КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 6. Государственное призрение, общественная и частная благотворительность во второй половине XIX – начале ХХ вв
В пореформенный период общественное и частное призрение приобретает в своем развитии новый импульс. После официальной отмены крепостного права происходит реорганизация административной системы и государственного управления. Естественно, изменяется и управление общественным призрением. В первой четверти XX в. создается специальное ведомство - Министерство государственного призрения (оно объединяет и частную благотворительность и общественное призрение). Ёще до его открытия пореформенная система помощи и поддержки претерпевает существенные изменения. Функция наблюдения за общественным призрением остается за Министерством внутренних дел, хотя в большинстве губерний надзор за ним осуществляли земские и городские учреждения, ставшие правопреемниками приказов общественного призрения на местах. Земские и городские учреждения, ведающие помощью и поддержкой на местах, характерны для центральной части Российской империи. На юге же России, в Сибири, на Кавказе, на западных землях была своя административная система управления общественным призрением. С1869 г. произошло разграничение капиталов приказов общественного призрения. Кредитная часть перешла в ведение Министерства финансов, оно же распределяло их по губерниям как средства для призрения бедных. В пореформенный период к концу XIX в. государственная финансовая поддержка впервые начинает приобретать систематический и регулярный характер. Помимо земских и городских учреждений, на местах существовало церковно-приходское призрение, на которое земские собрания после отмены приказов возложили обязанности по общественной поддержке. Приходские попечительства существовали как учреждения на особых основаниях. В центре их внимания были прежде всего проблемы церкви и причт, «нежели помощь бедным». Процесс формирования новой системы помощи и поддержки в период разрушения старой системы развертывается по той же схеме, что и в период петровских реформ, но эта модель характерна только, для земства. Дальнейшее развитие получают и учреждения, «управляемые на особых основаниях» (их деятельность регламентирована и узаконена). В 1913 г. к особым учреждениям добавляется Всероссийское попечительство об охране материнства и детства во главе с Центральным институтом, призванным распространять знания по уходу за младенцами и бороться с детской смертностью. В том же году в целях призрения сельских сирот учреждается Романовский Комитет. Набирает силу частная и общественная благотворительность. Ее представители занимаются различными видами помощи — от борьбы с детской смертностью, призрения нищих и больных алкоголизмом до поддержки деятелей науки, искусства и культуры. В 1909 г. происходит объединение отдельных благотворителей и благотворительных обществ во Всероссийский союз учреждений обществ и деятелей по общественному и частному призрению. Цель этого Общества четко выражена С. К. Гогелем на открытии Союза: упорядочение и объединение благотворительной деятельности во всей России. Структурируются не только административная и финансовая системы помощи и поддержки, выявляются новые категории нетрудоспособных лиц общественного призрения: сироты, незаконнорожденные младенцы, нуждающиеся в общем и в амбулаторном лечении, прокаженные, хронические больные, умалишенные, увечные, престарелые, безработные, нищие, семьи нижних чинов, призванных на действительную службу. На рубеже веков все чаще встает вопрос о профессиональной деятельности в благотворительных организациях, о работе профессионалов в области общественного призрения. При благотворительных обществах создаются различные курсы для обучения. Подход к общественному презрению, который сложился как в реальной практике, так и в законодательстве – призрение бедных должно считаться не обязанностью, а правом земских и городских учреждений. Налицо дальнейшее развитие деятельности Императорского Человеколюбивого Общества на данном этапе включало в себя два основных момента – право на получение государственного чина работающим в общественных учреждениях и окончательное оформление структуры институтов призрения (Указ 17 мая 1897 г.). Фактически в России этим указом положено начало профессионального общественного призрения. К 1908 г. Общество имело учреждения для постоянной и временной помощи. После крестьянской реформы 1861 г. происходит реорганизация управления Ведомства учреждений Императрицы Марии: различные советы объединяются в единое управление. С 1914 по 1917 г. в составе его учреждений появляются лазареты для раненых воинов. В 1881 г. открывается Попечительство для слепых, которое с 1883 г. со своими учреждениями причислено к Ведомству учреждений Императрицы Марии. Основное предназначение Попечительства – оказание помощи слепым, подготовка их к трудовой жизни, развитие сети учреждений для оказания медицинской помощи. Структура Попечительства включала в себя училища для слепых, заведения для обучения взрослых, приюты для малолетних слепых, общежития для слепых работников и работниц, убежища для престарелых (не способных к труду). В 1898 г. создается Попечительство Императрицы Марии Федоровны для глухонемых. Его цель – учреждение для глухонемых мастерских, домов трудолюбия, дешевых квартир; призрение престарелых и увечных; открытие для малолетних школ, мастерских, убежищ; а также подготовка учителей для школ, где обучались глухонемые. Расширяются полномочия Алексеевского Главного комитета, особенно после русско-японской войны когда???? и в период войны 1914 г. Большое внимание уделяется судьбе детей, чьи родители погибли во время японской войны. Из средств государственного казначейства им предоставлялось пособие. В 1917 г. накануне революционных событий в России при Временном правительстве (оно должно проводить мероприятия в области государственного призрения) было создано Министерство государственного призрения. С его образованием в России практически осуществилась идея многих поколений о государственном регулировании проблем социальной сферы. Направления его деятельности: о временном законодательстве общественного призрения, о специальных налогах на призрение, о местных органах самоуправления, а также организации особого ведомства, которое бы взяло на себя функции, ликвидированных ведомств Императрицы Марии Федоровны, Александры Федоровны и др. На нём обсуждались и вопросы обязательного призрения в России. Категории лиц обязательного призрения: — дети разных категорий, находящиеся в беспомощном положении; — калеки и престарелые, нетрудоспособные; — хронические больные. В пореформенный период общественное призрение в России начинает развиваться по нескольким направлениям: система приказов постепенно заменяется земской, волостной и городской системами помощи и поддержки. Появляются новые формы помощи нуждающимся, расширяется сеть социальных услуг в области общественного призрения. В пореформенный период сначала в губерниях общественное призрение представлено в двух своих основных формах: старых – приказах общественного призрения, и новых – земских учреждениях. По сути дела, в губерниях сложилась двойная система управления общественным призрением. Земское управление общественным призрением по сравнению с приказным оказалось прогрессивнее и предпочтительнее. В 90-х гг. оно в 1, 5 раза превосходило по количеству учреждений всю приказную дореформенную систему общественного призрения во всех 55 губерниях. Они предоставляли и более расширенную систему помощи, которая охватывала и устоявшиеся группы населения, и новые формы призрения и воспитания детей, предупреждения обнищания населения. Формы земского призрения могли быть различными. Появляются различные виды патронажа детей. Более распространенной формой было призрение за счет благотворительных обществ. Призрение и воспитание детей не ограничивается лишь организацией учреждений такого вида. Для взрослых детей открывались ремесленные классы, для детей «заброшенных и преступных» — земледельческие колонии и ремесленно-исправительные приюты. Земские учреждения осуществляли дифференцированный подход к проблемам нуждающихся. Здесь существовали не только особые формы призрения в богадельнях, предоставляющих различные виды помощи, но и при выдаче пособий создавались специальные фонды отдельно для ремесленников, «дряхлых и больных», «бедных женщин», «учителям и учительницам» (из общей массы нуждающихся выделялись профессиональные нищие). Земские учреждения вели не менее важную работу по профилактике обнищания. С этой целью были созданы ссудно-благо-творительные капиталы, эмеритальные кассы, средства которых направлялись на поддержку переселенцев, на ремонт и постройку квартир, домов, для уплаты налогов недоимщиков, дабы предупредить их разорение. Эмеритальные кассы выплачивали пенсии земским служащим (что особенно важно было для сельских учителей), а также в случае смерти служащего оказывали материальную помощь его семье, детям. Кроме того, земства осуществляли выдачу единовременных пособий к различным праздникам (Рождество, Пасха), вносили плату за обучение учащихся в мужских и женских гимназиях. Земства также занимались общественными работами. Условно в деятельности земской помощи в виде общественных работ можно выделить два этапа: 1) первое десятилетие после отмены крепостного права; 2) с начала XX в. Земские общественные работы на первом этапе связаны со строительством железной дороги в 1868 г., а также с работами по ирригации полей и лесонасаждениям (особенно в неурожайный 1873 г.). В результате трудовая помощь становится частью земской «социальной деятельности». В этот период отчетливо проявилась специфика в практике крестьянского, городского, церковно-приходского призрения. Волостное и сельское призрение развиваются как самостоятельные сферы общественного призрения. Сельское и волостное призрение играли существенную роль в деле общественного призрения. Однако законодательство, по сути, закрепило за ними архаические способы помощи. Сельскому начальству в лице старост и волостных старшин предписывались ст. 698 и 699 Устава общественного призрения осуществлять надзор за заведениями общественного призрения, если такие были, а также за тем, чтобы отдельные члены сельских обществ не занимались «прошением милостыни» по своей лености. В практике крестьянского призрения основными формами общественного призрения являлись: натуральные пособия (хлеб, соль, зерно); общинное или родственное призрение; добровольное подаяние деньгами, хлебом, одеждой (милостыня); помещение за счет общества в учреждения призрения; освобождение от платежей, распределение их на общество; помощь в полевых работах. Городская система помощи в пореформенный период приобретает новые черты. С образованием нового социально-экономического пространства становится все больше городов, в частности промышленных. Однако урбанизация несла в себе не только позитивное, но и негативное начало, поскольку возникали определенные социальные проблемы (высокая плата за жилье, безработица, что не могло не отразиться на малоимущих и беднейших слоях населения). К тому же намечается рост различных форм социальной патологии: профессиональное нищенство, проституция, детская безнадзорность. Городские учреждения общественного призрения представляли достаточно разветвленную сеть общественной помощи и поддержки: предупреждение бедности, призрение бедных, защита детей и взрослых. Намечались и определенные направления помощи нуждающимся: юридическая и медицинская помощь; устройство санаторий; устройство бюро для приискания работы; трудовая помощь (организация работ, артелей, мастерских, снабжение необходимыми инструментами); содействие профессиональному обучению; устройство чтений, библиотек; устройство попечительских лавок и обществ; хлопоты по освобождению нуждающихся от разных денежных повинностей и расходов (плата за учение, лечение в больницах и др.); содействие и помощь всяким организациям, работающим в этой же области; собирание и разбор статистических данных и специальные исследования для наилучшей организации борьбы с бедностью; наблюдение, изучение и забота об улучшении санитарных условий. Нельзя говорить о какой-то единой схеме общественного призрения, так как его особая часть связана с городским самоуправлением и частной инициативой. Однако можно выделить общие черты в городском призрении: раздача денежных пособий, плата за лечение, деятельность по локализации проблем социальной патологии, призрение детства. Приветствовалась и частная инициатива (дома трудолюбия в Кронштадте). Формирование городской структуры происходило и вокруг объединения государственных и частных программ по локализации тех или иных явлений. Особо остро стояла проблема с профессиональным нищенством. Характерна в этом отношении деятельность попечительств о бедных. Первые общественные попечительства о бедных появляются в 1903 г. в Москве и в 1908 г. – в Петербурге. В 80-90-х годах начинается активизация приходской деятельности в селениях и городах. Наступает новый этап в благотворительной деятельности русского прихода. Призрение не ограничивается только вспомоществованием. Приход организует амбулаторное лечение, христианское просвещение, обучение детей и взрослых через систему воскресных и церковно-приходских школ. Новый этап церковно-приходского призрения (по Е. Максимову) связан с таким основным противоречием, когда церковь стремилась самостоятельно управлять своими капиталами, но не могла обойтись без добровольной деятельности прихожан в деле помощи и поддержки. С 1894 г. намечается рост церковно-приходских попечительств. Приходская благотворительность осуществлялась в следующих основных формах: материальная и медицинская помощь; помощь просветительской деятельности. Материальная помощь включала в себя помощь натурой: «раздача платья», продуктов, взносы за обучение и содержание в богадельнях, плата за проживание, а также предоставление дешевых обедов. Медицинская выражалась в оказании помощи врача и бесплатном предоставлении лекарств больным. Довольно большое место в деле народного просвещения занимали церковно-приходские школы. К нач. XX в.: 1. социальная работа как вид социальной помощи выходит на новую ступень, 2. заметное оживление интереса общества, частных лиц и церкви к вопросам попечения нуждающихся (благотворительные заведения и общества разделены на две категории: для детей (заведения для призрения и воспитания малолетних и несовершеннолетних, заведения дешевого и бесплатного обучения) и для взрослых), 3. складывается структура обществ и благотворительных учреждений различных типов: 1. Общества: Императорское Человеколюбивое общество; общества попечения о тюрьмах, вспомоществования учащихся, посещения бедных, попечения о раненых и больных, дешевых и бесплатных квартир, в пользу славян и т. п. 2. Ведомства и попечительства: Ведомство Учреждений императрицы Марии; Попечительство о домах трудолюбия и работных домах; Алексеевский Главный комитет и др. 3. Богадельни: богоугодные заведения различных наименований (собственно богадельни, особые военные богадельни, убогие дома, убежища и др.).. 4. Детские учреждения: приюты, воспитательные дома, бесплатные школы, исправительные учебные заведения, приюты и училища для больных детей (слепых, глухонемых, увечных). 5. Приказы общественного призрения: сеть благотворительных и воспитательных заведений (богадельни, приюты, больницы, школы и т. п.). 6. Приюты: ночлежные приюты, приюты для служащих, магдаленские убежища, вдовьи дома. 7. Трудовая помощь: дома трудолюбия, работные дома, земледельческие и рабочие колонии, тюремные патронаты и др. 8. Общественное питание: народные кухни, народные (бесплатные или дешевые) столовые, пекарни. 9. Врачебная помощь: бесплатные и дешевые больницы, лечебницы для приходящих, бесплатные аптеки; 4. начинает разрабатываться методология подхода к социальной помощи, появляются первые научные исследования по проблемам социальной патологии, формы организации и контроля нуждающихся в помощи по территориальному принципу, дифференцированный подход к категориям призреваемых и развитие принципа «трудовой помощи»; происходит зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных работников; 5. появляется такая форма социальной помощи, как «социокультурная анимация». Таким образом, на рубеже веков Россия вплотную подошла к практическому оформлению профессиональной деятельности в области общественного призрения с системой институтов помощи, программами профессиональной подготовки, что ставило ее в один ряд с такими европейскими государствами, как Англия, Франция, Германия, Бельгия, скандинавские страны и др. Тем не менее, система общественного призрения на рубежа веков, несмотря на определенные позитивные шаги в своем развитии, так и не смогла решить проблемы профессионального нищенства, детской безнадзорности, различных форм социальной патологии – проституции, алкоголизма, суицида. Неэффективно решались вопросы и в области законодательства и общественного призрения. Основные социальные проблемы российского общества и пути их решения в пореформенный период:
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |