Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И ее персонал

Понятие и структура уголовно-исполнительной системы России

Российская система учреждений и органов, исполняю­щих уголовные наказания, с начала XX в. традиционно осно­вывалась на строгой централизации. Первоначально, со времени законодательного закрепле­ния термина «исправительно-трудовая система» в ст. 5 ИТК РСФСР 1924 г., под ним понималась единая система испра­вительно-трудовых учреждений, в свою очередь, получив­шая название по наименованию соответствующей отрасли законодательства.

С развитием уголовного и исправительно-трудового за­конодательства, с появлением новых видов учреждений, призванных исполнять уголовные наказания, не только свя­занные с исправительно-трудовым воздействием, возникла необходимость уточнения данного понятия. В связи с недо­статочно четким выявлением правовой природы этих нака­заний и органов, их исполняющих, сомнениями в возможно­сти отнесения их к исправительно-трудовым учреждениям в литературе для обозначения всех указанных учреждений стали употребляться такие термины, как «исправительная система» и «система исполнения наказаний».

Впервые в нормативный оборот термин «уголовно-ис­полнительная система» был введен Законом об учреждени­ях, исполняющих уголовные наказания. В действующей редакции ст. 5 этого Закона говорится, что уголовно-испол­нительная система включает в себя: учреждения, исполняю­щие наказания; территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области ис­полнения наказаний (федеральный орган уголовно-исполни­тельной системы). Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства РФ могут входить след­ственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения. Перечень организаций и уч­реждений, входящих в уголовно-исполнительную систему, в настоящее время утвержден постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 02.02. 2000 № 89 «Об утвер­ждении перечня видов предприятий, учреждений и органи­заций, входящих в уголовно-исполнительную систему».

Виды учреждений, исполняющих наказания, определя­ются УИК РФ (ст. 16, 74). Учреждения, исполняющие на­казания, являются юридическими лицами. Решения об их создании и ликвидации принимаются Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Учреждения, исполняющие наказания, обязаны: 1) обес­печивать исполнение уголовно-исполнительного законода­тельства РФ; 2) создавать условия для обеспечения право­порядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; 3) обеспечивать привлечение осужденных к труду, а также осуществлять их общее и профессиональное образование и профессиональное обучение; 4) обеспечивать охрану здоровья осужденных; 5) осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и соци­альной сферы; 6) в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыск­ную деятельность; 7) обеспечивать режим содержания подо­зреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а так­же соблюдение их прав и исполнение ими своих обязаннос­тей в соответствии с Законом о содержании под стражей.

Территориальные органы уголовно-исполнительной сис­темы (Главные управления (Управления) Федеральной службы исполнения наказаний по субъекту РФ) создаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов РФ. Они осуществляют руковод­ство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями уголов­но-исполнительной системы по конвоированию. Террито­риальные органы являются юридическими лицами и владе­ют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом. В интересах развития социальной сферы УИС, а также привлечения осужденных к труду территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право со­здавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими.

Федеральный орган уголовно-исполнительной систе­мы – Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), которая является федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполне­ния уголовных наказаний в отношении осужденных, функ­ции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужден­ных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания на­казания.

Положение о ФСИН России и предельная численность работников ее центрального аппарата утверждены Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федераль­ной службы исполнения наказаний».

Основными задачами ФСИН России являются: 1) ис­полнение в соответствии с законодательством РФ уголов­ных наказаний, содержание под стражей лиц, подозревае­мых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых; 2) контроль за поведением условно осужден­ных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания; 3) обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; 4) обеспечение правопорядка и законности в уч­реждениях, исполняющих уголовные наказания в виде ли­шения свободы, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содер­жащихся под стражей, а также работников уголовно-испол­нительной системы, должностных лиц и граждан, находя­щихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов; 5) охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Феде­рации и лиц без гражданства на территорию РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их эк­страдиции; 6) создание осужденным и лицам, содержащим­ся под стражей, условий содержания, соответствующих нор­мам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов; 7) организация дея­тельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации; 8) управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учрежде­ниями.

Персонал личный состав учреждения, предприятия или часть этого состава, представляющая собой группу по профессиональным или иным признакам. Отечественный законодатель в ч. 3 ст. 24 Закона об учреждениях, исполня­ющих уголовные наказания, причислил к персоналу уголов­но-исполнительной системы работников, состоящих в шта­тах учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятель­ности, предприятий учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.

Правовой статус сотрудников, порядок и условия про­хождения ими службы в настоящее время регламентируют­ся Законом об учреждениях, исполняющих уголовные наказания и иными нормативными правовыми актами РФ. В соответ­ствии с действующим законодательством сотрудники уч­реждений осуществляют государственно-управленческие функции по обеспечению общественной безопасности, за­конности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнения уголовных наказаний. При этом они выполняют свои обязанности и пользуются права­ми в пределах своей компетенции, определяемой замещаемой должностью. Тем самым сотрудники являются федеральны­ми государственными служащими, осуществляющими про­фессиональную деятельность по реализации такой специ­фической правоохранительной функции государства, как исполнение уголовных наказаний. Кроме того, являясь представителями власти, сотрудники наделены широкими властными полномочиями по борьбе с преступностью, пре­сечению противоправных действий, применению принуди­тельных мер как в отношении осужденных, так и других граждан (ст. 26 названного Закона). Например, ст. 19.3 КоАП РФ устанавливает ответственность граждан за непо­виновение законному распоряжению сотрудника органов уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, персонал учреждений, исполняющих на­казания, составляют как сотрудники, имеющие специ­альные звания и состоящие на государственной службе, так и лица, замещающие государственные должности феде­ральной гражданской службы. Исходя из общемировой практики, переход к комплектованию персонала исправи­тельных учреждений из числа государственных гражданс­ких служащих является наиболее перспективным, так как это отвечает требованиям дальнейшей гуманизации и де­мократизации исполнения уголовных наказаний. Вместе с тем резкий отказ от «людей в форме» в исправительных уч­реждениях в силу исторических традиций и сложившегося менталитета сотрудников и осужденных может оказать нега­тивное влияние на деятельность этих учреждений и привес­ти к нежелательным последствиям.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ВВЕДЕНИЕ. дисциплины «Уголовно-исполнительное право» | Органы, исполняющие наказания не связанные с лишением свободы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 971; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.