Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изобразительные средства фотографии

Качество будущего снимка, его технические и эстетические достоинства в большой степени зависят от целого ряда выразительных средств. Композиция (сочинение, составление, расположение — лат.) — это со­четание элементов сюжета будущего фотоснимка, в котором в конкрет­ной зрительной форме наиболее ярко раскрывается его содержание.

Предметно-смысловым элементам композиции содействуют вырази­тельные средства: освещение, тональность, план, контрасты, ракурс, точка и момент съемки. Композиционное построение кадра можно организовать при съемке объектов в лаборатории, а можно и обеспечить путем выбора точки съемки, т. е. удаленности от объекта, высоты фотоаппарата, направ­ления фотографирования. Изменение расстояния до предмета съемки вли­яет на его масштаб.

Выделение в кадре главного сюжетно-тематического (смыслового) цен­тра называется в фотографии изобразительным акцентом. В любых усло­виях съемки — в спокойной обстановке или в жестком временном режи­ме — необходимо оценивать и общую ситуацию, и композиционную, и смысловую значимость каждого элемента сюжета. Элементов может быть много, но они далеко не равнозначны. Одни годятся для выделения смыс­лового центра. Другие — для характеристики обстановки. Третьи имеют изобразительное значение. А четвертые — помеха, они должны оставаться за пределами кадра.

Сюжетно-тематический центр фотоснимка можно сформировать ук­рупнением главных элементов композиции или другими контрастами.

Светотень — это строго закономерные градации светлого и темного, благодаря которым объекты съемки воспринимаются глазом и воспроиз­водятся на фотоматериале.

Оттенки светотени точно соответствуют характеру освещенности, объемной форме предметов, состоянию атмосферы. На снимке свето­теневой эффект зависит от взаимосвязи светов, бликов, теней и полу­теней.

Планы {лат. planus - плоский, ровный) — это пространственные зоны различной отдаленности при передаче глубины пространства.

Различают первый (передний), второй и задний (дальний) планы. На практике количество планов может быть значительно больше. Напри­мер, при фотографировании фигуры человека их может быть пять: даль­ний, общий, средний, крупный и сверхкрупный (детальный). При даль­нем плане фигура человека весьма мала; при общем она занимает почти всю высоту кадра; при среднем человек изображается либо до колена, либо до пояса; при крупном изображается лицо человека; и, наконец, при сверхкрупном — деталь (например, глаза). При этом следует учиты­вать зависимость распределения глубины резко изображаемого про­странства от расстояния между точкой съемки и объектом, увеличение глубины резкости при удалении объекта съемки. В фотографии планы передают в основном через пропорции предметов и их перспективные сокращения, а также различиями в градациях светотени и в оттенках цветов.

Контраст (от фр. contraste — резкое различие, противоположность) — одно из важных художественных средств, направленное на противопостав­ление и взаимное усиление двух свойств, качеств или особенностей объекта.

Обычно говорят о цветовом и светотеневом контрастах, но на деле раз­новидностей контраста чрезвычайно много. Среди контрастов различают противопоставления: масштабные; противопоставления светлого и тем­ного; яркого и блеклого; резкого и нерезкого; статики и динамики.

Контраст служит средством выявления существенного, подчеркивает характерные свойства и особенности объекта съемки.

Ракурс (от фр. raccourcir — укорачивать, сокращать) — перспективное со­кращение формы предмета, приводящее к изменению его привычных очер­таний. Ракурсами обычно называют резко выраженные сокращения на сним­ках, выполненных под острым углом сверху или снизу, особенно вблизи от объекта съемки. Ракурс обостряет композицию, помогает выделить главное.

Точка съемки — место, где находится фотограф по отношению к изобра­жаемым предметам. Обычно фотографирование ведется с привычной (нормальной) точки зрения, т. е. с уровня глаз стоящего человека (нор­мальный ракурс).

Однако применяются и нижняя (нижний ракурс), и верхняя (верхний ракурс) точки съемки, хотя при этом нарушается при­вычное соотношение высот предметов переднего и дальнего планов.

Еще одной координатой, определяющей положение точки съемки в пространстве, является направление фотографирования, обусловленное положением фотоаппарата по отношению к объекту съемки в горизонтальной плоскости — центральное, со смещением, крайнее. Исходя из этого положения точка съемки может быть фронтальной, под углом и боковой (в портретной съемке — анфас, труакар и профиль соответственно).

Применение фронтальной композиции обеспечивает совпадение глав­ной оси предмета с центральной осью снимка и направлением оптической оси объектива. Оно приводит к получению плоскостного изображения, ли­шенного линейной перспективы (перспектива определяется отношением масштабов изображения близких и дальних элементов композиции). При смещении точки съемки от центра возникает возможность увидеть боко­вые поверхности предметов, обозначается пространственный рисунок.

Перспектива — это закономерности изображения предметов в соответ­ствии с их зрительным восприятием.

Видимые предметные очертания, форма, окраска сильно изменяются в зависимости от расположения предмета в пространстве относительно гла­за наблюдателя. Причем именно через эти изменения воспринимаются устойчивые, действительные свойства самого предмета.

Закономерные изменения масштабов предметов, связанные с их удале­нием от наблюдателя, называются линейной перспективой.

Свойства линейной перспективы:

предметы кажутся тем меньшими, чем дальше они находятся;

параллельные линии, уходящие вдаль, сходятся в одной точке;

грани предметов, направленные по лучу зрения, кажутся короче, чем они есть в действительности.

Изменение цветов и тонов предметов, обусловленное расстоянием между объектом и наблюдателем, называется тональной перспективой. Свойства тональной перспективы:

четкость и ясность очертаний предметов теряются по мере их удале­ния от объектива;

уменьшается насыщенность цветов, которые при удалении теряют свою яркость;

контрасты светотени в глубине смягчаются;

постепенно угасают блики;

глубина и дали кажутся более светлыми, чем передний план.

В соответствии с линейной и тональной перспективами наблюдатель оценивает расстояния на снимке: предметы, о которых известно, что они имеют одинаковую контурную и объемную форму и одинаковые цвета, ка­жутся находящимися тем дальше, чем больше расплываются их контуры, чем менее четко они различаются глазом, чем менее насыщены их цвета. Предметы — контрастные, четкие, темные — выступают на передний план.

Искусство современной фотографии заключается в скорости видения и в быстроте отбора кадра. Вот почему выбор точки съемки важно умело сочетать с выбором момента съемки.

Рассмотренные изобразительные средства имеют важное значение не только в художественной фотографии, но и в криминалистике. В запечат­левающей и исследовательской фотографии от правильного композици­онного построения кадра, выбора точки съемки и направления фотогра­фирования, от умелого использования контрастов и светотеней зависит качество, достоверность и информационная емкость фотоснимка.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Текст лекции | Виды и выбор освещения при фотографической съемке
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.