Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Микроэкономического регулирования




ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И МЕХАНИЗМЫ

 

Материал данной темы позволяет сформулировать основные итоги

функционирования рыночного хозяйства на уровне первичного

хозяйственного звена, а также определить роль, границы и механизм

государственного вмешательства в экономическую систему. Выделение

уровней, форм и элементов правительственного регулирования

национального хозяйства логически подводит нас к изучению

функционирования экономической системы в целом. Таким образом,

указанная тема является своеобразным связующим звеном между микро- и

макроэкономикой, уровнем отдельного хозяйствующего субъекта и системой

в целом.

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ: ФОРМЫ И

ЭЛЕМЕНТЫ

 

Рыночный механизм представляет собой процесс формирования цен и

распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу

установления цен, объема производства и его структуры. Основными

элементами рыночного механизма являются спрос, предложение, цена,

конкуренция. В современной рыночной экономике действие указанных

компонентов дополняется сознательным регулированием, субъектами

которого могут быть как фирмы, так и государство. В рамках национальной

экономики можно выделить два уровня регулирования. Во-первых, это

микроуровень, когда имеет место действие фирм и государства на уровне

первичного хозяйствующего субъекта. Во-вторых, макроуровень. В данном

случае осуществляется деятельность государства на уровне национальной

экономики в целом. В свою очередь микрорегулирование осуществляется в

двух формах: как деятельность фирмы и экономическая политика

государства.

Деятельность фирмы в качестве составных элементов будет включать в

себя следующие: управление фирмой или менеджмент; разработка и

реализация стратегии фирмы; маркетинговая деятельность; система

активизации труда работников.

Экономическая политика государства будет содержать в себе

следующие составные компоненты: государственные финансовые

“инъекции” хозяйствующим субъектам и государственные изъятия

финансовых средств предприятия; регулирование монопольной

деятельности; регулирование цен; регулирование последствий внешних

эффектов.

Менеджмент в системе регулирования деятельности фирмы. В

современной экономической науке под управлением принято подразумевать

процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый

для того, чтобы сформировать и достичь целей организации. Для

определения содержания управления используются четыре подхода: во-

первых, с позиции выделения различных школ управления; во-вторых,

системный; в-третьих, ситуационный; в-четвертых, процессный.

При первом подходе процесс управления определяется так, как он

виделся представителям школы “научного управления”, бихевиористам,

школе “человеческих отношений” и т.д. Представители школы “научного

управления” рассматривали организацию как иерархическую систему

линейно-функционального типа с четкой регламентацией трудовых операций

на всех уровнях, основанную на конкретном определении функций и задач

производства, специализации каждой должности. В итоге получалось, что

каждая организация стремилась иметь как можно более экономичный

аппарат управления за счет четкой регламентации обязанностей. Такой

подход был основан на механической модели, ибо концентрировал внимание

на формальной структуре организации и на соответствии частей целого друг

другу. В отличие от них представители школы “человеческих отношений” и

бихевиористы исследуют вопросы мотивации труда людей, их группового и

внутригруппового поведения, стиля руководства. На этом основании

выработали рекомендации по совершенствованию процедур управления,

созданию социально-психологического климата в коллективе. Это

стимулировало деятельность людей, направленную на достижение целей

организации.

При системном подходе процесс управления определяется на

основании достижений всех школ управления, всех положительных

моментов, выделенных ими. В единый системный подход школы управления

объединяются потому, что организация рассматривалась ими как открытая

система и характеризовалась двумя важнейшими признаками: наличием

обязательной прямой и обратной связи с окружающей средой и наличием в

связи с этим структуры управления внутри самой организации.

Ситуационный подход исходит из того, что существует большое

количество методов управления, но нет ни одного лучшего, ибо его

невозможно определить вне конкретной ситуации. Так как существует

большое количество внутренних факторов организации и внешних факторов

окружающей среды, лучшим методом управления будет тот, который

наиболее приемлем в данной ситуации.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывный поток

функциональных действий, то есть специальной, относительно

самостоятельной деятельности субъекта управления по руководству

объектом управления. В этом случае можно выделить следующие функции

менеджмента.

1. Прогнозирование. Оно представляет собой определение параметров

заданной системы, которых она достигнет в будущем, исходя из имеющейся

информации об объективных законах развития системы, направления

действия внутренних и внешних факторов организации.

2. Целеполагание. Это процесс выбора конкретной цели, то есть

желаемого результата деятельности в виде идеального образа из множества

вариантов при наличии определенных ограничений в виде потребностей

общества в определенных товарах и услугах, конъюнктуры рынка, а также

факторов предложения.

3. Планирование. Эта функция включает в себя определение путей

достижения целей, то есть процесс их трансформирования в конкретные

задания с указанием критериев достижения в стоимостных и натурально-

вещественных показателях, сроков и ответственных исполнителей.

4. Организация. Эта функция включает две составляющие. Во-первых,

совокупность соподчиненных определенным образом лиц, приемов и

методов их труда, средств выполнения операций, направленных на

обеспечение жизнедеятельности коллектива, создание условий реализации

поставленных целей и задач. Во-вторых, процесс создания формальной

структуры производства, то есть делегирование полномочий, определение

ответственности за невыполнение полномочий, характеристика правил

внутреннего распорядка, налаживание систем внешней и внутренней

коммуникации и т.д.

5. Контроль. Под ним понимается обеспечение нормального хода

достижения организацией своих целей. Это реализуется путем сопоставления

конечных результатов деятельности с планируемыми, определения

отклонений и принятия мероприятий по их устранению.

6. Мотивация. Представляет собой процесс побуждения себя и других к

деятельности для достижения личных целей и целей организации.

Маркетинг в системе микрорегулирования. Понятие маркетинг имеет в

своей основе английское слово “marketing”, что дословно означает рынок. В

качестве самостоятельного экономического звена, изучающего проблемы

управления производством и сбытом продукции на рынке, маркетинг

выделился в начале ХХ века.

Основными направлениями маркетинговой деятельности на

современном этапе являются следующие.

1. Определение типа маркетинга. Можно выделить четыре основных.

Прежде всего это конверсионный маркетинг. Он используется в случае

негативного спроса на товар, эта ситуация возникает, когда большая часть

субъектов рынка недолюбливает какой-либо товар или сбытовое действие. В

этой ситуации задача маркетинга заключается в том, чтобы на основе анализа

ситуации и получении положительных сведений о товаре разработать

комплекс мероприятий по зарождению и развитию спроса на данный товар.

Стимулирующий маркетинг имеет место в случае, когда покупатели не

предъявляют должного интереса к определенному товару. Такое положение

обычно складывается в силу неосведомленности покупателей об основных

характеристиках реализуемой продукции. В этом случае задачей маркетинга

является обеспечение покупателей информационными сведениями о

достоинствах товара.

Развивающийся маркетинг используется в ситуациях, когда ощущается

состояние потенциального спроса, то есть товара в наличии пока нет, но о

нем имеется информация, которая позволяет формироваться потенциальному

спросу. В этой ситуации необходимо сориентировать покупателей

относительно времени выхода товара на рынок и его потребительских

свойствах.

Ремаркетинг возникает в условиях насыщения рынка определенным

товаром, когда начинается падение спроса на эту продукцию. Здесь

необходимо решение достаточно сложной задачи — предотвратить это

падение. В основном это становится возможным благодаря открытию новых

характеристик товара, новых способов его использования или появлению

новых потребителей.

2. Сегментирование рынка. Представляет собой процесс разбивки

потребителей на группы на основе различий в потребностях, возрасту, полу и

т.п. Для этого используется целый ряд принципов сегментирования —

географический (разбивка рынка на географические единицы — материки,

местности, кварталы и т.п.); демографический (классификация по полу,

возрасту, роду занятий, религиозным убеждениям и т.п.); поведенческий (в

основу ставится “стиль жизни”, “тип личности”). После выявления сегментов

рынка осуществляется изучение его конъюнктуры.

3. Определение конъюнктуры рынка. Данный термин в переводе с

позднелатинского означает связываю, соединяю. В современной экономике

под конъюнктурой понимают сложившуюся на рынке экономическую

ситуацию с учетом соотношения спроса и предложения, уровня цен, наличия

товарных запасов, объема заказов и т.п. Оценка конъюнктуры рынка

осуществляется путем составления конъюнктурного прогноза. Здесь дается

анализ производства интересующего товара за предшествующий период,

анализ изменения его объемов по временным периодам, выявляются

факторы, способствующие росту или падению производства; оценивается

движение готовой продукции, возможности торговой сети реализовать

товарные изделия; максимум внимания уделяется возможности появления

новых конкурирующих товаров; оценивается политика конкурентов в

области ценообразования. Только на основе этих данных и прогнозируется

процесс производства и сбыта на последующий период времени.

4. Планирование цен на товары. Этот процесс происходит на основе

учета внешних и внутренних факторов, воздействующих на уровень цен. К

внешним факторам относится тип рынка, в рамках которого действует фирма

и проводимая государством политика в области ценообразования. Как

известно, существует четыре модели рынка. В условиях совершенной

конкуренции продавцы не будут тратить много времени и средств на

реализацию политики цен, поскольку возможность влиять на ее уровень

сводится к нулю. Рынок же монополистической конкуренции состоит из

множества покупателей и продавцов, совершающих сделки в широком

диапазоне цен, который определяется степенью дифференциации продукта.

Олигополистическая модель весьма чувствительна к ценовой политике

конкурентов. Весьма опасно здесь для производителя повышение цены, так

как это приведет к потере потребителей; в случае же понижения цены одной

фирмой всем остальным производителям придется поступить

соответствующим образом. В условиях чистой монополии государство в

обмен на разрешение функционировать предприятию-монополисту может

вмешиваться в процессы его ценообразования.

После того, как учтены внешние факторы, необходимо рассмотреть

внутренние. В этом случае фирма переходит к определению собственной

методики формирования цены. Наиболее распространенным является метод

средних издержек плюс прибыль. Исходной базой служат издержки

производства, при этом учитываются не только собственные затраты, но и

аналогичные расходы конкурентов. Собственные издержки производства

лежат в основе определения минимальной цены товаров, ниже которой

изготовление продукта становится убыточным. Максимальная рыночная

цена определяется спросом на товар. Как правило, рыночная цена

устанавливается в диапазоне между уровнем цен конкурентов и ценой

спроса. Это позволяет не только покрыть собственные издержки, но и

получить прибыль.

5. Реклама. Она представляет собой информацию о потребительских

свойствах товаров и видах услуг с целью их реализации или создания спроса

на них. Можно выделить следующие ее виды. Во-первых, информативная.

Она несет рынку информацию о товарных новинках или о новых

применениях соответствующего товара, дает сведения об изменениях цен,

услугах, исправляет неверные сведения о товаре. Во-вторых, увещевательная.

Она формирует предпочтение к марке товара, убеждает покупателя совершить покупку незамедлительно, информирует о поощрении при переходе на данную марку товара. В-третьих, напоминающая. Извещает, что

товар может понадобиться в ближайшем будущем, и информирует, где его

можно приобрести.

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

 

В рыночной экономике возможны ситуации, когда рынок оказывается

не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов, то есть

терпит фиаско. Из многих его причин заслуживают рассмотрения три:

внешние эффекты, общественные товары и недостаточная конкуренция.

Внешним называют эффекты производства или потребления блага,

воздействие которого на третьих лиц, не являющихся ни покупателями, ни

продавцами, никак не отражено в цене этого блага. Внешние эффекты не

выражаются в денежной форме и рынок не реагирует на них, это делает

необходимым вмешательство государства в экономику, которое выправляет

несовершенство рынка и приводит к установлению псевдорыночного

равновесия. Классическим примером отрицательного внешнего эффекта

является загрязнение окружающей среды. В данном случае производители

переносят негативные последствия, то есть часть своих издержек на

население, издержки производства оказываются существенно ниже и кривая

предложения фирмы не включает всех необходимых затрат. В результате

равновесный объем производства оказывается больше оптимального, что

вызывает чрезмерное потребление ресурсов в данном производстве. Для

урегулирования проблемы непропорционального распределения ресурсов в

результате наличия отрицательного внешнего эффекта государство может

использовать два типа мер: во-первых, это принятие законов, запрещающих

или ограничивающих загрязнение; во-вторых, введение особых налогов.

 

Производимые государством общественные товары призваны

удовлетворять коллективные потребности. Последние не имеют денежной

формы выражения, а потому на них не формируется спрос. Именно по этой

причине частный сектор экономики и не может заняться производством

подобных благ. Товар признается общественным, если он отвечает

следующим характеристикам: во-первых, потребляется коллективно; во-

вторых, его невозможно исключить из потребления; в-третьих, объемы

индивидуального потребления равны между собой и равны совокупному

предложению; в-четвертых, их производство обеспечивается государством.

При производстве общественных товаров государство сталкивается со

следующими трудностями. Во-первых, правительству необходимо оценить

оптимальное предложение такого рода благ в условиях неопределенности,

поскольку принцип неисключаемости из потребления не позволяет людям

формировать свои предпочтения. Во-вторых, достаточно сложно определить

размер подоходного налога. Если потребители получают общественные

товары в равных объемах, то должны платить за них поровну. Однако

имеются различия в уровне доходов отдельных групп населения, в

полезности благ для разных людей. Поэтому государство исходит из того,

что уплата налогов должна наносить равный ущерб материальному

благосостоянию граждан независимо от их доходов, то есть речь идет о

прогрессивной системе налогообложения. В-третьих, государству

необходимо решить проблему перераспределения ресурсов из производства

частных благ в производство общественных. Осуществляется это путем

сокращения спроса на частные блага за счет снижения покупательно й

способности домашних хозяйств и фирм через налоговую систему.

Следующая причина существования фиаско рынка — недостаточная

конкуренция.

Для предотвращения последствий монополизации государство

вмешивается в экономику. Для этого предпринимаются следующие шаги.

Прежде всего необходимо тщательное изучение рынков, расчет для них

показателей концентрации и выявление на этой основе конкурентных и

монополизированных отраслей. Необходимо отметить, что государство

придерживается дифференцированного подхода: преследуется цель

сохранения в экономике зоны естественной монополии.

Финансовое регулирование деятельности фирм.

Финансы представляют собой государственно-организованную систему денежных отношений в обществе. В качестве финансовых регуляторов необходимо учитывать дотации и субсидии, налоговые платежи, а также проблемы государственного регулирования цен. Рассмотрим их детальнее.

Дотации и субсидии являются трансфертными платежами

правительства, то есть предполагают одностороннее движение денег, не

связанное с производством и оплатой товаров и услуг. Субсидирование

осуществляется строго под определенные цели (обновление техники,

технологии), дотация же представляет собой финансовую помощь для

покрытия убытков. Налоги представляют собой сбор, законодательно

установленный государством и взимаемый в целях удовлетворения

общественных потребностей. Налоговая система строится на следующих

принципах: во-первых, обязательность; во-вторых, сочетание прямого и

косвенного налогообложения; в-третьих, стабильность и динамика налоговой

ставки; в-четвертых, неотвратимость административной и финансовой

ответственности за сокрытие доходов.

Государственное регулирование цен.

Правительство может вмешиваться в механизмы ценообразования путем установления фиксированных цен. Чаще всего государственное регулирование в этой области распространяется на естественные монополии. Поскольку их существование в ряде отраслей экономически оправданно по критерию эффективности, то государство позволяет им осуществлять

деятельность, не применяя к ним антимонопольные мероприятия. Однако для того, чтобы приблизить ситуацию к конкуренции, государство вмешивается в процессы

ценообразования на продукцию естественной монополии.

Государство может вмешиваться в процессы ценообразования и на

конкурентных рынках. В этих случаях государство преследует цель —

поддержать доходы производителей либо покупательную способность

населения. В первом случае цена устанавливается на уровне выше

равновесной; результатом этого становится образование излишка продукции.

Во втором случае цена устанавливается на уровне ниже равновесного,

появляется дефицит продукции. Установление более высокой цены

происходит в некоторых государствах на сельскохозяйственную продукцию;

образовавшийся в результате этого излишек товарной массы правительство

вынуждено скупать за счет средств бюджета. При цене ниже равновесной

становится необходимым регламентирование распределения путем

карточной системы, нормативов, очередей и т.п.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что процесс

вмешательства государства в ценообразование может привести к

положительным или отрицательным последствиям. Однако следует помнить,

что вне зависимости от результата такого рода вмешательство должно быть

строго обосновано и направлено на дополнение рынка, а не его замену.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.126 сек.