Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Капитальные затраты на противопожарную защиту




 

На создание и функционирование системы противопожарной защиты в городах, населенных пунктах и на объектах предприятий и организаций расходуются ощутимые средства.

Часть этих средств, расходуемых в процессе эксплуатации (функционирования) системы противопожарной защиты для поддержания ее в работоспособном состоянии, имеет характер ежегодных затрат, и потому их называют текущими (расходуются в течение календарного года по мере появления потребности) или эксплуатационными расходами (например, расходы на техническое обслуживание пожарного автомобиля, средств пожарной автоматики, затраты на огнетушащие вещества, топливо, электроэнергию, оплату труда работников и т.п.).

Другая часть средств, используемая в период создания системы противопожарной защиты, разработки и внедрения или обновления отдельных ее элементов, носит характер разовых (единовременных) затрат (расходы на сооружение учебно-тренировочного полигона, приобретение пожарных машин, строительство пожарного депо, возведение противопожарных преград и т.п.). Эти средства называют капитальными затратами, поскольку они являются составной частью капитальных вложений, реализуемых на создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих основных фондов.

Таким образом, капитальными затратами на противопожарную защиту называется часть капитальных вложений в основные фонды юридических лиц, реализуемая на создание новой, реконструкцию и техническое перевооружение действующей системы противопожарной защиты или отдельных ее элементов.

Капитальные затраты на противопожарную защиту распределяются в основном по двум направлениям: на противопожарную защиту строительной и технологической частей объектов; создание, обновление и техническое переоснащение действующих основных фондов пожарной охраны, включающих пожарные машины и оборудование, а также здания и сооружения противопожарного назначения. Укрупненная схема распределения капитальных затрат на противопожарную защиту представлена на рис. 1.

Выполнение противопожарных требований при проектировании и строительстве объектов, как правило, связано с существенными капитальными затратами. Доля этих затрат в общем объеме капитальных вложений, осваиваемых при строительстве жилых зданий, составляет 1.8%, общественных зданий – 3.8…4.4%, производственных зданий и сооружений – до 18%. В общей сложности в год это составляет или должно составлять внушительную сумму примерно 800 млрд. руб.

 

 

 

       
 
   
 

 


Здания и сооружения
Рис.1

При создании новых и обновлении действующих технических средств противопожарной защиты капитальные вложения включают следующие элементы:

· Затраты на научные исследования, создание экспериментальных и опытных образцов, испытания опытных образцов и промышленные испытания;

· Затраты на приобретение, доставку, монтаж, наладку и освоение технических средств потребителем;

· Затраты на модернизацию оборудования завода-изготовителя и на и изготовление силами этого предприятия нестандартного оборудования;

· Затраты на пополнение оборотных средств завода-изготовителя;

· Затраты на освоение необходимых производственных площадей и других элементов основных фондов, непосредственно связанных с производством и использованием нового технического средства;

· Затраты на приобретение и доставку запасов огнетушащих веществ со сроком хранения более года;

· Сопутствующие внедрению нового технического средства капитальные затраты (строительство новых или реконструкция действующих зданий, сооружение водопровода, подъездных путей и т.п.).

В составе капитальных вложений может быть также учтена остаточная стоимость заменяемого оборудования, если оно при внедрении нового технического средства должно пойти на слом.

Величина капитальных вложений, реализуемых при создании новых технических средств Кт.с., представляется в виде удельного показателя, характеризующего долю затрат на единицу изделия (технического средства). Она включает две основные составляющие, которые объединяют ранее рассмотренные элементы затрат:

К т.с. = Кн. + К п.н., (3.1)

где Кн. – затраты на научные исследования и опытно-конструкторские работы, руб./ед.; К п.н. – удельные капитальные вложения в производственные фонды завода-изготовителя нового технического средства, руб./ед.;

К п.н. = Ф/с т.п. х с ед z, (3.2)

Здесь Ф - стоимость основных производственных фондов завода-изготовителя, тыс. руб.; с т.п. – себестоимость товарной продукции завода-изготовителя, тыс. руб.; с ед. – себестоимость единицы технического средства, руб.; z – поправочный коэффициент на новое техническое средство, если его изготовление влечет за собой удорожание или удешевление основных производственных фондов.

Поправочный коэффициент определяется по формуле

z = k 1 k 2, (3.3)

где k1 – коэффициент, учитывающий изменение трудоемкости изготовления нового технического средства Тн по сравнению с базовым Тб:

k1н./Т б.; (3.4)

k2 – коэффициент, учитывающий изменение среднегодового выпуска нового технического решения Ан по сравнению с базовым Аб;

k2 = Анб; (3.5)

Так как затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, как правило, осуществляются по мере их выполнения в течение ряда лет, то приведение их к началу расчетного года осуществляется по формуле:

tp

Кн1 = ∑ Кнt (1+Е)t (3.6)

t=to

где tр – порядковый номер расчетного года от начала работ (t=to, t1, …tp); Кнt – затраты соответствующих этапов работы в t-м году, руб.; Е=0,1 – норматив приведения.

Тогда удельные затраты на единицу технического решения Кн. будут равны:

tp

∑Kнt (1+E)t

Кн1 t=to (3.7)

Ан Ан

Капитальные затраты на обновление технических средств противопожарной защиты (без создания новых средств) или на приобретение не имевшихся (недостающих) на данном объекте средств Кт.с определяются по формуле:

n

К т.с = k т.з ∑Цоi A т.сi, (3.8)

i=1

где kТ.з – коэффициент, учитывающий транспортные и заготовительно-складские расходы. Принимается равным: для пожарных машин 1,04; для пожарного оборудования и автоматики – 1,07; Ц оi – оптовая цена i-го технического средства (i = 1,2, …,n); А т.сi – количество технических средств i-го вида.

В том случае, когда приобретение технических средств противопожарной защиты осуществляется в процессе сооружения объекта, величина капитальных затрат определяется на основании специальной сметы, входящей в состав общей сметы расходов на строящийся объект.

Капитальные затраты на строительство пожарных депо, учебно-тренировочных полигонов и т.п., а также на выполнение требований противопожарных норм и правил строительного проектирования при создании основных фондов включают расходы на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструмента и инвентаря, проектно-изыскательские работы и др.

Величина затрат на противопожарную защиту может быть установлена на основе изучения проектно-сметной документации либо определена путем самостоятельного составления сметы.

Сметная стоимость представляет собой фактически цену строительства, поскольку она содержит себестоимость строительно-монтажных работ (прямые затраты и накладные расходы) и прибыль строительно-монтажных организаций, выступающую в форме плановых накоплений. Определяется стоимость путем составления сметы.

Смета – это документ, составляемый, как правило, в табличной форме и содержащий данные по расчету стоимости строительства. На основе сметы осуществляются планирование капитальных вложений, финансирование строительства и расчеты между заказчиком и исполнителями работ (подрядчиками).

Методику определения сметной стоимости рассмотрим путем последовательного анализа составляющих затрат на строительные работы, приобретение оборудования, его монтаж. В заключение рассмотрим порядок определения общей стоимости строительства, устанавливаемой на основе сводной сметы. При этом, в отличие от общепринятой структуры капитальных вложений, затраты на проектно-изыскательские работы отнесем к прочим затратам, а затраты на монтажные работы подвергнем анализу отдельно от затрат на строительные работы.

Сметная стоимость строительных работ Кс включает следующие элементы затрат: прямые затраты Кп.з. (около 75% сметной стоимости), накладные расходы Кн.р. (в среднем 17%) и плановые накопления Кп.н. (8%);

Кс = К п.з. + К н.р. + К п.н. (3.9)

К прямым относятся затраты, которые непосредственно связаны с производством строительно-монтажных работ. В состав прямых затрат включают заработную плату основных рабочих - З п.р.; стоимость материалов, изделий, конструкций - М; расходы на эксплуатацию строительных машин и механизмов - Р э.м.:

 

К п.з. = З п.р. + М + Р э.м. (3.10)

 

Зарплату подразделяют на основную и дополнительную. В основную включают зарплату рабочих, занятых непосредственно на строительно-монтажных работах. Основная зарплата составляет до 15% прямых затрат. Дополнительная зарплата входит в состав накладных расходов.

Затраты на материалы, изделия и конструкции в сметной стоимости строительства составляют около 50%. Отсюда видно, какое значение для роста эффективности капитальных вложений имеет экономное использование материалов, снижение материалоемкости.

Расходы на эксплуатацию строительных машин (около 10%) определяются по приложению ТСН-81-03-2001 «Территориальные сметные нормы»

Прямые затраты на производство строительно-монтажных работ по базисному району можно определить по формуле:

n

К п.з. = ∑W i Ц I , (3.11)

i = 1

где Wi – объем выполнения работы i –го вида, м3, м2, м, шт.; Ц i – единичная расценка работы i –го вида для базисного района, руб./ед. изм.; i – количество видов работ (i = 1, 2, …, n).

Единичной расценкой называется сумма прямых затрат, установленная на основе сметных норм и цен, приходящихся на единицу конструктивного элемента или вида работ.

Территориальные единичные расценки (ТЕР) на строительные конструкции и работы предназначены для определения сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений, разработки укрупненных нормативов сметной стоимости и прейскурантов на строительство зданий и сооружений, а также для расчетов за выполненные строительные работы. Они составлены на основе государственных элементных сметных норм на строительные конструкции и работы (ГЭСН); средних районных сметных цен на материалы, изделия и конструкции; сметных цен эксплуатации строительных машин.

ТЕР изданы в составе 50 сборников, наименование и порядковые номера которых соответствуют принятым в сборниках ГЭСН. Каждый сборник ТЕР содержит техническую часть и таблицы с единичными расценками. В технической части приведены указания о порядке применения единичных расценок сборника. В таблицах содержатся показатели сметных затрат, установленные на соответствующий измеритель конструкции или работ.

Районирование прямых затрат в ТЕР по территориальным районам и подрайонам произведено в соответствии с районированием привозных материалов, учтенных в расценках.

Расценки делятся на два вида: закрытые и открытые. В закрытых расценках учтена стоимость всех ресурсов, предусмотренных сметными нормами.

Открытые расценки не учитывают затраты на местные и некоторые привозные строительные материалы, изделия и конструкции, наименования, технические характеристики и нормы расхода которых указаны в графе «Материальные ресурсы» сборника.

К местным материалам ТЕР отнесены: кирпич, камень, щебень, гравий, песок, бетонные, железобетонные, пенобетонные конструкции и изделия, бетоны и растворы. ТЕР на строительные конструкции и работы с использованием местных материалов применяются только после привязки их к местным условиям строительства. Привязка осуществляется путем добавления в графу «Прямые затраты» стоимости не учтенных в расценках местных материалов, изделий и конструкций, наименования, технические характеристики и нормы расхода которых указаны в графе «Материальные ресурсы» или приложениях к сборникам ТЕР.

Стоимость материалов, изделий и конструкций, не учтенных в открытых расценках, определяют по сборнику средних районных сметных цен на материалы, изделия и конструкции или по действующим прейскурантам оптовых цен на промышленную продукцию с учетом транспортных расходов,

Накладные расходы в строительстве включают затраты на организацию, управление и обслуживание строительно-монтажных работ и связаны с обеспечением необходимых условий для функционирования процесса строительного производства. Они вызываются непосредственно технологическим процессом строительства, и связаны со всей продукцией строительной организации.

Накладные расходы в составе сметной документации относятся к косвенным затратам Они определяются по нормативу в процентах и рассчитываются на основе данных о фактических затратах подрядных организаций по статьям накладных расходов. Их нельзя установить по каждому виду работ или по строительным конструкциям, поэтому эти расходы распределяются пропорционально прямым затратам:

К п.з. Н н.р.

К н.р. = (3.12)

где Н н.р. – норма накладных расходов, %.

К накладным относятся расходы: административно-хозяйственные, на обслуживание рабочих, организацию и производство работ, прочие накладные расходы, затраты не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы.

В административно-хозяйственные расходы входят зарплата административно-управленческого персонала и затраты на различные хозяйственные нужды (содержание административных зданий, легкового транспорта, командировки и разъезды работников административно-управленческого персонала, почтово-телеграфные и др.).

В расходы на обслуживание рабочих включаются дополнительная зарплата рабочих и отчисления на социальное страхование, расходы на охрану труда и обеспечение техники безопасности и др.

В расходы на организацию работ включаются содержание пожарной и сторожевой охраны на строительной площадке, расходы на производственные командировки рабочих и ИТР, которые не относятся к административно-управленческому персоналу, и др.

Среднеотраслевая величина нормы накладных расходов составляет 17%.

Плановые накопления представляют собой нормативную прибыль строительной организации. Прибыль подрядных строительных организаций образуется за счет двух основных источников – величины сметной прибыли, установленной в договорной цене строительства, и снижения себестоимости строительных работ за счет уменьшения накладных расходов, экономии ресурсов и прямых затрат. Как правило, начисление плановых накоплений Кп.н. в договорной цене производят в размере 8% от суммы прямых затрат Кп.з. и накладных расходов Кн.р. для всех строек:

Кп.н. = 0.08(Кп.з. + Кн.р.), (3.13)

Итак, сметная стоимость строительных работ может быть выражена в следующем виде:

Нн.р.

Кс = 1.08Кп.з.(1 + 100). (3.14)

 

Сметная стоимость монтажа пожарного оборудования. Устройство средств пожарной автоматики и пожарного оборудования требует капитальных затрат не только на их приобретение, но и на монтаж. Стоимость монтажа складывается из заработной платы рабочих, затрат на материалы, расходов на эксплуатацию машин. Учитываются, как и при производстве строительных работ, накладные расходы и плановые накопления. Накладные расходы, в отличие от строительных работ, исчисляются только от суммы заработной платы рабочих.

Сметная стоимость монтажа всех видов технологического оборудования, в том числе и пожарного, определяется по сборникам расценок на пожарные работы. В расценках учтены затраты на материальные ресурсы исходя из усредненных сметных цен. Дополнительному учету подлежат затраты на неучтенные в расценках ресурсы, перечень которых утвержден в технических частях, вводных указаниях или приложениях к соответствующим сборникам. Стоимость материальных ресурсов определяется по форме расчетов «франко-приобъектный склад» и устанавливается по соответствующим ценам «Сборника средних районных сметных цен на материалы, изделия и конструкции», а при их отсутствии – по прейскурантам оптовых цен с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов. Стоимость материальных ресурсов, отсутствующих в перечнях, утвержденных в технических частях, вводных указаниях или приложениях к соответствующему сборнику, следует учитывать в стоимости оборудования.

Монтируемое в настоящее время оборудование чрезвычайно разнообразно, постоянно появляются новые виды и марки оборудования. Поэтому в сборниках отсутствует многое пожарное оборудование.

В ряде случаев при монтаже оборудования производятся затраты и работы, не учтенные в расценках на монтаж. Эти работы и затраты дополнительно учитываются в сметах.

 

Заключительным этапом сметных расчетов является определение объема капитальных вложений на основе сводной сметы затрат. Сводная смета на противопожарную защиту объекта К включает результаты расчетов по сметам на противопожарное оборудование Ко, на монтаж оборудования Км и на строительные работы Кс:

К = 1.1(Ко + Км + Кс), (3.15)

где 1.1 – коэффициент, учитывающий стоимость прочих затрат, которые предназначаются для оплаты расходов заказчика, генерального подрядчика и проектной организации.

Номенклатура затрат, входящих в группу «прочих затрат», содержит около 70 наименований. Номенклатура прочих затрат, включаемых в смету конкретной стройки, может существенно отличаться в зависимости от условий строительства или характера строительных организаций. Порядок определения их величины и включения в сметную документацию регламентируется ТСН-81-03-2001.

Единицы измерения работ и конструкций в подсчетах объемов работ должны точно соответствовать единицам измерения, принятым в сметных нормах (метр кубический, квадратный метр, тонна, штука и т.д.).

На основании сборников расценок на монтаж оборудования, прейскурантов оптовых цен, сборников средних районных сметных цен на материалы, изделия и конструкции и объемов работ, определенных по чертежам проекта, составляют смету на противопожарную защиту объекта.

 

 

Экономические механизмы стимулирования роста уровня противопожарной безопасности.

В современных условиях деятельность подразделений ГПС сопряжена с взаимодействием предприятий различных форм собственности. Задачей ГПС является повышение уровня ПБ некоторого региона подконтрольного территориальному органу ГПС. Совокупный уровень ПБ региона будет определяться уровнем безопасности объектов, находящихся на территории данного региона. Следовательно, повышая уровень ПБ конкретных объектов, мы тем самым повышаем уровень всего региона. Задачей территориального подразделения ГПС является выделение объектов повышенной опасности, оценка уровня безопасности каждого конкретного объекта, мониторинг всех объектов, разработка мероприятий по повышению уровня ПБ территории. Осуществление мероприятий по повышению ПБ предприятий требует от них финансовых затрат. На предприятиях частной собственности отвлечение финансовых средств на ПБ воспринимается очень болезненно из-за постоянной нехватки оборотных средств, поэтому предприятие очень часто не заинтересовано в повышении уровня ПБ. В силу этого государством применяются экономические механизмы стимулирования уровня ПБ. Все экономические механизмы в своей основе имеют идею компенсации затрат предприятия на повышение уровня ПБ. В частности, предполагается либо компенсировать только затраты, либо производится компенсация не затрат, а упущенной выгоды. При этом, под упущенной выгодой понимают тот объем средств, которые получило бы предприятие, если бы средства предназначенные на ПБ вложило бы в основную деятельность. В качестве основных механизмов компенсации используются:

· Плата за риск, квотирование рисков;

· Перераспределение рисков;

· Стимулирование снижения рисков;

· Комплексная оценка социально-экономического эффекта управления рисками.

Одним из самых действенных и эффективных способов стимулирования роста уровня противопожарной безопасности во всем мире считается страхование от пожаров.Переход многих предприятий страны к рынку и, как следствие, к полной финансовой самостоятельности, т. е. ответственности естественно повлиял на построение взаимоотношений между суверенными юридическими лицами и органами ГПС. В этой связи появляется достаточно заманчивая альтернатива увеличению (поддержанию) затрат на противопожарную защиту через страхование рисков от пожара.

Естественно, что возникает необходимость выделения страхования от пожаров в самостоятельный вид, разработки системы страховых тарифов, дифференцированных по видам объектов с учетом уровня их пожарной опасности, а также разработки системы скидок с этих тарифов на внедрение конкретных противопожарных мероприятий, проведение определенной части работы по профилактике пожаров за счет средств страхования, учета при определении потерь как прямого, так и косвенного ущерба.

Во многих странах, как мы уже говорили, механизм стимулирования противопожарной защиты предприятий связан со страхованием. Проведение противопожарных мероприятий в них стимулируется дифференциацией страховых взносов в зависимости от отнесения того или иного предприятия к различным рисковым группам или от вероятности наступления страхового события. Кроме того, стимулируется соблюдение правил пожарной безопасности. Так, страховые компании вправе сократить размер страхового возмещения в том случае, если возникновению ущерба от пожара способствовали нарушения правил пожарной безопасности или неисправность средств пожаротушения. Именно страхование от пожара может стать наиболее радикальным и действенным механизмом экономического стимулирования экономически самостоятельных предприятий за обеспечение ими достаточного уровня пожарной безопасности своих объектов.

Страхование может быть обязательным и добровольным, только от прямого ущерба и косвенного и т.д. Особенно важные и сложные проблемы – установление страховых тарифов, обеспечивающих заинтересованность предприятия, как страхователя и страховой организации, как страховщика, а также разработки надбавок и скидок с этих тарифов в зависимости от уровня пожарной безопасности.

Страхование призвано, прежде всего, возмещать ущерб. Но и вместе с тем оно может сыграть важную роль в предупреждении и сокращении потерь от пожаров, в контроле за обеспечением сохранности собственности, в стимулировании повышения уровня противопожарной, технологической и экологической безопасности. Возможности такого страхования весьма широки.

В конце курса мы еще раз вернемся к теме страхования от пожаров и рассмотрим ее более подробно.

 

Ущерб от возникновения пожарной ситуации.

Традиционно этот ущерб делится на прямой и косвенный.

Прямой ущерб это – экономические потери, социальные потери, экологические потери.

Косвенный ущерб возникает на объектах не пострадавших от пожара, но каким-либо образом (экономически, социально, структурно) связанных с объектами, на которых возник пожар. Например, если пострадал завод по производству минудобрений, сельское хозяйство вынуждено будет искать новых поставщиков, тратить драгоценное время, переплачивать.

Оценка мероприятий по повышению уровня ПБ.

Задача ГПС может быть сформулирована следующим образом: надо определить набор мероприятий, так изменяющий параметры объекта, чтобы риск возникновения пожарной ситуации был не больше заданного, а стоимость мероприятий была минимальной, при условии их полноценности.

Эта задача делится на три составляющих:

· Оценка существующего уровня ПБ;

· Определение оптимального набора мероприятий;

· Определение плана проведения мероприятий.

Определение уровня пожарной безопасности.

Уровень ПБ является величиной зависящей от большого числа параметров, так называемой агрегированной величиной. Задача ставится следующим образом – как оценить уровень ПБ некоего объекта, используя традиционную статистику, которая ведется в органах ГПС. В настоящее время органы ГПС учитывают число пожаров, материальный ущерб, число погибших и травмированных. Для получения уровня ПБ необходимо осуществить сведение нескольких частных параметров оценки в одну, которую называют комплексной, интегральной или рейтинговой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 6585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.