Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспозиция и способы ее определения




 

Одной из самых сложных операций съемочного процесса является определение экспозиции в целях получения нормированного по плотности негатива, пригодного к фотопечати.

Экспозиция (количество освещения) зависит от освещенности Е и времени экспонирования t (выдержки). Требуемой является такая экспозиция, при которой негатив или иной светочувствительный фотоматериал правильно передает весь интервал яркостей фотографируемого объекта. Неправильное экспонирование фотоматериалов ведет либо к недодержке (слабо прорабатываются детали в светлых участках негатива и увеличивается контраст негативного изображения), либо к передержке (что влечет к исчезновению деталей в темных участках негатива, увеличивается зернистость, снижается контраст изображения, требуется увеличение выдержки при позитивном процессе).

При определении экспозиционных параметров необходимо учитывать следующие факторы:

светочувствительность фотоматериала и степень его сенсибилиза­ции;

освещенность объекта съемки;

спектральный состав света, действующего на светочувствительный слой;

интервал яркостей фотографируемого объекта;

кратность светофильтра, если он применяется;

масштаб съемки;

соотношение яркостей фиксируемого объекта и фона.

Избранная экспозиция может изменяться при съемке того или иного участка объекта в соответствии с количеством света, отражаемым каждым из этих участков.

Для определения экспозиции применяются экспонометры, встроенные в
фотоаппарат («Зенит-Е», «Зенит-TTL», «Зенит-122») или выполненные в
виде отдельного устройства, например типа «Свердловск» или «Ленинград».
При использовании экспонометра для определения экспозиции применя­
ют два метода.
1. Метод замера света, отраженного от объекта съемки. Этот способ наиболее предпочтителен и заключается в направлении экспонометра от места съемки на фотографируемый объект. Если объект значительно отличается по яркости от фона, то замер производят, приблизившись к нему вплотную.

2. Метод замера падающего на объект света (по освещенности объекта) заключается в направлении экспонометра с перекрытым молочным светофильтром окном светоприемника от места расположения фотографируемого объекта на источник света.

Одну и ту же экспозицию можно обеспечить при различных сочетаниях экспозиционных параметров. Их выбор имеет свои особенности при съемке в условиях достаточного естественного освещения и при использовании дополнительных источников света. Необходимые экспозиционные параметры (диафрагму и выдержку) устанавливают на соответствующих шкалах фотоаппарата.

 

Методика фотосъемки в различных условиях

 

В условиях достаточного естественного освещения сначала рассчитывают необходимую глубину резко изображаемого пространства, значение диафрагмы, позволяющее обеспечить эту глубину, а лишь после этого при помощи экспонометра измеряют значение выдержки, соответствующее данной диафрагме. Не рекомендуется фотографировать, когда солнце находится за спиной, так как снимки получаются однотонными, «плоскими», без контрастов. При выборе точки съемки необходимо следить, чтобы солнечные лучи не попадали прямо в объектив.

При съемке летом в лесу или на фоне зеленой листвы для уменьшения контраста сюжета рекомендуется использовать голубой светофильтр; желтый и желто-зеленый светофильтры использовать не следует, так как они не улучшают передачу зеленого цвета, а только требуют увеличения экспозиции. Однако если в этих условиях фотосъемки в кадр попадает небо, то их применение является обязательным.

Если при фотографировании на открытой местности большую часть кадра занимает небо с облаками, то рекомендуется использовать желтые светофильтры для повышения контраста между облаками и небом. При проведении фотосъемки в зимнее время в солнечную погоду на фоне сне­га также обязателен желтый светофильтр.

Для устранения воздушной дымки применяют красный светофильтр, на снимке будут видны детали очень удаленных объектов.

В условиях недостаточного освещения и при необходимости произ­водства фотографирования без дополнительных источников света уста­навливают диафрагму, соответствующую необходимой глубине резко изображаемого пространства, и отрабатывают выдержку «от руки» по нижеописанной технологии.

При использовании в процессе съемки импульсных ламп-вспышек сначала устанавливают необходимую выдержку (как правило, 1/30 с), определяют дистанцию'съемки, применяя калькулятор вспышки с учетом данной дистанции съемки, чувствительности фотоматериала и мощности вспышки, определяют оптимальную диафрагму.

Включение затвора осуществляется после установки необходимой вы­держки (диск выдержек следует ставить строго против установочного индекса, в противном случае затвор может быть поврежден).

При съемке с рук с выдержкой 1/30 с фотоаппарат необходимо держать устойчиво, прижав локти к корпусу, а нажатие на кнопку включения за­твора производить плавно. При съемке с длительной выдержкой, превы­шающей 1/30 с, аппарат следует надежно крепить на штативе, а затвор следует включать посредством спускового тросика. При выдержке дли­тельностью более 1 мин затвор во включенном положении следует фик­сировать поворотом кнопки включения затвора по часовой стрелке после ее нажатия.

Техника съемки при недостаточном естественном освещении имеет свои особенности. В случаях, когда при определении экспозиционных параметров выясняется, что для получения нужной глубины резко изоб­ражаемого пространства и использования соответствующего ей значе­ния диафрагменного числа необходима выдержка более длительная, чем 1/30 с, возможны два выхода: либо проводить съемку с импульсной лам­пой-вспышкой, либо использовать выдержку «В», т. е. от руки. Второй вариант при съемке объектов, изображение которых должно иметь зна­чительную глубину резко изображенного пространства, является более предпочтительным, поскольку снимки, получаемые при съемке с лам­пой-вспышкой, отличаются излишним контрастом, задний план на них почти не высвечен.

Если съемка проводится при недостаточном, сумеречном освещении, хорошие результаты могут быть получены следующим образом. Фотоаппарат фиксируется при помощи обычного фотоштатива или штатива-струбцины, который позволяет зафиксировать его на стуле, заборе, двери автомобиля, стволе дерева и т. д. Затем определяют необходимую глубину резко изображаемого пространства и соответствующее ей значение диафрагменного числа. На резкость фотоаппарат наводят по шкале расстояний объектива, устанавливая расстояние наводки на резкость, оп­ределяемое на глаз по первой трети расстояния между передней и задней границами резко изображаемого пространства. Выдержку определяют либо по фотоэкспонометру (встроенные фотоэкспонометры фотоаппара­тов «Зенит» для определения длительных выдержек непригодны), либо «на глаз», дублируя один снимок при различных выдержках (например, длительностью 10, 20 и 40 с) и выбирая для печати лучший негатив. Обя­зательным условием для проведения подобной съемки является исклю­чение перемещения людей в границах фиксируемого пространства во вре­мя экспонирования фотоматериала.

Удовлетворительные результаты съемки при сумеречном освещении могут быть получены также путем доведения светочувствительности используемой пленки до нужного значения специальным режимом ее проявления (см. главу 5).

На практике нередко встречаются ситуации, когда осмотр места проис­шествия должен быть завершен до наступления светлого времени суток, а значит, и фотофиксация обстановки должна проводиться в темноте. На­пример, необходимо зафиксировать обстановку дорожно-транспортного происшествия (ДТП) с участием нескольких транспортных средств. Фо­тографирование вида отдельных транспортных средств с лампой-вспыш­кой трудности не составляет, тогда как фиксация взаиморасположения машин, следов ДТП, трупов и пр. вызывает серьезные затруднения. Реко­мендации использовать в подобных случаях свет фар нескольких транс­портных средств ошибочны и не могут дать положительного результата из-за крайней неравномерности интенсивности подобного освещения. Стабильные результаты в подобном случае может дать метод дробной экс­позиции. Как уже описывалось в случае съемки при сумеречном освеще­нии, фотоаппарат фиксируется при помощи штатива или струбцины, на­водится на резкость, на нем устанавливается выдержка «В» от руки и значение диафрагменного числа, соответствующее нужной глубине резко изображаемого пространства. Затем затвор фиксируется в открытом по­ложении нажатием на спусковую кнопку и поворотом ее по часовой стрелке. После этого фотограф, не присоединяя лампу-вспышку к фото­аппарату, один раз производит ее срабатывание с помощью кнопки, осве­щая пространство, расположенное непосредственно перед фотоаппаратом. Затем он перемещается на расстояние порядка 5-7 м от фотоаппара­та и с двух точек последовательно освещает еще два участка фиксируемой местности, находясь при этом спиной к фотоаппарату и не направляя свет на себя. Затем он перемещается еще на 5-7 м и последовательно освещает еще четыре участка фиксируемой местности. Такая процедура повторяет­ся до тех пор, пока не будет по частям освещено, а следовательно, экспо­нировано все фиксируемое пространство (рис. 4.5). Сам оператор не осве­щается и поэтому зафиксирован не будет, поскольку в момент освещения он будет находиться на участке местности, ранее уже экспонированном фотоматериалом.

Применение сменной фотооптики рас­ширяет возможности съемки в различных условиях, особенно в тех случаях, когда за­дачи фотографирования не могут быть ре­шены с помощью нормальных объективов. Короткофокусные (широкоугольные) объ­ективы имеют более широкий угол изображе­ния по сравнению с нормальными объекти­вами. К ним относятся: «Мир-1», «Мир-10», «Зодиак-2М» Эти объективы применяются при съемках в тесных помещениях, когда нет возможности отойти на достаточное рассто­яние, чтобы получить изображение выбран­ного пространства, и для съемок на откры­том пространстве или в помещениях, когда объективом нормального фокусного рассто­яния невозможно изобразить в кадре всю композицию.

Длиннофокусные объективы использу­ют в тех случаях, когда необходимо получить изображение объекта в дос­таточно крупном масштабе без приближения к нему. Длиннофокусными объективами, предназначенными для малоформатных зеркальных фото­аппаратов, являются: «МС-Юпитер-37 А» (фокусное расстояние 135 мм, ближайший предел фокусировки 1,2 м); «МТО-500», «МТО-1000».

Применение сменной оптики значительно расширяет оперативность работы во время съемки, особенно когда возникает необходимость запе­чатлеть одни и те же объекты в различном масштабе или когда быстро меняющаяся обстановка требует ускоренных действий.

Следует подчеркнуть необходимость подбора в каждом конкретном случае объектива, наиболее подходящего для данной фотосъемки. К сожалению, на практике специалисты иногда не следуют этой рекомендации и, установив короткофокусный объектив, производят и ориентирующую, и обзорную (что правильно), и узловую (которую желательно проводить с нормальным объективом), и детальную фотосъемку (что недопустимо). Детальная фотосъемка должна проводиться с нормаль­ным объективом, в необходимых случаях применяются удлинительные кольца.

Еще большую оперативность съемки обеспечивают объективы с пере­менным фокусным расстоянием. Во время съемки можно очень быстро переходить от общих и средних планов к крупным и наоборот.

Из объективов с переменным фокусным расстоянием для малоформат­ных аппаратов зеркального типа предназначен объектив «Гранит-И М», фокусное расстояние которого изменяется от 80 до 200 мм, а фокусирова­ние осуществляется в пределах от 1,5 м до бесконечности.

Знание сотрудником экспертно-криминалистического подразделения содержания фотосъемочного процесса, умение найти оптимальное решение с учетом конкретных условий и возможностей определяет в конечном итоге успех решения фотографических задач.

 

Разработал:

Доцент кафедры

майор внутренней службы В.В. Сай

”______” _______________ 2012 года

 

ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

дисциплине «Судебная фотография»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.