой статус публичных служащих определяет особенности их юридической ответственности. Обобщенно можно сказать, что степень этой ответственности более высокая, чем у других субъектов.

Среди видов юридической ответственности, которой подлежат публичные служащие в зарубежных странах, следует выделить три: уголовную, гражданскую (имущественную, материальную) и дисциплинарную.

Уголовная ответственность служащих устанавливается за разные по характеру злоупотребления предоставленными полномочиями (взяточничество и другие коррупционные действия, разглашение государственной тайны и др.) и закрепляется в соответствующих уголовных кодексах. Это означает, что субъектами отдельных видов преступлений могут выступать лишь публичные служащие или другие лица, уполномоченные на выполнение публичных функций.

Гражданская (по законодательству разных государств также - имущественная или материальная) ответственность публичных служащих устанавливается за нанесенный ими вред как государству (территориальным общинам), так и частным лицам (физическим и юридическим) во время выполнения служебных обязанностей.

В отличие от уголовной, регулирование этого вида юридической ответственности часто содержится в базовых законах о публичной службе. Например, согласно болгарскому закону "государственный служащий несет ответственность за вред, который он нанес преднамеренно или за грубую небрежность в отношении государства или граждан через совершение неправомерных действий или бездеятельности при или по поводу выполнения его служебных обязанностей". В Болгарии за вред, причиненный частным лицам, публичные служащие несут солидарную ответственность вместе с государством. Но в большинстве европейских государств ущерб, прежде всего, компенсирует государство, которое после этого заявляет регрессивное требование к служащему, который его нанес. При том необходимо отметить, что законодательство многих стран устанавливает границы материальной ответственности публичных служащих. В частности в Литве размер регрессивного требования к публичному служащему не может превышать его 9 средних зарплат. В Эстонии в случае умышленного причинения ущерба, он подлежит возмещению служащим в полном объеме, а в случае неумышленного - в пределах шестикратной суммы должностного оклада чиновника и осуществляемых ему выплат.

Дисциплинарная ответственность без сомнения занимает важнейшее место в базовых зарубежных законах о публичной службе. В большинстве случаев дисциплинарный проступок, за который наступает эта ответственность, определяются законодательством как "невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей". Т.е., дисциплинарным проступком считается, по сути, любое нарушение должностных обязанностей и специальных ограничений публичными служащими. Такая формулировка носит отсылочный характер к другим правовым нормам, таким как базовые законы о публичной службе и связанного с этим законодательства (например, этического кодекса публичного служащего).

А вот в Греции в статье 107 Кодекса "О государственных служащих" сформулирован детальный перечень действий (бездействия) служащих, которые считаются дисциплинарными проступками и, в частности:

- действия, которые свидетельствуют об отказе от признания Конституции Греческой Республики или отсутствие верности Родине и Демократии;

- нарушение принципа беспристрастности;

- необоснованное воздержание от выполнения обязанностей государственного служащего;

- отказ от выполнения или промедление с выполнением обязанностей;

- небрежность, а также; неполное или несвоевременное выполнение обязанностей;

- нарушение обязательства о соблюдении конфиденциальности;

- публичная письменная или устная критика действий надзорного органа государственной власти;

- выполнение работы или проекта за вознаграждение без предварительного получения согласия соответствующей службы;

- ненадлежащее поведение относительно граждан, необоснованный отказ их обслуживать или неспособность своевременно решить вопрос, с которым они обратились;

- необоснованное несоблюдение сроков реагирования на обращение граждан;

- использование должности государственного служащего как таковой или информации, полученной благодаря пребыванию на службе или в соответствующей должности, для удовлетворения собственных частных интересов или частных интересов третьих лиц;

- принятие любого материального вознаграждения или совета от лица, делом которого занимается или будет заниматься государственный служащий при выполнении своих официальных обязанностей;

- использование третьих лиц для получения официальных преимуществ либо принятия (отмены) официального приказа;

- установление тесных социальных отношений с лицами, чьи материальные интересы зависят от управления вопросами, которые подпадают под компетенцию государственного служащего;

- износ имущества, которое принадлежит соответствующей службе через несоответствующее использование, запустение или незаконное использование.

Фактически каждое из указанных действий является нарушением определенных общих обязанностей и ограничений, установленных для публичных служащих, а также принципов публичной службы. И здесь можно дискутировать о целесообразности закрепления таких исчерпывающих предписаний в законодательстве, тем не менее, в государствах с большим влиянием на общественные отношения "неформальных правил", они могут сыграть положительную роль.

За совершение дисциплинарных проступков к публичным служащим применяют разные санкции, наиболее распространенными из которых есть:

- замечание (предупреждение);

- выговор;

- штраф (в размере, пропорциональному к заработку служащего);

- лишение возможности повышения (как по званиям, так по должностями) на определенный период;

- понижение в звании (классе, ранге, чине) на определенный период;

- запрет занимать отдельные должности публичной службы на определенный период;

- освобождение от публичной службы.

Последняя санкция в виде освобождения от службы является самой строгой и во многих государствах законы содержат перечни оснований, за которыми служащего можно уволить в дисциплинарном порядке.

По общему правилу дисциплинарные санкции применяет орган (должностное лицо), назначившего служащего на соответствующую должность. Тем не менее, законодательные акты также часто закрепляют создание специальных органов (дисциплинарных советов, комиссий), которые должны обеспечивать объективное рассмотрение дисциплинарных дел. В частности, польским законом "О гражданской службе" предусмотрена возможность двухинстанционного рассмотрения подобных дел. Первой инстанцией выступает дисциплинарная комиссия соответствующего органа публичной администрации, а второй - Высшая дисциплинарная комиссия гражданской службы, которую назначает глава правительства. В этой части законодательством также закрепляются процедурные нормы рассмотрения дел о дисциплинарных проступках, например, право служащих перед наложением санкций подготовиться к рассмотрению, право быть услышанным, право давать письменное пояснение, право на обжалование и т.п.


Выводы по разделу для Украины.

 

1) Термины "публичная служба" и "публичный служащий" используются в законодательстве некоторых зарубежных стран и являются предпочтительными, учитывая более точное отображение содержания служебной деятельности. Однако во многих странах употребляют другие термины: "гражданская служба", "государственная служба", поэтому основным является не выбор самого термина, а четкое и оправданное с точки зрения удовлетворения публичных интересов законодательство о публичной службе.

2) В законодательном закреплении процедур набора на публичную службу необходимо обеспечить реализацию двух базовых принципов: равенства (равных возможностей всех кандидатов, которые отвечают установленным условиям вступления на службу) и достоинств (профессионализма и способности выполнять возложенные задачи и функции).

3) Проведение конкурса должно быть общим правилом при наборе профессиональных служащих. Исключения из этого правила могут быть немногочисленными и в необходимых случаях устанавливаться исключительно законами.

4) Аттестации и оценивания должны быть определяющей процедурой продвижения по службе. При их проведении достигнутые за предыдущий период результаты являются одним из важнейших критериев отбора для служебного продвижения.

5) Основания и порядок применения дисциплинарной ответственности публичных служащих целесообразно исчерпывающе регламентировать в базовом законодательном акте о публичной службе или специальном законе.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Права публичных служащих | Определение понятия власти, государственной власти и судебной власти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.