Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об организационной форме обучения

Понятие о методах обучения. Соотношение методы и приема обучения.

Интерактивный характер форм и методов в школе.

Возможности организационных форм и методов обучения для активизации познавательной деятельности учащихся.

1. Понятие об организационной форме обучения. - 1 -

2. Исторический обзор развития организационных форм обучения. - 1 -

3. Формы учебной деятельности учащихся. - 2 -

4. Понятие о методах обучения. Соотношение методы и приема обучения. - 2 -

5. Классификации методов обучения. - 2 -

6. Обзор методов обучения (по П.И. Пидкасиситому). - 3 -

Форма обучения – важнейший компонент учебного процесса, в котором выражена четкая, протекающая во времени организация учебной деятельности учащихся, взаимосвязанная с деятельностью учителя (В.Н. Максимова).

Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.

Совокупность форм, объединенных по признаку связи учителя и учащихся посредством учебного материала и дополняющих друг друга, составляет организационную систему обучения.

Основные организационные системы обучения – индивидуальная, классно-урочная, лекционно-семинарская.

2. Исторический обзор развития организационных форм обучения.

Формы обучения развиваются по мере развития общества. Первой формой обучения было индивидуальное обучение.

Вслед за индивидуальным обучением появилась и индивидуально-групповая форма. Учитель занимался с группой детей, однако учебная работа по-прежнему носила индивидуальный характер.

Она и явилась зародышем классно-урочной формы обучения.

Теоретическую разработку этой формы блестяще провел Я.А. Коменский (XVII в.). Он же и широко популяризировал ее. В настоящее время классно-урочная форма обучения является преобладающей во всем мире, несмотря на то, что основные ее положения разработаны и внедрены около 400 лет назад. Для этой формы обучения характерны следующие элементы:

− объединение в классы учащихся одинакового уровня подготовки (распределение учащихся в классы по возрастам);

− постоянный состав класса на весь период школьного обучения;

− работа всех учащихся класса по одному плану одновременно;

− обязательность занятий для всех;

− основной единицей занятий является урок;

− наличие расписания занятий, перемен, единого учебного года и каникул.

Белл-ланкастерская система взаимного обучения возникла в 1798 г. Основная цель ее состояла в увеличении количества обучаемых одним учителем. Свое название система получила от имени английского священника Л. Белла и учителя Дж. Ланкастера, которые одновременно применили ее в Индии и Англии. Они попытались использовать самих учеников в качестве преподавателей.

Батавская система появилась в США в конце XIX в. Она представляла собой попытку исправить такие крупные недостатки классно-урочной формы, как ориентированность на среднего ученика и недостаточный учет индивидуальных особенностей и возможностей детей. Предполагалось проводить избирательное обучение учащихся, разделяя все занятия на две части. Первая часть - проведение обычных уроков, на которых учитель ведет работу с целым классом. Вторая часть - индивидуальные занятия с теми учащимися, которые не успевают и затрудняются в освоении материала, или с теми, кто желает и может глубже изучить предлагаемый материал.

Мангеймская система возникла одновременно с батавской, но не в США, а в Европе. Основной ее задачей, так же как и у батавской системы, было избирательное обучение учащихся, которые распределялись по классам в зависимости от способностей, уровня развития и степени подготовленности. Были классы сильных, средних и слабых учеников. Отбор в классы осуществлялся на основе психометрических обследований, характеристик учителей и результатов экзаменов.

Совершенствование классно-урочной системы обучения в России привело к появлению так называемого развивающего обучения. Одна из первых попыток реализовать идеи развивающего обучения была предпринята Л.В. Занковым. В 50-60-х годах он разработал новую систему начального обучения. Несколько в ином русле эта идея была развита Д.Б. Элькониным и В. В. Давыдовым. Основная идея данной системы обосновывала возможность и целесообразность обучения, ориентированного на опережающее развитие ребенка.

Недостатки классно-урочной системы привели не только к появлению ее новых вариантов, но и к созданию новых форм обучения. В 1905 г. возникла форма индивидуализированного обучения, получившая название Дальтон-nлан. Эту систему называют также лабораторной или системой мастерских, так как вместо классов в школе создаются лаборатории и предметные мастерские. Основная цель данной формы организации обучения заключается в приспособлении темпа работы школы к возможностям и способностям каждого ученика.

В начале нашего столетия в России появилась еще одна форма обучения, которой впоследствии В.К. Дьяченко дал название коллективного способа обучения (КСО). Ее принципиальным разработчиком и организатором стал А.Г. Ривин. В 1918 г. он организовал школу, в которой обучал около сорока разновозрастных (10-16 лет) детей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Физическая сущность граничных условий | Решение задач линейной алгебры в среде Mat lab
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.