КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Органов, исполняющих уголовные наказания
Контроль за деятельностью персонала учреждений и Разносторонняя развитая система контроля играет важную роль в обеспечении законности, целесообразности и эффективности как государственного управления в целом, так и в такой специфической сфере, которой является исполнение уголовных наказаний. В современный период перехода к обществу и государству, базирующимся на политическом плюрализме, свободной экономике, приоритете прав и свобод человека, на идеях формирования гражданского общества и правового государства, изменяется и природа контроля. Он перестает быть только узко управленческим понятием и представляет собой сложный комплексный социально-правовой институт, основанный на дуализме гражданского общества и государства, призванный обеспечить соблюдение социальных регуляторов, реализацию принципов и задач правового государства в уголовно-исполнительной сфере. Контроль за деятельностью персонала пенитенциарной системы предназначен для повышения эффективности исполнения уголовных наказаний, улучшения процесса управления учреждениями и органами, их осуществляющими, укрепления законности и правопорядка как среди сотрудников, так и осужденных, а также для обнаружения и устранения выявленных в деятельности персонала недостатков. Деятельность сотрудников учреждений и органов УИС должна находиться под пристальным вниманием всего общества, стать более «прозрачной» для представителей общественных объединений, средств массовой информации, отдельных граждан. Таким образом, контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказание – это целенаправленная организующая системная деятельность уполномоченных органов международного сообщества, государства и институтов гражданского общества по установлению соответствия исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы нормативно-правовым стандартам и корректирование выявленных отклонений при помощи правовых средств. Система контроля включает в себя следующие элементы (подсистемы): 1) организационно-функциональная структура (цели, принципы, объект, предмет, субъекты и их компетенция, виды контроля); 2) механизм (методы, средства, формы контроля); 3) процесс контроля. Объектом контроля в указанной сфере является персонал системы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Предмет контроля – это общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе служебной деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Эта деятельность рассматривается с точки зрения соответствия Конституции РФ, международным правовым актам, законодательству о федеральной государственной службе, уголовно-исполнительному законодательству и иным нормативным правовым актам. Субъекты контроля за исполнением уголовных наказаний установлены в уголовно-исполнительном законодательстве. В соответствии со ст. 24 УИК РФ при исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, а соответственно и осуществлять контроль без специального на то разрешения имеют право: Президент РФ; Председатель Правительства РФ; члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ; Уполномоченный по правам человека в РФ; президенты и главы правительств субъектов РФ; уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, главы органов местного самоуправления – в пределах соответствующих территорий; Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов РФ, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях; должностные лица вышестоящих органов; судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания; депутаты и члены общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, – в пределах соответствующих территорий. Кроме того, согласно ст. 38 Закона об учреждениях, исполняющих уголовные наказания правом контроля этих учреждений наделены представители международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением прав человека. В зависимости от субъектов контроля различаются международный, государственный и общественный контроль. Универсальной формой контроля, применяемой практически всеми субъектами контроля и зафиксированной в ст. 24 УИК РФ, служит посещение учреждений и органов, исполняющих наказания. Правовая регламентация этой формы играет исключительно важную роль с точки зрения не только постоянного контроля за деятельностью персонала исправительных учреждений, но и прозрачности пенитенциарной системы для широких слоев населения. Праву представителей институтов гражданского общества на посещение указанных учреждений корреспондирует обязанность персонала его обеспечить. Особенно важно это в отношении членов общественных наблюдательных комиссий, представителей средств массовой информации. Международный контроль предусмотрен международными правовыми актами о правах человека, в первую очередь Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.), Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейской конвенцией по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.). Исходя из закрепленных в этих документах положений, контрольными органами соответственно являются Комитет по правам человека ООН, Комитет ООН против пыток, Европейский Суд по правам человека, Европейский комитет по предупреждению пыток. 10 декабря 1985 г. СССР подписал Конвенцию ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.). Эта Конвенция была ратифицирована с оговорками указом Президиума Верховного Совета СССР от 21.01.1987 № 6416-Х1 и вступила силу 26 июня 1987 г. Согласно ст. 19 Конвенции СССР возложил на себя обязанность регулярно представлять Комитету ООН против пыток доклады о соблюдении прав человека и предотвращении пыток (в том числе и при исполнении уголовных наказаний). Это стало первым шагом в распространении международного контроля на пенитенциарные учреждения Союза ССР. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания была ратифицирована Федеральным законом от 28.03.1998 № 44-ФЗ. Конвенция вступила в силу для России 1 сентября 1998 г. Согласно ст. 2 Конвенции члены Европейского комитета против пыток имеют право посещать любые места, где содержатся лица, лишенные свободы государственной властью. Создание аналогичного института – Подкомитета по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Комитета ООН против пыток предусмотрено в соответствии с Факультативным протоколом к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Этот документ был принят 18 декабря 2002 г. Резолюцией 57/199 на 77-м пленарном заседании 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Протокол открыт для подписания, ратификации и присоединения с 1 января 2003 г. С его подписанием и ратификацией Россия возьмет на себя обязательства не только разрешить посещение мест лишения свободы членами Подкомитета (ст. 4), но и создать подобный отечественный орган (ст. 3). Тем самым появятся новые формы международного контроля за соблюдением прав человека в исправительных учреждениях. Таким образом, выделяют четыре формы международного контроля: периодическое представление Российской Федерацией докладов о соблюдении прав человека, в том числе при исполнении уголовных наказаний; сообщения иностранных государств о нарушениях в Российской Федерации прав осужденных, применении к ним пыток, других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или взыскания; индивидуальные жалобы осужденных и лиц, отбывших уголовное наказание, на нарушение их гражданских и политических прав во время отбывания наказания; посещение членами Европейского комитета по предупреждению пыток мест лишения свободы. Государственный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, включает в себя несколько видов. Президентский контроль осуществляется Президентом РФ и его представителями; парламентский контроль – Федеральным Собранием РФ, депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации; административный контроль – Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти; ведомственный контроль – Минюстом России, федеральным и территориальными органами УИС, Минобороны России; судебный контроль – судами общей юрисдикции, арбитражными судами; правозащитный контроль – Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам человека в субъектах РФ, прокурорский надзор – органами прокуратуры РФ; финансовый контроль – Минфином России, Счетной палатой РФ. В соответствии со ст. 19 УИК РФ федеральные органы государственной власти наделены правом контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, и их персонала. Порядок осуществления контроля регулируется законодательством РФ. Конституция РФ (ст. 11) относит к федеральным органам государственной власти Президента РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу) РФ, Правительство РФ, суды РФ. Контрольный статус Президента РФ является частью его общего конституционно-правового статуса, который определен ст. 80-93 гл. 4 Конституции РФ. Его конституционно-правовая сущность раскрывается через признаки, которыми Президент РФ характеризуется как: глава государства; гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; верховный главнокомандующий; субъект законодательного процесса. В связи с этим Президент РФ осуществляет контроль за деятельностью персонала уголовно-исполнительной системы посредством рассмотрения жалоб и заявлений осужденных, ходатайств об их помиловании. На основе нормативных правовых актов Президент РФ делегирует часть полномочий по контролю своей Администрации и ее структурным подразделениям. Компетенция контрольных органов Администрации Президента РФ распространяется на все федеральные органы исполнительной власти и государственных служащих, в том числе и на Федеральную службу исполнения наказаний и ее персонал. Функции контроля в Администрации Президента РФ осуществляют различные подразделения, в частности специализированные – Контрольное управление Президента РФ и полномочные представители Президента РФ в федеральных округах. Контроль высшего законодательного органа страны – Федерального Собрания РФ за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, основан на принципе разделения властей, согласно которому важнейшей функцией парламента является контроль за исполнительной властью. В Федеральном конституционном законе «О Правительстве РФ», Федеральном законе от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Регламенте Государственной Думы предусмотрены различные формы контроля. В зависимости от субъектов осуществляющих контроль его организационно-правовые формы можно условно подразделить на парламентские (инициируются большинством представителей палаты) и индивидуальные, связанные с деятельностью отдельных членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы. Кроме этого, в настоящее время парламентские формы контроля включают в себя парламентские запросы, парламентские слушания, отчеты Правительства РФ об исполнении бюджета. Сущностная характеристика судебного контроля, данная в ст. 20 УИК РФ, раскрывает лишь часть форм, используемых судами при осуществлении контрольной деятельности. В механизме судебного контроля за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, участвуют как суды, постановившие приговор, так и суды, расположенные по месту исполнения уголовного наказания (ст. 396 УПК РФ). Первые из них осуществляют контроль посредством получения уведомлений от учреждений и органов, исполняющих наказания. В соответствии с ч. 6 ст. 393 УПК РФ учреждение или орган, на которые возложено исполнение наказания, должны извещать суд, постановивший приговор, о месте отбывания наказания осужденным. Суды, расположенные по месту отбывания осужденным уголовного наказания, реализуют контрольные полномочия при рассмотрении вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, а также об изменении вида исправительного учреждения (ст. 397 УПК РФ). Статья 21 УИК РФ содержит общие положения об осуществлении ведомственного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. В связи с проводимой в стране административной реформой организация контрольной деятельности со стороны вышестоящих органов и должностных лиц несколько изменилась. Минюст России в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему федеральных служб, в том числе и ФСИН России. Тем самым Министерство юстиции РФ является органом ведомственного контроля, полномочия которого установлены Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314, Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации. Анализ этих документов делает возможным выделение следующих функций, осуществляемых Минюстом России по координации и контролю: 1) утверждение ежегодного плана и показателей деятельности ФСИН России, а также отчета об их исполнении; 2) обобщение практики деятельности ФСИН России, принятие мер, направленных на ее совершенствование; 3) подготовка ежегодных докладов Президенту РФ и Правительству о состоянии работы по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также по соблюдению законности и прав человека в учреждениях, исполняющих наказания, и в следственных изоляторах; 4) внесение в установленном порядке в Правительство РФ для представления Президенту РФ проекта положения о Федеральной службе исполнения наказаний, предложений о предельной численности Службы и ее территориальных органов, а также о фонде оплаты труда работников; 5) внесение в Минфин России предложений по формированию федерального бюджета и финансированию ФСИН РФ; 6) внесение Президенту РФ и в Правительство РФ проектов нормативных правовых актов, других документов по вопросам, относящимся к компетенции ФСИН России; 7) во исполнение поручений Президента РФ и Председателя Правительства РФ определение поручений Федеральной службе и контроль их исполнения; 8) определение ФСИН России поручений по вопросам установленной сферы деятельности, а также по устранению нарушений, выявленных в процессе контроля и координации ее деятельности; 9) согласование проекта регламента ФСИН России. Минюст России при реализации функций по выработке государственной политики и осуществлению нормативного регулирования исполнения наказаний, а также при реализации данных ему поручений запрашивает и получает в установленный им срок информацию от ФСИН России. Вместе с тем министр юстиции не вправе ограничивать установленные законодательством РФ полномочия Федеральной службы исполнения наказаний. Наибольший объем контрольных полномочий за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, сосредоточен в ФСИН России. Это полностью оправданно, так как именно руководство Федеральной службы исполнения наказаний и ее территориальных органов несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФСИН России задач и функций. Закономерно, что уровень их практической реализации напрямую зависит от масштабов и глубины контрольного воздействия центрального и территориальных аппаратов ФСИН России на персонал подчиненных учреждений. В данном случае речь идет о внутриведомственном контроле, который осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний и ее территориальные органы (Главные управления (Управления) Федеральной службы исполнения наказаний по субъектам Российской Федерации). В предмет внутриведомственного контроля, в отличие от предметного содержания контрольной деятельности других государственных органов, входят все направления функционирования персонала по реализации задач, поставленных перед учреждениями и органами, исполняющими наказания, в Положении о Федеральной службе исполнения наказаний. Основными формами контрольной деятельности в данном случае служат: инспектирование (комплексная проверка всех направлений деятельности персонала), целевая проверка (изучение состояния определенного направления деятельности персонала отдельных учреждений и органов, исполняющих наказания), контрольная проверка (осуществляется через определенное время после проведения инспектирования для выяснения точности и качества исполнения предписаний инспекторской комиссии). Итоги различных проверок представляются руководству ФСИН России, по их результатам издаются нормативные акты, а в необходимых случаях к виновным лицам применяются меры принуждения. Прокурорский надзор за соблюдением законов персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии со ст. 22 УИК РФ и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Предметом надзора согласно ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» являются: 1) законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом; 2) соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; 3) законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы. Прокурор обязан отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. В последние годы в связи со становлением правового государства и гражданского общества происходит расширение круга субъектов контрольной деятельности в сфере исполнения уголовных наказаний. Федеральный закон от 08.12.2003 № 161-ФЗ наделил правом беспрепятственного посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, и, соответственно, контроля, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. Это позволило привести предписания УИК РФ в соответствие с Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации рассматривает жалобы на нарушения прав человека, поступившие от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе находящихся в учреждениях и органах, исполняющих наказания. По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами ФСИН России и ее подразделений. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации вправе: 1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) учреждения или органа, исполняющего наказания, или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах; 2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод осужденного; 3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; 4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; 5) обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Общественный контроль – это контроль институтов гражданского общества за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Он предусмотрен ст. 23 УИК РФ. Анализ действующего законодательства и сложившейся контрольной практики в сфере исполнения уголовных наказаний показывает, что к субъектам общественного контроля можно отнести общественные наблюдательные комиссии, Общественную палату РФ, комиссии по вопросам помилования на территориях субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, средства массовой информации, отдельных граждан. Особенностью контрольной деятельности этих субъектов контроля является то, что только некоторые из них имеют определенный в законе контрольный статус. Так, правом контроля во время посещений учреждений, исполняющих наказания, согласно ст. 38 Закона об учреждениях, исполняющих уголовные наказания, обладают главы органов местного самоуправления в пределах соответствующих территорий и члены общественных наблюдательных комиссий, созданных в соответствии с законодательством РФ. С 1 июля 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации». Этот закон закрепил создание и регламентировал деятельность особого, не имеющего аналогов в отечественной истории, контрольного органа – Общественной палаты. Одной из главных задач этого нового общественного института является осуществление общественного контроля за деятельностью Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Одним из основных направлений работы Общественной палаты РФ должен стать контроль за правоохранительными органами, в том числе и за деятельностью персонала пенитенциарной системы. Для этого Общественная палата наделяется определенными полномочиями. Указ Президента РФ от 28.12.2001 № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» возложил на Комиссию по вопросам помилования на территории субъекта РФ выполнение новых задач, связанных с осуществлением общественного контроля как за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта РФ указов Президента РФ по вопросам помилования, так и за условиями содержания осужденных. Однако практическая реализация этих задач значительно затруднена в связи с отсутствием указанных комиссий в законодательно закрепленном перечне контрольных органов. Основным направлением контрольной деятельности общественных структур в пенитенциарной сфере является наблюдение и проверка соблюдения прав, свобод и законных интересов осужденных. Для этого используются разнообразные формы: обследование, экспертизы, сбор документов и иной информации, переписка с осужденными, публикации в средствах массовой информации и т. п. Большим контрольным потенциалом обладают средства массовой информации. Телевидение и радио, периодические печатные издания и Интернет активно формируют общественное мнение о деятельности персонала пенитенциарной системы. Материалы, раскрывающие недостатки и содержащие обоснованную критику, не только привлекают внимание должностных лиц органов управления уголовно-исполнительной системы, но и иных субъектов контроля, чем оказывается позитивное воздействие на общее положение дел в пенитенциарной системе. Статья 24 УИК РФ определяет особый порядок посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, представителями средств массовой информации и иными лицами. Они могут посещать их по специальному разрешению администрации этих учреждений либо территориальных органов ФСИН России в порядке, установленном федеральным органом уголовно-исполнительной системы. Особое место среди субъектов общественного контроля занимают граждане. Их контрольная деятельность основана на правах и свободах, предоставленных Конституцией РФ, и осуществляется по собственной инициативе, без каких-либо официальных полномочий. Непосредственный контроль за деятельностью персонала учреждений, исполняющих наказания, осуществляют как сами осужденные, так и иные граждане, участвующие в уголовно-исполнительных правоотношениях. Результаты контроля могут быть реализованы через государственно-правовые и международные механизмы защиты гражданами своих прав или через обращения в средства массовой информации.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |