Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессный подход к исследованию

План

Методологические подходы к ИСУ.

Лекция 6

 


1. Понятие подхода

2. Диалектический подход к исследованию.

3. Процессный подход.

4. Ситуационный подход.

5. Функциональный подход.

6. Системный подход к ИСУ.

 

Методологию исследования следу­ет понимать

1. как совокупность целей, гипотез, подходов, принци­пов, методов логической организации, используемых при изучении явлений и осуществлении познавательной деятельности.

2. совокупность целей и исходных идей, путей, средств и методов изучения явлений.

 

Использование любой методологии определяет применение того или иного подхода к исследованию.

Подход — это ракурс исследования, исходная позиция, отправная точка, с кото­рой исследование начинается и которая определяет его направленность от­носительно цели.

Диалектический подход к исследованию

 

Всеобщим методом научного мышления, охватывающим все явления материального и духовного мира, является диалектика. Диалектика как теория познания раскрывает процесс познания, взаимодействие его основных элементов в процессе постижения истины.

Диалектика требует от исследователя рассматривать изучаемый объект как определенное звено в бесконечной цепи связей, изучать отношения и зависимость предмета от других предметов.

Это означает, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его стороны и связи. При этом развитие проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком уровне и все это осуществляется по спирали.

 

Таким образом, диалектический подход к исследованию требует:

· рассматривать все связи и взаимообусловленности изучаемого объекта;

· рассматривать объект изучения в динамике (в процессе функционирования);

· опираться на известные законы диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей – все вещи, явления, процессы материального мира и их отражение в человеческом сознании рассматриваются как сложные системы, элементы которых являются по отношению друг к другу противоположностями. Закон раскрывает внутренний источник саморазвития всех вещей и явлений материального мира, сущность внутренних движущих сил всякого развития.

Закон перехода количества в качество – определяет содержание любого процесса как единство медленных количественных изменений внутри данного качества. Закон раскрывает особенности переходов от одного состояния к другом у. Он отражает внутреннюю, общую для всех вещей и явлений специфику развития каждого данного качества и диалектического превращения его в новое качество путем скачка.

Закон отрицания отрицания – каждый данный уровень развития, каждая конкретная вещь или явление есть отрицание своей предшествующей ступени по отношению к еще более раннему уровню.

При этом каждая ступень отрицания отрицания существует только потому, что она выступает как необходимый элемент преемственного и спиралеобразного процесса всеобщего развития. Закон раскрывает общую связь процесса развития и его основную тенденцию – путь от старого к новому, от настоящего к будущему.

 

Практическая формула диалектического подхода заключается в выборе принципов его реализации, а также в сочетании с другими подходами, которые он не должен отрицать.

Система принципов диалектического подхода к исследованию включает в себя следующие принципы:

1. Принцип объективности, который, быть может, наиболее ярко прояв­ляется в построении гипотез, оценках его результатов.

2. Принцип движения и развития. Все явления необходимо рассматри­вать с учетом их функционирования и изменения качества, увеличе­ния жизнеспособности, приспособления к условиям.

3. Принцип противоречивости является важнейшим принципом диалек­тического подхода. Он предписывает поиск противоречий, как веду­щей силы всяких изменений. Он включает в себя и соответствующую оценку альтернатив, действия противоположностей, связей и зависи­мостей.

4. Принцип научности, который устанавливает функции исследования, заключающиеся в необходимости описания, объяснения и предвиде­ния явлений. Действительная научность проявляется в возможности предвидеть и на этой основе использовать результаты исследования.

5. Принцип взаимодействия. Диалектический подход построен на учете разнообразия связей, их системности, многовариантности.

 

.

 

Процесс - это последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь; развитие какого-либо явления.

 

Данный подход рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение взаимосвязанных между собой общих функций управления.

Процесс управления является общей суммой всех функций. Причем выполнение каждой работы и общих функций управления также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность непрерывных действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты (рис. 1).

 

Концепция открытой системы использует взаимосвязь между тремя переменными:

· входы – идеи, материальные ресурсы, люди, информация

· действия - изменение ресурсов, входящих в систему, и превращение их в выходы (продукты и услуги)

· выходы – результаты действий: продукты и услуги, решения, информация

 
 


Рис. 1. Основные составляющие процесса исследования

Преимущество процессного подхода состоит в следующем:

· непрерывности взаимосвязанного проведения исследовательских работ;

· получении синергетического исследовательского результата;

· постоянном улучшении процессов, основанных на объективных результатах исследования.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Критические (пограничные значения) статистики Дарбина-Уотсона | Системный анализ в исследовании систем управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.