КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экспозиция и способы ее определения
Одной из самых сложных операций съемочного процесса является определение экспозиции в целях получения нормированного по плотности негатива, пригодного к фотопечати. Экспозиция (количество освещения) зависит от освещенности Е и времени экспонирования t (выдержки). Требуемой является такая экспозиция, при которой негатив или иной светочувствительный фотоматериал правильно передает весь интервал яркостей фотографируемого объекта. Неправильное экспонирование фотоматериалов ведет либо к недодержке (слабо прорабатываются детали в светлых участках негатива и увеличивается контраст негативного изображения), либо к передержке (что влечет к исчезновению деталей в темных участках негатива, увеличивается зернистость, снижается контраст изображения, требуется увеличение выдержки при позитивном процессе). При определении экспозиционных параметров необходимо учитывать следующие факторы: светочувствительность фотоматериала и степень его сенсибилизации; освещенность объекта съемки; спектральный состав света, действующего на светочувствительный слой; интервал яркостей фотографируемого объекта; кратность светофильтра, если он применяется; масштаб съемки; соотношение яркостей фиксируемого объекта и фона. Избранная экспозиция может изменяться при съемке того или иного участка объекта в соответствии с количеством света, отражаемым каждым из этих участков. Для определения экспозиции применяются экспонометры, встроенные в 2. Метод замера падающего на объект света (по освещенности объекта) заключается в направлении экспонометра с перекрытым молочным светофильтром окном светоприемника от места расположения фотографируемого объекта на источник света. Одну и ту же экспозицию можно обеспечить при различных сочетаниях экспозиционных параметров. Их выбор имеет свои особенности при съемке в условиях достаточного естественного освещения и при использовании дополнительных источников света. Необходимые экспозиционные параметры (диафрагму и выдержку) устанавливают на соответствующих шкалах фотоаппарата.
Методика фотосъемки в различных условиях
В условиях достаточного естественного освещения сначала рассчитывают необходимую глубину резко изображаемого пространства, значение диафрагмы, позволяющее обеспечить эту глубину, а лишь после этого при помощи экспонометра измеряют значение выдержки, соответствующее данной диафрагме. Не рекомендуется фотографировать, когда солнце находится за спиной, так как снимки получаются однотонными, «плоскими», без контрастов. При выборе точки съемки необходимо следить, чтобы солнечные лучи не попадали прямо в объектив. При съемке летом в лесу или на фоне зеленой листвы для уменьшения контраста сюжета рекомендуется использовать голубой светофильтр; желтый и желто-зеленый светофильтры использовать не следует, так как они не улучшают передачу зеленого цвета, а только требуют увеличения экспозиции. Однако если в этих условиях фотосъемки в кадр попадает небо, то их применение является обязательным. Если при фотографировании на открытой местности большую часть кадра занимает небо с облаками, то рекомендуется использовать желтые светофильтры для повышения контраста между облаками и небом. При проведении фотосъемки в зимнее время в солнечную погоду на фоне снега также обязателен желтый светофильтр. Для устранения воздушной дымки применяют красный светофильтр, на снимке будут видны детали очень удаленных объектов. В условиях недостаточного освещения и при необходимости производства фотографирования без дополнительных источников света устанавливают диафрагму, соответствующую необходимой глубине резко изображаемого пространства, и отрабатывают выдержку «от руки» по нижеописанной технологии. При использовании в процессе съемки импульсных ламп-вспышек сначала устанавливают необходимую выдержку (как правило, 1/30 с), определяют дистанцию'съемки, применяя калькулятор вспышки с учетом данной дистанции съемки, чувствительности фотоматериала и мощности вспышки, определяют оптимальную диафрагму. Включение затвора осуществляется после установки необходимой выдержки (диск выдержек следует ставить строго против установочного индекса, в противном случае затвор может быть поврежден). При съемке с рук с выдержкой 1/30 с фотоаппарат необходимо держать устойчиво, прижав локти к корпусу, а нажатие на кнопку включения затвора производить плавно. При съемке с длительной выдержкой, превышающей 1/30 с, аппарат следует надежно крепить на штативе, а затвор следует включать посредством спускового тросика. При выдержке длительностью более 1 мин затвор во включенном положении следует фиксировать поворотом кнопки включения затвора по часовой стрелке после ее нажатия. Техника съемки при недостаточном естественном освещении имеет свои особенности. В случаях, когда при определении экспозиционных параметров выясняется, что для получения нужной глубины резко изображаемого пространства и использования соответствующего ей значения диафрагменного числа необходима выдержка более длительная, чем 1/30 с, возможны два выхода: либо проводить съемку с импульсной лампой-вспышкой, либо использовать выдержку «В», т. е. от руки. Второй вариант при съемке объектов, изображение которых должно иметь значительную глубину резко изображенного пространства, является более предпочтительным, поскольку снимки, получаемые при съемке с лампой-вспышкой, отличаются излишним контрастом, задний план на них почти не высвечен. Если съемка проводится при недостаточном, сумеречном освещении, хорошие результаты могут быть получены следующим образом. Фотоаппарат фиксируется при помощи обычного фотоштатива или штатива-струбцины, который позволяет зафиксировать его на стуле, заборе, двери автомобиля, стволе дерева и т. д. Затем определяют необходимую глубину резко изображаемого пространства и соответствующее ей значение диафрагменного числа. На резкость фотоаппарат наводят по шкале расстояний объектива, устанавливая расстояние наводки на резкость, определяемое на глаз по первой трети расстояния между передней и задней границами резко изображаемого пространства. Выдержку определяют либо по фотоэкспонометру (встроенные фотоэкспонометры фотоаппаратов «Зенит» для определения длительных выдержек непригодны), либо «на глаз», дублируя один снимок при различных выдержках (например, длительностью 10, 20 и 40 с) и выбирая для печати лучший негатив. Обязательным условием для проведения подобной съемки является исключение перемещения людей в границах фиксируемого пространства во время экспонирования фотоматериала. Удовлетворительные результаты съемки при сумеречном освещении могут быть получены также путем доведения светочувствительности используемой пленки до нужного значения специальным режимом ее проявления (см. главу 5). На практике нередко встречаются ситуации, когда осмотр места происшествия должен быть завершен до наступления светлого времени суток, а значит, и фотофиксация обстановки должна проводиться в темноте. Например, необходимо зафиксировать обстановку дорожно-транспортного происшествия (ДТП) с участием нескольких транспортных средств. Фотографирование вида отдельных транспортных средств с лампой-вспышкой трудности не составляет, тогда как фиксация взаиморасположения машин, следов ДТП, трупов и пр. вызывает серьезные затруднения. Рекомендации использовать в подобных случаях свет фар нескольких транспортных средств ошибочны и не могут дать положительного результата из-за крайней неравномерности интенсивности подобного освещения. Стабильные результаты в подобном случае может дать метод дробной экспозиции. Как уже описывалось в случае съемки при сумеречном освещении, фотоаппарат фиксируется при помощи штатива или струбцины, наводится на резкость, на нем устанавливается выдержка «В» от руки и значение диафрагменного числа, соответствующее нужной глубине резко изображаемого пространства. Затем затвор фиксируется в открытом положении нажатием на спусковую кнопку и поворотом ее по часовой стрелке. После этого фотограф, не присоединяя лампу-вспышку к фотоаппарату, один раз производит ее срабатывание с помощью кнопки, освещая пространство, расположенное непосредственно перед фотоаппаратом. Затем он перемещается на расстояние порядка 5-7 м от фотоаппарата и с двух точек последовательно освещает еще два участка фиксируемой местности, находясь при этом спиной к фотоаппарату и не направляя свет на себя. Затем он перемещается еще на 5-7 м и последовательно освещает еще четыре участка фиксируемой местности. Такая процедура повторяется до тех пор, пока не будет по частям освещено, а следовательно, экспонировано все фиксируемое пространство (рис. 4.5). Сам оператор не освещается и поэтому зафиксирован не будет, поскольку в момент освещения он будет находиться на участке местности, ранее уже экспонированном фотоматериалом. Применение сменной фотооптики расширяет возможности съемки в различных условиях, особенно в тех случаях, когда задачи фотографирования не могут быть решены с помощью нормальных объективов. Короткофокусные (широкоугольные) объективы имеют более широкий угол изображения по сравнению с нормальными объективами. К ним относятся: «Мир-1», «Мир-10», «Зодиак-2М» Эти объективы применяются при съемках в тесных помещениях, когда нет возможности отойти на достаточное расстояние, чтобы получить изображение выбранного пространства, и для съемок на открытом пространстве или в помещениях, когда объективом нормального фокусного расстояния невозможно изобразить в кадре всю композицию. Длиннофокусные объективы используют в тех случаях, когда необходимо получить изображение объекта в достаточно крупном масштабе без приближения к нему. Длиннофокусными объективами, предназначенными для малоформатных зеркальных фотоаппаратов, являются: «МС-Юпитер-37 А» (фокусное расстояние 135 мм, ближайший предел фокусировки 1,2 м); «МТО-500», «МТО-1000». Применение сменной оптики значительно расширяет оперативность работы во время съемки, особенно когда возникает необходимость запечатлеть одни и те же объекты в различном масштабе или когда быстро меняющаяся обстановка требует ускоренных действий. Следует подчеркнуть необходимость подбора в каждом конкретном случае объектива, наиболее подходящего для данной фотосъемки. К сожалению, на практике специалисты иногда не следуют этой рекомендации и, установив короткофокусный объектив, производят и ориентирующую, и обзорную (что правильно), и узловую (которую желательно проводить с нормальным объективом), и детальную фотосъемку (что недопустимо). Детальная фотосъемка должна проводиться с нормальным объективом, в необходимых случаях применяются удлинительные кольца. Еще большую оперативность съемки обеспечивают объективы с переменным фокусным расстоянием. Во время съемки можно очень быстро переходить от общих и средних планов к крупным и наоборот. Из объективов с переменным фокусным расстоянием для малоформатных аппаратов зеркального типа предназначен объектив «Гранит-И М», фокусное расстояние которого изменяется от 80 до 200 мм, а фокусирование осуществляется в пределах от 1,5 м до бесконечности. Знание сотрудником экспертно-криминалистического подразделения содержания фотосъемочного процесса, умение найти оптимальное решение с учетом конкретных условий и возможностей определяет в конечном итоге успех решения фотографических задач.
Разработал: Доцент кафедры майор внутренней службы В.В. Сай ”______” _______________ 2012 года
ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ дисциплине «Судебная фотография»
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3205; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |