КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекція 4
Содержание права собственности на землю, права и обязанности владельцев земельных участков Право владения предоставляет владельцу возможности осуществлять хозяйственное «господство» над земельным участком и распространять свою власть на всех других лиц, отстраняя их от присвоения его полезных свойств. При предоставлении земельного участка, например, в аренду, право собственности на него не теряется. Однако арендаторы также приобретают право владения земельным участком на протяжении определенного срока. Владение земельным участком не всегда сопровождается фактическим владением в понимании его пребывания при владельце. Безусловно, земельный участок как объект права собственности определяется по месту расположения с помощью установления его границ на местности, и тем самым отмежевывается от смежных земельных участков. Однако недвижимый характер земельного участка определяет его использование без изменения места расположения. Поэтому владелец владеет им без отрыва от естественной среды, опираясь на юридический титул правомерного владения. Право пользования представляет собой признанные законом возможности присвоения владельцем земельного участка его полезных свойств для удовлетворения своих материальных потребностей с помощью получения плодов и доходов в результате его хозяйственной эксплуатации и реализации других интересов. Право пользования земельным участком его владельцем отличается от прав использования земельных ресурсов не владельцами. Оно, как и другие правомочия владельца, не может быть ограничено любыми сроками, осуществляется им самостоятельно или через уполномоченных представителей, и не допускает вмешательства в реализацию функций относительно пользования других субъектов права. Вместе с этим, земельные участки, которые принадлежат на праве собственности, не могут оставаться без использования. Принимая к сведению особенную ценность земельных ресурсов для развития хозяйственно-экономического комплекса страны, в земельном законе содержатся специальные требования о целевом, рациональном и эффективном использовании владельцами своих земельных участков. Право распоряжения определяется в признании за владельцем и гарантировании законом, возможности осуществления соответствующих действий, направленных на установление правовой принадлежности и определения юридической судьбы земельного участка. Установление правовой принадлежности земельного участка происходит, например, при его передаче уполномоченным государственным органом в собственность гражданина, в результате чего изменяется субъект права собственности. Таким образом, право распоряжения земельным участком прекращает право собственности одного владельца и порождает право собственности на него у другого владельца. Вне всякого сомнения, физические и юридические лица как частные владельцы земельных участков, могут непосредственно сами осуществлять правомочия владения, пользования и распоряжения надлежащими им земельными наделами или уполномочивать на это других лиц, которые в установленных границах действуют от имени и в интересах владельцев. Однако сами правомочия всегда остаются принадлежностью самого владельца земельного участка, а совершенные действия их уполномоченными представителями считаются действиями самого владельца, если они не будут обжалованы в установленном законом порядке. Несколько иначе осуществляются правомочия собственности на землях территориальных громад. Являясь субъектами права коммунальной собственности на земле, правомочия собственности территориальных громад осуществляют их представительские органы в лице сельских, поселковых и городских советов и образуемые ими исполнительные органы. Так, согласно ст. 33 Закона о местном самоуправлении, к ведению исполнительных органов сельских, поселковых и городских советов в качестве их собственных полномочий самоуправления относится, например, подготовка и внесение на рассмотрение соответствующих советов предложений относительно выкупа земельных участков, а также предоставление их под застройку и для других потребностей из земель, которые находятся в собственности территориальных обществ. Если по решению территориальной громады или ее совета исполнительный орган не создается, например, согласно ч. 3 ст. 11 отмеченного Закона в сельских советах с населением менее 500 жителей, то в таких случаях правомочия собственности на земли и другие природные ресурсы территориальных обществ осуществляют непосредственно соответствующие советы. Наиболее сложным является осуществление реализации собственности на государственные земли. Это связано с тем, что само государство не может непосредственно осуществлять свои собственнические правомочия на землю. Поэтому она в законодательном порядке делегирует реализацию земельной собственности органам государственной власти, что прямо предусмотрено в ст. 13 Конституции, положения которой конкретизированы в земельном законе. Такая конкретизация привела к существенным изменениям в осуществлении государством своих полномочий собственности на землю. Так, согласно с ч. 2 ст. 84 Земельного кодекса, право государственной собственности на землю предоставляется и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских, и районных государственных администраций в соответствии с законом. Однако, субъектом полномочий владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами страны, остается государство как политико-правовая организация общества. Общая частичная собственность наиболее оптимальная и практически приемлемая для частной собственности на землю. Физические и юридические лица как частные владельцы своих земельных участков могут соединять их на договорных условиях для достижения самых разнообразных целей. Не редко встречаются случаи, например, объединение гражданами своих частных землевладений на условиях общей частичной собственности для создания и ведения фермерского хозяйства, а предприятиями - для осуществления комплексного строительства. При этом нет законодательных препятствий для граждан, так же как и для юридических лиц, в установлении права общей частичной собственности на земельные участки во всевозможных вариантах субъектного состава ее участников. В соответствии со ст. 90 Земельного кодекса, владельцы земельных участков имеют право: продавать или другим путем отчуждать земельный участок, передавать его в аренду, закладную и наследство; самостоятельно хозяйничать на земле; собственности на посевы и насаждения сельскохозяйственных и других культур, на произведенную сельскохозяйственную продукцию; использовать в установленном порядке для собственных потребностей имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные насаждения, водные объекты, а также другие полезные свойства земли; на возмещение убытков в случаях, предусмотренных законом; сооружать жилые дома, производственные и другие здания и сооружения. Важным является и закрепление в отмеченной норме положения о том, что нарушенные права владельцев земельных участков подлежат возобновлению в порядке, установленном законом. Правам владельцев земельных участков корреспондируют возложенные на них юридические обязанности. Да, согласно ст. 91 Земельного кодекса, владельцы земельных участков обязаны: обеспечивать использование их по целевому назначению; придерживаться требований законодательства об охране окружающей среды; своевременно платить земельный налог; не нарушать прав владельцев смежных земельных участков и землепользователей; повышать плодородие почв и сохранять другие полезные свойства земли; своевременно предоставлять соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления данные о состоянии и использовании земель и других природных ресурсов в порядке, установленном законом; придерживаться правил добрососедства и ограничений, связанных с установлением земельных сервитутов и охранительных зон; хранить геодезические знаки, противоэрозийные сооружения, сети оросительных и осушительных систем. Приведенный перечень юридических обязанностей владельцев земельных участков не является исчерпывающим, потому что действующими законами на них возложенны и другие обязанности. Реализация владельцами земли и конкретных земельных участков своих полномочий, а также осуществление субъективных прав и выполнение юридических обязанностей, как правило, происходит в рамках правоотношений. Это имеет место, например, при использовании земельных участков в хозяйственных целях, применении разных технологий для получения их полезных свойств, выполнении необходимых землеустроительных и природоохранных мер и тому подобное. Нормативные акты и специальная литература: Цивільний кодекс України від 16 січня 2003 року. //Відомості Верховної Ради України. - 2003. - № 40-44. - Ст. 356. Земельний кодекс України від 25 жовтня 2001 року. //Відомості Верховної Ради України. - 2002. - № 3-4. - ст. 27. Про власність. Закон України від 7 лютого 1991 року. //Відомості Верховної Ради України. – 1991. - № 20. - Ст. 249. Про господарські товариства. Закон України від 19 вересня 1991 року. //Відомості Верховної Ради України. – 1991. - № 49. - Ст. 682. Про форми власності на землю. Закон України від 30 січня 1992 року. //Відомості Верховної Ради України. – 1992. - № 18. - Ст. 225 (втратив чинність). Земельний кодекс України в редакції від 13 березня 1992 року. //Відомості Верховної Ради України. – 1992. - № 25. - Ст. 354. Про сільськогосподарську кооперацію. Закон України від 17 липня 1997 року. //Відомості Верховної Ради України. – 1997. - № 39. - Ст. 261. Про місцеве самоврядування в Україні. Закон України від 21 травня 1997 року. //Відомості Верховної Ради України. – 1997. - № 24. - Ст. 170. Постанова Кабінету Міністрів України № 1060 від 5 вересня 1996 року. ГОСТ 17.5.1.05-80. Охрана природы. Термины и определения. М., 1980.
Маркс К. К критике политической экономии. М., 1978. Андрейцев В.И. Земельная реформа: Приватизация. Экология. Право. К., 1997. Бринчук М.М. Экологическое право. М., 1998. Каракаш И.И. Народное достояние или право собственности на природные ресурсы. Материалы «круглого стола». //Юридический вестник, 1999, № 1. Каракаш И.И. Право собственности на землю и право землепользования в Украине. Научно-практическое издание. – К.: «Истина», 2004. Разметаев С.В. Право собственности на природные ресурсы в Украине. Харьков, 1995. Чубуков Г.В., Погребной А.А. Земельная недвижимость: сделки, правовое регулирование. Учебное пособие. М., 1997. Шульга М.В. Актуальные правовые проблемы земельных отношений в современных условиях. Харьков, 1998.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |